Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Сравнительное наблюдение веток ели и сосны"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Григорова Нина Ивановна

Материал рассказывает об особенностях хвойных деревьев, учит детей находить различия между ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el_i_sosna.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

Тема: «Сравнительное наблюдение веток ели и сосны»

Цели:

  • Закрепить умение детей различать ель и сосну (у ели ветки растут по всему стволу, опущены вниз; у сосны – расположены наверху ствола, растут вверх; у сосны хвоя длиннее, у ели короче; у сосны хвоя растет по 2 вместе, у ели – по одной, шишки ели – продолговатые, у сосны – короткие, округлые, внутри - семена).
  • Уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные, вечнозеленые деревья.
  • Развивать умение сравнивать, находить признаки различия и сходства, подбирать плоды и листья к хвойным и лиственным деревьям.
  • Вызывать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование: веточки сосны и ели, их шишки, картинки с изображением сосны и ели, игра «С чьей ветки эти детки».

Предшествующая работа: Ходили на экскурсию в лес.

Ход занятия:

Воспитатель: Какие деревья вы рассматривали вчера в лесу?

Ребенок: Сосна и ель.

Воспитатель: Какие деревья вы видите на картинке?

Ребенок: Справа сосна, а слева ель.

Воспитатель: Как вы узнали эти деревья?

Ребенок: У сосны ветки во все стороны растут, а у елки - вверх.

Ребенок: У сосны ствол толще.

Ребенок: У сосны ствол гладкий, внизу нет веток и не растут иголки.

Ребенок: У елки ветки растут до самого низа.

Ребенок: Цвет коры у сосны светлее, у ели намного темнее.

Воспитатель: Подумайте, почему у сосен ветки растут всегда в верхней части ствола, а у елей – до самого низа? На экскурсии в лес я вам показывала, в каком месте любят расти ель и сосна.

Ребенок: Сосна любит солнышко.

Ребенок: А елочка нет.

Воспитатель: Верно. Сосна любит расти на солнце, поэтому все ветки она подставляет солнышку. Если сосна растет в лесу, она всеми ветками и хвоинками тянется к солнцу. Нижние ветки, оставшись в тени, без солнца, погибают, елочка же наоборот, любит расти в тени, ветки у нее расположены по всему дереву, чем ниже – тем они длиннее.

У вас на столах ветки сосны и ели. Покажите мне сосновую ветку (дети поднимают ветку сосны). А теперь покажите еловую (дети показывают). Рассмотрите обе ветки внимательнее и скажите, как вы узнали их.

Ребенок: Сосну я узнала по длинным иголкам.

Ребенок: И веточка у сосны толще, чем у ели.

Ребенок: У сосны иголки растут пучками, а у елки вокруг веточки.

Ребенок: Иголки у сосны растут по 2 из одного места, а у елки – по одной.

Ребенок: А на нашей ветке сосны иголки растут по 2 из каждого гнездышка.

Ребенок: У сосны иголки длиннее, а у ели – короче.

Ребенок: Ветка елочки колючая.

Ребенок: Почки на конце сосновой ветки растут, у елки тоже есть.

Ребенок: У сосны почки большие, их сразу видно, а у елки почки маленькие.

Воспитатель: Вы правильно отметили отличительные признаки. А похожи ли эти ветки между собой?

Дети: Похожи.

Воспитатель: В чем их сходство?

Ребенок: У сосны и ели одинакового цвета иголки (зеленые), но у сосны светлее, а у елки темнее.

Воспитатель: (показывает ветки сосны и ели с шишками. У детей на столах лежат сосновые и еловые шишки). Сравните шишки сосны и ели.

Ребенок: Еловая большая, сосновая – маленькая.

Ребенок: Сосновая шишка колючая, еловая – нет.

Ребенок: Шишка еловая овальной формы, сосновая – круглой.

Воспитатель: Посмотрите, дети, есть ли в ваших шишках семена.

Ребенок: Нет, семена высыпались, потому что шишки старые.

Воспитатель: Дети, вы хорошо рассмотрели и правильно рассказали о ветках ели и сосны. Сказали, чем ветки похожи и в чем их различие. Сосна и ель не похожи на другие деревья, такие как береза, липа и др. Как вы думаете, чем сосна и ель отличаются от них?

Дети: У сосны и ели нет листьев.

Воспитатель: Кто с этим не согласен?

Ребенок: Иголки – это их листики.

Воспитатель: Правильно, иголки – это листья. Кто знает, как правильно называются иголки сосны и ели?

Ребенок: Хвоя.

Воспитатель: Верно, листья сосны и ели называют хвоей. Поэтому эти деревья называют хвойными. А теперь ребята, давайте поиграем в игру. Она называется «С чьей ветки детки?». Вы должны подобрать плоды и листья на картинках к изображениям деревьев.

Затем предлагаю детям одеться и выйти на прогулку. Подвожу детей к ели и сосне, спрашиваю: «Как вы думаете, растут ли листья на хвойных деревьях?» Организую исследование на участке за ростом иголок на ели и сосне. Объясняю ребятам, чтобы это узнать, надо пометить краской несколько молодых и старых хвоинок.

Краску наносим тонкой ниткой, прикладывая ее поперек иголочки недалеко от острия. Дети должны заметить, что на старых листьях метка остается на прежнем месте, а на молодых переместится по мере роста листа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе "Наблюдение за козами"

Занятие знакомит детей с животным миром и его отдельными представителями. Расказывает об образе жизни коз, формировании окраски, местах обитания и учит бережному отношению к животным....

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Наблюдение за черепахой.

Конспект подойдёт больше для старших дошкольников. Я считаю тему очень интересной и познавательной....

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Наблюдение за черепахой.

Конспект подойдёт больше для старших дошкольников. Я считаю тему очень интересной и познавательной....

Конспект ОД прогулки с детьми подготовительной группы по теме: «Наблюдение за облаками».

Конспект ОД прогулки с детьми подготовительной группы по теме: "Наблюдение за облаками" составлен с учётом ФГОС дошкольного образования....

Конспект занятие для детей подготовительной группы компенсирующей направленности по рисованию на тему: Сосна (Рисование гуашью)

Конспект занятие для детей подготовительной группы компенсирующей направленности по рисованию на тему: Сосна (Рисование гуашью)...

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе Тема «Сувенир из веток и корней»

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группеТема «Сувенир из веток и корней»...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: «Наблюдение за транспортом»

Цель: Учить детей   различать и называть виды наземного транспорта.Программные задачи:Обучающие:1. Учить детей различать и называть виды наземного транспорта;2. Прод...