Викторина "Осень" для старшей группы
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Орехова Ирина Григорьевна

создание условий для формирования опыта применения знаний о времени года - осени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_osen.docx725.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №14 общеразвивающего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Викторина «Осень золотая»

старшая группа

средняя группа№1

Составители: Добролюбова Татьяна Васильевна                                                  воспитатель

Орехова Ирина Григорьевна                                                                                                                                         воспитатель                                                                                                      I квалификационной категории

Кронштадт                                                                                                                                                   

2015 год

Викторина "Осень золотая!"

Цель: Создание условий для формирования опыта применения знаний о времени года - осени.

Задачи:

  • Закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года.
  • Активизировать познавательную активность.
  • Формировать навык коллективного общения.

Проектирование:

  • Беседа с детьми по группам о текущем времени года.
  • Уточнение знаний о признаках осени, сезонных изменениях.
  • Изучение пословиц и поговорок, народных примет об осени.
  • Чтение стихотворений об осени.
  • Просмотр мультипликационного фильма об осени.
  • Наблюдения в природе.

Материалы и оборудование:

  • Осенние листья (формат А4):                                                                                                  дубовые-8 шт.
    осиновые-5 шт.
    берёзовые-5 шт.
    ивовые-5 шт.
  • Разрезные картинки осенних листьев- 4 шт.
  • Газета- 6 шт.
  • Медали для награждения команд (по количеству детей).                                                                                                                    Подарок каждому участнику (по количеству детей).

Основная образовательная область – познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей -

«Физическое развитие»                                                                                                       «Социально - коммуникативное развитие»                                                               «Художественно - эстетическое развитие»                                                                                 "Речевое развитие"

Продукты детской деятельности:

Выставка творческих работ «Деревья в осеннем парке», «Желтая береза». Совместно с родителями творческая выставка «Осень золотая».

Ход викторины                                                                                                          

Воспитатель:                                                                                                                                               - Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину - это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность.

А начнем мы с разминки ума:

Коммуникативная игра:

«Доскажи словечко» (ответы детей)

У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
- Кто ты? – И услышим? …(
осень)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(
капуста)

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом
… (картошка).


Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (
репка)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (
мухомор).

На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый… (
кабачок)

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием.

-А сейчас мы превратимся в осенние листочки

Проводится физкультминутка «Листья» на координацию  движений

Воспитатель: Подул осенний ветерок и листья полетели к стульям и превратились в ребятишек…

-Скажите, а кто знает пословицы или поговорки об осени?

-Ну, тогда выходите в середину зала (от каждой команды по несколько поговорок) и поделитесь с нами своими знаниями.

Пословицы и поговорки об осени: (читают дети)

  • Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
  • Сентябрь холоден, да сыт.
  • Осенней озими в закром не сыплют.
  • Осенняя муха больнее кусает.
  • Осень - запасиха, зима - подбериха.
  • Осенью и воробей богат.
  • Осень не лето, в листву одета.
  • Осенью и у кошки пирог.
  • Осень прикажет, а весна своё скажет.
  • Осенью серенькое утро, красненький денёк.
  • Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом.
  • Не расти траве после осени, не цвести цветам зимой по снегу.
  • Дождливое лето хуже осени.
  • Весна да осень, на дню погод восемь.
  • Весна богата цветами, а осень снопами.
  • В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
  • В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт.
  • Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
  • Пчелка мала, да и та работает.
  • Будет дождь, будут грибы.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите (на овощи с грузовиками), что это? ...Правильно - «овощи»

-Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? Конечно же - поиграем!

Подвижная игра: «Перевези с поля урожай»

В одной стороне стоят три грузовика, в другой лежат овощи. По сигналу ведущего трое играющих везут грузовики в противоположную сторону, заполняют их овощами и везут назад. Выигрывает тот, кто быстрее и больше перевезет овощей.

Дидактическая игра: «Собери осенний букет»

Задание в конвертах, каждой группе индивидуально нужно собрать листья из разрезных картинок

Игра на развитие логического мышления и мелкой моторики: «Осенние листья»

В зале на полу лежат осенние листья разных цветов листья (бардовый, желтый, красный, зелёный). Листья разных деревьев (осина, дуб, берёза, тополь, ива). Каждая группа делится на пять команд (по два человека) и на скорость собирают листья в букеты. Одна команда собирает осиновые, вторая дубовые, третья берёзовые, четвертая тополиные и пятая ивовые листья.

Конкурс «Всезнайка»

Воспитатель проводит блиц-опрос:

  • Какие животные питаются грибами?
  • Какую рыбу называют санитаром? (щуку, она ест ослабленную, больную рыбу в первую очередь)
  • Какого жука называют - «опасным преступником»? (колорадского)
  • Какая птица умеет считать годы? (кукушка)
  • Кого называют санитаром леса? (волка)
  • Кого называют лесным доктором? (дятла)
  • Что такое тихая охота? (сбор грибов)
  • Назвать второй осенний месяц.
  • Перечислить перелетных птиц.
  • Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т.д.)
  • Почему осень золотая?
  • Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)
  • Перечислите съедобные грибы.

Воспитатель: - Молодцы, и с этим заданием справились отлично! 

-Ребята, кажется, дождик собирается! Закроем глаза и послушаем. (Включается шум дождя).

Ответы детей:

- капельки стучат по крыше.

- а теперь сильный ливень.

физкультминутка «Дождик» на координацию движений.

Воспитатель: Скажите ребята, а вы загадки отгадывать умеете?

-А вот я сейчас проверим.

Компьютерная презентация.

Загадки об осенних явлениях: (задают дети)

Неизвестно, где живёт.
Налетит, деревья гнёт.
Засвистит - по речке дрожь
Озорник, а не уймёшь. (
ветер)

Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …(
тучи)

Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (
осень)


Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима! (
осень)

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (
сентябрь)

Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (
октябрь)

Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (
ноябрь)

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (
осенью)

Осень в сад
К нам пришла.
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (
рябина) 

Шёл долговяз,
В землю увяз. (
дождь)

Воспитатель: Здорово, и с этим заданием вы справились!

-Ну, а теперь мы поиграем!

Подвижная игра «Перепрыгни через лужи»

Дети (каждая группа делится на две команды) по сигналу прыгают через «лужи» (развернутые газеты). Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя)

Проводится подведение итогов конкурсов и награждение всех команд медалями

  • «Самые активные»
  • «Самые дружные»
  • «Самые внимательные »
  • «Самые любознательные»

Рефлексия:

Заходит ОСЕНЬ:

- Я внимательно слушала, как вы отвечали на вопросы. И вы на все ответили.

-Скажите еще раз, какая я? Что вы еще знаете про меня?

- Молодцы, а за это я принесла вам подарки: грибочки, яблочки.

Воспитатели благодарят детей за отличную работу.

Список литературы:

  1. Никонова Н.О., Талызина М.И. «Экологический дневник дошкольника», Санкт-Петербург 2007г.
  2. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»», Москва, 2003г.
  3. Горькова Л.Г., Когергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии к занятиям по экологическому воспитанию», Москва 2005г.
  4. Чохонелидзе Т.А. «Задания по развитию речи у детей дошкольного возраста», Москва 2009г.
  5. «1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль 1997

                        

                                        C:\Users\Юрий\Pictures\2140 - копия.jpgD:\Даша\NEX-C3\05.11.2015\DSC04517.JPGD:\Даша\NEX-C3\05.11.2015\DSC04537.JPGD:\Даша\NEX-C3\05.11.2015\DSC04526.JPGD:\Даша\NEX-C3\05.11.2015\DSC04552.JPGD:\Даша\NEX-C3\05.11.2015\DSC04548.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...