Конспект экологической викторины "Знатоки природы" для старших дошкольников.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кузнецова Ольга Георгиевна

Задания экологической направленности, загадки о животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_viktoriny_dlya_po_ekologii.docx300.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Конспект  

викторины

« Знатоки природы»

для старших дошкольников

C:\Users\Пользователь\Desktop\фото экология\викторина 5 гр\106_PANA\P1060545.JPG

Подготовила: Кузнецова О.Г., воспитатель,

первая квалификационная категория

МОУ Леснополянская НШ им К.Д. Ушинского

Январь 2016г.

Цель:  формировать навыки экологической культуры воспитанников.

Задачи:  расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение   и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе;    развивать речь, внимание, умение анализировать содержание  вопросов и загадок и    давать полный содержательный ответ на них.

Ход:

Команды входят в зал под музыку, подходят к телевизору с презентацией.
— ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинаем нашу экологическую викторину:      «Знатоки природы».

Ведущий:

Есть мир чудесный — он вокруг
И стоит только захотеть
Как оживет природа вдруг
И всем захочется лететь, как птица
Шуметь берёзкой кудрявою в лесу
И я вас приглашаю окунуться
В природу, в дикий мир и красоту.

Презентация 1.

Слайд 1. Наша викторина пройдёт под названием “Знатоки природы ”.
Слайд 2. Наша планета как большой красивый дом.
Слайд 3. Она радует нас утренними, нежными восходами, разноцветными  закатами, пейзажами родной природы;
Слайд 4. Завораживает нас огромными, глубокими и бескрайними океанами, просторами морей.  
Слайд 5. Она удивляет высокими горами, крутыми скалами и холмами,
Слайд 6. Восхищает густыми, пахучими рощами, сосновыми лесами, могучими дубравами.
Слайд 7. Земля – планета гармонии. На ней всё соразмерно и взаимосвязано.
Слайд 8. Природа планеты совершенна. Нашу Землю называли загадочной планетой и таинственной.
Слайд 9. Однако, для чутких сердец она раскрывает самые сокровенные свои тайны. Мы познаём и объясняем явления природы, секрет рождение нового дня, разнообразный мир живого и неживого на планете.
Слайд 10. Сохранить планету такой же красивой предстоит Вам, нашему будущему поколению.

Приветствие команд: « Пчелки» и « Муравьишки».

Итак, мы начинаем. Первый конкурс называется «Разминка»

Команды по очереди отвечают на мои вопросы.

1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)

2. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

3. Какие грибы растут на пнях? (опята)

4. Какой лесной обитатель сушит грибы? (белка)

5. Что ест жаба зимой? (ничего, зимой она спит)

6. Где белкин дом? (в дупле)

7. Назовите самое трудолюбивое насекомое. (муравей)

9. Трава, которую и слепой знает. (крапива)

10. Если это растение приложить к ранке, она быстро заживёт. (подорожник)

1 Остановка:   «Деревья – наши друзья»

Ведущая: Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:

— Как вы понимаете, что такое лес?

—  Какие деревья растут в наших лесах?

— Зачем люди ходят в лес?

—  Как надо относиться к лесным обитателям?

—  Почему нельзя в лесу шуметь?

— Сок какого дерева очень полезен людям?

—  Какую пользу приносит лес людям?

 

Прямо в небо рвутся, ввысь;           Осень тихая настанет,

Ты внимательно всмотрись:            Дивным дерево то станет:      

Не березы, не осинки,                      Листья-звезды яркие,

Нет листочков, есть хвоинки.           Золотые, жаркие. (клен)

                             (ели)                                                                                                                                

  

Не береза, не сосна                          Летом цветёт, зимой греет,

В тишине стоит она.                        Настанет весна – потечёт слеза.

 Но лишь ветер пробежит                                                             (берёза) 

 Вся листва на ней дрожит. (осина)            

 

Весной зеленела, летом загорела,                      Он качает пышной кроной,

Осенью красные кораллы надела.                       Шелестит листвой зелёной.

 (рябина)                                                                  Погляди, среди ветвей,

                                                                                 Сколько спеет желудей.  (дуб)

 

 Ведущая: А теперь, ребята,  я предлагаю вам поиграть в игру. 

                        «С какого дерева листочек?»

 Каждый  ребенок  вытаскивает из «Волшебного мешочка»  листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы начисляются очки .

                            

2 остановка -  « В гостях у птиц »

Ведущая:    Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

        Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще   всего мы слышим их пение. Отгадайте,   какая  птица поёт, за правильный ответ – 1 очко :   прослушивание  записи  пения птиц  (Ответы детей: кукушка, дятел, соловей, филин и др.)

                                                   

Вопросы викторины:

 —  Какие бывают птицы?  ( Перелётные и зимующие).

 —  Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)

 —  Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)

 —  А как вы, ребята, можете помочь птицам  зимой? (ответы детей)

                       Игра : Зимующие и перелетные птицы»

  Выбирает картинки перелётных и зимующих птиц, называет их и отдают на стол жюри.

Непоседа пёстрая,                                                Всё вертится, суетится,

Птица длиннохвостая,                                          Её на месте не сидится,

Птица говорливая,                                                 Это бойкая …(синица)

Самая болтливая. (сорока)

 

Чернокрылый, красногрудый,                              На одной ноге стоит,

И зимой найдёт приют,                                         В воду пристально глядит.

Не боится он простуды                                        Тычет клювом наугад -

С первым снегом тут как тут.                               Ищет в речке лягушат 

                                        (снегирь)                                               ( цапля)

   

Спереди шильце, сзади – вильце,              Угадайте, что за птица,

Сверху – чёрное суконце,                            Света яркого боится,

Снизу -  белое полотенце.                           Клюв – крючком, глаза - пятачком

              ( ласточка)                                      Ушастая голова, это …(сова)

 

Ведущая:   А  сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули,   давайте поиграем в игру «Совушка».

Подвижная игра «Совушка»

  В уголке площадки - обруч.  Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.

   На слова воспитателя: «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.

    На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка  ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

3 остановка -  « Звериное царство »

Ведущая:  Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:

 

Куцехвостик, длинноушка,                                      На спине его иголки,           

На пеньке ты как игрушка.                                      Удивительно как колки,

Лапки ты свои поджал...                                          Их руками не возьмёшь,

От лисички убежал? (заяц)                                      Потому что это…(ёж)

 

Я хозяин леса строгий,                          Стройный, быстрый, рога ветвисты

Спать люблю зимой в берлоге.            Пасётся весь день, кто это?.....(олень)

И всю зиму напролёт

Сниться мне душистый мёд.                                    Юркий, маленький зверёк,

Страшно я могу реветь,                                            По деревьям прыг даскок.                                  

Кто же я, скажи?.....(медведь)                                                              (белка)

                                                                  Разбойник он серый, нет ему веры.

                                                                   Всё клыками щёлк, кто же это?....

                                                                                                                 (волк)

У  кого из всех зверей                                              

Хвост пушистей и длинней? (лиса)

 

                                 

                         Вопросы викторины: (командам по очереди)

-  Это лесное животное активно в ночное время суток. Защищаясь от врага, может свернуться в клубок. О нем говорят «колобок – колючий бок». (еж)
- Люди ее называют «рыжая плутовка», это самый хитрый зверь в лесу. (лиса)
-  Их называют «лесными великанами». Большие широкие рога являются настоящим украшением этих животных. (лоси)

- Этого лесного хищника называют «санитаром леса» за то, что он уничтожает слабых и больных животных. (волк) « Кого зимой ноги кормят?»
-  А это животное очень большое и кажется неуклюжим. Но на самом деле это не так. Оно умеет быстро, почти бесшумно, бегать, умеет лазать по деревьям и прекрасно плавать. (бурый медведь)

-    Как заяц готовится к зиме?

—  Где живёт белка?

—  Что такое «Красная книга»

- Назовите одно любое животное или растение из красной книги.

-  Где живет медведь? (берлога)

- А где домик зайца? (под кустом)

- А как называется жилище мыши?  (норка)

- Как называется жилище волка? ( логово)

- Как называется жилище лисы? (нора)

 

Ведущая:  Ребята, кто же прячется от нас  в лесной глуши. Узнать нам поможет игра.

«Чьи следы?»

Дети по очереди  из «Волшебного мешочка»  вытягивают   карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат.  За правильные ответы начисляются очки.                         (Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

 Ребята, в лесу есть такие жители, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле и на воздухе. Кто это? Вы догадались? Правильно, это насекомые.

Конкурс « Кто летает – кто ползает)

Команды по очереди называют насекомых, выигрывает команда, которая последняя назвала насекомое.

(Появляется плачущая пчелка)

Вед: пчелочка, красавица, что в лесу случилось?

Пчелка: Мальчик злой меня поймал, крылышко он мне сломал.

Не могу теперь летать, как же мне не горевать?

(Появляется плачущий муравьишко)

Вед: Что случилось Муравьишко?

Муравей: Меня обидел злой мальчишка. Он мне лапки отдавил, муравейник разорил.

Ведущий: Часто в лес приходят подобные люди и обижают насекомых, зверей и птиц, но наши дети любят природу и будут ее защищать, потому что они знают «Правила поведения в лесу»

И последний наш конкурс так и называется

« Правила поведения в лесу»

(Команды по очереди называют правила, кто больше)

- Не ломать деревьев.

- Не топтать цветы, травы.

- Не кричать, не включать громкую музыку.

- Не разорять птичьих гнезд.

- Не ловить насекомых.

- Не ловить мальков и лягушек.

- Не разжигать костров.

- Не разорять муравейники.

- Не брать в руки  и не приносить домой детенышей птиц и зверей.

А теперь я хочу вам загадать загадку:

« Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели.

Чтобы новые леса поднимались в небеса.

Их,  под звон и голос птичий охраняет кто? (лесничий)

                               Выходит лесник

_ Здравствуйте мои юные любители природы! Пожаловал я к вам из нашего соснового бора. Мы, лесники – важные для леса люди. Мы заботимся о лесе: бережем его от пожаров, помогаем животным в трудные минуты, очищаем лес от старых деревьев, намечаем новые посадки и боремся с браконьерами.

Я очень рад  и доволен, что вы такие знатоки моего леса. И еще раз вам хочу сказать:

  1. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай, только чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь, испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
  2. Ветки дуба не ломай.
  3. Никогда не забывай мусор с травки убирать.
  4. Зря цветы не надо рвать.
  5. Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать.
  6. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
  7. Здесь не нужно всех ловить. Топать, хлопать, палкой быть.
  8. Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин – ДУБ и ЛОСЬ. Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Ведущий: Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья. Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

                                   Песня « Не дразните собак»

                      Подведение итогов. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

материал для изучения уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников, основанный на методике"Таинственное письмо" Н.И. Гуткиной и адаптированный для дошкольников

материал для проведения диагностики в детьми старшего дошкольного возраста по изучению уровня активизации понавательного интереса. за основу взята методика "таинственное письмо", автор Н.И. Гуткина. Н...

материал для изучения уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников, основанный на методике"Таинственное письмо" Н.И. Гуткиной и адаптированный для дошкольников

материал для проведения диагностики в детьми старшего дошкольного возраста по изучению уровня активизации понавательного интереса. за основу взята методика "таинственное письмо", автор Н.И. Гуткина. Н...

НАРОДНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Анализ фольклорных произведений показывает, что в народной мудрости зафиксирован образ ребенка — оптимиста....

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...