Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_po_pat._vospitaniyu.docx60.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 Г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №5 «МЕЧТА»

Рабочая программа кружка

по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Нижневартовск – моя малая Родина».

 

                           

                                        Руководитель: Шайхиева ВТ.

Пояснительная записка.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

 В рамках федерального государственного стандарта у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое  воспитание входит в область «Познавательное развитие» .  Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Старший дошкольник должен  сориентирован на патриотизм - любовь к своей семье,  детскому саду,  к своей малой родине,  народу  и служение Отечеству.

Таким образом, применительно к ребенку 6-7 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, края, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Образовательная область: «Познавательное развитие» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей.

     Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

       - нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

       - понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;

       - нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

       - в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

        - истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

                    

 Актуальность проблемы

         Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, крае, стране.

         Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

         Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

                      Цель разработки -  формирование социально-активной личности.

                     Задачи:

 -  формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;

  • воспитание любви к малой .Родине, Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
  • освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных.

      Основные задачи и разделы

раздел

             задачи

  1. 1.Мой дом – моя семья

Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

2.Приобщение к истокам

Познакомить детей с историей  коренных жителей Югры: бытом, обычаями; воспитывать интерес к народному творчеству,  

3.Родной край

Расширять знания детей об истории родного  города; края, воспитывать любовь к родному краю, его жителям..

4.Земля наш – общий дом

Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов Югры; систематизировать знания о природе нашего края.

5.Защитники Отечества

Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

6.Беседы о правах ребёнка

Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».

7.Открой себя

Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость.

                 

Формы организации образовательного процесса

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Игры

Чтение

Беседы

Наблюдения

Занятия

Педагогические ситуации

Экскурсии

Ситуации морального выбора

Групп.

Подгрупп.

Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире

Совместная работа детей с родителями (домашние задание)

ИЗО деятельность

Викторина

Групп.

Подгрупп.

Освоение прав  детей

Беседы

Педагогические ситуации

Групп.

Подгрупп

     Ожидаемый результат  

Дети должны знать:

  1. Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  2. Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  3. Место проживания: город, округ; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и округа; крупные города округа, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
  4. Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
  5. Представителей других национальности, населяющих наш округ (уважать их культуру и традиции);
  6. Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  7. Название планеты, на которой мы живем;
  8. Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

                  Примерные виды интеграции области «Познавательное развитие».

По задачам и содержанию

психолого-педагогической работы

По средствам организации и

оптимизации образовательного

процесса

Социально-коммуникативное развитии -развитие свободного общения со взрослыми и

детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения)

«Труд» (формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности)

«Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение)

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие -  приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов

освоения области «Познавательное развитие».

Продолжительность мероприятия – 30 минут

  1. 1 подгруппы  10 человек
  2. 1 мероприятие в неделю
  3. 4 мероприятия в месяц;

       В середине и конце года итоговые, закрепляющие мероприятия.

  1. Мониторинг образовательной деятельности:   2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

План работы кружка.

Месяц

Раздел

Неделя

Мероприятия

Цель

Сентябрь. «Конвенция о правах ребёнка»

1

   Беседа «Права и    обязанности  ребёнка»

Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду

2.

«Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении»

Цель: познакомить детей с их правом на воспитание в образовательном учреждении.

3

4

Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в

группе.

Цель: определение уровня знаний детей о малой Родине.

Октябрь «Мой дом – моя семья».

1

2

Экскурсия по детскому саду

С-ролевая игра «Детский сад».

Беседа «Наш любимый детский сад»

Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.

3

«Моя семья»

Цель: Воспитывать бережного отношения к членам семьи.

4

Аппликация «Генеологическое древо моей семьи.»

Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека.

Ноябрь   «Край родной»

1

2

Край наш Северный (виртуальное путешествие)

Климат и природа Югры

Цель: расширять представления детей о родном крае.

     Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, умение слушать своих товарищей, чувство сплоченности, доброжелательности.

3

Заповедник «Малая Сосьва» (виртуальное путешествие)

Цель: познакомить детей с природой родного края, дать представление о заповеднике, его обитателях. Воспитывать любовь, интерес, бережное отношение к природе, чувство гордости за то, что они живут в таком прекрасном крае.

4

Собери подарки у тайги (виртуальная экскурсия за лекарственными растениями)

Цель: формировать познавательный интерес к лекарственным растениям; Показать их роль в жизни человека, как используют растения в лечебных целях.

    Воспитывать бережное отношение к растениям.

5

«Кто спрятался в траве?»

(аппликация)

Декабрь. Земля – наш общий дом

1

Беседа. Символика родного края

Цель: интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста  посредством изучения символов малой родины – Югры.;

2

 Беседа. «Югра - многонациональная»

Цель: формировать представления о людях разных национальностей; способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми. Воспитывать интерес и уважение к людям разных национальностей, к их культуре и деятельности.

3

 Коренные жители Югры – ханты и манси.

Обогатить  знания  детей  о коренных  жителях  севера – хантах,  дать представление об их стойбищах.

4

 Ручной труд «Чум»

Январь Приоб-щение к  исисиистокамистокам….

3

Промыслы народов севера

Цель: познакомить детей  с   промыслами    народов севера: рыболовство, оленеводство, охота.  

Во   воспитывать любознательность, взаимовыручку.

4

«Землянка – одна из древнейших жилищ  хантов и манси».

Цель: формировать представление о жилищах коренных жителей ХМАО

Февраль Приобщение к истокам. Защитники Югры.

1

Знакомство с хантыйским орнаментом. «Национальная одежда ханты и манси»

Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси. Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда. Воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера, интерес к культуре народов ханты и манси.

2

Рисование: «Хантыйский орнамент»

Цель: обогащать знания детей о декоративно-прикладном творчестве народа ханты

3

Защитники Югры.

Боевой путь наших земляков

Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

4

Народные игры Севера

Цель: развивать ловкость, координацию движений, выносливость; добиваться сохранения правильной осанки;  воспитывать доброжелательность, желание помочь товарищу

Март Мой город

1

Рисование. Портрет моей мамы.

2

Нижневартовск – город нефтяников (виртуальная экскур-сия по самотлорскому месторожденю)

Расширять и углубить знания и представления детей о работе людей, работающих в нефтяной промышленности. Воспитывать уважение к людям, которые добывают нефть, интерес к профессиям.

3

Улицы родного Нижневартовска

Цель: уточнить представление детей о родном городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

4

Праздники ханты и манси

Цель: познакомить детей с обрядовыми праздниками ханты и манси

Апрель

1

Поэты Югры детям

Цель: познакомить детей с писателями и поэтов Югры,  воспитание любви к Югорской земле, уважения к коренным народам ХМАО, воспитание интернациональных чувств.

2

Лепка по загадкам народов севера

3

Птицы Югры

Цель:Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

4

Животные Югорских лесов

Цель: формирование общих представлений о животных ХМАО.

Май

1

Защитники Югры.

Боевой путь наших земляков

Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

2

«Есть такая профессия – Родину защищать»

(рисование)

Цель: Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

3

КВН Югорские тайны 1-я часть

Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.

4

КВН Югорские тайны 2-я часть

Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

           Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание  объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

       В процессе мониторинга исследуется  интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед.

      Содержание мониторинга  тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.

Мониторинг патриотического воспитания старшего  дошкольного возраста                        

Ф.И .ребенка

/ уровни освоения знаний и умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

С

Н

Качественный уровень %

1.Родная страна:
Название страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название города,

Название округа

Домашний адрес

 

 

Название достопримечательностей города

Название улиц,

2.Символика
Флаг России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Герб России

Герб родного города, Югры, России.


Флаг города, Югры, России.

 

 

3.История народной культуры и традиций
Народные промыслы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Народные праздники

Жилище человека и предметы быта

 

 

4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства оруга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Климатическаязона (тундра, тайга)

 

 

Растения края

Флора и фауна Югры

5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Забота о близких

 

 


Умение управлять своими чувствами, договориться


Умение анализировать свои поступки и поступки других

Итоговый результат

Высокий уровень-

Знает свое имя, фамилию, название города, округа, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн города, округа, России;  называет  народные праздники,  игрушки,  предметы быта; называет природные богатства округа,  знает природно-климатические зоны  ; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей,  умеет договориться со сверстниками,  анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Знает свои права. Знает, что такое «Конвенция о правах ребенка».

Средний уровень-

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.  С помощью взрослого называет права ребенка. Затрудняется с определением «Конвенции о правах ребенка».

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не знает прав ребенка. Не может назвать документ, где написаны все права детей.

Проведённый мониторинг сформированности основ патриотизма у детей выявил следующие результаты:

до внедрения программы: высокий уровень -  60%, средний уровень -  40%.. После внедрения программы 100% высокий уровень. в воспитании основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Внедрение программы позволило получить положительную динамику.

Литература:

1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера»,  2004

2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. -  Волгоград: изд. «Учитель», 2007

3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. -  М.: ТЦ  « Сфера»,2005

4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах  ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008

5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010

6. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная прессе,  2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск! Город милый мне родной»

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом в...

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей «С чего начинается Родина?» для детей 6-7 (подготовительная группа)

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирова...

авторская программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Сумей постоять за Родину-мать!»

«Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал…Ты вспоминаешь Родину такую,Какой ее ты в детстве увидал…»...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста Тема: «Моя малая Родина — Ессентуки»

Формирование понятия малая Родина с детьми дошкольного возраста: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь ...

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Моя малая родина - Нижневартовск»

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со стр...

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе ««Юный патриот».

Создание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенност...

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей...