Педсовет "Что такое экологическое воспитание дошкольников"
материал по окружающему миру на тему

Хмурова Ольга Александровна

Педсовет "Что такое экологическое воспитание дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_ekologiya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад №8 «Звёздочка»  городского округа город Мантурово

Костромской области

Педсовет – деловая игра:

«Что такое экологическое  воспитание дошкольников в ДОУ?»

                                                                          Подготовила:

                                                                             ст. воспитатель  

МБДОУ д/с №8«Звездочка»

                                                                               Хмурова  О.А.

2015 г.

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

                       «Что такое экологическое  воспитание дошкольников в ДОУ?»

Цель: 

  • закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива;
  • установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения;
  • активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;
  • совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Организация игры

На столах лежат соответствующие карточки. Если воспитатель готова ответить на вопрос, она поднимает карточку. Если ответ неверный, право ответа переходит другому воспитателю. Воспитатели имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа.

Ведущий 

знакомит с правилами игры, зачитывает задание с карточек, следит за регламентом.

  Оборудование: плакаты, выдержки, карандаши, ножницы, клей, картон, фломастеры.

Ход игры.

Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки, видеофильма «Моя планета» читает стихотворение.

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Ведущий: Мы рады приветствовать в этом зале всех, кто хочет показать свои знания по теме «Экологическое воспитание в ДОУ»

Мало любить природу, любоваться ее красотой, нужно приложить все силы, чтобы она стала еще краше, и богаче.

В игре нашим участникам понадобятся настойчивость, любознательность, фантазия, знание программного материала, методик, технологий, а также умение работать в команде и отстаивать свою точку зрения.

1 часть. Теоретическая.

1) Блицопрос. (каждому  воспитателю задается по одному вопросу. За правильный ответ воспитатель получает 1балл).

  1. Условия необходимые для экологического воспитания детей?

                 (Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

  1. Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

  1. Перечислите, какие комнатные цветы должны находиться в группах младшего возраста. Объясните свой выбор.

( Камелия, бальзамин, бегония, герань, т.е растения, у которых четко выражены стебель, лист. Воспитанники 2младшей группы должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их части - стебель, лист, цветок);

  1. Назовите основные  компоненты, которые включает в себя экологическая культура.  

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

  1. Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

                                        ( Игра, элементарные опыты и моделирование)

  1. Назовите основной метод, который используется в экологическом воспитании дошкольников

(Наблюдение-это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.)

  1. Зачем нужно вести календарь погоды детям

(Ведение календаря развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.)

  1. Почему особое место в ознакомлении детей с природой относится огород
    на окне.                      

                               (воспитываем навыки экологической культуры)

9. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей, ...»

•  Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные
занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике и развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры

 

10.      На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?

11.Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на 1-е место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд, положение):

•  Наличие как можно большего числа видов растений и животных

•  Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины)

•  Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода

•  Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых)

•  Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными

•  Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы

2). Брейн Ринг (каждому воспитателю по одному вопросу)

1.Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)

  1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

  1. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей….. »

(Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: непосредственно-образовательную деятельность, прогулки, режимные моменты, игры).

2 часть. Практическая.

1 задание.

Дайте краткую характеристику предложенной Вам программы экологического воспитания дошкольников.

 (Каждая команда выбирает конверт с предложенной программой)

  • Рыжова Н.А. Программа «Наш дом-природа»: - М.: Карапуз-Дидактика, 2005.;
  • Николаева С.Н. «Юный эколог».- М.: Мозаика-Синтез,2004;
  • Кондратьева Н.Н. «Мы»: программа экологического образования дошкольников.- СПб.: Детство-пресс,2002.

2задание.

 Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в непосредственно-образовательную деятельность:

  • по физической культуре;
  • музыке;
  • в занятия познавательного цикла.

3 задание.

Постройте схематически систему педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей

 (Специально организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей).

4задание.

Вам предлагаются диагностические карты знаний и умений детей «Экологическое воспитание: мир природы и ребенок». Расскажите, как Вы будете диагностировать следующие знания, умения и навыки детей в подготовительной к школе группе (Вытягивают конверты ):

  • Владение навыками экологически безопасного поведения в природе;
  • стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;         
  • умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  • умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности;
  • отношение детей к природе.

(используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке, во время прогулки, моделирование ситуаций выбора между оказанием помощи живому существу и более привлекательным занятием)

5 задание.

На столе лежат карточки  различных цветов, на которых указаны определенные темы. Вам необходимо составить систему вопросов для  бесед с детьми по выбранной теме  («Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Деревья»)

   

6 задание.

Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на 1-е место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд, положение):

  • Наличие как можно большего числа видов растений и животных
  • Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины)
  • Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода
  • Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых)
  • Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными
  • Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами  живой природы
  • Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы

           

3часть. В споре рождается истина.

Один воспитатель – выступает с позиции педагога, другой - родителей, третий  - ученые

На обсуждение выносятся вопросы:

  • Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе? Важно ли оно для успешного усвоения детьми экологических знаний?
  • Решая вопросы экологического воспитания дошкольников воспитателю достаточно ли привлекать родителей только к совместным мероприятиям?

(Работу с родителями надо строить в рамках системы «воспитатели – родители – дети - природа». Экологическое образование дошкольников надо рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленной на формирование экологической культуры всех членов семьи. Компоненты просвещения родителей: познавательный, ценностный, нормативный,  деятельностный)

3 часть. Творческая.

Ведущий. Современный человек стал жить совсем по другим законам и правилам. Поэтому везде, где бы он не появился, его сопровождает мусор, который уже не нужен не только самому человеку, но и не может быть использован никакими другими организмами. Правда, можно попробовать использовать мусор еще в каких-либо целях. Тогда мусор перестанет быть мусором и снова станет полезной вещью. Сегодня каждая из команд, используя свою выдумку и фантазию,  постарается изготовить из ненужного мусора какую-либо поделку.

1 задание. «Новая жизнь ненужному мусору»

Каждая из воспитателей выбирает  любой из использованных материалов и за 5минут должна создать любую запоминающуюся поделку, либо какой-нибудь яркий шедевр.

2 задание. Музыкальный калейдоскоп.

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:

  • Ромашки, лес
  • птицы, вода
  • береза, сопки

Наша игра подошла к концу. Спасибо за участие и внимание.

        

Список литературы:

1.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

2.Бушнева И.М. и другие. Педагогические советы. - Волгоград: Учитель, 2010.Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников//Дошкольное воспитание. - 2000.- №7- с.58-63

3.Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования - М.: Мозаика - Синтез,2012.

4.Горбатенко О.Ф.. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2008.

5.Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологичесукого воспитания дошкольников.-СПб.:Детство-Пресс,2003.

6.Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2007.

7.Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду - М.: Мозаика – Синтез, 2004.

8.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей. - М.: Просвещение, 2004 Рыжова Н.А.Программа «Наш дом-природа»-М.: «Карапуз-Дидактика»,2005.

9.Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001.

10.Соломенкова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и  методические рекомендации.-3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.

11.Соломенкова О.А.Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.

  • Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в непосредственно-образовательную деятельность:
  • музыке;

Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в непосредственно-образовательную деятельность:

  • в занятия познавательного цикла.

Вам необходимо составить систему вопросов для  бесед с детьми по теме  «Дикие животные»,

Вам необходимо составить систему вопросов для  бесед с детьми по теме  «Домашние животные

Вам необходимо составить систему вопросов для  бесед с детьми по теме  « «Времена года»,

Вам необходимо составить систему вопросов для  бесед с детьми по выбранной «Деревья»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Педсовет-деловая игра «Что такое экологическое воспитание дошкольников в ДОУ?»

Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....

Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.

Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...