Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malaya_rodina_.pptx633 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Моя малая Родина – поселок Борисовка» Подготовила: Воспитатель Козлова Елена Владимировна Образовательные области: «познавательное развитие» «социально-коммуникативное развитие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка» п. Борисовка 2020

Слайд 2

«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству». Д.С. Лихачёв Пояснительная записка Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Моя малая Родина – поселок Борисовка» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Воспитание любви к своей Родине – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания. Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И нам хотелось передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного поселка, его настоящей жизни.

Слайд 3

Актуальность и новизна Проблема патриотического воспитания человека всегда была и остается актуальной – в любую историческую эпоху и в любом государстве. В последние годы в современном обществе отмечалась тенденция к снижению значимости большинства общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине. Сегодня, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили уже на государственном уровне. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Поэтому одной из главных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Поэтому любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине, к месту, где родился человек. Ребенок должен знать и любить свой поселок, знать знаменитых людей, прославивших его, культурное наследие своей малой Родины. Наблюдая за детьми своей группы, беседуя с ними, мы убедились в том, что у детей очень поверхностные представления об истории родного поселка, его людях, достопримечательностях, природе. Так родилась идея реализации проекта под общим названием «Моя малая Родина – поселок Борисовка». Новизна проекта заключается в систематизации деятельности, направленной на создание условий для успешного приобщения дошкольников к краеведению на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств и методов. Цель проекта: Формирование нравственных ценностей, любви к своему поселку, гордости за свой край, путем ознакомления с историческим прошлым, достопримечательностями поселка Борисовка.

Слайд 4

Задачи проекта: Воспитывать любовь и привязанность к родному краю; Развивать интерес к историческому прошлому своего поселка; Знакомить с трудом взрослых, характерным для нашей местности; Знакомить с достопримечательностями п. Борисовка. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения земляков. Вид проекта: Информационно - познавательный Сроки реализации: 2019 - 2020 учебный год Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год) Участники проекта: воспитатели старшей группы; дети старшей группы; родители воспитанников.

Слайд 5

№ Мероприятия Цели Сроки 1 этап - подготовительный 1. Сбор информации из различных источников по теме. Формирование компетентности педагога Сентябрь 2. Разработка диагностического материала по теме. Диагностика уровня знаний детей Выявить уровень знаний и представлений у детей об истории и культуре родного поселка. Сентябрь 3. Разработка анкет для родителей Анкетирование родителей Выявить знания и представления о родном поселке, его истории, достопримечательностях Сентябрь 4. «Круглый стол» с участием родителей и детей Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Сентябрь 5. Подбор наглядного материала для организации работы с дошкольниками по теме Создать условия для реализации проекта. Сентябрь

Слайд 6

2 этап – основной 1. «Экскурсия к памятнику графу Б. Шереметева в поселке Борисовка» Познакомить с памятником графу, генералу - фельдмаршалу Шереметеву Б.П., которого считают основателем Борисовки, и в честь него Борисовка носит свое имя. Расширять знания детей о достопримечательностях нашего поселка. Воспитывать познавательный интерес к памятникам истории родного поселка. Октябрь 2. Экскурсия в Борисовский историко – краеведческий музей. Познакомить детей с историей возникновения нашего поселка. Воспитывать познавательный интерес к истории родного поселка. Октябрь 3. Посещение детской библиотеки. Беседа об истории возникновения поселка Борисовка. Презентация «Русский полководец Борис Петрович Шереметев» Закрепить и систематизировать знания детей об истории возникновения поселка Борисовка. Познакомиться с познавательной литературой, рассказывающей о жизни графа Б. Шереметева. Развивать у детей желание больше узнать нового о человеке, с чьим именем связана история нашего поселка. Октябрь 4. Посещение мини музея «Русская изба». Беседа «Как жили наши предки» Познакомить детей с жизнью и бытом русского народа. Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков (самовар, ухват, чугун, сарафан, лапти, прялка, сундук). Воспитывать уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа. Октябрь

Слайд 7

5. Дидактические игры с использованием ТРИЗ-технологии «Что было сначала, а что потом», «Что будет, если…» Закрепить и уточнить знания детей о предметах быта наших предков и их назначении. Прививать интерес к истории родного края; воспитывать любовь к своей малой родине, желание больше узнать о своих предках. Октябрь 6. Посещение музейно-выставочного зала «Народный костюм Борисовской земли». Познакомить детей с особенностями внешнего вида народного костюма, расширить представление детей о народной одежде, которую носили наши предки (детали костюма, материалы, способы украшения). Пробудить интерес к народным традициям. Развивать у детей национальное самосознание; эстетическое восприятие. Октябрь 7. Художественно-продуктивная деятельность: рисование «Укрась рубашку» Учить детей передавать в рисунке элементы народного костюма слободы Борисовка, орнамента, традиционно используемые цвета. Упражнять в технике работы кистью. Развивать любознательность, внимание, память, логическое мышление, расширять кругозор, формировать эстетический вкус, творческое воображение. Ноябрь 8. Дидактическая игра «Одень куклу» Закрепить знания о народном костюме слободы Борисовка, прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре своих предков. Ноябрь 9. Беседа «Мастеровые слободы Борисовка» Познакомить детей с некоторыми видами ремесел, которыми занимались наши предки (пахарь, гончар, сапожник, кузнец, портной, иконописец). Воспитывать уважение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа. Ноябрь

Слайд 8

10. Экскурсия в «Борисовский дом ремесел» Расширить и уточнить знания детей о старинных промыслах и ремёслах Борисовского района. Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей своей малой Родины. Ноябрь 11. Игры с использованием элементов ТРИЗ – технологии: «Что – то – часть чего – то», «Угадай по описанию», «Что лишнее?» Закрепить знания детей о ремеслах, которыми занимались наши предки и необходимыми для этого орудиями труда. Прививать интерес к истории родного края. Ноябрь 12. Народные подвижные игры: «Городки» «Горелки», «Плетень», «В Трифона» Познакомить детей с подвижными играми наших предков, с их культурой и традициями. Развивать быстроту движений, умение согласовывать действия друг с другом. Ноябрь 13. Целевая прогулка по близлежащим улицам. Познакомить с общественными зданиями, достопримечательностями, отметить их значимость в жизни жителей нашего поселка. Развивать интерес к родному поселку; воспитывать чувство гордости за него. Декабрь 14. Художественно- продуктивная деятельность: рисование - «Мой родной поселок Борисовка»; - ЛЕГО конструирование «Наш парк»; - ЛЕГО конструирование – «Дома нашего поселка». Вызвать желание отобразить полученные знания и впечатления в рисунках, постройках. Продолжать развивать интерес и желание больше узнать о своем поселке. Декабрь

Слайд 9

15. Совместная работа с родителями: расспросить своих дедушек, бабушек о том, как выглядел наш поселок раньше. Собрать фотографии с видами современного поселка и поселка в прошлом. Вовлечь детей в активную поисковую деятельность. Поддерживать познавательный интерес к истории родного поселка. Декабрь 14. Изготовление «Ленты времени «Что было раньше, что сейчас». Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел наш поселок раньше и как выглядит сейчас. Прививать любовь к своей малой Родине, воспитывать чувство гордости за нее. Декабрь 16. Организованная образовательная деятельность с использованием кейс - технологии (ролевое проектирование) «С помощью машины времени мы оказались в прошлом» Повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивать умение слушать и грамотно излагать свои мысли, развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение. Январь 17. Создание альбома «Борисовка вчера и сегодня» Вызвать интерес и желание детей и родителей принять самое активное участие в создании альбома. Январь

Слайд 10

18. Целевая прогулка по центральной площади поселка. Беседа «Чье имя носит наша площадь ». Познакомить с общественными зданиями (Районная администрация, центр молодежи, дом культуры) достопримечательностями (Аллея воинской и трудовой славы, памятник «Скорбящей матери») находящимися на площади, отметить их значимость в жизни жителей нашего поселка. На здании районного дома культуры рассмотреть табличку, на которой высечено имя летчика С.М. Ушакова, погибшего, защищая наш поселок от врагов, и чьё имя носит площадь. Развивать познавательный интерес к истории поселка. Воспитывать чувство благодарности к людям, отдавшим свою жизнь за освобождение нашего поселка. Январь 19. Детско - родительский проект «Улица, на которой я живу» Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города. Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме. Расширять знания о том, в честь кого названа та улица, на которой они живут. Воспитывать у детей любовь к родному поселку, чувство гордости за людей, чье имя носит улица. Январь 20. Презентации проектов Продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, дать понятие о происхождении названий некоторых улиц поселка. Январь 21. Художественно- продуктивная деятельность: рисование «Улица, на которой я живу» Закреплять знание своего домашнего адреса, расширять знания о том, в честь кого названа та улица, на которой они живут. Воспитывать у детей любовь к родному поселку, желание больше о нем узнать. Февраль

Слайд 11

22. Дидактические игры «Путешествие по улицам поселка Борисовка», «Узнай по описанию», «Разрезные картинки» Учить узнавать изображение улиц родного поселка, ориентироваться в нем. Воспитывать любовь к малой родине , чувство гордости за нее. Февраль 23. Сюжетно – ролевая игра «Почта» Расширять представления детей о труде работников почты (почтальона, оператора, кассира, водителя, начальника почты). Закреплять знания детей о названиях улиц поселка, о своем домашнем адресе. Февраль 24. Экскурсия на Аллею Славы. Беседа о жизни и творчестве великих земляков – С.Дегтяреве и Г. Ломакине. Познакомить детей с тем, что на Аллее Славы увековечены имена людей, прославивших нашу малую Родину. Рассмотреть бюсты великих музыкантов – С. Дегтярева и Г. Ломакина. Рассказать о жизни и творчестве Степана Аникиевича Дегтярева и Гавриила Якимовича Ломакина, чье имя носит Борисовская музыкальная школа. Поддерживать познавательный интерес к людям, прославившим наш поселок и всю Россию. Февраль 25. Посещение памятника П. Барвинскому на Усовой горе. Беседа «Барвинский Павел Яковлевич – актер, наш земляк» Познакомить детей с жизнью и творчеством актера, драматурга, писателя, Родиной которого является наш поселок Борисовка. Показать детям, что в нашем поселке помнят и гордятся знаменитыми земляками. Воспитывать чувство гордости за своих земляков. Февраль 26. Экскурсия в Борисовский историко – краеведческий музей. Беседа «Знаменитые художники» Познакомить с жизнью и творчеством художников – Дмитрия Бесперчего , Александра и Василия Хвостенко . Познакомить с работами художников. Март

Слайд 12

27. Создание альбома «Наши знаменитые земляки» Расширять и систематизировать знания детей о людях, прославивших наш край. Способствовать формированию у детей интереса к истории своего поселка, чувства гордости за него. Март 28. Дидактические игры «Знаешь ли ты?» «Узнай по описанию» Закрепить знания детей о знаменитых людях родного края. Март 29. Сюжетно – ролевая игра «Туристическое агентство» (сюжет: экскурсия по родному поселку) Познакомить детей с профессиями туристического бизнеса. Формировать умение выполнять роли менеджера по туризму, туроператора, кассира, туриста, гида. Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания о родном поселке. Март 30. Беседа «Заповедные места Борисовской земли». Дать знания детям о том, что на Борисовской земле расположен один из участков государственного природного заповедника «Белогорье» - «Лес на Ворскле ». Основателем заповедника считается лично граф Борис Шереметев. Формировать у детей знания о цели создания заповедников - оставить в природе всё как есть, не допустить вмешательства людей в естественную жизнь леса. Воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней. Март 31. Экскурсия в заповедник «Лес на Ворскле» Познакомить детей с музеем заповедника, с дубами, возраст которых достигает 300-350 лет; с животными и растениями, обитающими на его территории и нуждающимися в охране. Продолжать знакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными. Уточнить и расширить представления детей об образе жизни животных на территории родного края. Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за сохранение красоты и богатства природы родного края, закрепить знания поведения на природе. Апрель

Слайд 13

32. Оформление альбома «Животные и птицы нашего края» Систематизировать знания детей о животных и птицах, обитающих в нашем крае. Апрель 33. Художественно- продуктивная деятельность: рисование «Красная книга заповедника «Лес на Ворскле ». Закреплять знания детей о животных и птицах занесенных в Красную книгу заповедни ка «Лес на Ворскле». Формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир. Воспитывать ответственность за сохранение красоты и богатства природы родного края. Апрель 34. Дидактические игры «Узнай по описанию», лото «Заповедник «Лес на Ворскле » Закрепить и систематизировать знания детей о растениях и животных обитающих в наших лесах и заповеднике. Апрель 35. Экологическая викторина «Знатоки природы». Закреплять знания детей о растительном и животном мире нашего края. Активизировать мышление. Формировать активность детей. Апрель 36. Экскурсия на Аллею Славы. Подвести детей к пониманию того, что люди всегда помнят о защитниках Отечества. На Аллее Славы установлены бюсты Героев Советского Союза родившихся в Борисовском районе и отдавших свои жизни за освобождение нашей Родины. Воспитывать у детей любовь к родному поселку, чувство гордости за героев – земляков. Апрель 37. Экскурсия в Борисовский историко – краеведческий музей. Посещение экспозиции «Борисовка в годы войны». Формировать представление о Великой Отечественной Войне, о военных действиях, о защитниках поселка. Воспитывать любовь, чувство благодарности к ветеранам войны, любовь к родному поселку. Апрель

Слайд 14

38. Детско - родительский проект «Спасибо деду за победу» Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности, поиска информации о ветеранах своей семьи. На примере биографий своих прадедов и прабабушек, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата – защитника Отечества! Апрель 39. Экскурсия к памятнику «Скорбящей матери». Возложение цветов к вечному огню. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к родному поселку, чувство гордости за героев – освободителей Май 40. Виртуальная экскурсия «Боевая слава поселка» Расширять знания детей о памятниках погибшим воинам, которые находятся в нашем поселке ( Памятная стела на улице Коминтерна, памятник неизвестному солдату на Усовой горе, памятник разведчикам-танкистам на ул. Октябрьская, Памятник Советским воинам на улице Новоборисовская). Развивать интерес к родному поселку; воспитывать чувство гордости за него. Май 41. Дидактические игры: «Военный транспорт», «Защитники Отечества», «Раньше и теперь». Закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии; закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества; развивать речь, умение классифицировать предметы. Май 42. Художественно- продуктивная деятельность: аппликация: «Праздничный салют ко Дню Победы» Закрепить знания детей о том, что 9 мая – День Победы. В нашем поселке люди свято чтут память о самоотверженном подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать гражданско – патриотические чувства: гордость за свой народ, уважение к ветеранам; интерес к жизни и событиям поселка и отражению впечатлений в изобразительной деятельности. Май

Слайд 15

43. Просмотр презентаций: «Борисовский завод мостовых металлоконструкций имени В.А. Скляренко»; «Борисовская фабрика художественной керамики». Познакомить с предприятиями поселка Борисовка. «БЗММК им. В.А. Скляренко» — одно из ведущих предприятий по производству стальных автодорожных мостов, путепроводов и эстакад на дорогах России. Продукция завода успешно эксплуатируется на территории нашей необъятной Родины. Дать детям знания о том, что в настоящее время, фабрика по производству борисовской керамики является одним из самых крупных в России производителей майоликовой керамики из красной глины. Керамические майоликовые изделия являются несомненным символом Борисовского района и известны не только в России, но и за рубежом. Воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям, гордость за свой поселок. Май 44. Презентация «Моя Борисовка, моя отрада» Познакомить детей с творчеством Людмилы Белевцевой – автором гимна нашего поселка, многочисленных стихов, воспевающих его красоту. Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них; любовь к своему поселку, гордость за то, что мы являемся его жителями Май 45. Создание мини – книги «Мой край» Выявить и закрепить знания детей по проведенной работе; вызвать чувство гордости за свой родной край, стремление сделать его еще краше. Май 46. Квест – игра «По дорогам истории родного поселка» Закрепить, обобщить и систематизировать знания детей об истории, достопримечательностях родного поселка . Воспитывать у детей чувство гордости, стремление сделать его ещё красивее. Май

Слайд 16

3 этап - заключительный 1. Оформление фото - выставки по итогам работы над проектом. Май 2. Педагогическая диагностика уровня знаний детей Май

Слайд 17

Образовательные технологии: Игровая технология, здоровьесберегающие технологии, проектная технология, технология проблемного обучения, ТРИЗ – технология, ИКТ–технология, квест –технология, кейс – технология. Предполагаемый результат: У детей сформирован устойчивый интерес к историческому прошлому и настоящему родного поселка Борисовка, его культуре. Сформированы чувства национального достоинства, ответственности, любви к родному краю. Расширен кругозор детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего поселка. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками. Оснащение предметно-развивающей среды обогатилось через изготовление дидактических игр, наглядного материала, костюмов и создание презентаций по данной теме.

Слайд 18

Список литературы: Д38 Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. —000 с. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс». - 2011. - 80с. «С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской . – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с. «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- Спб .: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.-192 с. Земскова А.С. «Использование кейс-метода в образовательном процессе//Совет ректоров. – 2008. - №8. – с.12-16 Белявцева Л. В. Использование элементов ТРИЗ в приобщении старших дошкольников к историческому прошлому и настоящему родного города в условиях ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 107-109. — URL https://moluch.ru/archive/121/33476 Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей.- М.: Айрис – Пресс, 2008 -208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина - поселок Газырь"

Данная тема направлена на развитие чувства патриотизма у детей, сначала за свой поселок, а потом и за Родину....

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №75 «Гвоздичка»             Выпол...

Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Моя малая Родина»

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к...

ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»

С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к св...

Проект по нравственному-патриотическому воспитанию дошкольников на тему : «Моя малая Родина». Средний дошкольный возраст

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.Основы патриотизма начинают формироватьс...