проект модернизации развивающей предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности детей
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Симонова Евгения Александровна

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Данный проект расскажет как предметно-развивающая среда по поисково-исследовательской деятельности детей в детском саду «Теремок» обеспечивает  максимальную реализацию образовательного потенциала детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экспериментирование в ДОУ47.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к проекту модернизации развивающей предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности детей

в СП ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье детский сад «Теремок»

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Педагоги и психологи утверждают, что на полноценное развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание. Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, временем первоначального формирования  качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, — качеств и свойств, делающих его человеком.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Предметный мир должен обеспечивать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, поддерживать  познавательную  активность и   ее дальнейший  рост, создавать  условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Именно этими принципами  руководствуются  педагоги при оформлении предметной среды во всех возрастных группах в нашем детском саду в настоящее время, а примерно три года назад  развивающая среда в группах не способствовала  развитию у детей поисково-исследовательской деятельности, кроме этого наблюдался низкий уровень знаний у педагогов по развитию у детей познавательно - исследовательской активности,  а так же низкий уровень педагогической компетентности родителей в области детской исследовательской деятельности. Отсюда вытекала необходимость расширить и углубить знания о данных методах обучения, что и было сделано нашим педагогическим коллективом.

Одним из целевых ориентиров  на этапе завершения дошкольного образования  является  «…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать…»(п.4.6.«ФГОС ДО») Конкретное содержание образовательных областей зависит от «возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах ребенка» (п. 2.7.«ФГОС ДО»)

Исследование — универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в нашем дошкольном учреждении с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности  и обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности уединения.

Предметно-развивающая среда  обеспечивает реализацию основной общеобразовательной программы в  нашем дошкольном учреждении, но хочется обратить особое внимание на создание развивающей предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности детей.

Первым делом,   рабочая группа,   в составе педагогов и членов родительского комитета детского сада составили ООП ДО,  в которой особое место уделили созданию предметно-пространственной среды, как «поисковому полю» ребенка, которая стимулировала  проявления творческой  и познавательной активности ребенка в овладении представлениями об окружаемом мире и средствами его познания.  

Для реализации данной задачи педагоги

Во-первых, изучили исторический опыт и результаты экспериментальной инновационной работы по познавательно-исследовательской  деятельности детей в ДОУ.

 Во-вторых, наилучшие методы работы постарались успешно  внедрить  в работу. Разработали программу методической работы с педагогическими кадрами по повышению их профессиональной компетенции в заданной теме (см. «Приложение №1») и перспективный план познавательно-исследовательской деятельности детей и педагогов (см. «Приложение №2»), с использованием следующих источников: парциальной  программы  «Ребенок в мире поиска» под редакцией О.В.Дыбиной; Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.  «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»; Дыбина О.В. «Творим, изменяем, преобразуем»; Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».

В-третьих, постарались привлечь родителей к совместной деятельности с детьми  в целях  большей заинтересованности детей и стремления их к  активному участию в познавательном процессе, т.к. конкретные дела в стенах детского сада всегда значимы для ребенка.

      Дети любят что-то делать своими руками, демонстрировать конечный результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно вовлекая их в эту деятельность.

Вместе с тем на протяжении дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность детей претерпевает изменения в плане структуры и средств осуществления, поэтому  необходимо учитывать этот факт при создании предметной среды во всех  возрастных группах детского сада.

Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в предметно – манипуляторной деятельности, представляя собой простое, «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, появляется способность к простейшей категории предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, а так же орудийные действия. В дошкольный период «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в виды ориентировочных действий, опробования возможностей нового пути, чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно- исследовательская деятельность включает все средства ее осуществления.

Предметно-игровая среда по познавательно-исследовательской деятельности  в детском саду «Теремок»  служит зоной опережающего развития детей.В группах детского сада созданы центры: центр «Науки и природы»,  где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне,  «Я - исследователь», где проводят плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскоп и др.При оборудовании центра учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента. Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения. Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.
Во всех возрастных группах,  начиная с первой младшей группы,  есть специально  созданные уголки, которые способствуют расширению перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия, в виде экспериментальных лабораторий, типа «Почемучка», «Уголок Знайки», «Уголок моделирования», «Музыкальная лаборатория» и т.п., где дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстниками, или  заниматься самостоятельным  творчеством.
В мини- музеях детского сада, таких как «Музей часов», «Музей почтовой  открытки », «Путешествие в прошлое», «Музей  игрушки» и другие,  дети получают дополнительное образование: элементарные знания из области астрономии, географии, краеведения, экономики, экологии, математики-логики, социальной жизни, истории человека, истории своей страны, по основам безопасности жизни.

Все  условия, созданные для эффективной исследовательской совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей  позволяют уменьшить учебную нагрузку во всех возрастных группах, что немаловажно при современных требованиях Роспотребнадзора. Во-первых, предметно-развивающая среда по поисково-исследовательской деятельности детей в детском саду «Теремок» обеспечивает  максимальную реализацию образовательного потенциала. Во-вторых, она доступна. В-третьих, воспитатели при организации  предметной среды учитывают её организующую, воспитательную и развивающую функцию.

Цель организующей функции- предложить ребёнку всевозможный материал для его активного участия в исследовательской  деятельности. В определённом смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды педагоги стараются избавляться от загромождения пространства малофункциональными предметами, создать для ребёнка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз - рука"), роста и предметного мира взрослых (исследования Г.Н.Любимовой, С.Л.Новосёловой).

В соответствии с воспитательной функцией  среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимодействий, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция  среды  соответствует  "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребёнка.   Создание предметно-развивающей среды по поисковой деятельности детей строится с учетом личностного, содержательного, материального и организационного компонента. Педагоги, планируя поисково-исследовательскую деятельность  детей,  учитывают  тип реализации и характер  взаимодействия субъектов,  содержание деятельности, продумывают все возможные специальные специфические аспекты, такие как объявления, о поисковой деятельности, необходимый инструментарий для исследований, в которых отражается работа с родителями. Особенностью взаимодействия родителей, педагогов и воспитанников   в нашем детском саду перед  планируемой  поисково-исследовательской деятельности дошкольников  является предварительный сбор информации по интересующему объекту исследования в домашних условиях. Например, перед созданием модели вулкана в детском саду и проведении опыта «Извержение вулкана», воспитатели предложили родителям сначала  в домашних условиях рассмотреть вулкан, лаву по видео или с использованием Интернет-ресурсов и только после этого приступили к моделированию. Кроме этого, наши родители– активные помощники в обогащении предметной среды и участники различных экспериментов, исследований и моделирования.

В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Образовательная деятельность с детьми по познавательно-исследовательской работе планируется еженедельно во всех возрастных группах в режиме дня, а со старшего  дошкольного  возраста добавляется  одно занятие ПИДД в неделю.

Создание единой модели развития поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях образовательного процесса ДОУ и семьи

в нашем детском саду  длится на протяжении трех лет.  Показатели мониторинга развития детей по данному направлению показывают, что количество детей с высоким  и средним  уровнем  повышаются, в среднем на 12-15% в год.

Воспитанники старшего дошкольного возраста, участвующие  в окружных конкурсах «Мой проект - 2012» и «Мой проект – 2013» с поисково-исследовательскими проектами «Космос», «Фиалки» два года подряд получают призовые места. С сентября этого года педагоги, используя обобщенный опыт детского сада №140  «Планета Лада» (г. Тольятти) по поисковой деятельности детей дошкольного возраста, стали активно использовать готовые и учить создавать детей  собственные карточки с алгоритмами  исследовательской деятельности.

Педагоги,  используя все виды  поисково-исследовательской деятельности детей  в дошкольном возрасте, включающие  поисковую деятельность, моделирование и преобразование предметов, высказывание Сухомлинского В.А.: « Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал" – сделали девизом в своей работе. Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Мы считаем, что  необходимо  создавать и обогащать развивающую среду для познавательно-исследовательской деятельности, начиная с младшего возраста.

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения.
В результате постоянной работы педагогического коллектива и родителей по созданию предметной  развивающей среды  в данном направлении,  внедрению инновационных форм и методов работы у воспитанников в период с 2011 по 2014гг значительно повысился уровень познавательных способностей, уверенность в собственных силах, мотивация к школьному обучению, расширился кругозор. 

                                                                                 Приложение №1

План методической работы с педагогами
по повышению профессиональной компетенции
в вопросе создания предметно-развивающей среды для активизации познавательно-исследовательской активности детей

в условиях детского сада и семьи

(выписка из годовых планов за 2012-2015 года)

Мероприятие

Дата проведения

ответственный

1

Оснащение методического кабинета пособиями для успешного решения задач по направлению «Познавательно-исследовательской деятельности детей» детей»

Сентябрь-ноябрь 2012 г.

Руководитель Буркеня С.Н.

Методист Симонова Е.А.

2

Анкетирование воспитателей, с целью изучения состояния  организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

Октябрь 2012 г.

Методист Симонова Е.А.

3

Семинар – практикум «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

Декабрь 2012 г.

Воспитатель под.гр. Трушкина Л.М.

4

Самообразование воспитателей по теме «Познавательно-исследовательская деятельность детей»

В течение года

воспитатели

5

Консультация на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

Февраль 2013 г.

Воспитатель ст.гр. Рубцова И.Н.

6

Конкурс «Лучший уголок экспериментирования»

Апрель 2013 г.

воспитатели

7

Смотр-конкурс «Лучшая предметно-развивающая среда в ДОУ»

Сентябрь 2013

Воспитатели

8

Консультация для воспитателей: « Использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности»

Октябрь 2013г

Воспитатель ст.А гр. Загаринская С.В.

9

Мастер – класс для педагогов: «Использование метода проектов в развитии у дошкольников  познавательного интереса»

Декабрь 2013г

Методист Симонова Е.А.

10

Участие в различных конкурсах разного уровня

В течение года

Воспитатели, специалисты

11

Педсовет №3

«Современные подходы к формированию у детей познавательной активности, через исследовательскую деятельность»

Цель: Активизация педагогов в вопросах инноваций на данную тему.

Форма проведения: деловая игра

Февраль 2013 г

Методист

12

Подбор и оформление картотеки зоны экспериментирования пиктограммами, алгоритмами в старших - подготовительных группах

Апрель 2013 г.

Воспитатели старших и подготовительных групп

13

Диспут на тему: «Важные аспекты в работе с родителями воспитанников по вопросу активизации познавательной деятельности детей»

Сентябрь 2013 г.

Педагог-психолог Аристова Е.Е.

14

Тематический контроль «Система работы по  познавательно-исследовательской активности  детей дошкольного возраста»

Январь 2014 г.

Руководитель Буркеня С.Н.

Методист Симонова Е.А.

15

Открытый просмотр презентации по проекту «Путешествие по карте России» в старшей группе

Ноябрь 2014 г.

Воспитатель ст.гр. Пименова А.Н.

16

Изучение и обобщение опыта работы педагога Рубцовой И.Н. «Использование методики ТРИЗ в работе с дошкольниками»

Ноябрь 2014 г.

Методист Симонова Е.А.

17

Консультация «Использование метода проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста»

Декабрь 2014

Трушкина Л.М.

18

Оперативный контроль  за безопасностью  предметно-игровой среды, помещений и участков

Март 2014

Руководитель

методист

19

Оперативный контроль «Материалы для опытов и экспериментирования»

Май 2014

Руководитель

методист

20

Консультация «Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни».

Сентябрь 2014

Трушкина Л.М.

21

Повышение уровня самообразования по теме «Эксперименты на физкультурных занятиях»

В течение года

Инструктор по физкультуре Галузинская Е.И.

22

Памятки воспитателям «Виды познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Апрель 2015

Методист Симонова Е.А.

Приложение № 2

Перспективный план планирования

познавательно-исследовательской деятельности детей

 в средней группе на 2014-2015 учебный год

Совместная образовательная деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей

НОД

(темы игр для экспериментирования)

Совместная деятельность педагогов и детей

сентябрь

«Путешествие с капелькой»

Игры с песком (замачивание, перемешивание, сушка)

Глина и песок

«Вода прозрачная, меняет цвет»

«Значение воды в жизни растений»

Игра «Водяной в гостях у ребят»

октябрь

«Ветер, ветер, ветерок»

Приготовление винегрета

Свойства бумаги

«Поиск воздуха»

«Летающие семена»

«Песочная страна»

ноябрь

«В гостях у Карандаша- карандошовича и Гвоздя-гвоздовича»

Разнообразие бумаги по качеству и расцветки

Какой предмет самый тяжелый?

«Плавающие и тонущие предметы»

Создание коллекции ткани

Сравнение ткани и бумаги

«Плавающее перо»

Опыты с разными предметами, что дольше летает в воздухе (с использованием алгоритма выполнения)

Рассматривание пряжи в клубочках, сравнение с нитками

«Мех, зачем зайчику  другая шубка»

Создание коллекции «Пуговицы»

Рассматривание альбома «Коллекция ткани»

декабрь

«Песок, глина»

«Делаем цветные льдинки»

превращение снега в воду

«Волшебная рукавичка»

«Предметы из метала»

«Действия магнита на металл»

«Теплая –холодная вода»

январь

«Льдинка и снежинка»

«Какой снег и сколько его на участке?»

Лед и вода

«С водой и без воды»

«Путешествие в мир стеклянных вещей»

«Вода, лед, снег»

«Умный нос»

металл

февраль

«Как снег становиться водой»

«Резина и её качества»

Резиновые предметы: игрушки, трубки, ленты

«Волшебная кисточка»

Знакомство с магнитофоном (запись письма маме с поздравлением)

«Узнай, какой предмет?»

«Как достать скрепку из воды»

«Почему растаяла Снегурочка?»

март

«Освобождение бусинки из ледяного плена»

Игры с мукой и водой

Можно ли унести воду в решете?»

«Теплая капелька»

 «Водяная мельница»

Деревянные предметы

«Стекло и его качества»

Опыты с металлом

Дерево и металл

«Чудеса растений»

Игры на восприятие звука «Покажи, как поют птицы, кричат животные»

«Ледяные шарики»

апрель

«Нужен ли корешкам воздух?»

«Знакомство с гитарой»

Пуговички и ниточки (какой звук?)

«Почва, песок, глина»

«Солнечные зайчики»

«Растениям теплую водичку»

май

«Зачем растения вертятся?»

Нетрадиционное рисование пером, листом каусты

Музыкальная лаборатория

«Поймаем солнечного зайчика»

д/игра «Узнай на ощупь»

Камешки, весы

«В мире пластмассы»

«Как петь громко?»

Перо, краски, капустный лист

«Звуки из вещей»

Знакомство с плеером

Проектная деятельность детей, в соответствие с комплексно-тематическим планированием на 2014-2015 год

 (выписка из годового плана)

Название проекта

Дата проведения

ответственные

Проект «Горница»

октябрь

Лазарева Т.С.-1 мл.гр.

Проект по теме  «Народная культура и традиции»

октябрь

Рубцова И.Н.

Андрейчикова А.Н.-2 мл.гр.

Индивидуальные детские проекты по теме «Маленькие исследователи»

февраль

Галкина Е.Н.

Чусовитина И.Ю. -под.гр.

Совместные проекты с родителями по теме «Встречаем птиц» (ст.гр.)

март

Пименова А.Н. –ст.гр.

Создание презентации «Планета Земля»

апрель

Мартынова И.В. – под.А.гр.

Приложение №3

Взаимодействие с родителями по теме: «Особенности познавательно-исследовательской  деятельности в дошкольном возрасте»

(выписка из годовых планов на 2013-2014, 2014-2015 года)

Название мероприятия

Дата проведения

ответственный

1

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Сентябрь 2013

воспитатели

2

Оформление наглядной информации в родительском уголке «Поисково-исследовательская деятельность»

В течение года

воспитатели

3

Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Октябрь 2013

Котик Т.И. (ст.гр)

4

Мастер-класс «Эксперименты с водой и песком»

Май 2013 г.

Воспитатели мл.гр.

5

6

Дискуссия с родителями 2 младших групп «Воспитание познавательных интересов и любознательности»

Апрель 2014 г.

Андрейчикова А.Н. (2 мл.А гр.)

7

Круглый стол «Особенности современных детей»

Март 2014 г.

Котик Т.И.

Пименова А.Н. (ст.гр.)

8

Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

В течение года

воспитатели

9

Круглый стол «Развитие познавательного интереса детей"

Май 2014

Чусовитина И.Ю.(под.гр.)

Абалымова Е.В

10

Семинар – практикум «Учите ребенка чувствовать»

Ноябрь 2014

Методист

Специалисты

Воспитатели ДОУ

11

Детско-родительский клуб «Растить любознательных»

Февраль 2015

Методист

Специалисты

Воспитатели ДОУ

12

«Как развивать творческие способности малышей»

Май 2015

Адалина Н.К. (2 мл.гр)

13

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Май 2015

Рубцова И.Н.(мл.гр)

14

Открытое занятие для родителей «Мир животных» (эксперимент «Роль окраски животных»)

Апрель 2015

Чусовитина И.Ю. (под.гр)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол на тему: Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО»

Модернизация развивающей предметно – пространственной среды предусматривает определенную систему организационных   мероприятий с педагогическим коллективом и родителями воспитанников, ...

КРУГЛЫЙ СТОЛ «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо  актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольно...

статья «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»

laquo;Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»...

статья «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»

laquo;Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»...

МОДЕРНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО

В своей педагогической деятельности, внедряя, азы экономической науки, мы способствуем к изучению экономики в детском саду. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста не предполагает...

«Модернизация развивающей предметно-пространственной среды как средство формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»

Возможности развивающей предметно-пространственной среды обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должн...