Конспект открытого занятия «История Кубани»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тимофеева Ирина Ивановна

Конспект открытого занятия (Ребенок и окружающий мир) Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «История Кубани» для детей  подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_istoriya_kubani.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

(Ребенок и окружающий мир)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «История Кубани»

для детей  подготовительной группы

Место проведения МБДОУ ЦРР – д/с №3 «Звездочка»

Дата проведения: 08. 09. 2015.

Разработан Тимофеевой Ириной Ивановной

Цели и задачи: 

  • Познакомить детей с историческим прошлым родного края,
  • Сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев.
  • Развивать интерес к историческому прошлому.
  • Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков.
  • Воспитывать уважение к старшему поколению. 

Материалы: Макет казачьей хаты, подворья. Слайды с картинами природы  Краснодарского края. Альбомы с открытками, иллюстрации с изображением жилья на Кубани. Символы нашего края. Картина с изображением памятника Екатерине 2, в г. Краснодаре. Платки или шали.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Кубани», альбома с открытками «Краснодарский край», знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда Используемые технологии: игровая, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная технология.

казаков.

Ход занятия:

Звучит кубанская народная песня. Под музыку дети подходят к кубанскому уголку,  рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации.
Воспитатель предлагает сесть.

Воспитатель: Ребята, в начале нашего  путешествия вы слышали звуки музыки, звучала  красивая песня.

  • А вы знаете, чья это песня, кто её сложил? (Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки).
  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии? (Ответы детей).

Мой милый край,

Кубань моя пшеничная,

Тебя в народе житницей зовут,

Достойной будь такого возвеличия,

Приумножая честь свою и труд.

Ты кормишь хлебом

Родину большую,

Растишь пшеницу, рис, свеклу и чай!

Твои озёра, реки, ширь степную

Люблю тебя, красавица Кубань!

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в прекрасное путешествие по родному краю. Каждый город, край, страна, как и человек, имеют свой день рождения. В этом году исполняется 77 лет со дня образования Краснодарского края. Давайте с вами вместе вспомним и узнаем самые интересные события, которые происходили на Кубани, останавливаясь на различных станциях.

«Красота природы Кубани».

Появляются слайды с картинами природы.

«Привет тебе, мой край родной, с твоими тёмными лесами

С твоей великою рекой и неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый, герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной. Привет тебе, мой край родной!».

«Символы нашего края».

Воспитатель:

1. В каком крае мы живём? (ответы детей);

2. Какой главный город в Краснодарском крае?

3. Герб Краснодарского края

4. Каждый город, край, страна имеет свои символы.

5. Что такое «символ»?

6. Какие государственные символы вы знаете?

Воспитатель: Дорогие ребята, у кубанских казаков, как и у другого народа, есть своя, богатая культура, свои обычаи, обряды и традиции. Казаки жили, растили хлеб, охраняли свои земли, но всех их связывало одно – Родной край, символы которого – Герб, флаг и Гимн.

Гимн называется «Ты, Кубань, ты – наша Родина!». Слово Гимн означает торжественная песня. Когда звучит Гимн все встают.

Прослушивание Гимна в исполнении Кубанского казачьего хора « Кубань, ты наша Родина». Дети слушают отрывок гимна стоя. Мы видим, какая красивая наша Кубань.

  • А всегда ли она была такой? Об этом нам расскажет следующая станция.

«История Кубани».

Воспитатель: Ребята, кого вы видите на картинке? (памятник Екатерине 2, в г. Краснодаре.)

  • Почему мы вспоминаем о ней? Вот об этом мы сейчас и узнаем.

Воспитатель:

  • Ребята, а кто такие казаки? Правильно, «Казак» –  означает «вольный человек». Так называли свободных людей,  которые  прибыли на Кубань охранять  границы  от неприятелей  и были на службе у царицы Екатерины II.
    Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они  поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы.  Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота  Императрицы Екатерины  II.
  • Как вы думаете,  для чего царица подарила казакам землю? (за верную службу и для охраны южных границ).
  • Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель? (Атаман Захария Чепега).
  • Что сказал Атаман казакам? («Здесь граду быть»).

Слово «град»  означает город. Как казаки начали строить город. (Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают на макете).

Воспитатель:  «Здесь границу держать,
                            Защищать от врагов.
                            И пшеницу сажать,
                            И растить казаков».
Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы  для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские.

  • Из какого материала строили хаты? (Хаты строили из камыша, глины, соломы).
  • Чем покрывали крышу? (Крышу покрывали соломой или камышом).
    Воспитатель:  Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень  много.  Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). Так и стали казаки  жить на Кубани. 

«Занятия казаков».

  • А чем занимались казаки в свободное от военной службы время? (Они сажали  сады, сеяли хлеб, разводили скот).
  • Когда убирали хлеб с полей, наступали дни отдыха. Все собирались на самом видном месте – на поляне у реки и праздновали – пели, танцевали и играли в казачьи игры.

Воспитатель:  Почему нашу Кубань называют хлебосольной?  (Потому что на Кубани много хлеба. На полях выращивают много пшеницы). Правильно, у нас принято встречать гостей с хлебом и солью, принимаем с радостью, вот поэтому и называют Кубань хлебосольной.

Игра «Молотьба».

Не гром грохочет, не пальба,             Перед собой выполнять круговые

Гремит, грохочет молотьба                движения согнутыми руками.

Гора зерна растет до неба.                  Потянуться вверх, стать на носочки.

Ты видишь, сколько будет хлеба?      Плавное опускание рук.

Шумят, гремят грузовики,                  Руки на поясе, притопывают ногами

Стучат на мельницах валки.                с продвижением вперед.

Гора муки растет до неба.                   Руки вверх, стать на носочки.

Ты видишь, сколько будет хлеба?      Плавное опускание рук.

Мне говорят, что спать пора,              Присесть, руки под голову.

Но не усну я до утра:                           Встать.

Мне поглядеть бы хоть немножко.      Ходьба на месте.

Как мама будет печь лепешки.            Имитация лепки лепешек

Воспитатель:  Какое занятие для казаков было самым главным? (Они охраняли южные границы России от врагов).

Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы  сейчас немного отдохнем (проводится физкультминутка).

Игра: «Перетяжка». Играющие делятся на две группы. Ведущий одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Ведущий другой группы берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

Воспитатель:  У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки,

проигравших нет, победила дружба.

«Быт казаков».

А теперь продолжим наше путешествие. Посмотрите на картинку.

  • Как строили дома казаки? (Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу). Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве,  вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.
  • Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете? (Хаты казаков огораживались плетнем).
  • Из чего его делали? (Его делали из камыша или из прутьев).
  • Что находилось в каждом дворе? (В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур).

Правильно, эти дворы назывались подворьем.

Воспитатель:  Казаки очень много строили. После переселения был основан град (город) Екатеринодар. Он был так назван в честь царицы, подарившей  эти земли казакам. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Когда закончились войны,  казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться.

Игра «Курень»:

В зале ставятся 4 стула, на них лежат платки или шали. Вокруг стульев встают дети по 4-5 человек. Под музыку дети двигаются по залу врассыпную или танцуют, как только музыка заканчивается, они подбегают к своему стулу и поднимают платок над головами, делая крышу «курень».

Воспитатель: 

Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее.  А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "История заселения Кубани"

Познавательное занятие "История заселения Кубани"...

Конспект открытого занятия «История книги»

Задачи:  Образовательные:Познакомить детей с историей возникновения книги.Напомнить  об   оформителях  книг – художниками  - иллюстраторами.Показать  из каких частей...

Конспект открытого занятия «Родная Кубань – столица Екатеринодар»

К О Н С П Е К Т   З А Н Я Т И Я по ознакомлению с родным краем в подготовительной группе по теме: «Родная Кубань – столица Екатеринодар» Цель занятия: Формирование п...

Открытое занятие «История возникновения Олимпийских игр»

Познакомить детей с олимпийскими играми....

Конспект открытого занятия «История книги»

Цель: Активизировать познавательную активность детей.Задачи.Образовательные:Закреплять знания детей о различных видах деревьев.Познакомить с процессом появления дерева на земле.Развивающие задачи:Разв...

Конспект открытого занятия «История книги»

Задачи:   Образовательные:Познакомить детей с историей возникновения книги.Напомнить об оформителях книг – художниками - иллюстраторами.Показать из каких частей состоит книга, и ...