Методическая разработка. Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Федорова Юлианна Анатольевна

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa_konspekt.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста

Масленица. Встреча Весны.

Цели:

  • Знакомство с русским народным праздником Масленица, традициями, обычаями

Задачи:

  • Познакомить с традициями празднования Масленицы;
  • Воспитывать у детей дружелюбие друг к другу;
  •  Воспитание гражданско-патриотических чувств, уважительного отношения к народным традициям;
  • Развитие творческого воображения;
  • Развивать познавательную активность, расширять словарный запас и кругозор;
  • Сформировать чувство коллективизма, внимания, чуткости друг другу и к окружающим людям.

Предварительная работа:

     Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Оборудование: 

Картина Сурикова «Взятие снежного городка», чучело масленицы (заготовка из палок и одежда), плакат с нарисованной масленицей, одежда для масленицы, канат для перетягивания, два круга разрезанные на неравные кусочки, два контура девушки на бумаге формата А3, два мольберта, фломастеры, цветные карандаши, блины.

Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам про русский народный праздник Масленицу. Масленица – это проводы зимы и встреча весны, после нее люди ждали наступления тепла. Этот праздник длился целую неделю: люди водили хороводы, пели песни, играли в игры. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Давайте и мы с вами  сегодня поиграем!

Воспитатель: день первый. Понедельник – встреча

Утро. Понедельник. Наступает “встреча”
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.

В первый день праздника делали чучело из соломы, наряжали его в наряд девушки и возили по улицам, обращались к нему ласково, устраивали снежные горы, висячие качели. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет урожай.  Для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.

Воспитатель:  давайте, ребята мы с вами тоже сделаем чучело и поприветствуем  Масленицу (воспитатель говорит, а дети повторяют):

 (дети наряжают чучело Масленицы)

-Дорогая наша гостья, Масленица,

-Авдотья Изотьевна!

-Дуня белая, Дуня румяная!

-Коса длинная, триаршинная.

-Лента алая, двухполтинная.

Платок беленький, новомодненький.

Воспитатель:  день второй. Вторник – заигрыш

Заигрыш беспечный – вторника отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них награда-
Сдобный и румяный масленичный блин

В этот день начинаются веселые игры, а потом угощение блинами. Также в этот день делают снежные городки и  играют в игру «взятие снежного городка».

Посмотрите, ребята, на этой картине показано, в какие игры играли  в старину на Масленицу (картина Сурикова “Взятие снежного городка”).

А еще, люди смотрели кукольные представления. Во время развлечения пели частушки и дразнилки.

(Воспитатель поет, а дети подпевают)

1.Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка, частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

2.Купи, тятя, мне коня-
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.

3.Я на Масленке катался,
Трое санок изломал,
Ворона коня замучил,
Всех девчонок покатал!

4.Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.

Воспитательдень третий. Среда – лакомка

Тут среда подходит – лакомкой зовется,
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – все им удается,
Пироги и блинчики – все на стол мечи!

На лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы созывали всех родных. По вечерам пели песни о заботливой теще. Это значит, что мама вашей мамы звала вашего папу к себе в гости и угощала блинами.

Воспитатель:  день четвертый. Четверг – разгуляй

А в четверг раздольный разгуляй приходит,
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят,
Парни ищут девушек – суженых своих.

В четверг люди собирались на большом поле или площади, делились на две команды и устраивали различные соревнования. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Давайте поделимся на две команды и начнём перетягивать канат. Кто перетянет команду соперника на свою сторону, тот и победил.

Проводится подвижная игра.

Воспитатель:  день пятый. Пятница – тёщин вечерок

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось страшной обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Это значит, что в пятницу папа приглашал в гости маму вашей мамы и угощал её вкусными блинчиками.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немножечко поиграем. Участники команд будут выходить и печь для нас блины.

Игра «Испеки  блин”  (Круг поделен на неравные кусочки, детям надо собрать их так, чтобы получился ровный и красивый блин)

Воспитатель: также наш русский народ создал много пословиц и поговорок про Масленицу, давайте я вам их прочитаю, а вы мне расскажите, что они означают:

  • Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
  • Не житьё, а Масленица.
  • Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
  • Без блина - не Масленица.

Воспитатель: Молодцы ребята, всё знаете. А, ответьте мне на вопрос: почему на Масленицу пекли именно блины? (символ солнца)

Воспитатель: день шестой. Суббота – золовкины посиделки

Близится суббота – золовки угощенье.
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением были блины. Это значит, что в субботу ваша мама приглашает родственников (маму, папу, бабушку и др.) вашего папы в гости и печёт для них вкусные блины.

Воспитатель: Воскресенье – прощеный день

Воскресенье светлое быстро наступает
Облегчают душу все в прощеный день.
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

В этот день устраивали проводы Масленицы. Чучело сжигали на костре, а пеплом посыпали землю к новому урожаю. В этот день просили друг у друга прощение.

Давайте и мы с вами попросим друг у друга прощение.

(мальчики и девочки просят друг у друга прощение)

Воспитатель: сейчас я вам прочитаю небольшой стишок:

Зима уходит, мы весну встречаем,
Ее приход повсюду ощутим.
Все беды, все плохое мы сжигаем, 
И все друг другу в этот день простим.
Прощеный день приносит обновленье,
И тает снег, и в душах тает лед…
Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем,
Весна идет! Весна! Весна идет!

- Чтобы Весна пришла поскорее, давайте мы с вами нарисуем ее. Каждая из команд должна нарисовать Весну.

(Каждая команда получает картинку для раскрашивания.  Дети раскрашивают Девушку-Весну.)

Воспитатель: Какие вы молодцы, посмотрите, какие красивые рисунки у вас получились! Теперь Весна не задержится в пути.

- Ребята, с традициями какого праздника мы познакомились?

(ответы детей)

- Сколько дней длился праздник.

(ответы детей)

- Что готовили на Масленицу? Почему?

(ответы детей)

-Вам понравилось сегодняшнее занятие?

Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем зиму провожать!
Раз, два, три,
Вот весна идет, смотри!
Вы ей двери отворите,
Дружно в гости позовите!

Воспитатель приглашает детей вымыть руки и угощает блинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина»...

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года".

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года " по реализации образовательных областей: познавательное разви...

Собственная методическая разработка Конспект совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и воспитателя «Достопримечательности Санкт Петербурга» С использованием ЭОР (презентация Power Point)  

Интеграция образовательных областей:« Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»...

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина» Участники: дети старшей группы, воспитатель Карпова Е.А.   ...

Методическая разработка музыкального досуга для детей старшего дошкольного возраста по произведениям П. И. Чайковского.

Музыкуальный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Кукольбник" по произведениям русского композитора П. И. Чайковского...