Книжкины именины
материал по окружающему миру на тему

Доценко Ирина Тимофеевна

Откуда пришла к нам книга?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda._moya_lyubimaya_kniga.docx14.68 КБ
Файл biblioteka.docx18.61 КБ
Файл otkuda_prishla_knga.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Моя любимая книга»

Беседа «Моя любимая книга»

Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности от реализации проекта.

Подготовительная работа: предложить родителям прочитать дома знакомые детям сказки и принести любимую книгу ребенка в группу. Примерный список литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в обработке А. Н. Толстого, «Жихарка» в обработке И. Карнауховой, «Лисичка со скалочкой» и др.

Ход беседы

Воспитатель приглашает детей за столы.

Воспитатель: Сегодня вы принесли из дома ваши любимые сказки, назовите их (вместе с детьми рассматривает обложки книг сказок). В сказках рассказывается о приключениях людей и животных. Кто главные герои в сказке? «Лисичка со скалочкой»?. Да, это сказка о животных. В ней нет волшебных предметов, волшебных помощников и превращений. А вот русскую народную сказку «Царевна - лягушка» можно назвать волшебной сказкой. Почему?

- Еще есть сказки без начала и конца, которые называют докучными. Их название происходит от слова «докучать» - надоедать, наскучить. Хотя они и надоедливые, но невероятно смешные. Например, «Сказка про мочало? ». Мочало – это вымоченная кора молодой липы, из которой изготавливались мочалки для мытья. Кто знает сказку про мочало? Послушайте эту докучную сказку: «Жил - был царь, у царя был двор, на дворе стоял столб, на столбе висело мочало. Мочало качало- качало… Не начать ли нам сказку с начала? Жил – был царь… »

Вот такую смешную сказку рассказывали давным – давно бабушки своим внукам. Те, став взрослыми, стали рассказывать ее своим детям. Никто не знает, кто сочинил эту сказку, по этому и называют ее «народная докучная сказка». А вот докучную сказку «Бесконечные песенки» сочинила известный автор стихов для детей. Послушайте авторскую докучную сказку Елены Александровны Благининой:

- Ай – люли, ай – люли,

Гости к Дашеньке пришли!

Петушок – в сапожках,

Курочка – в сережках,

Селезень – в кафтане,

Утка – в сарафане.

Все по лавкам сели. Сели и запели:

- Ай – люли, ай – люли,

Гости к Дашеньке пришли.

- Если в докучных сказках нет начала и конца, то во всех других сказках обязательно есть три части – начало, середина, конец. Вспомните, как обычно начинаются сказки? («Жили – были… », «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… » ит. д.) Такое начало - зачин сказки - служит для того, что бы помочь слушателям перенестись в сказочный мир, назвать место и время действия сказки либо ее героев.

В ходе рассматривание книг воспитатель цитирует наиболее яркие в образном отношении слова и фразы, зачитывает зачины, присказки, концовки из разных сказках.

- Кроме зачина в сказке может быть присказка – веселое, не связанное по смыслу с текстом сказки вступление. Находится при сказке, перед сказкой рассказывается. Одна и та же присказка может быть у разных сказок:

«Летала сова – веселая голова; вот она летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела; летала – летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела… Эта присказка, а сказка вся впереди».

- Какими словами обычно заканчиваются сказки? («И я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» и т. д.) Такие слова принято называть концовкой. Когда – то, очень давно, существовала профессия сказочника, за свой труд сказочник получал вознаграждение. В концовке сказочник давал понять слушателям, что он хочет получить за свой труд: «Вот вам сказка, а мне кринка масла». Теперь концовка просто подводит итог сказки и завершает ее действие. У разных сказок может быть одна и та же концовка: «Стали жить – поживать и добра наживать».

- Как много чудесных сказок вы принесли сегодня! Что бы каждый из вас мог еще не раз прочитать эти книги вместе со мной или с родителями, нужно бережно обращаться с ними и хранить в специально отделенном месте. Как называется это место в нашей группе? (Книжный уголок) .

Воспитатель предлагает навести порядок в книжном уголке, отобрать книги для детей средней группы.



Предварительный просмотр:

                                 Библиотека.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ .  Дать детям представление о библиотеке, о правилах , которые приняты для читателей , посещающих библиотеку . Воспитывать бережное отношение к книгам.

МАТЕРИАЛ.  Посылка с библиотечными  книгами.

Ход занятия.

Воспитатель обращает внимание детей на необычную посылку, которую принес почтальон. Достает из посылочного ящика книги. Раскрывает книгу и обращает внимание детей на кармашек  с листочком – вкладышем на внутренней стороне переплета.

Предлагает ребятам отгадать,  что  это такое.

Если дети затрудняются, воспитатель приходит на помощь и читает на формуляре: «Городская детская библиотека №1».

Задает детям вопрос  : «Знаете ли вы, что такое библиотека   .  Какие бывают библиотеки.(Библиотеки бывают взрослыми ,детскими , научными.)

Педагог обращает внимание детей на информацию на вкладыше  (адрес , телефон).

« Звонит» по телефону в библиотеку , представляется, рассказывает библиотекарю о книгах,  которые ищут дорогу домой. Затем сообщает  детям, что сотрудник  библиотеки подтвердил  :  эти  книги   из          детской   библиотеки   их брал мальчик Степа  Растрепкин , ученик  2-го класса  .  Это стало известно из формуляра , который  есть у каждой книги . У каждого посетителя  библиотеки есть читательская книжка , где записывают книги и срок , на который они выданы .Книгу  необходимо  возвращатьвовремя.  Это-одно  из главных правил посещения библиотеки.

Воспитатель просит детей подумать и сказать, какие  еще правила должны выполнять  читатели  при  посещении библиотеки  .  (Соблюдать тишину, бережно относиться к книгам .

Педагог обращает внимание детей на книги в книжном уголке группы  и предлагает сравнить  их с  найденными  библиотечными книгами  .  Дети  делают выводы о том , как  нельзя  обращаться с книгами ;

          - нельзя  рисовать на книге;

- нельзя  перегибать книгу;

-нельзя заворачивать страницы  ;

- нельзя брать книги грязными руками  ;

- нельзя мочить книги ;

- нельзя вырывать станицы .

Предлагает в игре  закрепить  правила обращения с книгами.

 Проводится игра  «Можно  и нельзя» : педагог читает стихотворные строки , а дети  хором отвечают «ДА!» и хлопают в ладоши –в случае утвердительного отвечали: «Нет!» - в случае отрицательного ответа .        

        Книга- самый лучший друг ,

        Это знают все вокруг!

          Книгу можно прочитать,

        Руками грязными  листать.

                     Если нравится картинка-

        Рви ее из серединки.

          Книгу бережно держи,

          В нее закладку положи.

        С горки прокатись на книжке,

        Предложи проехать Мишке.

                     

                     Ручку в руку ты возьми,

        На страницах  попиши.

          Книгу в воду не бросай,

        Береги и уважай!

Воспитатель  хвалит детей, предлагает отремонтировать книги и отнести их в библиотеку. (Желательно заранее договориться с ближайшей библиотекой об экскурсии .)

                



Предварительный просмотр:

                                          Откуда пришла книга.
Однажды вечером отец вернулся с работы и принёс сыну новую книгу. Сын долго рассматривал картинки. На одной из них было нарисовано дерево, а рядом с ним – киноплёнка, лекарство, автомобильные шины... и книги.
- А что нарисовано на этой картинке? – не понял Серёжа.
Папа объяснил, что всё это сейчас делают из дерева.
    - Из дерева? – удивился Серёжа.
    - Неужели и эта книга... из дерева?! Откуда пришла книга?
    - Конечно, книги на деревьях не растут,- ответил отец. – И всё-таки жизнь любой книги начинается в лесу. Послушай.

                                                           
Тайга.
Рано поутру лесорубы шагают в лесную чащу. Там, за оврагом, - участок тайги, где топором помечены деревья.
Их надо спилить. Жужжит в умелых руках бензопила, и одно за другим падают на землю деревья.

                                                    Лесной вездеход.

    - Как же из дерева сделать книжку? – задумался Серёжа.
    - Не торопись, сынок! От дерева до книжки длинный путь. 
Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешит трактор.
    Лесорубы обрубают ветки, вяжут, накрепко стягивают стволы железными канатами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжёлую ношу к реке.

                                                      
Голубая дорога.

 Река – самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины, плывут по ней брёвна вниз по течению. Кажется, будто вся река запружена лесом. Порой брёвна сталкиваются, цепляются друг за друга, образуют заторы.

- Это как в ручье,- оживился Серёжа. – Когда мы с Павликом кораблики пускали.
- Вот-вот, - улыбнулся отец.
- А чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики. Они подплывают на моторных лодках к месту затора, длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепившиеся брёвна. И вот они снова продолжают свой путь по голубой широкой дороге...

                                           
Бумажный комбинат.  
- А куда придут эти деревья? – не терпится Серёже.
    - Голубая дорога приведёт стволы на бумажный комбинат.
    - Значит, из них будут делать бумагу?
    - Бумагу, кивнул отец. – Только дело это не простое. Вот брёвна «зашагали» из цеха в цех. Деревья там распиливали и мельчили в опилки и даже варили, чтобы получить массу похожую на жидкое тесто.
    - Тесто?! А что с ним делают?
    - То же самое, что с любым тестом на кухне: месят и разливают по формам. Но на комбинате это делают не мамы и бабушки, а машины. Они разливают и раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.

                                                   
Писатель.

- А как же из рулонов книгу сделать?
    - До книги ещё далеко. Ведь её надо написать. А написать хорошую, умную книгу совсем не просто. Прежде всего для этого нужны способности, нужен талант. А кроме того, нужно много ездить и много видеть.
    Труд писателя считается одним из самых сложных. Недаром на обложке каждой книжки, большой и малой, всегда стоит фамилия её автора.

                                                  Художник.
- Папа, ведь ты совсем забыл про картинки.
    - Да, ты прав. Что за книга без картинок! – И отец раскрыл книгу. – Вот сказки Пушкина. Видишь, царь Салтан садиться на доброго коня и отправляется на войну. А вот: «Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт». А вот прекрасная царевна-Лебедь. И если бы не эти чудесные рисунки, ты, наверное, не полюбил бы так «Сказку о царе Салтане». Писатель и художник часто работают вместе. 

                                            
Прежде и теперь.
 - Значит, книга готова!- сказал Серёжа.
    - Ещё нет...- Отец покачал головой.
    - Как же? Писатель написал. Художник нарисовал.
    - Всё это верно, но ведь пока эта книга одна-единственная.
    - Ну и что?
    - Давным-давно, в прежние времена, так и было. Книга писалась и рисовалась от руки, была редкостью и ценилась очень дорого. Тогда люди задумались: «Ведь книгу хотят прочесть многие! Как помочь им, как размножить книгу?»
    Теперь книги не переписывают от руки, а печатают в типографиях.

                                               Типография.
    - Типография? Что это?
    - Книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе готовят бумагу, в другом – краски... И в каждом цехе машины...
    - Машины?
    - Да, машины. Ведь теперь книгу делают при помощи машин. В печатную машину попадает чистая белая бумага, а выходит с текстом и разноцветными рисунками.
    - Теперь книга готова? – спрашивает Серёжа.
    - Нет. Ведь надо листы сложить в тетради. Правильно подобрать их – странички должны идти одна за другой...
     Ещё долгий путь пройдёт книга, пока не окажется у машины, которая наденет на неё обложку.

                                     Дорогой и чудесный груз.

- Вот, сынок, на складе лежат стопки книг, уже не лесной вездеход, а самолёт или автомобиль повезут книгу. И на каждой машине снизу вверх большими буквами будет написано «Книги, книги».

- А куда?

- В книжный магазин, в киоск, в детскую библиотеку.

После чтения воспитатель беседует с детьми:

- Вы узнали, какой длинный путь проходит книга, пока попадёт на прилавки магазинов. Как вы понимаете слова: «Жизнь любой  любой книги начинается в лесу?”

-Чей труд вложен в подготовку каждой книги? Какие профессии людей вы запомнили? (Лесорубы, сплавщики, писатели, художники, типографские рабочие.)

- Как называется книжная фабрика, где печатаются книги? Кто запомнил? (Типография.)

- Скоро вы пойдёте в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, относитесь к книгам бережно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Книжкины именины" развлечение для детей старшего дошкольного возраста

На развлечение к детям приходит сама царица Книга с верными слугами - Поэтом, Сказочником и Иллюстратором. Сценарий для детей 5 - 7 лет....

Книжкины именины

развлечение...

Конкурс чтецов "Книжкины именины»"

Конкурс чтецов "Книжкины именины»"Цель: Формировать у дошкольников навыки выразительного чтения. Развивать чувство ритма, рифмы, артистические умения. Воспитывать положительное  отношение к...

конспект развлечения "Книжкины именины"

развлечение  для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий «КНИЖКИНЫ ИМЕНИНЫ» (к Неделе детской книги)

Цель: пропаганда чтения.Задачи:· Активизировать знания детей о книге (ее структуре, правилах обращения с книгой)· Развивать умение пользоваться каталогами, а также алфавитным указателем и содерж...

Практико-значимый проект «Книжкины именины»

Проектная деятельность напрвлена на воспитание любви к книгам - источнику знаний....