Конспект занятия в старшей группе «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Токарева Софья Левановна
Конспект занятия в  старшей группе      «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник»
Тема: «Мой край родной - заповедные места «Кавказский заповедник».
Программное содержание:
- Расширять представление о взаимоотношениях человека с окружающей средой, через знакомство с «Кавказским заповедником».
.-Формировать навыки культуры поведения в природе
-Учить отражать свои впечатления в рисунке, передавая содержание стихотворения А. Гадагатль «Деревцо».
-Упражнять в образовании однокоренных слов.
-Воспитывать зкологическую культуру.
Планируемые результаты:
Иметь представление о Кавказском заповеднике в жизни человека. Знать разновидность леса, название растений, животных, птиц занесенных в «Красную книгу». Знать и соблюдать правила поведения в заповедных местах, безопасного взаимодействия с растениями и животными. Запомнить стихотворение А. Гадагатль «Деревцо» по его содержанию и самостоятельно рисовать, правильно организуя композицию по прочитанному стихотворению.
Активизация словаря
заповедник, «Красная книга», растительность, животный мир, реликтовые, территория.
Предварительная работа
Чтение стихотворения А. Гадагатль «Деревцо». Рассматривание слайдов с природой Кавказского заповедника. Рассматривание животных и птиц по карточкам. Ознакомление с «Красной книгой и ее назначением. Знакомство с экологическими знаками. Посещение Краеведческого музея. Рисование деревьев.
Ход образовательной деятельности
-Музыкальная запись «Голос леса» Дети входят в зал. Воспитатель предлагает занять места на стульчиках кому, где удобно.
-Ребята, давайте вспомним, как называется наш край, наша Республика, в которой мы живем?
Ответ: Наш край, в котором мы живем, называется Краснодарским краем. Республика Адыгея. Город Майкоп
-.Ребята, а кто скажет, объяснит, почему у нас так тепло?
-Почему не бывает сильных морозов?
- Редко бывает снег?
-Даже зимой зелено?
Ответ: Потому что, мы живем на юге.
Сегодня мы поговорим о горах Кавказа, его заповедных уголках. На территории Кавказских гор расположен Кавказский заповедник имени
Х. Г. Шапошникова.
- Как вы объясните, что такое заповедник?
Ответ: Это территория, где запрещена охота на зверей. Запрещен сбор растений, ягод, где запрещено строительство, туризм.
-Ребята, как вы думаете, почему возникла идея создать заповедник?
Ответ: Чтобы не исчезли растения, животные, птицы.
-Вот мы с вами поговорим о нашем Кавказском заповеднике, часть которого проходит и по нашему Краснодарскому краю и Республике Адыгея. На территории заповедника можно построить 10 городов, как наш город Майкоп. Заповедник строго охраняется законом. Особенностью заповедника является то, что он раскинулся среди гор, где леса сменяются лугами и заканчиваются горными вершинами, покрытыми снежными шапками. Гордость заповедника его животный мир. Где стаями, небольшими группами пасутся животные на лугах, бродят по горным вершинам.
-Каких животных вы знаете из Кавказского заповедника?
Ответ: Туры, медведи, олени, волки, косули, лисы, рыси, зубры, (показ слайдов). Подберите пожалуйста к этим словам однокоренные слово.
Ответ: Медвежонок, волчонок, олененок, лисенок зубренок.
-Молодцы, а каких птиц вы знаете нашего Кавказского заповедника?
Ответ: Тетерев, сова, сокол, щеглы, белоголовый сип.
-Птицы заповедника, как и животные, сохраняются, и многие из них занесены в «Красную книгу».
-Какие птицы занесены в «Красную книгу»?
Ответ: белоголовый сип, сова, тетерев.
-В нашем заповеднике встречаются очень ценные и редкие деревья, может кто назовет их?
Ответ: Граб, тис, самшит, каштан.
-А вы знаете, что в заповеднике есть долгожители? Они дожили до наших времен с древности, их называют реликтовыми. Они живут по несколько тысяч лет. Но деревья, которые живут у нас, это «детки» им по 50 лет, они еще маленькие.
-Давайте назовем однокоренные слова к слову лес.
Ответ: Лесной, лесовик, лесничий, лесогорный.
-Вспомните пословицы о лесе.
Ответ: «Лес-богатство и краса, береги свои леса».
«Враг природы тот, кто леса не бережет».
«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса, посади».
-Ребята, как называют человека, который охраняет заповедник и следит за порядком?
Ответ: Этого человека называют лесником.
Ребята читают стихотворение А. Зеленовской «Лесовик».
Ходит по лесу лесник, он шагать в лесу привык.
Здесь ему, совсем, как дома, все давно - давным знакомо
Взгляд лесничего остер: тут недавно был костер-
под ветвями тлеет жар, не досмотришь, и - пожар.
Там, красавица-сосна. Почему она грустна?
Причинил ей много бед жук зловредный – короед.
Нужно дерево спасти. Короеда извести.
Дальше заяц грыз в яру молодой ольхи кору.
Погоди, ушастый плут, скоро пойман будешь тут!
Дальше, дальше долог путь! Должен всюду заглянуть!
Все обследовать. Лесник, он в лесу бродить привык.
Знает он не зря в лицо каждый куст и деревцо.
-Ребята, а вы хотите почувствовать себя деревцами?
Экологический тренинг.
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу, это деревья в лесу.
Локти согнуты, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем. Крылья мы сложим назад.
-Ребята, а зачем нужны деревья?
Ответы:
1. Деревья очищают воздух
2. Деревья дают кислород
3. Деревья укрепляют почву
4. Деревья дают древесину
-Леса сменяются лугами, которые пестреют летом своим многообразием.
-Какие луговые растения вы знаете?
Ответы: Клевер, ромашка, валерьянка, примула.
-Растения заповедника тоже «защищаются», но некоторые из них нуждаются в особой защите, назовите их.
Ответы:
1. Подснежник
2. Ландыш
3. Цикламен
-Ребята, а вот к нам кто-то стучится, это «старичок-лесовичок» приглашает в гости к жителям заповедника. Он просит нас не забывать правил поведения в заповедникеи предлагает выбрать нужное правило.
-Назовите правила поведения в заповеднике.
Дети выбирают экологические знаки и дают характеристику им.
1. Ветки не ломайте, деревья не качайте. Ни травинку ни лист не рвите.
2. Нельзя шуметь, кричать, аукать.
3. Нельзя разжигать костры-это опасно для деревьев и жителей леса.
4. Не рвать растения занесенные в «Красную книгу».
5. Не разорять муравейники. «Старичок-лесовичок» благодарит детей и уходит.
Завершение беседы.
-Как важен заповедник, чтобы природа оставалась нетронутой, сохранилась первозданной, где обитают редкие растения и животные. Нельзя просто так, без дела и без причин ходить по заповеднику и беспокоить его обитателей.
-Предложить детям внести свой вклад в природу, пополнить деревьями «Кавказский заповедник».
-Послушайте стихотворение адыгейского писателя (поэта) Аскера Гадагатль «Деревцо».
(Читает ребенок).
Посадил я в лесу
Деревцо мне лицо щекотало
Оно
Я на ветки смотрел
Сверху вниз
Я ему говорил:
-Подтянись!
Деревцо
поливал я весной
Охранял его
В холод и зной.
А теперь над моей
Головой оно
Машет весело
Буйной листвой.
Беседа по стихотворению.
-Ребята, как вы думаете, красивый поступок совершил мальчик, который посадил деревцо!
Ответ: Да.
-Как мальчик заботился о деревце?
Ответ: поливал его и в холод, и в зной. Деревцо выросло и стало своей листвой давать тень, спасать путника от жарких лучей солнца.
- предлажить детям пройти к столикам, где их ждут акварельные краски. Повторить части дерева и приемы его рисования.
Под музыкальную запись «Звуки природы» дети рисуют дерево самостоятельно.
Итог: Рассматривание работ.
-Что мы узнали о пользе леса для человека?
Ответ: Деревья дают много кислорода, лес угощает ягодами и грибами. Помогает человеку выздороветь лекарственными травами.
-Как человек должен заботиться, о природе?
Ответ: Человек должен беречь природу и охранять ее богатство.
- Молодцы ребята, вы все правильно рассказали и внесли свой вклад в природу своими рисунками.
-Звучит запись: «Под небом голубым» Б. Окуджава.
-Дети идут собираться на прогулку.
Список использованной литературы:
.1. А. М. Гадагатль «Стихи для детей».
2. В. В. Дежкин, В. В. Снакин Заповедное дело: Толковый терминологический словарь- справочник с комментариями. М:НИА- Природа,2003 г.
3. А. Зеленовская «Стихи».
.4. Музыка на стихи Б. Окуджава «Под небом голубым».
5. Официальный сайт министерства природных ресурсов Российской федерации. 6. Справочник «Национальные парки России». М: Изд-во Центра охраны дикой природы,1996г.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в  старшей группе      «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник»

Тема: «Мой край родной - заповедные места «Кавказский заповедник».

Программное содержание:

- Расширять представление о взаимоотношениях человека с окружающей средой, через знакомство с «Кавказским заповедником».

.-Формировать навыки культуры поведения в природе

-Учить отражать свои впечатления в рисунке, передавая содержание стихотворения А. Гадагатль «Деревцо».

-Упражнять в образовании однокоренных слов.

-Воспитывать зкологическую культуру.

Планируемые результаты:

Иметь представление о Кавказском заповеднике в жизни человека. Знать разновидность леса, название растений, животных, птиц занесенных в «Красную книгу». Знать и соблюдать правила поведения в заповедных местах, безопасного взаимодействия с растениями и животными. Запомнить стихотворение А. Гадагатль «Деревцо» по его содержанию и самостоятельно рисовать, правильно организуя композицию по прочитанному стихотворению.

Активизация словаря

заповедник«Красная книга», растительность, животный мир, реликтовые, территория.

Предварительная работа

Чтение стихотворения А. Гадагатль «Деревцо». Рассматривание слайдов с природой Кавказского заповедника. Рассматривание животных и птиц по карточкам. Ознакомление с «Красной книгой и ее назначением. Знакомство с экологическими знаками. Посещение Краеведческого музея. Рисование деревьев.

Ход образовательной деятельности

-Музыкальная запись «Голос леса» Дети входят в зал. Воспитатель предлагает занять места на стульчиках кому, где удобно.

-Ребята, давайте вспомним, как называется наш край, наша Республика, в которой мы живем?

Ответ: Наш край, в котором мы живем, называется Краснодарским краем. Республика Адыгея. Город Майкоп

-.Ребята, а кто скажет, объяснит, почему у нас так тепло?

-Почему не бывает сильных морозов?

- Редко бывает снег?

-Даже зимой зелено?

Ответ: Потому что, мы живем на юге.

Сегодня мы поговорим о горах Кавказа, его заповедных уголках. На территории Кавказских гор расположен Кавказский заповедник имени

Х. Г. Шапошникова.

- Как вы объясните, что такое заповедник?

Ответ: Это территория, где запрещена охота на зверей. Запрещен сбор растений, ягод, где запрещено строительство, туризм.

-Ребята, как вы думаете, почему возникла идея создать заповедник?

Ответ: Чтобы не исчезли растения, животные, птицы.

-Вот мы с вами поговорим о нашем Кавказском заповеднике, часть которого проходит и по нашему Краснодарскому краю и Республике Адыгея. На территории заповедника можно построить 10 городов, как наш город Майкоп. Заповедник строго охраняется законом. Особенностью заповедника является то, что он раскинулся среди гор, где леса сменяются лугами и заканчиваются горными вершинами, покрытыми снежными шапками. Гордость заповедника его животный мир. Где стаями, небольшими группами пасутся животные на лугах, бродят по горным вершинам.

-Каких животных вы знаете из Кавказского заповедника?

Ответ: Туры, медведи, олени, волки, косули, лисы, рыси, зубры, (показ слайдов). Подберите пожалуйста к этим словам однокоренные слово.

Ответ: Медвежонок, волчонок, олененок, лисенок зубренок.

-Молодцы, а каких птиц вы знаете нашего Кавказского заповедника?

Ответ: Тетерев, сова, сокол, щеглы, белоголовый сип.

-Птицы заповедника, как и животные, сохраняются, и многие из них занесены в «Красную книгу».

-Какие птицы занесены в «Красную книгу»?

Ответ: белоголовый сип, сова, тетерев.

-В нашем заповеднике встречаются очень ценные и редкие деревья, может кто назовет их?

Ответ: Граб, тис, самшит, каштан.

-А вы знаете, что в заповеднике есть долгожители? Они дожили до наших времен с древности, их называют реликтовыми. Они живут по несколько тысяч лет. Но деревья, которые живут у нас, это «детки» им по 50 лет, они еще маленькие.

-Давайте назовем однокоренные слова к слову лес.

Ответ: Лесной, лесовик, лесничий, лесогорный.

-Вспомните пословицы о лесе.

Ответ«Лес-богатство и краса, береги свои леса».

«Враг природы тот, кто леса не бережет».

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса, посади».

-Ребята, как называют человека, который охраняет заповедник и следит за порядком?

Ответ: Этого человека называют лесником.

Ребята читают стихотворение А. Зеленовской «Лесовик».

Ходит по лесу лесник, он шагать в лесу привык.

Здесь ему, совсем, как дома, все давно - давным знакомо

Взгляд лесничего остер: тут недавно был костер-

под ветвями тлеет жар, не досмотришь, и - пожар.

Там, красавица-сосна. Почему она грустна?

Причинил ей много бед жук зловредный – короед.

Нужно дерево спасти. Короеда извести.

Дальше заяц грыз в яру молодой ольхи кору.

Погоди, ушастый плут, скоро пойман будешь тут!

Дальше, дальше долог путь! Должен всюду заглянуть!

Все обследовать. Лесник, он в лесу бродить привык.

Знает он не зря в лицо каждый куст и деревцо.

-Ребята, а вы хотите почувствовать себя деревцами?

Экологический тренинг.

Мои корни глубоко вросли в землю.

Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу, это деревья в лесу.

Локти согнуты, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем. Крылья мы сложим назад.

-Ребята, а зачем нужны деревья?

Ответы:

1. Деревья очищают воздух

2. Деревья дают кислород

3. Деревья укрепляют почву

4. Деревья дают древесину

-Леса сменяются лугами, которые пестреют летом своим многообразием.

-Какие луговые растения вы знаете?

Ответы: Клевер, ромашка, валерьянка, примула.

-Растения заповедника тоже «защищаются», но некоторые из них нуждаются в особой защите, назовите их.

Ответы:

1. Подснежник

2. Ландыш

3. Цикламен

-Ребята, а вот к нам кто-то стучится, это «старичок-лесовичок» приглашает в гости к жителям заповедника. Он просит нас не забывать правил поведения в заповедникеи предлагает выбрать нужное правило.

-Назовите правила поведения в заповеднике.

Дети выбирают экологические знаки и дают характеристику им.

1. Ветки не ломайте, деревья не качайте. Ни травинку ни лист не рвите.

2. Нельзя шуметь, кричать, аукать.

3. Нельзя разжигать костры-это опасно для деревьев и жителей леса.

4. Не рвать растения занесенные в «Красную книгу».

5. Не разорять муравейники. «Старичок-лесовичок» благодарит детей и уходит.

Завершение беседы.

-Как важен заповедник, чтобы природа оставалась нетронутой, сохранилась первозданной, где обитают редкие растения и животные. Нельзя просто так, без дела и без причин ходить по заповеднику и беспокоить его обитателей.

-Предложить детям внести свой вклад в природу, пополнить деревьями «Кавказский заповедник».

-Послушайте стихотворение адыгейского писателя (поэта) Аскера Гадагатль «Деревцо».

(Читает ребенок).

Посадил я в лесу

Деревцо мне лицо щекотало

Оно

Я на ветки смотрел

Сверху вниз

Я ему говорил:

-Подтянись!

Деревцо

поливал я весной

Охранял его

В холод и зной.

А теперь над моей

Головой оно

Машет весело

Буйной листвой.

Беседа по стихотворению.

-Ребята, как вы думаете, красивый поступок совершил мальчик, который посадил деревцо!

Ответ: Да.

-Как мальчик заботился о деревце?

Ответ: поливал его и в холод, и в зной. Деревцо выросло и стало своей листвой давать тень, спасать путника от жарких лучей солнца.

- предлажить детям пройти к столикам, где их ждут акварельные краски. Повторить части дерева и приемы его рисования.

Под музыкальную запись «Звуки природы» дети рисуют дерево самостоятельно.

Итог: Рассматривание работ.

-Что мы узнали о пользе леса для человека?

Ответ: Деревья дают много кислорода, лес угощает ягодами и грибами. Помогает человеку выздороветь лекарственными травами.

-Как человек должен заботиться, о природе?

Ответ: Человек должен беречь природу и охранять ее богатство.

- Молодцы ребята, вы все правильно рассказали и внесли свой вклад в природу своими рисунками.

-Звучит запись«Под небом голубым» Б. Окуджава.

-Дети идут собираться на прогулку.

Список использованной литературы:

.1. А. М. Гадагатль «Стихи для детей».

2. В. В. Дежкин, В. В. Снакин Заповедное дело: Толковый терминологический словарь- справочник с комментариями. М:НИА- Природа,2003 г.

3. А. Зеленовская «Стихи».

.4. Музыка на стихи Б. Окуджава «Под небом голубым».

5. Официальный сайт министерства природных ресурсов Российской федерации. 6. Справочник «Национальные парки России»М: Изд-во Центра охраны дикой природы,1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край родной - заповедные места Ленинградской области.Нижне-Свирский заповедник"

Мой край родной-заповедные места Ленинградской области Нижне-Свирский заповедник . Цель: Развитие познавательных интересов у детей. Познакомить детей с заповедником, памятником природы своей мест...

Конспект НОД по экологии «Мой край родной – заповедные места Плесецкого района».

Конспект образовательной деятельности составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предусматривает интеграцию образовательных областей («Позн...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе «Мой край родной. Заповедные места Талдомского района»

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "Мой край родной. Заповедные места Талдомского района"....

Проект" Мой край родной: заповедные места".

*Проект; «Мой край родной: заповедные места и памятники природы”.*Цель: создание условий для формирования у детей представления обуникальной ценности заповедных территорий .*Задачи*Образов...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 6 - 7 "В" "Путешествие по заповеднику "Оренбургский"

Аннотация к занятию - игре: «Путешествие по заповеднику "Оренбургский» - развивающая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, для индивидуальной и подгрупповой рабо...

«Мой край родной — заповедные места Воронежской области»

В 2023 году исполняется 100 лет одному из самых старейших российских заповедников -Воронежскому государственному биосферному заповеднику им. В. М. Пескова Цель: воспитывать нравственно-патриотические ...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет) «Мой край родной – заповедные места»

laquo;Мой край родной – заповедные места»  Цель: систематизация знаний дошкольников о родном крае.Задачи:Уточнить и обобщить знания детей о заповедниках Приморского края, уникальных ...