Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Чистый воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Белоусова Мария Дмитриевна

 

НОД. Образовательная область: Познавательное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Московского района г. Санкт-Петербург

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Чистый воздух»

                     

                                Выполнила:

                                                                       Воспитатель ГБДОУ детский сад № 2

                                                         Белоусова Мария  Дмитриевна

Санкт-Петербург

2014год

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Чистый воздух»

Образовательная область: Познавательное развитие.

Программное содержание: Уточнить и расширить представления детей о воздухе. Формировать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья и всех живых существ. Формировать осознанное отношение к своему здоровью. Развивать познавательную активность; память, внимание, мышление, речь; коммуникативные навыки, умение сотрудничать. Воспитывать самостоятельность; умение работать в команде. Воспитывать желание охранять и защищать природу от вредного воздействия деятельности человека.

Предварительная работа: Беседа о воздухе, отгадывание загадок о воздухе, чтение литературы по экологической тематике, опыты с воздухом.

Оборудование и материалы: Сундучок с письмом, письмо - маршрут поиска клада, Картинки источников загрязнения воздуха, экологически чистых мест,  иллюстрации с природой. Марля для опыта.

Формы непосредственно образовательной деятельности: Игровой элемент (прием), отгадывание загадки, беседы, Опыты (эксперименты), физминутка

Формы организации: группа детей, индивидуальная.

Последующая работа: беседы о воздухе,  расширение знаний о свойствах воздуха, опытно экспериментальная деятельность

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель: Способствовать подготовке детей к совместной работе, создать интерес к предстоящей деятельности

Методы: вопросы, сюрпризный момент, загадка

Воспитатель: Ребята, вы любите играть?

Предполагаемые ответы детей: Да

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Найди клад». Поможет нам схема поиска.

( Дети по схеме ищут клад, находят сундучок).

Воспитатель: Интересно, что в нём? Ребята, что это может быть? Я ничего не вижу, а вы?

Дети  открывают сундучок, в нём письмо-загадка.

Предполагаемые ответы детей: Здесь только письмо и больше ничего нет.

Воспитатель: В этом письме загадка, возможно, она даст нам разъяснение, где же клад?

Через нос проходит в грудь.

И обратно держит путь

Он невидимый, но всё же.

Без него мы жить не сможем.

Что же это?

Предполагаемые ответы детей: Воздух

Воспитатель: Правильно. Теперь мы знаем, что в сундучке находится воздух.

Мы искали клад, оказалось, нашли только воздух. Возможно, воздух и есть клад, как вы считаете, ребята?

Предполагаемые ответы детей: Да

Воспитатель: Давайте узнаем, так ли это.

2

Основная часть.

А. Актуализация опорных знаний

Цель: Уточнить знания о значении воздуха для жизни, побуждать высказываться, используя ранее полученные знания

Методы: Вопросы, опыты (экспериментирование)

Воспитатель: Ребята, вы можете сказать, почему воздух невидим и для чего он нужен? 

Предполагаемые ответы детей: Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздух не имеет цвета. Он бесцветный, прозрачный. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить.

Воспитатель: Молодцы. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить. Давайте вспомним опыт по обнаружению воздуха. Сейчас глубоко вздохнем носом и выдохнем воздух через рот и поднесем ко рту ладошку.

Воспитатель:  Что вы чувствуете?

Предполагаемые ответы детей: Тёплый ветерок – это и есть воздух, который согрелся у нас в организме и стал теплым.

 Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним опыт, который показывает нам, как долго мы сможем не дышать. Вдохните, закройте рот, зажмите пальцами нос и попробуйте некоторое время не дышать. Кому станет трудно – вздохните.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы можем сделать?

Предполагаемые ответы детей: Без воздуха человек не может прожить даже пять минут.

Воспитатель: Как вы думаете, только человек не сможет прожить без воздуха?

Предполагаемые ответы детей: Животные, птицы, растения.

Воспитатель: Правильно. Дышит все живое: и животные и растения также не могли бы прожить без воздуха.

Б. Формирование новых знаний

Цель: Формировать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья и всех живых существ, умение делать выводы,

Методы: Беседа, картинки с изображением города, леса;  опыты, физминутка, дыхательная гимнастика

Воспитатель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание, что для здоровья нам нужен чистый воздух. Но не всегда в наших больших городах воздух бывает чистым. Подумайте, почему в городе воздух загрязненный?

Предполагаемые ответы детей: Газуют машины, дымят трубы заводов.

Воспитатель: Действительно в городах много домов, зданий, фабрик, ездит много машин.

 (воспитатель показывает  картинку, на которой изображен город). Машины, едут, газуют. Работают фабрики, заводы – из труб идет дым. Дым попадает в воздух, и он становится грязным. Все загрязняющие вещества, очень вредные для всего живого, оказались в воздухе. И получается, что мы с вами дышим таким воздухом.

Что же надо делать, что бы воздух города был чище? Что б дышать было легче людям? Послушайте внимательно, что я вам расскажу:

На трубы фабрик и заводов устанавливаются фильтры, специальные устройства, которые задерживают загрязняющие вещества, и очищают воздух. Необходимо вовремя убирать мусор, поливать тротуары и дорожки, людям сажать деревья и цветы.

Давайте проведем опыт и посмотрим, как же фильтры задерживают ненужные нам вещества.

(воспитатель поджигает бумагу, сверху держит марлю, а затем показывает, что осталось на марле. Обращает внимание, что самим детям такой опыт проводить ни в коем случае нельзя).

Воспитатель: Подумайте, где всегда воздух бывает чистым?

Предполагаемые ответы детей: В лесу, на природе, в местах отдаленных от города

Воспитатель: Правильно. Давайте представим, что мы оказались в лесу. (воспитатель показывает  картинку, на которой изображен лес, природа). Звучит спокойная музыка, дети закрывают глаза.  В лесу тихо и спокойно, нет городского шума от машин, заводов, только слышно пение птиц да шелест листьев («звуки леса» в записи).

В лесу дышится легко. Почему?

Дети: Воздух чистый, и приятно пахнет.

Воспитатель: Правильно. Потому что в лесу много растений, деревьев, а они очищают воздух. Это фильтры, которые создала сама природа.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем - Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем - Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Воспитатель: Что можно сделать для того, чтобы и в городе воздух был чище? Как помочь городу?

Предполагаемые ответы детей: Надо сажать деревья, кустарники. Не ломать деревья, не губить кусты, оберегать молоденькие деревца, создавать парки.

Воспитатель:  Правильно, молодцы ребята.

Когда человек долго не бывает на свежем, чистом воздухе, что с ним бывает?

Предполагаемые ответы детей: Он себя плохо чувствует, у него болит голова.

Воспитатель:  Прогулки на свежем воздухе укрепляют здоровье человека, и улучшают настроение. Лучше гулять там, где много деревьев, в парке, в лесу, подальше от больших дорог, гаражей, заводов.

Воспитатель: Как вы думаете, а в нашей групповой комнате воздух чистый?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Воспитатель: Правильно. В нашей групповой комнате много комнатных растений, которые очищают воздух. А еще мы проветриваем нашу комнату. А раз воздух у нас чистый, то давайте подышим для здоровья и сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика «Бегемотики»:

И. П. Лежа или сидя

Педагог: Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики (положить руку на область диафрагмы).

То животик поднимается (вдох) 

То животик опускается (Выдох).

3

Подведение итогов

Цель: Закрепить представление детей о чистом воздухе. Выявить затруднения и степень усвоение нового материала.

Методы: Открытые вопросы, поощрение, мотивация к последующей деятельности. Дидактическая игра

Воспитатель: Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух.

Как помочь воздуху стать чище?

Предполагаемые ответы детей: Нужно беречь растения и сажать больше деревьев.

Воспитатель:  А где воздух чистый и почему?

Предполагаемые ответы детей: В лесах, потому что там много растений, а они очищают воздух.

Игра «чистый воздух»

воспитатель раздает детям  картинки с изображением города, леса, завода и другие.  И предлагает выбрать те, которые помогают нам понять, что воздух чище и дышится легче.

Воспитатель:  Я думаю, что теперь вы сможете ответить на вопрос, который я задала в начале занятия: является ли воздух бесценным кладом? Почему вы так думаете?

Предполагаемые ответы детей: Да, без воздуха нет жизни.

Воспитатель:  Да, совершенно верно, и этот клад нужно беречь от загрязнения.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Наша работа сегодня закончена, но мы снова вернемся сюда для дальнейших исследований.

Дома расскажите родителям все, что вы узнали о воздухе, и нарисуйте  те места, где воздух чистый  и легко дышать. А мы организуем выставку ваших рисунков.

Мне очень понравилось, как вы занимались, и я предлагаю вам игру, для которой тоже нужен воздух. Попробуйте догадаться – что это. Да, конечно – это мыльные пузыри. Мы ловим его и запираем в тонкую мыльную оболочку.

(воспитатель  предлагает детям мыльные пузыри. Дети играют).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области « Познание». Тема «Домашние животные. Кошки – друзья человека".

Конспект занятия  по окружающему миру  с использованием современных образовательных технологий  в старшей группе детского сада....

Конспект непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Секреты воздуха»

Образовательная область: познавательное развитие, исследовательская деятельность, социально – коммуникативное.        Цель: Развивать познавательную активность...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)

Цель НОД: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.Задачи НОД:Обучающие:- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народ...