Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Познание». Тема «Волшебница-вода».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Жабреева Жанна Александровна

В гости к детям приходит Волшебница вода. Я – Волшебница Вода, пришла  в  гости  к  своим сестричкам-капелькам, которые живут  у  вас в  группе...  В ходе  занятия дети проводят опыты с водой: Опыт №1. «Вода жидкость», Опыт № 2. «Вода не имеет формы», Опыт №3 «Вода прозрачная», Опыт №4 «У воды нет вкуса», а так же дети читают  стихи,  отгадывают загадки о воде,  поют песню В. Шаинского "Синяя вода".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №9 р.п. Октябрьский

                                                                             воспитатель Жабреева Жанна Александровна

Конспект совместной деятельности с детьми

по образовательной области «Познание».

Тема «Волшебница-вода».

 Старшая группа

Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с водой.

 Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Обобщить, уточнить знания детей о свойствах воды: течет, без цвета, без запаха. Закрепить знания о  круговороте воды в природе. Рассказать об использовании воды, о том, что воду надо беречь.

                                                Ход занятия

Воспитатель.   Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

 «Если на нос сели кляксы

Кто тогда наш первый друг

Снимает грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба ,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без…»  (воды)

Воспитатель. Правильно, без воды!  Где встречается вода?

Дети: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

Звучит спокойная музыка входит  воспитатель в костюме Волшебницы Воды

Воспитатель.  Посмотрите ребята, у нас гости.

Волшебница Вода.  Я – Волшебница Вода, пришла  в  гости  к  своим сестричкам-капелькам, которые живут  у  вас в  группе.                                                                                  Воспитатель. У нас  в  группе? Ребята, а  вы  знаете, где  живут сестрички-капельки? Тогда  давайте  покажем  Волшебнице, что  они делают  эти сестрички  у  нас  в группе  и  какую  пользу  приносят.

 «Один, два, три, четыре, пять- будем капельки искать»

Воспитатель. Подумайте, живут ли капельки в уголке природы?

Дети. Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима (приклеивают капельку).

В нашей группе на окне, во зеленой во стране,

В расписных горшочках, подросли цветочки.

Их польем мы спозаранку я и все мои друзья.

Воспитатель. Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к графину с питьевым режимом)

Дети. В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку).

Воспитатель. Подумайте, где еще могут жить капельки?

Дети. В столовой.

Воспитатель. Правильно. Чтоб могли мы с вами  кушать каши и супы, пить компоты и кисели.

А теперь, куда мы дальше отправимся? К туалетной комнате: что мы здесь делаем? Конечно же, вода нам еще нужна, чтобы мы  были чистыми и аккуратными. И об этом нам будет всегда напоминать вот эта капелька воды (приклеиваем капельку).

-Рано утром каждый день умываться нам не лень.

Кран откройся. Нос умойся. Мойтесь сразу оба глаза.

Мойтесь ушки. Мойся шейка, мойся шейка хорошенько.

Мойся, мойся, обливайся. Грязь смывайся!

Воспитатель. А как вы думаете, в игровом уголке мы можем приклеить капельку? Почему?

Дети.  Вода нужна, чтобы мыть игрушки и стирать куклам одежду (приклеивают капельку).

Воспитатель: - Вот, Волшебница Вода, сколько в нашей группе сестричек -капелек живет, которые приносят нам большую пользу.

Вода полезна и необходима во всем.

 А как попадает к нам в детский сад вода?

Вода из большой речки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад.

эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы? Повторите.

 Воспитатель. Ребята, давайте песенку о воде споем.

Дети исполняют песню «Синяя вода»

Волшебница Вода: - Ребята, я приглашаю  вас    в  нашу волшебную лабораторию.

Воспитатель. А вы знаете, что такое лаборатория?

(Ответы детей)  Да, это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты

Волшебница Вода.  Сегодня мы с вами, как самые настоящие учёные будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

Опыт №1. «Вода жидкость»

Волшебница Вода . Не  понимаю, почему  хлеб  кладём  в  тарелку, сахар  насыпаем  в  чай, а  воду  наливаем? Почему  так  говорят? Как проверить?

(Предположения детей.)

Волшебница Вода.  Перед вами 2 стакана :1 -с водой, другой –пустой. Переливаем воду из 1 стакана в другой. Что  происходит? Почему?

Вывод  :  Вода льется. Она  жидкая.

Опыт № 2. «Вода не имеет формы»

Волшебница Вода. Будем мы сейчас играть воду в вазу, в стакан, в блюдце наливать.1,2,3- что же будет,  посмотри!

Обратите внимание: в вазе вода принимает форму вазы, в стакане – форму стакана, в блюдце форму блюдца. Сделайте вывод?  

Вывод : Вода не имеет  своей  формы, а  принимает  форму  сосуда  куда  попадает.

Опыт №3 «Вода прозрачная»

Волшебница. Ребята, Капелька спрашивает, какого цвета вода? Как  узнаем?

- На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (нет). Какого же цвета вода? (Бесцветная, прозрачная) Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан  с водой на что-нибудь: на рисунок, на соседа)

Вывод: - Вода прозрачная.

А сейчас мы с вами превратим прозрачную воду в цветную. Как  это  можно  сделать? С помощью кисточки капнем в стакан с водой краску, и размешаем. Посмотрите, что произошло. Вода окрасилась, а значит - приобрела цвет.

Вывод: - Вода приобретает цвет того вещества, которое в нее добавили.

Опыт №4 «У воды нет вкуса»

Волшебница: - Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, торта, а  воды? ( Предположения  детей)

Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.    Вывод: - Вода не имеет вкуса.

Опыт №5 «У воды нет запаха»

Волшебница: - Когда  мама  печет  пирожки  и  булочки, аппетитный  запах вы почувствуете за дверями  квартиры. Тонкий  аромат  издают цветы, духи. Как  же  проверить, чем  пахнет  вода? ( Предположения  детей). Нужно  понюхать воду.

Вывод: - Вода не имеет запаха.

Волшебница.  Итог экспериментов–  вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:  какими? вода – это жидкость;                          - прозрачность; нет  формы; - нет запаха; - без вкуса.

Воспитатель.  Молодцы, а вы знаете загадки о том, в каком виде встречается нам вода в природе?

Дети:

«Я и туча, и туман, и ручей, и океан

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу» (вода)

 «Бело покрывало на земле лежал, лето пришло, оно все сошло» (снег)

«В огне не горит, в воде не тонет» (лед)

«Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже ,тем дождик ближе» (облако ,туча)

 «С неба пришел, в землю ушел» (дождь)

 «Что вверх ногами растет?» (сосулька)

Воспитатель. Вы  хорошо  работали, а  теперь  предлагаю  отдохнуть.  

Физкультминутка  «Дождик»:

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

Воспитатель.  Ребята,  вы знаете, что такое  круговорот воды в природе?

Давайте, покажем нашим гостям: Капельке и  Стелле, как происходит круговорот воды на примере нашего биокупола. Здесь у нас посажены различные растения, одни растут  в горах, а другие  - на равнине, есть озера.

Дети. Светит солнце,  и вода с озер  и рек испаряется, поднимается  вверх и превращается в облака. А потом  из облака идет дождь. Дождь просачивается в землю и стекает в озера и реки. А потом опять испаряется.

Волшебница вода. Молодцы, ребята. (Показывает глобус)

А что  это  такое  круглое, синее? Мяч,  наверное?

Воспитатель. Ребята,  скажите, Волшебнице, что это? (Дети отвечают)

 Правильно, это  глобус – модель  нашей  планеты. Посмотрите  на  глобус. Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на  самом  деле очень мало. Какую воду мы пьем? (соленую или пресную?)

Человек не может пить соленую воду, а её как раз на Земле больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например ,берем из крана чистую воду, а выливаем  в раковину грязную, уже использованную, и  она  загрязняет водоёмы. Значит - воду надо беречь.

А умеете ли вы беречь воду. Как?

Дети -Помыл руки или лицо - не забывай закрыть кран.

-Если видишь, что из крана течет вода  или он не исправный – закрой кран.

Релаксация:

Воспитатель.   А теперь давайте немного отдохнем, послушаем, как вода поет и поделимся услышанными звуками друг с другом (дети ложатся на пол, на спинки и с закрытыми глазами слушают журчание воды).

-Представьте себе, где вы находитесь? Что вы слышите? (Рассказы детей). А теперь медленно откройте глаза, оглянитесь вокруг и порадуйтесь, что мы снова все вместе.           Воспитатель: - Молодцы! Видишь, Капелька,  дети   рассказали  тебе о твоих сестричках- капельках

А теперь послушайте,  стихотворение, которое  нам  хочет рассказать

Аделина Р. :

Вы слышали о воде? Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете и в сыром лесном болоте,

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

На плите у вас кипит, паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить: без нее нам не прожить!

Воспитатель. Действительно без воды прожить невозможно!

 Волшебница Вода- Спасибо, ребята!  Как много вы знаете вы о воде! За это я хочу подарить вам необычный подарок:

«Минеральная вода! Она полезная всегда.

Любим пить мы эту воду! Бережем свою природу!» (Угощает  детей  минеральной  водой). А нам пора уходить, до свидания, друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Стоял в поле Теремок…»

Цель: развивать конструктивные способы и средства взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Задачи: ·        продолжать развивать и поддерживать интерес детей...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приемов мнемотехники

Составление рассказа «Весна идет» Обучающие задачи:•                    закрепить и расширить словар...

Конспект совместной деятельности с воспитанниками средней группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Знакомство с русской избой »

Цель:  дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта. Программное содержание:  – пополнять пассивный и расширять ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Познание» «Путешествие в страну заколдованных фигур»

Формируем способность детей выявлять и абстрагировать свойства фигур, декодировать информацию, изображенную на карточке – символе свойств....

Методическая разработка «Путешествие по зимнему лесу» Совместная деятельность с детьми средней группы (Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникации», «Музыка» с использованием моделирования).

Занятие проводится в виде игры – путешествие по сказочному зимнему лесу. В помещении (зал, холл или др.) вдоль стен устанавливаются заснеженные ёлки, другие деревья, пеньки. В разных местах спря...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по конструированию из бумаги. Тема «Грачи прилетели»

Техника: оригамиЗадачи:- Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира;- Закрепить признаки и характерные особенности ранней весны (высокое голубое небо, зем...