Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе "Природа и нравственное воспитание у старших дошкольников"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ващенко Юлия Сергеевна

Данная методическая разработка представляет собой авторскую модификацию традиционного материала по нравственному и экологическому воспитанию, заложенного в программах Н.В. Нищевой и О.А. Воронкевич, по которым работает МАДОУ д/с к/в №1. В целях осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам ДОУ, представляющим собой «особых» детей (с отклонениями в психофизическом развитии) осуществляется тесное методическое взаимодействие с педагогом-психологом Любарчук В.П.  С ее методической помощью я применяю в своей деятельности элементы развивающей сказкотерапии и песочной терапии. Таким образом, я интегрирую методический материал по нравственному и экологическому воспитанию, вкладывая единую основу сказки на природе (сказки о природе) и одновременно адаптирую его под особенности своих воспитанников. То, что недоступно особому ребенку для понимания традиционными средствами и методами (разъяснение, педагогическое требование, коллективное обсуждение) возможно объяснить и привить посредством сказки. Песочная же терапия помогает гармонизировать психоэмоциональное состояние детей, что немаловажно, если учесть, что у детей с отклонениями в развитии наблюдаются сопутствующие неврологические нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №15

Методическая разработка по познавательному развитию

 «Природа и нравственное воспитание у старших дошкольников»

Воспитатель:                                                                         Ващенко Ю.С.

Славянск-на-Кубани

2015

Традиционно система обучения и воспитания детей в нашем детском саду строится на программе учителя-логопеда высшей квалификационной категории, отличника народного образования Н.В. Нищевой. Экологическое воспитание мы строим с использованием компонентов программы                  О.А. Воронкевич.

В книги вошли планы работ воспитателей детей дошкольного возраста, конспекты занятий по изучению экологии и окружающего мира, экологические игры и фольклорный материал. Также в пособии можно найти коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы, которые помогут вам в интересной форме ознакомить детей с предлагаемым учебным материалом.

Рабочие тетради являются практическим сопровождением методических книг. Книги и рабочие тетради делятся на комплекты по возрастам: Младшая группа (3-4)года, средняя группа (4-5 лет), Подготовительная группа (6-7 лет). Книги продаются с CD дисками, вложенными в бумажный конверт. Рабочие тетради выпускаются в двух частях.

Помимо традиционных форм работы с детьми по экологическому и нравственному воспитанию, закрепленных в этих программах, я в своей работе тесно сотрудничаю с педагогом-психологом нашего детского сада и применяю, с ее помощью, элементы развивающей сказкотерапии. Работаю по программе А.Ю. Капской и Т.Л. Мирончик «Подарки Фей».

Алла Юрьевна Капская и Татьяна Леонидовна Мирончик работают педагогами-психологами в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей и подростков, проводят тренинги и индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития. Мы отобрали эту программу именно в связи с ее ориентацией на детей с отклонениями в развитии.

Мир сказок всегда занимателен и разнообразен. И любому ребенку сказка интересна. Однако именно детям с отклонениями в развитии сказка и песочная психотерапия – основополагающие элементы программы «Подарки Феи» - подходят лучше всего. То, что может быть непонятно особому ребенку в процессе обычного общения, можно донести и обучить этому через сказку. Сказки затрагивают много типичных жизненных проблем, полны аллегорий и символов, доступных детскому сознанию.

Психолого-педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровнях осознать, «что такое хорошо» и «что такое плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного. Все это служит целям нравственного воспитания дошкольников. Названия занятий включают конкретные темы, посвященные нравственному воспитанию: «Добрый мир», «Доброта», «Нежность», «Вежливость», «Фея правды», «Фея чистоты», «Дружба», «Дар любви» и т.д.

Так как ряд занятий включает в себя элементы познания окружающего мира и привития бережного отношения к нему, конечно, мы говорим и об экологическом воспитании. В целом – большая часть занятий изначально проводится на свежем воздухе: дети отправляются в путешествие в сказочный лес, на волшебную поляну, взаимодействуют с различными персонажами, обсуждают правила поведения на природе, в общении друг с другом и взрослыми – в доступной, сказочной форме.

Немаловажную роль в этом играет песочная терапия, включенная в программу. В процессе песочной терапии, разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Кроме того, песок поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

В целом занятия данной программы включают в себя игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации; ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастику (имитационные игры); метафорические этюды; свободное и тематическое рисование; беседы, обсуждение рассказов, игр и т.п.; танцы, ритмику, телесные упражнения.

Свой опыт реализации программы «Подарки Феи» я представила в нескольких фотографиях.

        Далее слайды до завершения.

Раздаточный материал:

  1. Сканы занятий в папке
  2. Памятка «Арт-терапевтические методы в рамках сказкотерапии и дома»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ВЕТЕР, ВЕТЕР, ТЫ МОГУЧ…»...

Методическая разработка по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание) в старшей группе

Организация образовательной деятельности с дошкольниками. Педагогическое сопровождение родителей. Создание развивающей предметно-пространственной среды....

Методическая разработка Конспекты организации разных видов деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках лексической темы «Семья»

Главная цель российского образования была сформулирована в  майском Указе Президента Российской Федерации «О  национальных целях и  стратегических задачах развития Российской Феде...

Методическая разработка по познавательному развитию в младшей группе( раздел экологическое воспитание)" Деревья зимой"

Дополнить представление детей о деревьях зимой посредством прогулки и от восприятия прочтённых научно-познавательных и художественных произведений...

Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе на тему: «Дорога в старшую группу».

Методическая разработкапо познавательному развитию в средней группена тему:«Дорога в старшую группу»....