Конспект НОД по познавательному развитию «Рассматривание русского народного костюма» в подготовительной к школе группе №5 МБДОУ №63 г. Энгельса Саратовской области
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лаврентьева Людмила Васильевна

Знакомство детей с обычаями, традициями, одеждой русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._narod_kostyum.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по познавательному развитию

«Рассматривание русского народного костюма»

в подготовительной к школе группе №5

МБДОУ №63

г. Энгельса Саратовской области

                                                       

                                           

                                                       

                                                   Воспитатель: Лаврентьева Л.В.

Цель: Познакомить детей с частями русского народного костюма, с его декоративными элементами. Пояснить детям следующие слова: картуз, оберег, и выражение «работать спустя рукава». Развивать познавательный интерес, речь, память. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь и уважение к культуре и прошлому русского народа, желание поддерживать и развивать народные традиции.

ХОД НОД

Оформление: комната оформлена под деревенскую избу.

Воспитатель (в русском национальном костюме):

Я красиво нарядилась,

Вокруг себя оборотилась.

Вышла песенки попеть,

На людей посмотреть!

Вышла с вами поиграть –

Себя людям показать!

Здравствуйте, люди добрые! (поклон) Красны девицы и добрые молодцы!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. «Здравствуйте» – значит, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

- Ребята, а вы любите путешествовать? Ответы детей.

- Давайте отправимся с вами в прошлое, в Древнюю Русь. Посмотрим, как люди жили раньше и какую носили одежду. Ну что, заинтриговала я вас? Но нам придётся идти далеко: через леса и реки. Итак, вы готовы? Ну, тогда, пошли!

(Дети идут друг за другом следом за воспитателем: перепрыгивают ручей, проходят по мостику через широкую реку, идут по кочкам через болото. Звучит соответствующая музыка.)

- Ребята, я вижу деревенскую избу. Мне кажется, что мы уже пришли. (Воспитатель стучит в дверь, но никто не открывает)

- Странно, нам никто не открывает. Давайте заглянем, вдруг, там что-нибудь случилось и нужна наша помощь.

(Воспитатель заглядывает в дом)

- Дети, а я знаю, почему нам никто не открывает дверь. В этом доме живут волшебные куклы. Они всё видят и слышат, но оживают только ночью. Проходите в горницу, я думаю, они будут нам рады.

- Посмотрите, как здесь красиво и необычно. Мы с вами вошли в горницу - это самая нарядная и красивая комната в доме, в ней принимают гостей.

- Давайте посмотрим вокруг. Что вы видите? Какой предмет занимает больше всего места? Ответы детей.

 - В старинной русской избе была всего лишь одна комната и почти половину её занимала печка: в ней готовили еду, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.

- А что ещё вы здесь видите? (ответы детей) Ой, посмотрите, какой красивый сундучок. А что хранили в сундуках? (ответы детей)

Загадки:

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан) 

Он украшает голову, на цветок похож.

Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

А зовут такой убор (Кокошник) 

Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь. (Рубаха)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

 Их веревкой привязали. (Лапти) 

- Давайте посмотрим. (В сундуке: платки, рубашка.) Ой, какие красивые платки. Давайте-ка, девочки накинем их на плечи, а Ваня оденет вот эту рубаху. Какие вы все красивые стали, нарядные.

- Ребята, а ведь и я не зря надела такое платье. Сегодня я вам расскажу о русском народном костюме. Располагайтесь поудобнее и слушайте меня внимательно.

      «Самой главной, а порой и единственной крестьянской одеждой в давние времена была рубаха (показ на кукле). Шили её из белого льняного полотна и носили с поясом. Рубаха была очень длинной, закрывающей ступни ног и обязательно с длинными рукавами, так как считалось неприличным ходить с голыми руками. Иногда рукава были длиннее рук. Естественно работать в такой рубахе, не закатав рукава, было невозможно. Вот так и возникло крылатое выражение «работать спустя рукава». Это значит, работать плохо, кое – как.»

- Давайте рассмотрим нательную рубаху на нашей кукле.

- Как вы думаете, для чего её оформляли вышивкой? (ответы детей)
-  Верно, вышивка украшает одежду, делает её более нарядной, праздничной. Но это не единственное и не самое главное её предназначение. Обратите внимание, вышивка располагается в определённых местах, обычно вдоль выреза. Это не случайно. В старину, люди считали, что через «входы» рубашки, т.е. через подол, горловину и низкий рукав к телу хозяина могли пробраться злые духи и болезни. Чтобы уберечься от нечести, крестьянки вышивали по опасным местам обереги.

 - «Оберег» - это то, что оберегает, сторожит. Вот эта красивая вышивка на рубахе и есть оберег, т.е. зашифрованное  пожелание силы и здоровья.

- Итак, мы свами рассмотрели рубаху и узнали, что она была главной, а порой и единственной одеждой бедных людей.

- Более богатые люди могли носить поверх рубахи однотонные сарафаны (показ). Сарафаны были разных фасонов. Тот что на кукле – простой сборчатый сарафан. А вот это платье, на мне называется косоклинным, потому что оно сшито из расширяющихся к низу клиньев.

- На что  похож сарафан? Ответы детей.

- Верно, на колокольчик.

- Нравится ли вам украшение сарафана? Я думаю, что узорные ленты и медные пуговицы, расположенные по шву на середине переда, очень украшают однотонные сарафаны. Посмотрите, какая красивая кукла. Ай, да красна девица! До чего же хороша! Но вот беда: в её наряде не хватает декоративной части женского костюма. Самой яркой и нарядной частью был передник. По-другому его ещё называли занавеской. Шили занавески из холста и богато украшали вышивкой, тканным узором, цветными вставками. Передник надевался поверх сарафана и закрывал женскую фигуру спереди. Давайте наденем передник на куклу.

 - На голову молодые девушки завязывали ленты, а женщины постарше и побогаче надевали кокошники. Девочки могут подойти и тоже надеть себе ленты из нашего сундучка.

Динамическая пауза. Подвижная игра «КАРУСЕЛЬ»

Добры молодцы, красны девицы. Удалой народ!

Не желаете ль развеяться? Карусель вас ждет.

Дети держаться за ленты на обруче, бегут по кругу, приговаривая:

Еле-еле, еле-еле раскрутили карусели,

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра. (игр повторяется 2-3 раза)

- А теперь давайте рассмотрим мужской костюм. Ну-ка, где наш Иванушка? Давайте посмотрим, во что он одет? (ответы детей)

- Правильно, мужчины тоже носили рубахи, но немного короче, чем женская нательная рубаха. Рубашки также были украшены узорами-оберегами. Мужчины носили широкие брюки, а на голове были вот такие шапочки (показ) или фуражки. Фуражку в старину называли «картуз».

-Ребята, это всё были простые костюмы, а на праздники люди надевали более красивые, расшитые, яркие, красочные костюмы. Каждый старался показать своё мастерство в вышивке. На праздниках люди любили петь, плясать, играть в русские народные игры.

Дети играют в р.н.и «Гори, гори ясно!»

-Ну, вот и настало время нам с вами возвращаться. Давайте сложим вещи в сундучок и попрощаемся с нашими куклами. Я думаю, что вы им понравились и они очень будут рады видеть вас ещё. До свидания!

 (Дети под музыку возвращаются назад: идут через болото, через мост, прыгают через ручеёк.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема «Этот удивительный мир театра». Подготовительная к школе группа.

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область"Познавательное развитие". Подготовительная группа. Тема "Этот удивительный мир театра"....

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

План конспект по познавательному развитию "История русской народной куклы" Подготовительная группа

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14658567","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]       [[{"type":"media"...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Конспект по познавательному развитию на тему: «Деньги» для детей подготовительной к школе группы

Конспект по познавательному развитию на тему: «Деньги» для детей подготовительной к школе группы...