Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Землякова Людмила Владимировна

Экспериментально-познавательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_eksperimentalno.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак

Конспект открытого занятия

по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

                                                              Провела: воспитатель

                                                 Л.В. Землякова

2013-2014 учебный год

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, мелкие камешки, 4 больших таза с водой, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки, компьютер, проектор, мультфильм «Фиксики», физ.минутка «Злая тучка».

Действующие лица: клоун Любознайка (к), дети (д).

Ход

К: - Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут клоун Любознайка. А тебя как зовут? Очень приятно. А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

К: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д: - Надо его посильнее надуть.

К: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д: - Воздух.

К: - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

К: - Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?  А из чего же он состоит?

Д: Кислорода и других газов.

К: А для чего он нам нужен?

Д: Что бы дышать.

К: - Молодцы! Ребята, а я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Опыт 1.Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите , что в нём? (он пуст).

К: - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

К: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?(ответы).

К: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

К: - А давайте проверим!

Опыт 2. Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

К: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

К: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

К: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит

в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

К: - А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.

К: - Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?

К: - Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.

Физминутка

Нам размяться захотелось.

Отложите-ка тетрадки,

Приступаем мы к зарядке.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо влево наклонялись,

И обратно возвращались.

Видим скачут по опушке две весёлые лягушки,

Прыг - скок, прыг - скок,

Прыгай с пятки на носок.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкульт - привет!

Проведём, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше  было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно глазки открывать!

К: - Ой, ребята совсем забыла. Когда я шла в садик, по дороге нашла сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).

К: - Что это? (ответы).

К: - А как вы думаете, что с камешками можно делать? (ответы).

Опыт 3. К: - Да, я тоже видела во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?

К: - Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?

К: - Интересно, а почему камешки тонут? (ответы)

К: - Получается, что камешки  тяжелые, поэтому они тонут.

К: - Да, как много я узнала о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут? (ответы)

К: - Почему вы так думаете? (ответы)

К: - А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)

К: - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы).

К: - Оказывается шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

К: - Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).

К: - Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы ребята, как думаете? (ответы).

Опыт 4. К: - А давайте проверим так ли это. Сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим

что произойдёт.

К: - Посмотрите, что происходит с шариком? (ответы).

К: - Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.

К: - Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке.

Опыт 5. К: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.

К: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).

К: - Правильно, воздух , а как он вкусно пахнет , понюхайте чем пахнет?

К: - Действительно, пахнет апельсином.

К: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

К: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).

К: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).

К: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

К: - А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).

К: - Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы).

Опыт 6. К: - А мы это сейчас проверим, давайте зажмём нос и закроем рот, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.

К: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

- Ребята, а как вы думаете, какой  воздух необходим для жизни человека? (ответы).

Опыт 7. К: - А сможем ли мы почувствовать воздух? (да) .

 Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (ответы).

- Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это воздух.

- А сможем ли мы услышать воздух?  (ответы).

Можно. Ребята, как же возникает звук (ответы)

К: А на самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .

- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

- Что мы слышим?

- Также мы можем другим способом услышать воздух. Прислушаемся друзья. (Воздух издаваемый из резиновой игрушки) .

В: А ещё вы сами  можете превратить шарик в игрушку! Вы воздушные шарики превратите в веселые рожицы! Нам нужно будет для этого взять фломастеры и аккуратно нарисовать глаза, нос и рот. Но есть одно условие! Нужно одному держать шарик, а другому рисовать глаза, нос и рот. Можно это делать по очереди. Договоритесь между собой о том, как вы будете работать в паре.

Самостоятельная деятельность с воздушными шарами.

Рефлексия.

К: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы   будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

К: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? На прощанье я вам дарю волшебные шарики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...

Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"

Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Знакомство свойствами воздуха (не имеет цвета, запаха, вкуса, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах  обнаружения....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха" с использованием технологии ТРИЗ (метод ММЧ)

В ходе эксперементальной деятельности ребята узнают, что МЧ воздуха выходят на поверхность воды. Воздух есть в порах овощей, фруктов и в древесине, это придаёт им выталкивающую из воды силу....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха,развивать познавательн...