Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего возраста "Школа фокусников"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Наталия Владимировна Макарова

Данный конспект помогает организовать и провести занятие по познавательному развитию , в процессе которого дети активно отвечают на вопросы о свойствах воды, бумаги;  самостоятельно проводят простые опыты, получают результат, учатся анализировать,  формулировать вывод;  высказывать своё мнение, используя собственный опыт; учатся сотрудничеству друг с другом в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.doc25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №34 «Крепыш» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект занятия по познавательному развитию

 для детей старшей группы на тему:

 «Школа фокусников».

Подготовила воспитатель

Макарова Наталия Владимировна,

 первая квалификационная категория.

Новочебоксарск – март 2015 г.

Конспект по познавательному развитию

 (старшая группа)

Тема: «Школа фокусников»

Продолжительность: 25 минут

Группа: старший дошкольный возраст

Технологии: ноутбук, проектор, экран

Аннотация: Практическое детское экспериментирование является основой познавательной деятельности. Эта форма используется в практике ДОУ недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития таких важных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.

Задачи поставлены в соответствии с требованиями ФГОС, на основе интеграции образовательных областей и деятельностного подхода, что способствуют формированию умений и навыков детей, развитию их познавательной активности и мыслительной деятельности.

Образовательное мероприятие проводится с подгруппой детей.

Для организации познавательно-исследовательской деятельности использовала разнообразный наглядный и раздаточный материалы, игровую ситуацию, когда дети «превращаются» в учеников фокусника и проводят разнообразные фокусы, показ и самостоятельное экспериментирование, использование полученных знаний в практической игровой деятельности.    

В процессе деятельности дети активно отвечают на вопросы о свойствах воды, бумаги;  самостоятельно проводят простые опыты, получают результат, учатся анализировать,  формулировать вывод;  высказывают своё мнение, используя собственный опыт; учатся сотрудничеству друг с другом в группе.

Цель: - формировать у детей  элементарные представления о физических свойствах  предметов  и явлениях;

- развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Задачи:

- Формировать у детей представления о  предметах, свойствах воды, бумаги;

- Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования предметов с помощью перцептивных действий;

- Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств;

-  Развивать умение действовать в соответствии с предлагаемым словесным алгоритмом действий;

- Развитие восприятие, внимание, наблюдательность, способности анализировать существенные признаки предметов и явлений окружающего мира (воды, бумаги), умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями

- Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам;

-  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

- Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;

- Совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Планируемые результаты: выделяют и называют элементарные физические свойства и качества предметов и явлений (воды и бумаги); самостоятельно выполняют опыты  в соответствии со словесным алгоритмом;   могут поддерживать беседу, сопровождая эмоциональной речью; отражают в речи причинно-следственные связи; рассуждают, высказывают свою точку зрения; выражают положительные эмоции (радость, удивление, восхищение) при проведении опыта.

Материалы : баночки с винтовой крышкой, вода,  кисточка, салфетки, гуашь разных цветов, прозрачные ёмкости, соль, яйца, ложки, шапочки и плащи фокусников.

 

Ход ООД

( На мультимедийном экране появляется картинка, звучит волшебная музыка)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я ученик великого фокусника Амаяка Акопяна. Вы его  знаете? Он ездит по разным странам и показывает фокусы. Фокусы хотят видеть многие, а он один.  И великий фокусник для своих учеников в разных городах и странах открыл « Школу фокусников». Вы хотите стать учениками этой школы?

- Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, чтобы стать учениками нашей школы мы должны надеть волшебные шапочки.  

В школе волшебников нужно соблюдать три главных правила.

- Выслушать меня внимательно, потому что любая неточность – и фокус не получиться.

- Фокусы начинать только по моей команде.

- Говорить волшебные слова: «Сим-салабим, ахалай-махалай».

Воспитатель: Для нашего первого учебного дня нам понадобятся такие предметы. Давайте назовём их.

- Как вы думаете, можно ли при помощи этих предметов сделать фокусы.

Ответы детей.

Воспитатель: А я как ученик великого фокусника думаю, что при помощи этих предметов можно сделать фокусы, и я вас научу этому.

Воспитатель:  Если все готовы, то для Вас звучит звонок на первый урок, и я приглашаю вас в первый учебный класс. Что вы видите на этом столе?

Ответы детей.        

Воспитатель:  Посмотрите, какая чистая и прозрачная вода.    

Воспитатель:  Давайте для начала засучим рукава. Теперь поставьте понравившуюся  баночку с водой около себя, накроем баночку волшебным платочком, скажем волшебные слова, взболтаем воду в баночке, уберём платочки.   

Воспитатель:  Почему вода поменяла цвет? Как это возможно?

Предположения детей.

 Давайте я вам раскрою секрет этого фокуса. Для этого нам нужна вода, заранее на оборотную сторону крышки нанести краску-гуашь, закрыть баночку крышкой, укрыть платочком, потрясти баночку и вода окрасится в нужный цвет.

- Ребята, как вы думаете, почему вода стала цветной? (Вода растворила краску.)

-Молодцы, ребята.

(Звучит звонок)

Воспитатель:  Теперь я вас приглашаю в следующий учебный класс. Здесь у нас корзиночка с салфетками. Они туго скрученные. Их разворачивать нельзя.

- Как вы думаете, можно ли их разорвать? Давайте попробуем. Скажем волшебные слова.

Попытки детей.

Воспитатель: Никак, как же быть?  У нас здесь стоят тарелочки с водой. Мы должны место сгиба окунуть в воду, только чуть- чуть. А теперь попробуем разорвать салфетку ещё раз.

- Почему салфетка порвалась?

Ответы детей.

 (  Салфетка быстро впитывает воду, она стала мягкой. Мокрая бумага быстро рвётся.)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель:  А теперь в нашей школе – перемена! И мы немножечко отдохнём.  Ребята, как вы думаете, что являются главными помощниками фокусника?  

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, руки. Недаром говорят: «Ловкость рук и никакого мошенничества». Давайте сделаем гимнастику для наших рук, дадим им отдохнуть.

Физкультминутка:

 Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Воспитатель :  Наши ручки отдохнули.

(Звенит звонок)

- Приглашаю вас в третий учебный класс.

- Ребята,  что мы здесь видим? Ёмкость с водой, яйца, соль, ложки. Опустим яйцо в ёмкость с водой. Яйцо утонуло. Попробуем укрыть баночки платочком, сказать волшебные слова: «Сим-салабим, ахалай-махалай». Давайте посмотрим, что у нас получилось. Ничего не изменилось.

- А вот у меня яйцо всплыло.

- Что же предлагает нам фокусник? В чём секрет этого фокуса? Как вы думаете?

Ответы детей.

- Для чего нужна соль и ложка. Наверное, нам нужно добавить в воду соль и хорошо её перемешать, а потом опустить яйцо в солёную воду. Добавим 7 ложек соли, хорошо перемешаем ее в воде, опустим яйцо.

Работа детей.

- Что же случилось? Яйцо всплыло.

( Яйцо тонет, потому что оно тяжелее воды, как например - камень, брошенный в лужу а когда мы добавили соль, вода стала более густой и яйцу утонуть уже сложнее. Когда соли стало очень много - яичку уже очень сложно утонуть, вот оно и плавает сверху).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Первый учебный день в нашей школе фокусников подошёл к концу. Как и в любой школе, в нашей школе тоже задают домашние задания. Ваше домашнее задание: показать сегодняшние фокусы вашим родителям и друзьям. Скажите,  пожалуйста, в сегодняшних фокусах,   что вам больше всего понравилось и что запомнилось?

Воспитатель: Ребята, мне сегодня очень понравилось, что вы были активные, наблюдательные, знающие и  весело, с интересом помогали мне в проведении фокусов.  Вам я подарю маленькие подарки: блокнот и ручку. Я хочу, чтобы вы сюда записывали или зарисовывали новые фокусы, а мы их покажем в следующий раз.

Воспитатель: Спасибо. До свидания, ребята


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

план -конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста " Мой маленький друг-паучок"

Данный конспект позволит развивать познавательную активность  и способствовать расширению знаний детей о насекомых , о внешнем виде паука, о повадках, дать понятие о том , что в природе нет вредн...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы - «Профессия — почтальон»

ТЕМА «ПРОФЕССИЯ – ПОЧТАЛЬОН»ЦЕЛЬ: Создание условий для развития у детей любознательности, через формирование представлений о профессии почтальон, что такое почтовые отправления, для чего нужна почтова...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Магия магнита»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект ООД ОО "Познавательное развитие для детей старшей группы общеразвивающей направленности" Тема: "Путешествие Капитошки"

Уточнить природные источники воды, значение воды для всего живого. Формировать систему знаний о воде ее свойствах.(Формирование словаря испаряется, круговорот)....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Дети Севера - наши друзья!»

Материал предназначен для воспитателей детских садов. В ходе занятия у детей сформируются представления о своей Родине - России, ребята познакомятся с многонациональной культурой народов Севера России...