Конспект совместной деятельности с воспитанниками средней группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Знакомство с русской избой »
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Цель:  дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.

 Программное содержание:

  – пополнять пассивный и расширять активный словарь, расширять кругозор;

 – развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей;

 - воспитывать  эстетическое чувство  на основах народного творчества и ремесел (роспись платков, вышивка, вязание, пряжа ниток). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v.a.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

совместной деятельности

с воспитанниками средней группы

по образовательной области «Коммуникация»

Тема: «Знакомство с русской избой »

Цель:  дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.

 Программное содержание:

  – пополнять пассивный и расширять активный словарь, расширять кругозор;

 – развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей;

 - воспитывать  эстетическое чувство  на основах народного творчества и ремесел (роспись платков, вышивка, вязание, пряжа ниток).

Словарная работа:

 Обогащение словаря:  пригожие,  колышит, ухват, чугунок, расписной.

Активизация словаря:  печь, сундук, изба.

 Оборудование:  

Демонстрационный материал:  “ Русская изба” с предметами быта (печь, сундук, плетень, старинная посуда, ухват).

Раздаточный материал:  платки, рубахи.

Подготовка образовательной деятельности:     Рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание пословиц, поговорок, хороводов,  отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.

План проведения:

  1. Вводная часть (1 мин):

      - сюрпризный момент;

  1.  Основная часть (12 мин.)

      - вопросы детям;

      - физкультурная пауза (1,5 мин.);

      - игра.

 3)  Заключительная часть (2 мин.):

      - подведение итогов;

      - вопросы воспитателя.

Форма проведения:   подгрупповое

Этапы

НОД,

время

Деятельность воспитателя

Деятельность детей ответы детей

Методические приёмы и указания

Вводная часть

        (1мин)

 

Основная часть

(12 мин.)

Физминутка 1,5 мин.

Заключительная часть (2 мин)

 

- Ребята, сегодня мы побываем в гостях  у тётушки, которая живёт в деревне. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, а она живёт в деревенской избе.  Люди раньше все жили в избах. Так назывался деревенский дом. (Воспитатель показывает иллюстрацию деревенской избы).

В роли тётушки выступает кукла би-ба-бо.

- Милости просим в гости, детушки. Проходите, присаживайтесь.

  Горница у меня небольшая да красивая какая! В моей горнице много интересных и незнакомых вам  вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка. (Одновременно воспитатель показывает иллюстрацию с изображением сундука).

Прячет бабушка в нем вещи

 сапоги, кафтан, сюртук.  

Вы мне дружно все скажите,  

Этот шкаф зовут …

 - Правильно ребятушки, это сундук. Скажите-ка мне, как выглядит сундук? Какой он?

- Смотрите, сколько добра в сундуке,   как  много разных интересных вещей. Что может лежать в сундуке?

(Воспитатель показывает в качестве подсказки картинки с изображением вещей).

-  С чем можно сравнить сундук? Где мы сейчас храним вещи?

  -  Ребятушки, отгадайте–ка, что у меня тут еще есть.

 Мы в лесок шагаем с мамой,

Я как груздь надел панаму,

А на маме как цветок

Яркий ситцевый …. 

- Правильно, это платок. Раньше все девочки ходили в платочках. Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто знает, как называется эта сказка?

- Что на голове у Маши?

- Какой он?

- Посмотрите, какие красивые платочки в сундуке моём хранятся. Давайте мы наденем на девочек платочки. Какие они у нас красавицы. У меня и для мальчиков тоже кое-что есть в моём сундуке.  Во что мы нарядим мальчиков?

 

   Звучит мяуканье  кошки.

 - Ой, а кто это к нам пришел?  

- Как котик говорит? Правильно, это мой котя-коток,  котя  беленький лобок.  Этот котик очень любит спать там, где тепло.

- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Вы знаете, что это?

- Правильно, печь.  Посмотрите на эту картинку, что вы здесь видите?

Хорошо сидит коток,

Котя маленький роток

Дремлет котик на печи,

Ждет румяны калачи.

- Вот он какой, наш котенька. Пусть котик греется на печи, а вы подумайте и скажите мне, для чего в избе нужна печь, что она приносила в дом.

- Правильно, в ней готовили пищу, пекли хлеб, варили кашу, грели воду, спали на ней

А ещё пекли пирожки. Давайте и мы испечём пирожки

Я пеку, пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка. Вкусные два пряничка. А ребяток позову, пирожками угощу.

- Мои хорошие, посмотрите, что в печи у нас стоит

К низу узок, верх широк,

Не кастрюля …

- Как вы думаете, зачем нужен чугунок? С чем его можно сравнить?

(Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением чугунка).

- Какие вы  умники, все знаете, все загадки отгадываете, а возьму-ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи. Как вы думаете, можно ли из горячей печи вытащить чугунок руками?  

- А почему?

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что схватил его....

 (Воспитатель показывает соответствующую иллюстрацию).

- Какие вы умные и смышленые! И про чугунок все знаете, и про ухват, и про печь, но я хочу вам еще сказать, что печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой.

- Понравилось вам у меня в избе? Мы с вами много узнали,  познакомились с новыми вещами в моей избе.  С чем мы познакомились?

- А кто из вас был в деревенской избе?

- Из чего вы ели кашу в деревне?

- Сундук видели у бабушки?

- Что ваша бабушка в нём хранит?

 - Я  очень была рада видеть вас у себя дома, приходите ко мне ещё. До свиданья, ребята.

- Сундук

- Большой, расписной, железный.

- Платье, рубашка, платок, полотенце.

- В шкафу, комоде.

- Платок

- « Маша и медведь».

- Платок.

- Красивый. Красный, в горошек.

- В рубашки

- Котик.

- Мяу.

- Печь.

- Котик лежит на печке, жмурится, улыбается. Свернулся клубком.

- Тепло, уют. С её помощью готовили еду, грели воду, топили избу.

- Чугунок.

 

- С кастрюлей. В нём готовят.

 

- Нет.

Ответы детей.

- Ухват.

 

Дети вспоминают и рассказывают.

-Кашу ели из чугунка.

Ответы детей.

 

 Сюрпризный момент

 

Показ

Показ.

Художественное слово - загадка

Вопросы

Поисковый вопрос

Художественное слово - загадка

Подтверждение.

Показ

Сюрпризный момент

Вопросы

 

Художественное слово – загадка

Художественное слово.

Указание

Вопросы

Похвала

Показ

Проблемный вопрос

Похвала

 

Подведение итогов.

Вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы, раздел «Познание», «Художественное творчество» , тема: « Колючий ёжик »

Цель: Учить детей раскатывать овал из пластилина, создавать образ  ёжика, путём  вытягивания мордочки и изготовления иголок из семечек; развивать творческие способности детей; содейств...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приемов мнемотехники

Составление рассказа «Весна идет» Обучающие задачи:•                    закрепить и расширить словар...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Познание». Тема «Волшебница-вода».

В гости к детям приходит Волшебница вода. Я – Волшебница Вода, пришла  в  гости  к  своим сестричкам-капелькам, которые живут  у  вас в  группе...  В ходе ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Познание» «Путешествие в страну заколдованных фигур»

Формируем способность детей выявлять и абстрагировать свойства фигур, декодировать информацию, изображенную на карточке – символе свойств....

Методическая разработка «Путешествие по зимнему лесу» Совместная деятельность с детьми средней группы (Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникации», «Музыка» с использованием моделирования).

Занятие проводится в виде игры – путешествие по сказочному зимнему лесу. В помещении (зал, холл или др.) вдоль стен устанавливаются заснеженные ёлки, другие деревья, пеньки. В разных местах спря...

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы по правовому воспитанию на тему: "Право на жилье и его неприкосновенность"

Задачи:- Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением ( дом, улица, город )- Познакомить с правом на жильё и его неприкосновенность.- Закрепить представление о спец...