Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимняя тайна»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Манько Леся Осиповна

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Данная разработка направлена на совершенствования форм, методов, приемов работы по использованию мультимедийных средств в образовательном процессе. Используя возможности, ИКТ позволяет формировать интерес к экологической образовательной деятельности, где игровая мотивация детей постепенно смещается на познавательную. Разработка рекомендована в помощь воспитателям  и воспитателям - экологам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_obrazovatelnoy_situatsii_zimnyaya_tayna.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждения

«Центр развития ребенка детский сад №3 «Петушок»

 городского округа Стрежевой.

Сценарий образовательной ситуации

по познавательному развитию

в подготовительной группе

«Зимняя тайна»

                                                                                             проводил: Манько Леся Осиповна,  

                                                                                             воспитатель по экологическому воспитанию.

2015 г

Цель разработки: повышение уровня экологического воспитания с использованием мультимедийных средств.

 Задачи:

  1.  Расширять представления детей о природе родного края, зимних явлениях в природе, развивая исследовательскую деятельность.
  2. Устанавливать причинно- следственную связь между питанием, строением и средой обитания птиц.
  3. Развивать познавательный интерес к природе, используя мультимедийные средства.
  4. Воспитывать  чувство доброты и желания оказать помощь птицам в тяжелое для них время.

 

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое».

Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе, работа с фенологическим календарем, календарь погоды, исследовательская  деятельность, подкормка птиц на участке, работа с познавательной литературой, чтение стихотворений о зимующих птицах.

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, игра «Десять птичек – стайка», дидактическая  игра «Узнай по клюву», упражнение «Кто из птиц, животных лакомился этими шишками»,  плоды рябины и калины,   чтения стихотворения В. Морозов «Клесты»,  слайд «Зимняя тайна», музыкальное сопровождение  «Сказочная зимняя мелодия», «Клест –еловик», картинки белки, клеста, дятла, лотки с шишками: еловая, кедровая.

Активизация словаря: орнитология, ученые-орнитологи, стержень,  зимние попугаи, клесты, крестообразный клюв,  шелушить шишки, взъерошена.

Педагогические технологии:  

  1. здоровьесберегающие технологии;
  2. технологии проектной деятельности;
  3. технология  исследовательской деятельности;
  4.  информационно-коммуникационные технологии;
  5. личностно-ориентированные технологии;
  6. социо-игровая технология;
  7. проблемно-поисковая технология.

Ход образовательной деятельности

Организация детей, мотивация к предстоящей деятельности

- Ребята, я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь определить о каком месяце идёт речь.

После брата Января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга.     (Февраль)

Актуализация имеющихся знаний

- Февраль зиму ломает, воду подпускает и три часа добавляет. А в старину этот месяц называли «снеговей».

-Как вы думаете,  почему его так называют? (Да, падают белые пушистые снежинки. Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги).

        Зима – суровое время года.  И каждый по – своему приспосабливается к суровым погодным условиям.

- Вы знаете, как лесные звери укрываются от холода? (белка спряталась в дупле, медведь спит зимой в берлоге, заяц зарылся в глубокий снег).

А как деревья приспособились к лютым морозам? (Ответы детей)

Проблемный вопрос

- Вспомните, во время прогулки мы с вами говорили про защитные свойства снега.  А снег может защитить дерево зимой?    

Рассказ ребёнка

  Давайте послушаем Диану, она расскажет, как менялся слой снега в течение зимы. На примере одного дерева на нашем участке мы каждый месяц измеряли глубину снега.

Воспитатель открывает слайдовую презентацию «Измерение глубины снега»

Ребенок на основе слайда «Измерение глубины снега», делает вывод, в каком месяце было много снега.

 - Когда зима снежная, это хорошо или плохо? Почему?

Да,  снежная зима - спасение деревьев.

- Что еще отмечаем в фенологическом календаре?  (Птиц, которые прилетают на наш участок )

Какие птицы прилетают на наш участок? (каждый месяц мы видели разных птиц)

 - В начале зимы мы видели на участке воробьев, синиц, сорок. А когда наступили, сильные морозы прилетели,  снегири и свиристели.  (Пролётные)…

 Вы знаете, чем они питаются? Да, они питаются семенами кустарников, такими как сирень, ещё и ягодами калины и рябины.

- Но, как вы успели заметить на рябине и на калине ягод уже не осталось. Но птицы все равно находили около кустарника корм.  

Проблемная ситуация

 -Ученые - орнитологи, наблюдая за птицами, заметили, что  свиристели сбрасывают ягоды рябины в снег? Как вы думаете, зачем это делают?

Опытно-экспериментальная деятельность

- Перед вами ягода в снегу и нет. А чем они отличаются, мы узнаем.

Положите на ватный диск одну сухую ягоду, а другую ягоду в  снегу. Прикройте ватным диском и прижмите пальчиком на ягоды. Что получилось? Какая ягода дала сок? Какую ягоду птицы охотно бы клевали?

Вот мы узнали, для чего птицы сбрасывают ягоды в снег.

Актуализация  и закрепление имеющихся знаний

- А теперь, давайте с вами заглянем в лес и узнаем, какие птицы остаются на зиму в лесу.

Звучит музыка,  воспитатель открывает слайдовую презентацию «Слайдовая к занятию»

На фоне слайда №1 «Зимняя тайна» звучит «Сказочная зимняя мелодия», воспитатель читает стихотворение:

Здесь вокруг прозрачно и хрустально,

Здесь о чем-то шепчет тишина.

И стоит волшебный, лес как тайна:

Куст раздвинь – откроется она.

 Ребята, осторожно раздвиньте еловые ветки и увидите зимнюю тайну. (Воспитатель щелчком мышки открывает слайд № 2 «Кто спрятался…»)

Кто спрятался в глубине еловых веток? (Ответы детей: сорока - белобока, синица, дятел и 2 клеста, поползень).

Воспитатель наводит курсор на ту птицу, которую назвал ребенок и нажимает мышкой. (Дятел и синица спускаются вниз на снег, сорока и поползень увеличиваются в размерах, клёст остается на месте.)

Вы знаете, что клеста и свиристеля называют сибирскими попугаями. Как вы думаете, почему? (очень яркая окраска) А ещё каждая птица отличается клювом. Ребята предлагаю поиграть в игру.

Воспитатель щелчком на фон слайда №2 переходит на слайд №3.

Игра  «Узнай по клюву»

 На слайде изображение птиц без клюва. Необходимо правильно найти клюв и объяснить, почему у этой птицы именно такой клюв.

Воспитатель наводит курсор мыши на картинку с изображением клюва и задает вопрос:

-  клюв, какой птицы изображен на картинке?

При правильном ответе воспитатель нажимает на картинку с изображением клюва и появляется птица.

 Почему у этой птицы именно такое строение клюва? (разная пища).

Для того чтобы продолжить игру на слайде №3 нужно навести курсор на стрелочку и нажать мышкой.

 Такого клюва, как у клеста,  ни у одной птицы нет. (Крестообразный, скрещенный клюв)

Острые его концы загнутые и перекрещиваются. Давайте попробуем изобразить при помощи пальцев рук.

 Чем удобен для птиц такой клюв? (правильно подтягиваться и висеть на ветках) Вот почему в народе клестов называют «воздушными гимнастами».

Схватит клест шишку, оторвет её от ветки клювом, прижмет лапкой к ветке и отворачивает чешуйку за чешуйкой. Достает крылатые семена хвойных деревьев. Клюв – щипцы как раз для этого подходят.

Проблемная ситуация

 Поделитесь на 3 команды по 4 человека. Каждой команде я раздам по одной шишке. Вам нужно рассмотреть шишку и определить «Кто из животных, птиц полакомился этой шишкой».

Глеб подготовил интересный этюд Василия Морозова «Клесты» с музыкальным сопровождением  «Клест –еловик»,

На дворе мороз трескучий

Щиплет щеки мне и нос,

А в глуби тайги дремучей

День-деньской хлопочет клест.

Вот сидит мамаша – птица

На гнезде среди ветвей.

Рядом клест-отец садится,

Кличет голых малышей.

Кле- кле-кле! – с еловой ветки

Шишку мерзлую принес.

Родились клестята – детки

В январе, в большой мороз.

Почему зимой? Гадаю?,

Но отгадка здесь одна:

Летом шишка молодая –

Не созрели семена.

Над тайгою вьюга воет,

В мутном небе кутерьма,

Но семян и шишек вволю,

Не страшна клестам зима!

Подведение итогов

  - Что нового вы сегодня узнали?  

Выводы:У клестов рождаются 4-5 птенцов, похожих на воробышков.

Да, мы узнали  лишь небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и изучают их ученые – орнитологи. А наша с вами задача – помочь птицам в это трудное время. Птицы приносят большую пользу природе, они спасают леса, сады, парки от вредных насекомых.

А сейчас я вам напоминаю, выходя на прогулку, не забудьте покормить птиц в «птичьей столовой».

Список литературы и Интернет – ресурсов:  

1.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8+%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B9

2.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%83&uinfo=ww-1265-wh-699-fw-1040-fh-493-pd-1

3.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0&uinfo=ww-1265-wh-699-fw-1040-fh-493-pd-1

4.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%8C&uinfo=ww-1265-wh-699-fw-1040-fh-493-pd-1

5.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB&uinfo=ww-1265-wh-699-fw-1040-fh-493-pd-1

6.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82&uinfo=ww-1265-wh-699-fw-1040-fh-493-pd-1

7.http://muzofon.com/search/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%88%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B0

 8. http://vmusice.net/mp3/%EA%EB%E5%F1%F2

9.Деревья. Какие они? Т.А.Шорыгина Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.; издательство ГНОМ и Д., 2003.- 96с. – (Путешествие в мир природы. Развитие речи)]

10.[Птицы. Какие они? Т.А.Шорыгина Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д.» 2003.- 96с. – (Путешествие в мир природы. Развитие речи)]

11.[Познание мира животных с детьми 3-7 лет М.Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель,2009. – 391 с.]

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе "Река времени"

Сценарий по формитованию элементарных математических представлений. Оснойная цель: Познакомить с различными мерами длины....

Разработка сценария образовательной ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе по теме «Городецкий сувенир в подарок маме»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 204 “Умка”               Разработка сценар...

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию в средней группе

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию  в средней группе...

Сценарий образовательной ситуации ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в мир легенд» (подготовительная группа)

сформировать представление о разных животных (сказочных и существующих);сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт сам...

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию(ФЭМП) в подготовительной группе «А» группе. «Путешествие по сказке».

Сценарий образовательной ситуации                         по познавательному развитию...