Опытно-экспериментальная деятельность с элементами программы по социально-эмоциональному развитию "Я, ты, мы" в старшей группе детского сада "Приключения на необитаемом острове".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Долгиерова Любовь Владимировна

Использование игры-фантазирования для развития положительных межличностных взаимоотношений в проблемной ситуации. Знакомство со способами очистки воды от механических примесей. Развитие умений планировать этапы своих действий при решении поставленной проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priklyucheniya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования

города Ялуторовск «Детский сад№5»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности

с элементами программы по социально-эмоциональному развитию

«Я, Ты, Мы»  в старшей группе детского сада

Тема:

Воспитатель: Долгиерова Л.В.

Опытно-экспериментальная деятельность с элементами программы по социально-эмоциональному развитию «Я, Ты, Мы» в старшей группе детского сада.

Тема: Приключения на необитаемом острове.

Цель: Использование игры-фантазирования для развития положительных межличностных взаимоотношений в проблемной ситуации.

Задачи:

1.  Знакомить со способами очистки воды от механических примесей

Развивать умение планировать этапы своих действий при решении поставленной проблемы.

2. Продолжать знакомить детей с внешними выражениями разных эмоциональных      состояний (радость, удивление, страх, растерянность);

Способствовать развитию творческого воображения

Развивать внимание, память, мышление, умение анализировать.

3. Воспитывать чувство уверенности в себе, настойчивость;

чувство эмпатии;

Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении проблемной ситуации.

Словарная работа: познакомить детей со словом «фильтрация».

Оборудование: «Чудесный мешочек», стеклянная бутылка, письмо-рисунок от сказочного человечка, плакат с нарисованным островом, стеклянные баночки (по 2 на ребенка), воронки (на каждого ребенка), прозрачная емкость с грязной водой (с примесью земли, песка); материал для фильтрации воды (марля, вата, синтепон, песок, галька, бумажные салфетки, уголь); простые карандаши, бумага для рисования значков-схем (6см).

Ход деятельности:

Дети, посмотрите, на наш «чудесный мешочек». Сегодня в нем спрятался всего один предмет. Вы сейчас попробуете догадаться, что это за предмет, задавая мне вопросы о нем. Например, «Это живое?». Я отвечаю: «Нет!» ( Если дети по вопросам не смогут догадаться, что это бутылка, то пригласить ребенка, чтобы он после тактильного обследования предмета, придумал о нем загадку: это стеклянный предмет, в него наливают воду).

Верно, ребята, это бутылка, а в ней лежит какая-то бумага. Это рисунок. Дети, вы догадались, кто на нем нарисован? Верно, это наш сказочный человечек. А вы помните, куда он отправился?  (В путешествие, выручать принцессу страны Негорюнии, ее похитил Злой Ветер.). Но человечек нарисовал себя на острове, как он мог там оказаться?  (Плыл по морю на корабле или на лодке; корабль сломался; начался шторм, и корабль выбросило на остров). Да, дети, скорее всего, в поисках страны Злого Ветра, наш человечек оказался на острове. Как вы думаете, как он там себя чувствует?  (Он испугался, ему интересно, он расстроился).  Покажите мимикой, что ему страшно или, что ему интересно. Наверное, он не знает, как ему вести себя, что делать. Дети, а мы можем ему помочь?  ( Да, нет). Как мы ему поможем? Ребятишки, вы не забывайте о том, что наш человечек сказочный, он нас слышит. Вы можете просто говорить, давать ему советы.

Что такое остров?  (Это суша, окруженная со всех сторон водой).

Если на этом острове нет людей,  как он называется? (Безлюдный, необитаемый, пустой).

Верно, а как вы считаете, какая погода на этом острове?  (Жаркая, потому что нарисована пальма).

Что же нужно сделать нашему человечку, пока не прибыли спасатели?  (Нужно исследовать осторожно остров; найти пещеру или место, где можно отдохнуть или спрятаться от дождя; попытаться разжечь костер;  поискать еду, воду).

Все это правильно, дети. А если человечка будут искать на самолете или вертолете, то как сделать так, чтобы сверху летчики могли его заметить?  (Сделать флаг из майки; дым от костра; из камней на берегу выложить слово SOS).

Молодцы, дети, вы много дали советов человечку. И я думаю, что постарается выполнить все ваши советы и помощь к нему скоро придет! А мы с вами немного отдохнем:

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно…

Вышли на берег крутой

И отправились домой!

        Дети, одним из советов для человечка был: найти воду. Но он же на острове, вокруг много воды, разве ее нельзя пить? (Можно, нельзя). Хорошо, предлагаю попробовать на вкус морскую воду. Проведем такой эксперимент: вы знаете, что у нас в чайнике всегда какая вода? (Кипяченая, чистая).

У вас в стаканчиках чистая кипяченая вода. Добавьте в нее 1ложку соли, размешайте, а теперь попробуйте воду на вкус. Какая она?  (Горькая, соленая). Такую воду, дети, пить, конечно, не стоит. Значит, вы были правы, что морская вода, не пригодна для питья.

(Достать заранее приготовленную воду с примесью земли, соринок).

Дети, а если человечек найдет вот такую воду, ее можно пить?  (Нет, она грязная, в ней микробы.). Ее можно как-то сделать чистой?  (Ответы детей).  

Дети, очистка воды называется фильтрация. Сейчас вы попытаетесь профильтровать, т.е., очистить  воду разными способами. Вот ваше рабочее место: здесь есть грязная вода, есть материал для фильтра. Выберите себе материал и приступайте к работе.  (Подхожу к детям, спрашиваю, что и какой последовательности они делают; помогаю советом по необходимости).

Вы закончили свою работу? А сейчас сравним, какая вода получилась самая чистая? Как вы ее очищали? Дети, а такую воду сразу же можно пить?  (Да, нет, она не кипяченая). Конечно, желательно ее прокипятить. А вы, дети, молодцы. Что вы сейчас научились делать?  (Очищать, фильтровать воду).

Дети, а если так случиться, что в такую же трудную ситуацию попадет кто-нибудь еще. Как сделать так, чтобы наши советы, которые мы давали человечку, стали бы известны другим людям?  (По радио рассказать, по телевизору выступить, в интернет выложить информацию, в газету написать, книгу написать).  

Но вы  еще не умеете писать подробно. Как быть?  (Можно нарисовать схемы, а взрослые напишут).

Умницы вы мои! Подойдите к этому столу: я нарисовала плакат с изображением острова. А вы сейчас выполните очень ответственное задание: на маленьких карточках схематично нарисуйте все, что может понадобиться на острове (дом, воду, еду, инструменты, флаг).  Поместите ваши схемы на плакат в «кармашки». Как вы считаете, поймут ли другие люди, посмотрев на ваши схемы, что нужно делать, если они попадут на необитаемый остров? (Да). А можно, я тоже помещу на плакат свой значок?  (Помещаю сердечко). Как вы думаете, что означает эта схема?  (Чтобы люди помнили, что их любят; не расстраивались, не плакали; верили, что их скоро спасут; искали пути спасения).

Вы большие молодцы. Справились с очень сложными заданиями. А нашего человечка уже, наверняка, спасли. И мы будем ждать от него новых сообщений: удастся ли ему найти принцессу страны Негорюния?

(Напоминаю детям, что нужно прибрать свое рабочее место.).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Я и другие"

Программа развития социально -эмоциональной сферы предназначена для работы педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года: старшую и подготовительную группы. Прог...

Рабочая программа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

Программа знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует снежению тревожности и агрессивности, развитию воображения, творческих способностей и навыков общения....

Профилактическая программа по социально – эмоциональному развитию дошкольников: «В стране Эмоций».

Коррекционно - развивающая программа по формированию социально - эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Рекомендована психологам и воспитателям ДОУ. ...

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Консультация для родителей по включению программы по социально - эмоциональному развитию дошкольников в содержание образовательной деятельности МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек»

Данная консультация позволяет родителям понять важность   целенаправленного обучения детей внимательному и уважительному отношению к миру эмоций, саморегуляции, взаимопониманию использованию...