Конспект НОД в старшей группе«Гордость края – саратовский калач»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

РЯБОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Конспект НОД в старшей группе«Гордость края – саратовский калач»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе«Гордость края – саратовский калач»

Цели:

Продолжать формировать интерес к малой родине, к традициям и культуре саратовского края.

 Продолжать знакомить с различными профессиями работников сельского хозяйства; подвести к пониманию важности и значимости труда людей по выращиванию хлеба; дать знания о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника

 Углублять и систематизировать представления об условиях жизни растения; учить устанавливать связь между состоянием растения и условиями окружающей среды.

 Обобщать и систематизировать представления о процессе изготовления хлеба.

 Предшествующая работа:

 Беседы об истории Саратова, о хлебе (его выращивании и изготовлении); заучивание стихотворений о хлебе, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; сравнение колосков незрелой и спелой пшеницы, проращивание зёрен, зарисовка стадий рост.

Оборудование:

 Картины «В поле», «В пекарне»; зёрна пшеницы, сухие колосья, проращенная пшеница, мука (пшеничная и ржаная), мельница/кофемолка; модели уборочной техники; продукты и кухонный инвентарь, необходимый для замеса теста; шапки – маски колосков, костюм девушки-хозяйки, продавца; рушник; хлебобулочные изделия.

 Ход занятия.

 (дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики)

 Воспитатель читает стихотворение:

 Вешняя, бодрая,

 Вечная, добрая,

 Трактором вспахана,

 Счастьем засеяна –

 Вся на глазах она

 С юга до севера…

 Родина милая,

 Родина русая,

 Мирная – мирная,

 Русская – русская.( В.Семернин)

 Ребята, мы с вами живём в огромной стране. На многие километры протянулась она с севера на юг, с запада на восток. Скажите, а как называется наша страна? Верно, Россия. На территории нашей страны расположено много городов: больших и маленьких, имеющих многолетнюю историю и построенных совсем недавно. А как называется город, в котором мы живём? Правильно – Саратов. А знаете ли вы, чем славен наш город?

 У многих городов есть своя «визитная карточка», свой отличный от других товар. Например, Тула славится самоварами и пряниками, Вологда – маслом, Оренбург – пуховыми платками. А чем славится Саратов? Саратов знаменит своим калачом.

 Калач – старейший вид русского белого хлеба. Он выпекается из муки, которую вымалывают из особенного сорта пшеницы. Этот сорт специально вывели саратовские хлеборобы. Саратовские калачи не черствеют долгое время и благодаря своей пышности тают во рту.

 А ещё существует такая легенда, что если сесть на калач, или даже сплясать на нём… после этого он принимает прежнюю форму.

 Для Саратова калач – это не только продукт, но и символ города. Его дарят именитым гостям, приезжающим к нам из других городов и стран.

 И вот сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие и узнать, какой путь проходит калач, прежде чем попасть к нам на стол.

 Итак, отправляемся в путь.

1. Дети проходят к первой экспозиции: катрина «На поле», перед ней на столе размещены модели тракторов и грузовых машин, используемых для проведения с/х работ; контейнеры с зёрнами, с пророщеной пшеницей, с мукой; сухие колосья, мельница.

 - Куда мы попали? (на поле)

 - Кто трудится в поле? (хлеборобы)

 - Какую технику они используют? (тракторы, грузовые машины)

 - Что делают тракторы? (пашут землю)

 - Для чего они это делают? (чтобы земля была мягкая, пушистая)

 - Землю вспахали, а что потом? (сеют зёрна)

 (демонстрация зёрен пшеницы)

 Эти зёрна – семена. В каждом маленьком зерне есть жизнь. И если они попадают в хорошую землю, то прорастают.

 Ребёнок читает стихотворение «Чудесное зёрнышко» Т. Золотухиной.

 В этом крошечном зерне,

 Как в чудесной почке,

 До весенних тёплых дней

 Спрятаны листочки,

 Стебелёк и колосок

 Бронзового цвета.

 Станет мне под поясок

 Он к началу лета.

 В кулачке у колоска

 Зёрнышки – малышки,

 В каждом зёрнышке – мука,

 Пироги и пышки.

 Солнышко пригрело зёрна, дождик полил землю, и наши зёрнышки превратились во что? (в колосья)

 (Рассматривание колосков)

 - А что делают, когда хлеб созревает? (его убирают)

 - Какая техника помогает это делать? (тракторы, комбайны, грузовые автомобили)

 - А что дальше делают с колосками? (молотят)

 - Во что превращаются зёрна? (в муку)

 - Из пшеницы какая мука получается? (белая, пшеничная)

 - А из ржи? (тёмная, ржаная)

 А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

 Психогимнастика «Зерно растёт» (под музыку)

 Я превращаю вас в маленькие зёрнышки (дети присаживаются на корточки) и сажаю в землю. Тёплое солнышко пригревало землю (поглаживают себя по щекам). Дождик поливал (поглаживают по голове). Зернышки росли – росли (медленно поднимаются) и стали колосками (поднимают руки вверх). Колоски тянутся к солнышку (встают на носочки, тянутся вверх). Сильно припекло солнышко… завяли колоски (уронили голову на грудь, плечи опущены, руки вдоль туловища, присаживаются на пол). Но вот полил дождик – ожили колоски, снова потянулись к небу. В поле выросли замечательные колоски (дети поворачиваются из стороны в сторону, улыбаются друг другу). А теперь изобразите колоски – толстячки, колоски худышки?

 Итак, наши зёрна удивительным способом превратились в муку… и мы направляемся дальше.

2. Дети проходят ко второй экспозиции: на столе размещены продукты и кухонные принадлежности для изготовления хлеба.

 - Скажите, куда мы с вами пришли? ( в пекарню).

 - Что можно испечь из муки? (хлеб, булки, пирожки, пироги, печенье, пряники…)

 - Как можно назвать всё перечисленное вами двумя словами? (хлебобулочные изделия)

 - Какие продукты нам нужны, чтобы замесить тесто? (мука, вода, яйца, соль, сахар)

 - Как называется профессия человека, который на хлебозаводе и в пекарне? (пекарь)

 А сейчас я предлагаю вам стать пекарями.

 Пальчиковая гимнастика «Пекарь»

 (сопровождают слова соответствующими движениями)

 Засучили рукава ~ высыпали муку ~ налили воду ~ добавили соль ~ разбили яйцо ~ перемешали ~ побили тесто ~ раскатали ~ нарезали ~ налепили пирожков ~ разложили на противень ~ поставили в печь ~ испекли ~ понюхали ~ взяли по пирожку ~ попробовали ~ поблагодарили.

 Д\и «Угадай, что изменилось» (с посудой)

 Итак, потрудились мы на славу, наш калач испёкся. И куда мы направимся теперь? ( в магазин)

3. Дети подходят к третьей экспозиции: на столе (прилавке) разложены хлебобулочные изделия, за столом – продавец.

 Продавец: Проходите, проходите… Посмотрите, какой отличный выбор в моём магазине.

 Вот вам хлебушек душистый

 С хрупкой корочкой витой,

 Пирожки, печенье, плюшки,

 Булки, с творогом ватрушки.

 А вот чудо калачи

 С пылу – с жару из печи.

 Подходи, выбирай,

 Не скупись, покупай!

 Воспитатель: Ах, какое разнообразие хлебобулочных изделий. А сколько стоит у вас …?

 Продавец: Денег я с вас не возьму. А мой товар я вам отдам, если на вопросы мои правильно и быстро ответите.

 (Дети отвечают на вопросы, за правильные ответы – получают х/б изделия, складывают их в корзинку).

 - Назови хлеб ласково? Крошки хлеба какие? Квас из хлеба какой? Прибор для резки хлеба? Посуда для хлеба? Завод, где выпекают хлеб?

 Загадки.

 Полон дом зерном.

 Стены позолочены,

 Ставни заколочены.

 Ходит дом ходуном. (колос)

 В долг зерно возьмёт,

 Он идёт – волну несёт,

 Из трубы зерно течёт. (комбайн)

 Пословицы и поговорки про хлеб.

 Хлеб – всему голова.

 Хлебушко – калачу дедушка.

 Худ обед, коли хлеба нет.

 Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

 Воспитатель: Скажите, а где же у вас саратовский калач?

 (Звучит музыка, выходит воспитатель в русско-народном костюме, с калачом на рушнике).

 Долог, ребята, путь калача от поля до нашего стола. Столько людей встречает он на своём пути… Золотые руки растили, собирали, пекли его…

 Калач является символом богатства, зажиточности, достатка. «С калачика – бело личико» гласит народная мудрость. Так что ешьте, не стесняйтесь, здоровья набирайтесь!

 Воспитатель: Ну вот, ребята, наше занятие путешествие к концу. Спасибо за внимание. А теперь отправимся в группу пробовать калач. (Уходят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для старшей группы. Тема: «Край родной,

Программные задачи: Образовательные:  развивать интерес к истории своего города;  расширять знания детей о своем городе, достопримечательностях;  учить видеть историю вокруг себя: в домах, которые ...

Конспект занятия в старшей группе «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник»

Конспект занятия в  старшей группе      «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник»Тема: «Мой край родной - заповедные места «Кавказский запов...

Конспект НОД в старшей группе "Наш край Бурятия"

На занятии дети совершают путешествий в мир природы Родного Края. Играя, беседуя, отвечая на вопросы дети закрепляют знания о разнообразии животного и растительного мира, о том, что  нужно беречь...

Конспект беседы в старшей группе «Донской край».

Конспект беседы в старшей группе «Донской край»Цель:Формировать у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края. Задачи:• формировать представление детей об ис...

Конспект НОД по познавательному развитию интереса старших дошкольников «Символ края — саратовский калач»

- Расширить кругозор детей, о хлебе и народных традициях.- Продолжать формировать интерес к малой родине, к традициям и культуре Саратовского края....

Конспект занятия в старшей группе «Мой край родной»

Знакомство с символикой и трацициями края....