Методическая разработка конспекта познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «Когда огонь – друг, а когда - враг»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Беседа проводится с детьми в преддверии экскурсии в пожарную часть.

Совместные выходы с детьми в пожарную часть не только позволяют формировать огромный интерес детей к теме пожарной безопасности, но и позволяет детям познакомиться с профессией пожарного, что называется, изнутри.

Цель беседы:

Предварительная беседа направлена на формирование интереса к теме экскурсии, а также на активизацию имеющихся у детей представлений об огне его пользе и разрушительных свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ogon_-_drug_ili_vrag.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка конспекта

познавательной беседы

для детей старшего дошкольного возраста

«Когда огонь – друг, а когда - враг»

Составил:

воспитатель ГБДОУ детского сада № 11

Косихина Людмила Васильевна

        

Санкт – Петербург

Петергоф

2015


Образовательная деятельность осуществляется по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В группе воспитывается 21 ребенок, в возрасте 5-6 лет, 13 из которых мальчики. Дети в группе активные, любознательные, эмоциональные, подвижные.

Беседа проводится с детьми в преддверии экскурсии в пожарную часть.

Совместные выходы с детьми в пожарную часть не только позволяют формировать огромный интерес детей к теме пожарной безопасности, но и позволяет детям познакомиться с профессией пожарного, что называется, изнутри.

Цель беседы:

Предварительная беседа направлена на формирование интереса к теме экскурсии, а также на активизацию имеющихся у детей представлений об огне его пользе и разрушительных свойствах.

Тема познавательной беседы: «Когда огонь – друг, а когда – враг?»

Интеграция образовательных областей.

В во время проведения беседы интегрируется работа по следующим направлениям: социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие.

Форма организации совместной деятельности: фронтальная познавательная беседа, дидактические игры, ситуативная игра.

Технологии, используемые при организации беседы: технологии исследовательской деятельности, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Формы и методы работы с детьми по образовательным областям:

  • социально-коммуникативное развитие: информация подается детям в визуальной форме; моделирование обучающей ситуации в процессе организации ситуативной игры.
  • познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность): беседы, обучающий рассказ педагога, чтение художественной литературы, игры с правилами.
  • речевое развитие (речь как средство общения): предоставление каждому ребенку возможности высказаться, предоставление возможности каждому ребенку в построении собственных предположений.
  • физическое развитие: предоставление возможности каждому ребенку самостоятельности в организации собственной двигательной активности, этюд на развитие пластики.

Планируемый результат:

Дети познакомятся с полезными свойствами огня, усвоят правила безопасного обращения с огнем. У детей будет создана положительная установка на дальнейшее обогащение собственных представлений об огне и его свойствах, что является необходимой предпосылкой для дальнейшего развития и обучения. У дошкольников будут развиваться навыки безопасного поведения вблизи открытого огня на улице и в помещении, будут формироваться нравственные нормы поведения в обществе, культура общения по телефону.

  • обогатить представления детей о свойствах огня;
  • формировать навыки безопасного обращения с огнем.

Задачи беседы:

Образовательные:

  1. дать элементарные представления об истории освоения огня людьми;
  2. расширять и обогащать представления детей об огне и его свойствах;
  3. закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара;
  4. познакомить детей с правилами поведения при пожаре;
  5. познакомить с правилами вызова пожарной службы по телефону.

Развивающие

  1. развивать умение слушать и делать выводы;
  2. развивать речь-рассуждение, речь доказательство;
  3. развивать творческие способности;
  4. развивать умение отражать в рисунке приобретенные знания и собственные впечатления.

Воспитательные:

  1. воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
  2. воспитывать умение выслушивать друг друга до конца, не перебивая;
  3. воспитывать умение выдвигать гипотезы.

Оборудование для педагога: экран, проектор, презентация, сказка С. Я Маршака «Кошкин дом» и «Путаница»

Оборудование для воспитанников: листы бумаги, краски, карандаши, фломастеры.


Вводная часть (Постановка проблемы).

Предполагаемая деятельность воспитателя

Предполагаемая деятельность воспитанников

Постановка проблемы:

«Огонь – друг или враг?»

Просмотр отрывка из  мультипликационного фильма по произведению С. Я. Маршака «Кошкин дом».

Обсуждение просмотренной части отрывка.

Определение цели поисковой деятельности.

Воспитатель начинает просмотр отрывка из из мультипликационного фильма

К о ш к а

Василий-кот, завесь окно!
Уже становится темно.
Две стеариновых свечи
Зажги для нас в столовой
Да разведи огонь в печи!

К о т   В а с и л и й

Пожалуйте, готово!

К о ш к а

Спасибо, Васенька, мой друг!
А вы, друзья, садитесь вкруг.
Найдётся перед печкой
Для каждого местечко.
Пусть дождь и снег стучат в стекло,
У нас уютно и тепло.

Воспитатель останавливает просмотр фильма:

-Ребята, скажите, пожалуйста, зачем кошка попросила Кота Василия зажечь свечи и огонь в печи?

-Правильно ли поступил Кот Василий, выполнив просьбу Кошки?

-Почему?

Давайте посмотрим, что было дальше:

Хозяйка и Василий,
Усатый старый кот,
Не скоро проводили
Соседей до ворот.
Словечко за словечком -
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожег ковер.
Еще одно мгновенье -
И легкий огонек
Сосновые поленья
Окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчел.
Вернулся кот Василий
И кошка вслед за ним -
И вдруг заголосили:
- Пожар! Горим! Горим!
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Как увидели грачи
Это пламя с каланчи,
Затрубили,
Зазвонили:
Тили-тили,
Тили-тили,
Тили-тили, тили-бом!
Загорелся кошкин дом!

Воспитатель: что случилось в доме у кошки?

-Что натворил огонь в доме у кошки?

-Ребята, я много раз смотрела этот мультфильм и никак не могу понять огонь для нас друг или враг?

Дети подсаживаются к воспитателю и вместе с ним просматривают отрывок из мультипликационного фильма

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Дети высказывают свои предположения.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети высказывают свое мнение, аргументируя его своими предположениями.

Основная часть.

Предполагаемая деятельность воспитателя.

Предполагаемая деятельность воспитанников

Поиск ответа на поставленные вопросы

Просмотр презентации «Огонь – друг или враг?» (смотри приложение №1

Часть первая: «Огонь – друг»)

Этюд «Язычки пламени».

Обсуждение отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Путаница»

Просмотр презентации «Огонь – друг или враг?» (смотри приложение №1

Часть вторая: «Огонь – враг»)

Просмотр презентации «Огонь – друг или враг?» (смотри приложение №1

Часть третья: «Правила безопасного обращения с огнем»)

Д/и «Вызываем пожарных»

Воспитатель: а можно ли было избежать пожара в доме у кошки?

-Помогите мне разобраться, когда огонь бывает нам другом, а когда становится злейшим врагом.

Рассказ воспитателя о том, как огонь стал людям другом

Слова воспитателя

Действия детей

Огонь только родился, но он еще слабый и неуверенный

Дети садятся на корточки, опускают голову на колени, руки опущены вдоль туловища

А теперь огонь набирает силу, его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец

Дети медленно поднимаются, руки, раскачиваясь, двигаются над головой

Языки пламени то поднимаются выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле

Сопровождая движения тела движениями рук, дети то вытягиваются вверх на носочках, то приседают на корточки, вытягивая вперед руки, изображая стелющийся по земле огонь

Наш костер затухает, затухает и потух

Останавливаем движения.

Воспитатель: послушайте еще один отрывок из другого стихотворения этого же автора:

Но весёлые зверята — 
Поросята, медвежата — 
Пуще прежнего шалят, 
Зайца слушать не хотят. 
Рыбы по полю гуляют, 
Жабы по небу летают, 
Мыши кошку изловили, 
В мышеловку посадили. 
А лисички 
Взяли спички, 
К морю синему пошли, 
Море синее зажгли. 
Море пламенем горит, 
Выбежал из моря кит: 
«Эй, пожарные, бегите! 
Помогите, помогите!» 
Долго, долго крокодил 
Море синее тушил 

Воспитатель: в этом произведении огонь описывается как друг или как враг?

Воспитатель: какие беды может принести огонь?

Воспитатель: а какие беды натворил огонь в доме у Кошки?

Воспитатель: какие правила нужно соблюдать, чтобы огонь из друга никогда не превратился во врага?

Воспитатель показывает детям презентацию

Воспитатель предлагает детям проиграть ситуацию, когда необходимо вызвать пожарных.

Дети высказывают свое мнение, доказывая свою точку зрения, используя имеющийся у них багаж знаний.

Дети высказывают свое желание помочь воспитателю разобраться в проблеме.

Дети слушают, задают вопросы, высказывают свои суждения, делятся впечатлениями.

Дети слушают отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Путаница»

Дети высказывают свои предположения.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети рассказывают об известных им правилам безопасного обращения с огнем.

Дети подходят к телефону, набирают номер пожарной службы, объясняют причину вызова службы, называют домашний адрес.

Заключительная часть

Предполагаемая деятельность воспитателя.

Предполагаемая деятельность воспитанников

Игра «Да или  нет!»

Рефлексия

Воспитатель задает детям вопросы:

На вопросы дай ответ,
И скажи мне «Да» иль «Нет».
Всем ребятам нужно знать,
Что с огнем нельзя играть.
Это все ребята знают? (Да)
А с огнем они играют?
Для ребят пожары шутка?
Все ли дети тут послушны?
На печи кипит варенье.
Можно ли без разрешенья
детям к печке подбегать,
Чтоб варенье помешать?
Палит листья мальчик Тихон,
У костра он скачет лихо.
Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это?
Под столом играет света,
Зажигает она свечи.
Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это?
Вова спичками играет,
Мама это запрещает.
Дети дайте мне ответ,
Прав наш Вова или нет?
Непослушный мальчик Вова,
Спичками играет снова.
Пусть мне дети отвечают,
Маму Вова огорчает?
Вот свеча, горит огонь,
Ты огонь попробуй – тронь!
Дайте, дети мне ответ,
Будет больно или нет?
Нам пожары не беда? (нет)
Друга выручим всегда?
Врать не будем никогда?
Маму слушаем всегда?
Можно спичками играть?
Детям свечи зажигать?
Причиняет огонь зло?
А дает огонь добро?
Ты труслив, когда беда?
Силы жалко для труда?
С огнем всегда ты осторожен?
Что ж завершать игру мне можно!

Воспитатель: в конце нашей беседы я прошу вас взять листы бумаги и нарисовать для детей из младшей группы листовку о правилах безопасного обращения с огнем.

Дети хором отвечают на вопросы воспитателя.

Дети рисуют листовки для детей из младшей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина»...

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года".

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года " по реализации образовательных областей: познавательное разви...

Собственная методическая разработка Конспект совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и воспитателя «Достопримечательности Санкт Петербурга» С использованием ЭОР (презентация Power Point)  

Интеграция образовательных областей:« Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»...

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина» Участники: дети старшей группы, воспитатель Карпова Е.А.   ...

Методическая разработка. Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста...