Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Моя малая родина - Нижневартовск»
рабочая программа (старшая группа)

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников нравственно - патриотических ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx52.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 Г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №5 «МЕЧТА»

Рабочая программа кружка

по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Моя малая родина - Нижневартовск».

 

                           

                                        Руководитель: Шайхиева ВТ.

Пояснительная записка.

В рамках федерального государственного стандарта у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое  воспитание входит в область «Познавательное развитие».  Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Старший дошкольник должен  сориентирован на патриотизм - любовь к своей семье,  детскому саду,  к своей малой родине,  народу  и служение Отечеству. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

        Актуальность.                                                                                                                               Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, крае, стране. Отсюда у них равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.   А также недоста-точно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

     Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. В программе отведено место региональному компоненту, предназначение которого - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей города.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды как важнейшего фактора развития территории.

    Природное, культурно-историческое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам детского сада адаптироваться к условиям жизни, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств.

Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников нравственно - патриотических ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Любой край,  город, село неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
    Через региональный компонент педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.
Для реализации регионального компонента особенно привлекательна тема патриотизма. Такая тема требует длительной, кропотливой предварительной работы: беседы, экскурсии, посещение музея, выставок, творческие встречи с известными людьми родного села.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов: В.Г. Белинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения таких авторов как М.Д. Маханёва, Г.А. Ковалева, Н.В. Алёшина, М.Ю. Новицкая.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - это частица большой Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

      Цель разработки -  формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своему родному городу, к природе на основе исторических и природных особенностей родного края; формирование социально-активной личности.

                  Задачи:

  • воспитание любви к малой Родине – к родному городу,  Отечеству; уважения к своему народу, его обычаям, традициям, готовности к его защите;
  • освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных.

      Основные задачи и разделы

раздел

             задачи

1.Мой дом – моя семья, детский сад.

   Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать  интерес к своей родословной.

     Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

  Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2. Мой город

 Уточнять и пополнять знания детей об истории родного  города; расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости своего города.

   Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества. Воспитывать любовь к родному городу, краю, его жителям.

3. Люблю тебя, мой  родной город

Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов Югры; систематизировать знания о природе нашего края. Познакомить детей с историей  коренных жителей Югры: бытом, обычаями; воспитывать интерес к народному творчеству,  

4. Защитники Отечества

Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

5. Беседы о правах ребёнка.

Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».

6. Открой себя

Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость.

                 

Формы организации образовательного процесса

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Игры

Чтение

Беседы

Наблюдения

Занятия

Педагогические ситуации

Экскурсии

Ситуации морального выбора

Групп.

Подгрупп.

Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире

Совместная работа детей с родителями (домашние задание)

ИЗО деятельность

Викторина

Групп.

Подгрупп.

Освоение прав  детей

Беседы

Педагогические ситуации

Групп.

Подгрупп

     Ожидаемый результат  

Дети должны знать:

  1. Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  2. Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  3. Место проживания: город, округ; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и округа; крупные города округа, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
  4. Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
  5. Представителей других национальности, населяющих наш округ (уважать их культуру и традиции);
  6. Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  7. Название планеты, на которой мы живем;
  8. Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

                  Примерные виды интеграции области «Познавательное развитие».

По задачам и содержанию

психолого-педагогической работы

По средствам организации и

оптимизации образовательного

процесса

Социально-коммуникативное развитии -развитие свободного общения со взрослыми и

детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения)

«Труд» (формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности)

«Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение)

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие -  приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов

освоения области «Познавательное развитие».

Продолжительность мероприятия – 30 минут

  1. 1 подгруппы  10 человек
  2. 1 мероприятие в неделю
  3. 4 мероприятия в месяц;

       В середине и конце года итоговые, закрепляющие мероприятия.

  1. Мониторинг образовательной деятельности:   2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

     Комплексно - тематическое планирование

Старшая группа (5–6 лет)

Месяц

Раздел

Неделя

Мероприятия

Цель

Сентябрь. «Конвенция о правах ребёнка»

1

   Беседа «Права и    обязанности  ребёнка»

Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду

2

«Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении». Экскурсия по детскому саду

Цель: познакомить детей с их правом на воспитание в образовательном учреждении. Воспитывать уважительное отношение к труду работникам детского сада.

3

4

Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

Цель: определение уровня знаний детей о малой Родине.

Октябрь «Мой дом – моя семья».

1

2

С-ролевая игра «Детский сад».

Беседа «Наш любимый детский сад»

Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.

3

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: Воспитывать бережного отношения к членам семьи.

4

Аппликация «Генеологическое древо моей семьи.»

Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека.

Ноябрь   «. Люблю тебя, мой край родной.»

1

2

Край наш Северный (виртуальное путешествие)

Климат и природа Нижневартовск

Цель: расширять представления детей о родном городе. (географическое расположение, климматические особенности).

     Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, умение слушать своих товарищей, чувство сплоченности, доброжелательности. 

3

Заповедник «Малая Сосьва» (виртуальное путешествие)

Цель: познакомить детей с природой родного края, дать представление о заповеднике, его обитателях. Воспитывать любовь, интерес, бережное отношение к природе, чувство гордости за то, что они живут в таком прекрасном крае.

4

Собери подарки у тайги (виртуальная экскурсия за лекарственными растениями)

Цель: формировать познавательный интерес к лекарственным растениям; Показать их роль в жизни человека, как используют растения в лечебных целях.

    Воспитывать бережное отношение к растениям.

5

 Экскурсия в краеведческий музей города.

Цель: расширять знания детей об истории родного  города; развивать интерес к родному городу, событиям прошлого и настоящего, воспитывать любовь к родному городу, его жителям.

Декабрь  «Мой город - частица большой России»

Большой »

1

 История возникновения Нижневартовска. Беседа. «Нижневартовск - многонациональный»

Цель: интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста  посредством изучения символов малой родины – Нижневартовска

2

Беседа. Символика  Нижневартовска.

Изготовление с детьми и родителями герба города.

Цель: формировать представления о людях разных национальностей; способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми. Воспитывать интерес и уважение к людям разных национальностей, к их культуре и деятельности.

3

 Коренные жители Нижневартовска – ханты.

Обогатить  знания  детей  о коренных  жителях  севера – хантах,  дать представление об их стойбищах.

4

 Ручной труд «Чум»

Январь Приобще-ние к истокам.

3

Промыслы народов севера

Цель: познакомить детей  с   промыслами    народов севера: рыболовство, оленеводство, охота.  

Во   воспитывать любознательность, взаимовыручку.

4

«Землянка – одна из древнейших жилищ  хантов и манси».

Цель: формировать представление о жилищах коренных жителей Югры.

Февраль. Защитники Нижневартовска

1

Знакомство с хантыйским орнаментом. «Национальная одежда ханты и манси»

Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси. Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда. Воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера, интерес к культуре народов ханты и манси.

2

Рисование: «Хантыйский орнамент»

Цель: обогащать знания детей о декоративно-прикладном творчестве народа ханты

3

Защитники Югры.

Боевой путь наших земляков

Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

4

Народные игры Севера

Цель: развивать ловкость, координацию движений, выносливость; добиваться сохранения правильной осанки;  воспитывать доброжелательность, желание помочь товарищу

Март.  Земля – наш общий дом

1

Рассматривание карты России, ХМАО

2

Беседа «Чем славится Нижневартовск?» (виртуальная экскур-сия по самотлорскому месторожденю)

Расширять и углубить знания и представления детей о работе людей, работающих в нефтяной промышленности. Воспитывать уважение к людям, которые добывают нефть, интерес к профессиям.

3

С-ролевая игра «Улицы родного Нижневартовска»

Цель: уточнить представление детей о родном городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

4

Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности любимого города»

Цель: познакомить детей

Апрель

1

Экскурсия в библиотеку «Встреча с знаменитыми людьми». Поэты и писатели Нижневартовска -  детям

Цель: познакомить детей с писателями и поэтов Югры,  воспитание любви к родной земле, уважения к коренным народам ХМАО, воспитание интернациональных чувств.

2

Лепка по загадкам народов севера

3

Птицы Югры

Цель: Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

4

Животные Югорских лесов

Цель: формирование общих представлений о животных ХМАО.

Май

1

Защитники Югры.

Боевой путь наших земляков

Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

2

«Есть такая профессия – Родину защищать»

(рисование)

Цель: Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

3

КВН Югорские тайны 1-я часть

Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.

4

КВН Югорские тайны 2-я часть

Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

           Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание  объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

       В процессе мониторинга исследуется  интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед.

      Содержание мониторинга  тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.

Мониторинг патриотического воспитания старшего  дошкольного возраста                        

Ф.И .ребенка

/ уровни освоения знаний и умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

С

Н

Качественный уровень %

1.Родная страна:
Название страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название города,

Название округа

Домашний адрес

 

 

Название достопримечательностей города

Название улиц,

2.Символика
Флаг России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Герб России

Герб родного города, Югры, России.


Флаг города, Югры, России.

 

 

3.История народной культуры и традиций
Народные промыслы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Народные праздники

Жилище человека и предметы быта

 

 

4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства оруга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Климатическаязона (тундра, тайга)

 

 

Растения края

Флора и фауна Югры

5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Забота о близких

 

 


Умение управлять своими чувствами, договориться


Умение анализировать свои поступки и поступки других

Итоговый результат

Высокий уровень-

Знает свое имя, фамилию, название города, округа, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн города, округа, России;  называет  народные праздники,  игрушки,  предметы быта; называет природные богатства округа,  знает природно-климатические зоны  ; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей,  умеет договориться со сверстниками,  анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Знает свои права. Знает, что такое «Конвенция о правах ребенка».

Средний уровень-

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.  С помощью взрослого называет права ребенка. Затрудняется с определением «Конвенции о правах ребенка».

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не знает прав ребенка. Не может назвать документ, где написаны все права детей.

Проведённый мониторинг сформированности основ патриотизма у детей выявил следующие результаты:

до внедрения программы: высокий уровень -  60%, средний уровень -  40%.. После внедрения программы 100% высокий уровень. в воспитании основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Внедрение программы позволило получить положительную динамику.

Литература:

1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера»,  2004

2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. -  Волгоград: изд. «Учитель», 2007

3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. -  М.: ТЦ  « Сфера»,2005

4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах  ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008

5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010

6. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная прессе,  2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...

авторская программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Сумей постоять за Родину-мать!»

«Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал…Ты вспоминаешь Родину такую,Какой ее ты в детстве увидал…»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивайка- размышляйка» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Представляю вашему вниманию программау «Развивайка- размышляйка»  по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр....

Рабочая программа кружка «Тропинка здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду проводится дополнительный кружок по физическому развитию.Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного ...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Моя малая родина»

Цель.Воспитать  гражданина  России,  патриота  своей  малой  родины,  знающего,  любящего  свой  родной  край,  деревню; воспитать гражданин...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"...