«Осенние изменения в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

В данном  материале предлагается, как на прогулке  можно   закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени, о зависимости растений, животных от условий внешней среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проведение прогулки26.3 КБ

Предварительный просмотр:

  «Осенние изменения в природе»

Цель: Формирование обобщённого представления детей об осени.

 Задачи:  Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени, о зависимости растений, животных от условий внешней среды.   Развивать  умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль,развивать воображение ,обогощать словарь детей.   . Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим. Упражнять в беге, воспитывать выдержку (начинать бег только после окончания слов). Развивать подвижность.

Оборудование и материалы: осенние листочки с разных деревьев по количеству детей, изготовленные заранее кормушки для птиц, корм для птиц, конверт с письмом от Осени, мячи, лупа, султанчики, флюгер, корзина, мешочки для метания, детские метёлки, ведёрки, совочки, выносные игрушки (мячи, машинки, бадминтон, мелки, куклы, песочные наборы, скакалки, кегли…),

Описание хода прогулки:

Восп-ль: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Как такое время года зовётся? (осень)

Восп- ль: Да, это осень. Кто расскажет стихотворение об осени. (дети рассказывают знакомые стихотворения)

Восп- ль: Ребята, а какие приметы осени, вы знаете? ( стало холодно, желтеют и опадают листья,  облака осенью серые, тяжёлые, наполненные дождём,  часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме, перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям…)

Восп- ль: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода?(ясная)

 Почему? (ярко светит солнце, нет дождя)

Давайте подышим свежим, осенним воздухом (дыхательное упражнение).

Назовите осенние месяцы? Какой сейчас идёт месяц?

Правильно, октябрь. Октябрь в народном календаре называли- листобой, мокрохвост, грязник, свадебник. Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев. Говорили в народе: «Если листопад пройдёт скоро, надо ждать крутой зимы».  Названия мокрохвост и грязник напоминают о частых дождях. А свадебником в старину называли, потому, что именно в октябре все сельскохозяйственные работы были уже закончены- и на Руси праздновались свадьбы.

Восп- ль: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр?

 ( осенние опавшие листья)

Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят)

Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)

Восп- ль:  Осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это явление? (листопад)

Дидактическая игра «С какого дерева листок» ( в кругу- с мячом)

С дуба –… дубовый,

С липы - … липовый,

С рябины - … рябиновый,

С тополя - … тополевый,

С осины - … осиновый,

С клена - … кленовый,

С березы - … березовый,

С ольхи - … ольховый.

Дидактическая игра «Найди пару»(дети под музыку бегают , кружатся словно листочки и находят себе пару, обьясняя с какого дерева у них листочки)

Исследовательская деятельность: Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал  листок.

Что мы увидели? (Еле заметные почки.)

Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили   отмершие, ненужные листья.)

Скажите, а при каком природном явлении можно наблюдать сильный листопад? (при ветре)

Давайте определим направление и силу ветра.( с помощью султанчиков и флюгера)

Воспитатель замечает на деревьях кормушки

Восп- ль: Что это, ребята? (кормушки)

Для чего они нужны? ( для подкормки птиц)

Чем можно покормить птиц? ( семечками, кусочками хлеба, зерном)

Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (стало холодно)

Как называют таких птиц? ( перелётные)

А назовите перелётных птиц?

Как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами?

 (зимующие)

Назовите зимующих птиц?

Да ребята, зимующие птицы осенью стараются быть ближе к жилью человека, чтобы им  было тепло и сытно, давайте и мы с вами покормим птиц, прилетающих на участок.

Восп- ль: Ребята, а сейчас  давайте превратимся в птиц и поиграем в игру.

Подвижная игра: «Перелёт птиц» 

 После игры воспитателю передают конверт с письмом.

Восп- ль: Ребята нам пришло письмо. Оно от Царицы Осени, давайте его прочтём.

«Здравствуйте дорогие ребята. Совсем скоро у вас будет  Осенний бал, я собираюсь к вам на праздник и приготовила себе красивый наряд, а вас хотела попросить сделать мне венок из осенних листьев. Заранее спасибо и до встречи на Осеннем балу. Золотая Осень».

Восп- ль: Ребята , давайте соберём красивые осенние листья в корзину,  чтобы в группе сплести венок для Осени.(дети собирают)

А может мы  попробуем составить венок из листьев на асфальте.

«Составь венок» – узор на асфальте из опавших листьев.

Предлагаю поделиться на подгруппы по 4-5 детей и составить венок из листьев.

Самостоятельная организация подвижных игр детьми ( по желаниям и предложениям детей)

Труд «Уборка листьев на групповом участке».

С  детьми идем на ту часть участка, где будем убирать. Раздаю детям грабли, метелки, ведра.

Чтобы вызвать интерес к предстоящей деятельности, использую художественное слово:

- «Труд украшает человека»,

- «Без труда нет добра»,

- «Игра игрою, а дело делом».

Давайте распределим, кто, чем будет заниматься.

Восп- ль: Ну что же , ребята, я думаю мы славно потрудились, собрали осенние листья,  убрали весь мусор. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.

Игры детей с выносным материалом по интересам.

А пока дети играют воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по ФИЗО (подбрасывание вверх и ловля мяча 2 руками - Богдан.Ш., Оля К., метание мешочка вдаль- Аня И., Соня С.- отработать силу броска)

Итог: Ребята , наша прогулка подходит к коцу и я предлагаю вспомнить, о чём мы с вами сегодня говорили?

В какие игры играли?

Что больше всего вам понравилось?

А вспомните, что мы обещали сделать для Осени?

Да, ребята, сплести венок, сейчас мы в группе подсушим листочки, а после  тихого часа сплетём все дружно венок для Золотой Осени,чтобы на нашем празднике она была самой красивой.

А вам за плодотворную работу Осень приготовила сюрприз- осенние дары-яблоки- угощайтесь на здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенние изменения в природе"

Конспект занятия на обобщение и закрепление знаний об осенних изменениях в природе....

Осенние изменения в природе.

Знакомить детей с сезонными измннениями в природе....

Осенние изменения в природе

Уточнение и закрепление знаний об осенних явлениях природы....

Конспект проведения прогулки в старшей группе «Осенние изменения в природе»

Цели и задачи: «Познавательное развитие» -формировать интерес к познавательно - исследовательской деятельности по теме: «Осень»;-развивать наблюдательность, формировать умение рассматривать ...

Конспект НОД в подготовительной группе «Осенние изменения в природе»

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать глагольный словарь по данной теме.   ...

Конспект НОД "Осенние изменения в природе"

Обобщение и закрепление знаний об осени, осенних месяцах, приметах, явлениях природы....

План-конспект занятия по связной речи Для детей 4-5 лет на тему: «Осенние изменения(в природе,для человека, животных)»

План-конспект занятия по связной речиДля детей 4-5 лет на тему: «Осенние изменения(в природе,для человека, животных)» Тема недели: «Осенние изменения(в природе,для человека, животных)» Цель:...