Мини-деятельность детей подготовительной к школе группы "Друзья природы" (Экология, развитие речи)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Платонова Ольга Федоровна

Мини-деятельность детей подготовительной к школе группы "Друзья природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nood.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Мини - деятельность детей подготовительной к школе группы

на тему: « Друзья природы»

Цель: развивать познавательную активность у детей.

         Задачи

Образовательные:

Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать; формировать представление об экологических проблемах, которые возникают по вине человека;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к миру природы, представление о том, какие действия вредят природе; развивать речь в беседе, логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы, умозаключения, мелкую моторику рук; развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного;

Воспитательные:

Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе; воспитывать любовь к художественной литературе, музыке; прививать трудовые природоведческие навыки.

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация»,  «Труд», «Музыка», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Оборудование и материал:

Торфяные горшочки, земля, лейки с водой, саженцы сосны,  салфетки, фартуки для детей и воспитателей, клеёнка на столы, перчатки для воспитателя.

Наглядно – демонстрационный материал:

Мультимедийные презентации:  «Правила поведения в природе», «Матушка Земля», медали «Юные защитники природы».

Аппаратное и программное обеспечение: телевизор (проектор), ноутбук (MS Power Point).

Методические приёмы: Художественное слово, игровая мотивация, беседа, отгадывание загадки, объяснение, показ, создание проблемной ситуации, хоровые и индивидуальные ответы детей, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, трудовая деятельность,  использование  ИКТ.

Словарная работа:

Правила поведения, питомник, саженцы.

Предварительная работа:

Беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.

Ход:

Звучит музыка, дети становятся в круг, совершают ритуал приветствия.

Воспитатель: Ребята, приготовьте ладошки, на мои слова поочерёдно будем касаться пальцами одной руки пальцев другой руки.

Здравствуй солнце золотое, (Касаются большие пальцы друг друга)

Здравствуй, небо голубое, (Касаются указательные пальцы)

Здравствуй ,вольный ветерок ,(Касаются средние пальцы)

Здравствуй, синий ручеёк, (Касаются безымянные пальцы)

Все живём в одном краю, всех я вас приветствую! (Касаются мизинцы обеих рук и ладошки открываются).

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим свои лучезарные улыбки нашим гостям, чтобы у всех было хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, в каком краю мы живем? (В Мордовии). Да, ребята, наша Мордовия богата природой, скажите, что относится к природе? ( леса и поля, реки и озёры и др.) А можно назвать человека частью природы? Как  вы  думаете? Почему? Хотите послушать сказку? (Показ презентации)

Воспитатель сопровождает показ словами: В некотором царстве, в некотором государстве   жила - была матушка, и звали ее Земля. Мудрая Матушка Земля над поверхностью своей распахнула Небо, чтобы все могли дышать, а птицы в воздухе летать. Мудрая матушка Земля так щедро расплескала воду, чтобы  все живое могло пить ее и получить свободу. На каменный покров тонким слоем землю наложила,  чтоб для большинства ее детей кормилицей  Земля была и уютным домом стала.  Текла река по берегам  волнистая, пушистая, игристая да такая чистая! Мудрая матушка Земля Человека сотворила, чтоб помощником он верным был, защитником и другом для природы. Хотели бы вы, чтобы наша природа всегда была такой красивой? Что дает нам природа? (ответы детей) Но случилась вдруг беда, и  откуда, и когда? Вырос будто из земли на другом конце реки огромный  завод, много труб один отвод. Начал речку загрязнять, а директор стал молчать. Что же люди теперь, не помогут бедной ей? Но человек стал забывать, что богатства природы не бесконечны, и зачастую он берет от природы больше, чем сможет отдать ей. Книга природы открывает  для нас всё, но ее могут читать только те, кто бережёт  ее. Каждый по-своему любит и по-разному к ней относится. Один посадит деревце, вылечит раненую птицу, не разрушит птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы на полянке, не пожалеет ни бабочек, ни пчел, забросает банками, склянками лужок, ручеек.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам прогуляться по лесу:

Физкультминутка:

Дети по лесу гуляли (шагают  за воспитателем),

За природой наблюдали ( смотрят по сторонам),

Вверх на солнце посмотрели ( поднимают голову кверху),

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.(присели на корточки)

А потом все дружно встали, (поднимаются на носочки)

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)

Ногами топаем, (топают ногами)

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали.

Дети садятся на стульчики.

          Воспитатель:  Ребята, послушайте загадку.

Ребята, отгадайте загадку:

Он красив и ярко – красен.

Но он жгуч, горяч, опасен! (огонь)

 Воспитатель: Огонь людям стал другом, когда? (дети перечисляют). Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица "Дерево с огнем не дружит". И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда! А что может произойти? (пожар) (Показ слайдов)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран, видите, что может случиться с природой по вине человека, при пожаре погибнет всё: и деревья, и животные, и цветы, и насекомые, и птицы. Языки пламени уничтожат всё на своём пути. Очень трудно бороться с такими сильными пожарами, даже людям такой профессии как показано здесь, как называется эта профессия?(Пожарные) Деревья не могут уже расти, они обгорели. С помощью техники распиливают больные деревья, расчищают место после пожара, подготавливают землю, чтобы посадить новый лес. Человек всегда может исправить свои ошибки, задуматься над своим жестоким поведением к природе. Ребята, есть такое место, где выращивают новые деревья. Это место называется питомник (воспитатель проводит   словарную работу). У нас в Мордовии он находится в Краснослабодском районе .  Прежде чем посадить такие маленькие и  хрупкие  саженцы сосны, необходимо вырастить их в горшочках, а только потом сажать в открытую землю(воспитатель объясняет значение слова саженцы).

Совместная трудовая деятельность воспитателя  с детьми.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сегодня  посадить саженцы сосны, привезённые из питомника, согласны? У нас есть горшочки с землёй и саженцы. Я посажу саженцы в землю (воспитатель сажает саженцы). Вот и всё?! Теперь будут расти у нас саженцы, правильно, ребята? (Нет, нужно их полить, без воды расти деревца не будут). Воспитатель хвалит детей за ответы. (Дети поливают саженцы в горшочках).

Друзья природы составили и придумали “Правила  поведения в лесу”, т.е. как человеку нужно вести себя. Обратите ваше внимание на экран, давайте их назовем (дети называют правила поведения в природе). Дети называют по одному правилу.

Воспитатель подводит итог чтением четверостишия:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

                             На планете мы останемся одни.   (В. Берестов)

          Воспитатель: Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо! Сегодня я решила посвятить вас в «Юные друзья природы». Друг природы – человек, который любит, бережёт и охраняет её. Вручаю вам медаль «Юные друзья природы». Я думаю, вы будете беречь и охранять нашу Землю-матушку, она вас благодарить за это будет.

Подведение итогов ( дети перечисляют, что они делали на протяжении совместной деятельности с воспитателем)

Воспитатель читает стихотворение:

Давайте будем

Дружить друг с другом,

 Как птицы – с небом,

 Как рыба – с морем,

 Трава с дождями,

 Как дружит солнце

 Со всеми нами!

В конце мини-деятельности воспитатель вручает детям горшочки с саженцами, просит позаботиться о них и когда они немного окрепнут, высадить их на участке детского сада вместе с воспитателем.

      Литература:

  1. Кондратьева Л.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. СПб: «Детство-пресс», 2001.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог .  «Мозаика-синтез», 1999.
  3. Грехова Л.И. В союзе с природой. М.:Илекса, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».

Родительское собрание«Развитие речи детей в подготовительной к школе  группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».Думаю, никто не станет возражать против того факта, что ...

Мастер класс для родителей детей подготовительной к школе группе «Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цели:* Повышение педагогической культуры родителей;*Познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;*Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к зауч...