Книжкины именины
материал по окружающему миру на тему
Откуда пришла к нам книга?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda._moya_lyubimaya_kniga.docx | 14.68 КБ |
biblioteka.docx | 18.61 КБ |
otkuda_prishla_knga.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Моя любимая книга»
Беседа «Моя любимая книга»
Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности от реализации проекта.
Подготовительная работа: предложить родителям прочитать дома знакомые детям сказки и принести любимую книгу ребенка в группу. Примерный список литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в обработке А. Н. Толстого, «Жихарка» в обработке И. Карнауховой, «Лисичка со скалочкой» и др.
Ход беседы
Воспитатель приглашает детей за столы.
Воспитатель: Сегодня вы принесли из дома ваши любимые сказки, назовите их (вместе с детьми рассматривает обложки книг сказок). В сказках рассказывается о приключениях людей и животных. Кто главные герои в сказке? «Лисичка со скалочкой»?. Да, это сказка о животных. В ней нет волшебных предметов, волшебных помощников и превращений. А вот русскую народную сказку «Царевна - лягушка» можно назвать волшебной сказкой. Почему?
- Еще есть сказки без начала и конца, которые называют докучными. Их название происходит от слова «докучать» - надоедать, наскучить. Хотя они и надоедливые, но невероятно смешные. Например, «Сказка про мочало? ». Мочало – это вымоченная кора молодой липы, из которой изготавливались мочалки для мытья. Кто знает сказку про мочало? Послушайте эту докучную сказку: «Жил - был царь, у царя был двор, на дворе стоял столб, на столбе висело мочало. Мочало качало- качало… Не начать ли нам сказку с начала? Жил – был царь… »
Вот такую смешную сказку рассказывали давным – давно бабушки своим внукам. Те, став взрослыми, стали рассказывать ее своим детям. Никто не знает, кто сочинил эту сказку, по этому и называют ее «народная докучная сказка». А вот докучную сказку «Бесконечные песенки» сочинила известный автор стихов для детей. Послушайте авторскую докучную сказку Елены Александровны Благининой:
- Ай – люли, ай – люли,
Гости к Дашеньке пришли!
Петушок – в сапожках,
Курочка – в сережках,
Селезень – в кафтане,
Утка – в сарафане.
Все по лавкам сели. Сели и запели:
- Ай – люли, ай – люли,
Гости к Дашеньке пришли.
- Если в докучных сказках нет начала и конца, то во всех других сказках обязательно есть три части – начало, середина, конец. Вспомните, как обычно начинаются сказки? («Жили – были… », «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… » ит. д.) Такое начало - зачин сказки - служит для того, что бы помочь слушателям перенестись в сказочный мир, назвать место и время действия сказки либо ее героев.
В ходе рассматривание книг воспитатель цитирует наиболее яркие в образном отношении слова и фразы, зачитывает зачины, присказки, концовки из разных сказках.
- Кроме зачина в сказке может быть присказка – веселое, не связанное по смыслу с текстом сказки вступление. Находится при сказке, перед сказкой рассказывается. Одна и та же присказка может быть у разных сказок:
«Летала сова – веселая голова; вот она летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела; летала – летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела… Эта присказка, а сказка вся впереди».
- Какими словами обычно заканчиваются сказки? («И я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» и т. д.) Такие слова принято называть концовкой. Когда – то, очень давно, существовала профессия сказочника, за свой труд сказочник получал вознаграждение. В концовке сказочник давал понять слушателям, что он хочет получить за свой труд: «Вот вам сказка, а мне кринка масла». Теперь концовка просто подводит итог сказки и завершает ее действие. У разных сказок может быть одна и та же концовка: «Стали жить – поживать и добра наживать».
- Как много чудесных сказок вы принесли сегодня! Что бы каждый из вас мог еще не раз прочитать эти книги вместе со мной или с родителями, нужно бережно обращаться с ними и хранить в специально отделенном месте. Как называется это место в нашей группе? (Книжный уголок) .
Воспитатель предлагает навести порядок в книжном уголке, отобрать книги для детей средней группы.
Предварительный просмотр:
Библиотека.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Дать детям представление о библиотеке, о правилах , которые приняты для читателей , посещающих библиотеку . Воспитывать бережное отношение к книгам.
МАТЕРИАЛ. Посылка с библиотечными книгами.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на необычную посылку, которую принес почтальон. Достает из посылочного ящика книги. Раскрывает книгу и обращает внимание детей на кармашек с листочком – вкладышем на внутренней стороне переплета.
Предлагает ребятам отгадать, что это такое.
Если дети затрудняются, воспитатель приходит на помощь и читает на формуляре: «Городская детская библиотека №1».
Задает детям вопрос : «Знаете ли вы, что такое библиотека . Какие бывают библиотеки.(Библиотеки бывают взрослыми ,детскими , научными.)
Педагог обращает внимание детей на информацию на вкладыше (адрес , телефон).
« Звонит» по телефону в библиотеку , представляется, рассказывает библиотекарю о книгах, которые ищут дорогу домой. Затем сообщает детям, что сотрудник библиотеки подтвердил : эти книги из детской библиотеки их брал мальчик Степа Растрепкин , ученик 2-го класса . Это стало известно из формуляра , который есть у каждой книги . У каждого посетителя библиотеки есть читательская книжка , где записывают книги и срок , на который они выданы .Книгу необходимо возвращатьвовремя. Это-одно из главных правил посещения библиотеки.
Воспитатель просит детей подумать и сказать, какие еще правила должны выполнять читатели при посещении библиотеки . (Соблюдать тишину, бережно относиться к книгам .
Педагог обращает внимание детей на книги в книжном уголке группы и предлагает сравнить их с найденными библиотечными книгами . Дети делают выводы о том , как нельзя обращаться с книгами ;
- нельзя рисовать на книге;
- нельзя перегибать книгу;
-нельзя заворачивать страницы ;
- нельзя брать книги грязными руками ;
- нельзя мочить книги ;
- нельзя вырывать станицы .
Предлагает в игре закрепить правила обращения с книгами.
Проводится игра «Можно и нельзя» : педагог читает стихотворные строки , а дети хором отвечают «ДА!» и хлопают в ладоши –в случае утвердительного отвечали: «Нет!» - в случае отрицательного ответа .
Книга- самый лучший друг ,
Это знают все вокруг!
Книгу можно прочитать,
Руками грязными листать.
Если нравится картинка-
Рви ее из серединки.
Книгу бережно держи,
В нее закладку положи.
С горки прокатись на книжке,
Предложи проехать Мишке.
Ручку в руку ты возьми,
На страницах попиши.
Книгу в воду не бросай,
Береги и уважай!
Воспитатель хвалит детей, предлагает отремонтировать книги и отнести их в библиотеку. (Желательно заранее договориться с ближайшей библиотекой об экскурсии .)
Предварительный просмотр:
Откуда пришла книга.
Однажды вечером отец вернулся с работы и принёс сыну новую книгу. Сын долго рассматривал картинки. На одной из них было нарисовано дерево, а рядом с ним – киноплёнка, лекарство, автомобильные шины... и книги.
- А что нарисовано на этой картинке? – не понял Серёжа.
Папа объяснил, что всё это сейчас делают из дерева.
- Из дерева? – удивился Серёжа.
- Неужели и эта книга... из дерева?! Откуда пришла книга?
- Конечно, книги на деревьях не растут,- ответил отец. – И всё-таки жизнь любой книги начинается в лесу. Послушай.
Тайга.
Рано поутру лесорубы шагают в лесную чащу. Там, за оврагом, - участок тайги, где топором помечены деревья.
Их надо спилить. Жужжит в умелых руках бензопила, и одно за другим падают на землю деревья.
Лесной вездеход.
- Как же из дерева сделать книжку? – задумался Серёжа.
- Не торопись, сынок! От дерева до книжки длинный путь.
Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешит трактор.
Лесорубы обрубают ветки, вяжут, накрепко стягивают стволы железными канатами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжёлую ношу к реке.
Голубая дорога.
Река – самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины, плывут по ней брёвна вниз по течению. Кажется, будто вся река запружена лесом. Порой брёвна сталкиваются, цепляются друг за друга, образуют заторы.
- Это как в ручье,- оживился Серёжа. – Когда мы с Павликом кораблики пускали.
- Вот-вот, - улыбнулся отец.
- А чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики. Они подплывают на моторных лодках к месту затора, длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепившиеся брёвна. И вот они снова продолжают свой путь по голубой широкой дороге...
Бумажный комбинат.
- А куда придут эти деревья? – не терпится Серёже.
- Голубая дорога приведёт стволы на бумажный комбинат.
- Значит, из них будут делать бумагу?
- Бумагу, кивнул отец. – Только дело это не простое. Вот брёвна «зашагали» из цеха в цех. Деревья там распиливали и мельчили в опилки и даже варили, чтобы получить массу похожую на жидкое тесто.
- Тесто?! А что с ним делают?
- То же самое, что с любым тестом на кухне: месят и разливают по формам. Но на комбинате это делают не мамы и бабушки, а машины. Они разливают и раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.
Писатель.
- А как же из рулонов книгу сделать?
- До книги ещё далеко. Ведь её надо написать. А написать хорошую, умную книгу совсем не просто. Прежде всего для этого нужны способности, нужен талант. А кроме того, нужно много ездить и много видеть.
Труд писателя считается одним из самых сложных. Недаром на обложке каждой книжки, большой и малой, всегда стоит фамилия её автора.
Художник.
- Папа, ведь ты совсем забыл про картинки.
- Да, ты прав. Что за книга без картинок! – И отец раскрыл книгу. – Вот сказки Пушкина. Видишь, царь Салтан садиться на доброго коня и отправляется на войну. А вот: «Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт». А вот прекрасная царевна-Лебедь. И если бы не эти чудесные рисунки, ты, наверное, не полюбил бы так «Сказку о царе Салтане». Писатель и художник часто работают вместе.
Прежде и теперь.
- Значит, книга готова!- сказал Серёжа.
- Ещё нет...- Отец покачал головой.
- Как же? Писатель написал. Художник нарисовал.
- Всё это верно, но ведь пока эта книга одна-единственная.
- Ну и что?
- Давным-давно, в прежние времена, так и было. Книга писалась и рисовалась от руки, была редкостью и ценилась очень дорого. Тогда люди задумались: «Ведь книгу хотят прочесть многие! Как помочь им, как размножить книгу?»
Теперь книги не переписывают от руки, а печатают в типографиях.
Типография.
- Типография? Что это?
- Книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе готовят бумагу, в другом – краски... И в каждом цехе машины...
- Машины?
- Да, машины. Ведь теперь книгу делают при помощи машин. В печатную машину попадает чистая белая бумага, а выходит с текстом и разноцветными рисунками.
- Теперь книга готова? – спрашивает Серёжа.
- Нет. Ведь надо листы сложить в тетради. Правильно подобрать их – странички должны идти одна за другой...
Ещё долгий путь пройдёт книга, пока не окажется у машины, которая наденет на неё обложку.
Дорогой и чудесный груз.
- Вот, сынок, на складе лежат стопки книг, уже не лесной вездеход, а самолёт или автомобиль повезут книгу. И на каждой машине снизу вверх большими буквами будет написано «Книги, книги».
- А куда?
- В книжный магазин, в киоск, в детскую библиотеку.
После чтения воспитатель беседует с детьми:
- Вы узнали, какой длинный путь проходит книга, пока попадёт на прилавки магазинов. Как вы понимаете слова: «Жизнь любой любой книги начинается в лесу?”
-Чей труд вложен в подготовку каждой книги? Какие профессии людей вы запомнили? (Лесорубы, сплавщики, писатели, художники, типографские рабочие.)
- Как называется книжная фабрика, где печатаются книги? Кто запомнил? (Типография.)
- Скоро вы пойдёте в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, относитесь к книгам бережно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Книжкины именины" развлечение для детей старшего дошкольного возраста
На развлечение к детям приходит сама царица Книга с верными слугами - Поэтом, Сказочником и Иллюстратором. Сценарий для детей 5 - 7 лет....
Книжкины именины
развлечение...
Конкурс чтецов "Книжкины именины»"
Конкурс чтецов "Книжкины именины»"Цель: Формировать у дошкольников навыки выразительного чтения. Развивать чувство ритма, рифмы, артистические умения. Воспитывать положительное отношение к...
конспект развлечения "Книжкины именины"
развлечение для детей старшего дошкольного возраста...
Планирование работы с детьми в разновозрастной дошкольной группе кратковременного пребывания по теме "Книжкины именины"
Планирование выполнено понедельно...
Сценарий «КНИЖКИНЫ ИМЕНИНЫ» (к Неделе детской книги)
Цель: пропаганда чтения.Задачи:· Активизировать знания детей о книге (ее структуре, правилах обращения с книгой)· Развивать умение пользоваться каталогами, а также алфавитным указателем и содерж...
Практико-значимый проект «Книжкины именины»
Проектная деятельность напрвлена на воспитание любви к книгам - источнику знаний....