Статья из опыта работы."Формирование у дошкольников эстетического восприятия окружающей среды через интегрированный подход к образовательному процессу"
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Чурина Оксана Александровна

Статья  включает опыт работы музыкального руководителя в детском саду и направлена на формирование у дошкольников эстетического восприятия окружающей среды через интегрированный подход к образовательному процессу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ЧЕРЕЗ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД

К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ

                                                                          Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев

                                                                          и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон

                                                                          серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе,                              

                                                                          шорох снежинок и завывание вьюги, торжественную          

                                                                          тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает

                                                                          сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

                                                                                                                 В.А. Сухомлинский

Уважаемые коллеги, предлагаю вам отправиться в мир детства и вспомнить мультфильм «Крошка Енот». Главный герой пришел на пруд. Увидев свое отражение в воде несколько раз, он испытал разные чувства и воспринял его по-разному. Сначала он испугался, затем разозлился, а потом обрадовался.

Ребенок воспринимает мир так, как он видит, слышит, чувствует. Сейчас мы говорили об отражении в воде, о восприятии этого отражения главным героем.

А что же такое восприятие? В большом толковом словаре русского языка, восприятие – это форма чувственного отражения действительности [2, 81].

Здесь  рассматривается  не  просто  отражение,  а  отражение  в  душе  человека.

Возьмем  такое  явление,  как  дождь.  У  каждого  из  нас  будет  свое  восприятие.

Кого-то дождевые капли увлекут, кого-то утомят, вызовут головную боль, а для кого-то пахнут чем-то свежим.

Я формирую у детей эстетическое восприятие, способность видеть красоту окружающих предметов и явлений. Для того чтобы в дальнейшем каждый ребенок состоялся как личность, с активной жизненной позицией, мог легко находить выход из любой ситуации, воплотить свои мечты и желания в жизнь, важно формировать эстетическое восприятие с раннего детства.

Эстетическое  восприятие  формирует  человека  всеми  эстетически  значимыми предметами и явлениями, в том числе искусством. Я, как музыкальный руководитель, обладаю возможностью с детства формировать у детей эмоционально-ценностное отношение к миру, развивать творческие способности каждого ребенка, тем более приоритетным направлением деятельности нашего детского сада, является художественно-эстетическое развитие детей.

Программа  Э.П.  Костиной  «Камертон»  по  музыкальному  воспитанию  и

развитию  детей  раннего  и  дошкольного  возраста  включает  темы,  позволяющие

успешно  реализовать  интегрированный  подход  к  образовательному  процессу.

Темы отражают явления окружающего мира и связаны с жизнью дошкольника [1].

При  наполнении  занятий  придерживаюсь  принципа  интеграции  образовательных  областей  и  специфических  видов  деятельности  дошкольника.  Этот принцип реализую при помощи 3-х важнейших средств выразительности «слова», «звука», «цвета», т. к. они доминируют при восприятии дошкольником окружающего  мира  и  наиболее  эффективно  влияют  на  его  сенсорно-музыкальное развитие. Благодаря использованию этих компонентов окружающая действительность предстает перед детьми одновременно слышимая, видимая, чувствуемая.

Интегрированный подход реализую через различные формы работы. Начнем с методов.

Словесный метод использую, для того чтобы восприятие музыки сделать

более осмысленным. На занятиях использую поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых

образов с жизнью. Например, сравниваю бескрайнее поле цветущих и пахнущих

роз в Болгарии с розовым морем, бабочек с цветами, которые поляну превращают в разноцветный ковер. Стихотворения, содержащие поэтические выражения

и образные слова, близкие по настроению и характеру музыки, использую для

характеристики музыкального произведения перед его прослушиванием.

Наглядный метод применяю для того, чтобы конкретизировать впечатления от прослушанного музыкального произведения, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Применение его помогает слуховому восприятию музыкального образа.

Например, даю детям такие задания – подобрать и выложить на панно цветные карточки, соответствующие по настроению музыке А. Вивальди «Осень», выбрать из двух картин одну, соответствующую настроению музыкального произведения, или сравнить с картиной два музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию, выразительным средствам.

На музыкальных занятиях использую игровые ситуации, приемы, которые

повышают интерес детей к деятельности и способствуют усвоению умений и

навыков. Например, пока звучит музыка, предлагаю детям нарисовать то, что

они услышат в музыке или сравнить музыку с цветом.

В содержание занятий включаю развивающие упражнения. Главным назначение упражнений я вижу в обогащении эмоциональной сферы ребенка новыми впечатлениями.

С младшими дошкольниками осваиваем образные движения под музыку, имитируем движения животных, птиц, насекомых. Детям очень нравиться изображать природные явления: листопад, снегопад, восход и закат солнца.

Для того чтобы ребенок прочувствовал глубже тот или иной образ, использую атрибуты: красные и желтые листочки, разноцветные султанчики, ленточки, цветы, шапочки. Перевоплощаясь в тот или иной образ, дети эмоционально реагируют  на  музыку,  познают  мир  в  движении,  в  конкретном  игровом  действии, обогащаются новыми впечатлениями.

Выполнение  упражнения  на  развитие  мелкой  моторики  стимулирует  образное  восприятие,  тонкие  осязательные  ощущения  вызывают  целую  гамму положительных  эмоций.  Играя  пальчиками,  изображаем,  как  капает  дождик, варим кашу, кормим курочек, «строим домик».

Расширить представления детей об окружающем мире, сформировать познавательный  интерес,  любознательность,  помогает  этюд.  Такие  упражнения выполняют дети старшего дошкольного возраста. Предлагаю детям импровизируя, передать содержание музыкального произведения, создать музыкальный образ. Например, произведение П.И. Чайковского «Подснежник». Девочки изображают цветы, а мальчики, снег, засыпающий первые цветы.

Такая  форма  работы  позволяет  создать  творческую  атмосферу,  раскрыть

возможности детей, помочь им понять красоту звуков, речи, разнообразие красок мира. Упражнения позволяют в дальнейшем создавать танцевальные композиции: «Танец месяца и звездочек», «Вальс цветов», «Танец маленьких утят», «Убежало молоко».

Одной  из  форм  работы,  реализующей  интегрированный  подход,  является использование музыкально-дидактических игр на занятиях. Они служат эффективным средством познания действительности, а дидактические пособия помогают организовать восприятие ребенка, вызывают зрительную, слуховую, двигательную активность, расширяя тем самым музыкальное восприятие в целом.

Игры с «Музыкальными кубиками» использую  в  соответствии  с  возрастом  детей.  Они  организуют  внимание,  вызывают  повышенный  интерес  к  музыке,  усиливают  образное  мышление. Играя с «Веселым кубиком» малыши учатся подражать звучанию голосов животных, изображения которых они видят на гранях кубика. С помощью

Кубика «Угадай-ка» дети учатся подражать звучанию различных предметов голосом, например, тикают часы, стучит молоток. Игра с «Кубиками-календариками» учит понимать красоту природы и воспитывает бережное отношение к ней.

Игра «Музыкальный цветок». Обогащает музыкальные впечатления, развивает музыкальную память и помогает выстраивать связи-ассоциации. В соответствии с выбранным лепестком дети читают стихи, поют песни, выполняют

музыкальные композиции.

Игра «Музыкальный альбом» позволяет расширить представления детей об

окружающем мире. На каждую картинку подобрано стихотворение, соответствующее цвету и образу того или иного персонажа. Дети изображают тот или иной

музыкальный образ, как представляют его при помощи движения, звуков, мимики.

Игру  «Музыкальная  палитра»  использую  для  передачи  характера  музыкального  произведения  при  помощи  спектра  цветов,  а  также  для  выявления

эмоциональных переживаний при восприятии музыки детьми. Например, предлагаю детям «нарисовать» свои впечатления цветовыми пятнами и линиями на бумаге, подобрав подходящие цветные карандаши или краски, при прослушивании пьесы П.И. Чайковского «Подснежник». Игровое действие помогает ребенку в увлекательной для него форме услышать и сравнить некоторые свойства музыки, а затем выразить по-своему сам образ.

Одой из самых увлекательных для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры со звуками. Удивителен мир звуков, окружающий нас и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать.

С  целью  обогащения  звукового  восприятия  использую  в  работе  игрушки-самоделки  –  «шумелки», «звенелки», «шуршалки».  Манипулируя  такой, ребенок случайно извлекает звуки. Перед ним открывается удивительный мир разнообразного благозвучия, вызывая положительные эмоции, а яркие разноцветные дидактические пособия привлекают своей красотой и разнообразием.

Детям  среднего  старшего  дошкольного  возраста  даются  различные  задания, например, подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «твое настроение», подбери инструменты и озвучь стихотворение.

Фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые  звуки.  Так  получаются  замечательные  музыкальные  произведения,  например, «Полька цветных карандашей», «Марш разноцветных кубиков», а также импровизация «Радуга», музыкальная композиция «Ягодный компот».

Наиболее сложной формой своей деятельности считаю интегрированные занятия, которые планирую раз в квартал. При подготовке к занятию, прежде всего, выделяю объект интеграции и образовательную область, интегрирование которых будет способствовать созданию у ребенка целостному представлению об объекте изучения. При этом учитываю программные требования и возрастные особенности дошкольников.

Чтобы заинтересовать детей, занятие начинаю с сюрпризного момента. Например, на занятие по теме «Весенний наряд земли», в гости к детям приходит бычок Буня. Появление Буни помогает детям, настроится на разговор по теме. Буня наблюдательный, но упрямый. Вступает с ними в спор. В результате возникает проблемные ситуации, которые нужно разрешить детям. Буня задает детям вопрос, – почему весной все меняют зимнюю одежду на весеннюю?

Успешно настроить детей на занятие помогает введения в игровую ситуацию и позволяет на протяжении всего занятия поддерживать интерес детей.

Например,  чтобы  отправиться  в  кругосветное  путешествие,  предлагаю  детям

совершить «полет вокруг света на туче». Такое музыкальное путешествие служит ступенькой к знакомству с музыкой народов мира.

Занятие «Вездесущий ритм» формирует у детей представление о том, что все подчинено определенному ритму. На «Разноцветном уроке узнаем, оказывается, наш мир огромен, мы все в нем живем, и цвет является важной его характеристикой. Все, что нас окружает, сияет цветом и звучит.

Более крупной формой работы по данному направлению является досуговая деятельность, которая включает в себя праздники и развлечения. Праздник является ярким и радостным ожиданием, кроме того, результатом плодотворной образовательной и творческой работы. Таким образом, формирую общую культуру, знакомлю с традициями и обычаями русского народа. С этой целью стало традицией в детском саду проводить фольклорные праздники. Народные праздники разнообразны по форме: вечера игр, ярмарочные гулянья, «Святки», масленичная неделя.

Анализируя и оценивая результаты работы, можно уверенно сказать, мои

воспитанники активны, любознательны, проявляют эмоциональный интерес к

музыкальным образам, предметам и явлениям окружающего мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Костина, Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2008.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка Н.Ю. Шведовой. – 1988.

3. Сажина, С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.:

Сфера, 2008. – Приложение к журналу «Управление ДОУ».

4. Тютюнникова, Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып 1. Игры со звуками:

Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2003.

5. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи / сост. Е.П. Климова. – Волгоград: Учитель, 2007.

6. Чупаха, И.В., Пужаева, Е.З., Соколова, И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2003.

7. Штанько, И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007. – Приложение к журналу «Управление ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Формирование у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни через музыкальную деятельность»

Доклад из опыта работы «Формирование  у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни  через музыкальную деятельность»...

Интегрированный подход к образовательному процессу в ДО Интегрированное занятие "Лабиринт творчества"

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает интегрированный подход в образовании дет...

статья "Межпредметный интегрированный подход в образовательном процессе ДОУ"

В данной статье рассматриваются вопросы взаимодействия физкультурного работника и логопеда в применении  интегрированного подхода в образовательном процессе ДОУ...

Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни через привлечение родителей к образовательному процессу и совместной деятельности

laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким че...

Статья из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений через игру с цветными палочками Кюизенера»

Опыт работы"Формирование элементраных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру с цветными палочками Кюизенера"...