Проектирование непосредственной образовательной деятельности по реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений для детей старшей возрастной группы.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Антонова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад № 59 «Колокольчик» Комбинированного вида

Проектирование непосредственной образовательной деятельности по реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений для детей старшей возрастной группы.

.

Митищи 2014

 С момента вступления в силу с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования, который направлен на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом  их индивидуальных и возрастных особенностей. ООП предполагает части, формируемые участниками образовательных отношений. Одним из условий позволяющих  реализовать задачи успешного усвоения ООП является проектная деятельность.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые  позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий  обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Проект, который исполняют дети, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то у детей происходит углубление знаний и совершенствование  умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др. 

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

 В своей работе мы предлагаем  проект по экологическому воспитанию дошкольников 5-6 лет на тему: «Деревья нашего участка осенью». Этот проект направлен на систематизацию знаний детей о пользе деревьев, развитию поисковой деятельности, решение задач бережного отношения к природе.

 По количеству участников проект является коллективным, кроткосрочным, так как реализуется в течение 1 недели.                                                                            

Экологическая культура у детей может быть сформирована только тогда, когда она тесно взаимодействует с природой. Основным содержание экологического воспитания дошкольников является формирование у ребенка правильного отношения к природным объектам и явлениям, которые окружают его в жизни.

Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.

Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев осенью, их взаимосвязях в природе.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.

Экологический проект «Деревья нашего участка осенью», направлен на развитие интереса к представителям растительного мира - деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

В ходе реализации проекта большое внимание  необходимо уделить  исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Развивать кругозор  детей, воспитывать любовь  к природе родного края.

Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап.

Проводятся беседы, занятия, привлекаются родители к участию в проекте, совместно с детьми изготавливаются памятки, брошюры.                                    

Вместе с родителями планируется создать  экологический альбом: «Деревья нашего участка», а также коллекцию семян и плодов, гербарий листьев разных деревьев. Вместе с детьми необходимо нарисовать план участка с объектом

исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности закреплять полученные знания о деревьях - их внешнем виде и особенностях. На музыкальных занятиях  можно разучить с воспитанниками хороводы и песни по данной теме ( «Березонька», песню «Калинка», прослушать  в музыкально-поэтическом сопровождении Э.Верхарн «Из солнечных лучей ... » и др. , рекомендованные ООП).

В процессе всей работы должны прослеживаться все основные направления:

1.Познавательное развитие: Наблюдения, исследовательская деятельность, дидактические игры и т.д

2.Социально-коммуникативное развитие: Беседы, составление описательных рассказов, словесные и сюжетно-ролевые игры и т.д.

3.Речевое развитие: Чтение литературных произведений, разучивание стихотворений, пословиц, отгадывание загадок

4.Художественно-эстетическое развитие: Рассматривание репродукций картин, слушание музыкальных произведений, рисование, лепка, аппликация и т.д.

5. Физическое развитие: Физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика пробуждения и т.д

Работу с воспитанниками по данному проекту необходимо начать с подбора  материала, бесед, выяснить  их представления о деревьях и отношению к ним.

Исследовательский этап.

Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется. Внимательно рассмотреть и выяснить,  для чего  нужны дереву листья, корни, ствол, кора? Какие функции они выполняют?

Пусть дети погладят кору, прижмутся к ней щекой, попробуют дать характеристику (Какая она? - теплая, холодная, шершавая и т.д.). Дети могут

понюхать кору. Сравнить кору разных деревьев. Пусть дети обнимут  дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? (Толстые, крючковатые, прямые,

тонкие, твердые, мягкие).  В ходе всего проекта большое место уделяется игре. Согласно теме проекта подбираются дидактические («Сравни», «Четвёртый  лишний», «С какого дерева листок?» и др.)  Словесные (  «Скажи по-другому»,

 «Узнай по описанию»), подвижные  ( «К дереву- беги!») и сюжетно-ролевые игры ( «Озеленители», «Садовник»).                                                                                 Очень важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий, поэтому проект строится на основе интегрированного подхода.

Итогом проекта «Деревья нашего участка» станет обобщение результатов проделанной  работы. В основе заключительного этапа можно запланировать досуг: «Деревья – наши друзья». Проект позволит детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Реализация данного проекта научит дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

Основной тезис нового современного обучения - "Я знаю, для чего я познаю мир, я могу применить свои знания, я умею добывать новые и успешно делаю это самостоятельно", - это на мой взгляд и  подчеркивает  особое значение проектной деятельности в процессе развития, в частности дошкольника.

Литература:

  1. Шорыгина Т. А. Ш 78 Деревья.  Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.-64 с. (Путешествие в мир природы. Развитие речи.)
  2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста Текст-СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.- 496 с.
  3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
  4. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду// Современное дошкольное образование. –2008. – №5.

Интернет ресурсы: http://900igr.net/, http://viki.rdf/ru/detskiy_sad             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация части программы, формируемой участниками образовательных отношений, в группе комбинированной направленности для детей с ОНР

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни ...

Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Цель, задачи программы. Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Формирование интереса к театрализованной деятельности, как одного из видов речевого развит...

Конспект итоговой образовательной деятельности по части программы формируемой участниками образовательных отношений «Вкусные истории» "День рождение Дюймовочки"

Материал будет интересен для воспитателей работающих по программе кулинария в совместной деятельности с детьми. Образовательная деятельность проводится с целью научить детей использовать полученные зн...

Конспект образовательной деятельности по части программы формируемой участниками образовательных отношений "Вкусные истории" "Фруктовый салат для бельчат"

Материал будет полезен для педагогов, работающих по программе "Кулинария". Занятие предназначено для детей 4-5 лет. Цель занятия закреплять понятия  «фрукты»;  учить ре...