МАСТЕР – КЛАСС «Моделирование маленькими человечками»
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Курноскина Марина Анатольевна

 

Эпиграфом к нему я хочу взять слова: А.И.Грина -  «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности».

                                                                                                    

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

 «Моделирование маленькими человечками»

                                                           Подготовила и провела:

                                                                                воспитатель

      Курноскина Марина Анатольевна

Содержание мастер-класса

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Моделирование маленькими человечками».

Эпиграфом к нему я хочу взять слова: А.И.Грина -  «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности».
                                                                                                   

Презентация

Цель и задачи мастер-класса:

  • Совершенствовать знания педагогов о технологии ТРИЗ;
  • Показать способы моделирования объектов и явлений неживой природы (ММЧ);
  • Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

ФГОС указывает на то, что «в настоящее время в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой образовательной деятельности  дошкольников, направленные на решение жизненных задач».

- Уважаемые коллеги,  я хочу в рамках данного мастер - класса представить Вашему вниманию метод. Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), который помогает мне реализовать задачи:

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • Формирование первичных представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе;
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Развитие воображения и творческой активности;
  • Развитие умения моделировать объекты и явления неживой природы.

На первый взгляд, может  показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. «Метод Маленьких Человечков» разработан на основе синектики (символической и личной аналогии), позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов. Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое.

Почему человечки?

  • Могут думать, производить действия, вести себя по-разному;

  • У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам;

  • При моделировании можно поставить себя на их место, почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия.

Обозначения целесообразно придумывать и нарисовать вместе с детьми, тогда символы лучше запомнятся и будут им понятны. Но есть определенные правила, которым надо следовать:

  • Человечки твердого вещества: дерева, камня, стекла, ткани, пластмассы обладают общим свойством – держат форму, они держатся за руки, причем человечки камня держатся крепче, чем человечки стекла(на карточках-символах руки этих человечков опущены вниз).
  • Человечки жидкого вещества: молока, чая, воды, киселя и т.д. – человечки капельки; они принимают форму того сосуда, в который их наливают: эти человечки не держатся за руки; руки у них на поясе;
  • Человечки газообразного вещества постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят(газ, пар, дым).

С чего начать?

1   этап - построение с детьми простейших моделей;

2 этап – моделирование взаимодействий двух веществ;

3 этап – моделирование сложных взаимодействий и состояния окружающих предметов, переход их из одного состояния в другое.  

Построение с детьми простейших моделей можно начинать со средней группы

Виды моделей маленьких человечков.

  • Роли маленьких человечков исполняют дети;
  • Карточки с изображением маленьких человечков. Это заранее заготовленные карточки: плоские изображения МЧ или схематично нарисованными.
  • Кубики с изображением маленьких человечков;
  • Схематичное изображение МЧ, которые рисуют сами дети.

Игры с педагогами.

Сейчас мы отправимся с вами в страну маленьких человечков, которые живут в разных городках.

- Вы знаете, что это за маленькие человечки?

Твердые человечки крепко держатся за руки, чтобы ничего не произошло, чтобы никто и ничто не могло проскользнуть между ними.

Жидкие человечки держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями, чтобы между ними можно было проскользнуть.

Газообразные или бегущие человечки живут в различных запахах, пузырьках жидкости. Они все время летают, т.е. бегают.

(Отбираю воспитателей, которые будут со мной играть)

Итак, по этой тропинке (маркер ТТ) пройдут в первый город те,

кто состоит из твердых природных человечков. Вы называете себя (объект, состоящий из твердых человечков). Например, «я – камень…». (Называя себя, педагоги проходят по тропинке в город твердых человечков)

- Твердые МЧ  сильные, крепкие, умеем держать свою форму).

Путь наш продолжается дальше, а на пути – город жидких человечков (тропинка с маркером Ж).

Педагоги, проходя по дорожке, называют себя.

- Хорошо ли вам здесь, в своем городке, жидкие человечки?

(Они любят течь, литься, менять форму, путешествовать, смешиваться).

Дорога привела нас к городу самых веселых газообразных человечков. Надо в него пройти. Жители страны газообразных человечков, проходите по тропинке! (Проходя, воспитатели называют себя: я –запах от цветка, я – запах от духов, я – воздушинка из пара, туман и т.д.)

А как вам живется в своем городе? (Мы не прочь везде побывать, не любим «сидеть» на месте, любим движение! Мы хотели бы подружиться с другими человечками.)

 Второй этап – моделировании взаимодействий двух веществ, можно начинать осваивать с детьми старшего дошкольного возраста. И я предлагаю вам

отправиться в следующий город, в город смешанных Человечков. Наденьте шапочки с маркерами своих городов и, объединившись в пары, тройки, назовите себя.

ТЖ – вода в стакане, лед в воде…

ТГ – воздушный шарик,

ГЖ – минеральная вода, лимонад, пузырьки воздуха в воде…

ТГЖ – человек, растение, животное, аквариум…

Все, что окружает нас, и мы сами состоим из маленьких человечков, разница только в количестве разных человечков и в каждом отдельном объекте и их связях.

Игры.

«Назови твердое» - упражнять в умении подбирать объекты по агрегатному состоянию.

«Замри» -  игра на умение моделировать  твердые и жидкие  вещества.

«Маленькие человечки» - умение быстро реагировать на сигнал «твердые», «жидкие», «газообразные».

«Волшебная  дорожка» - упражнять в умении подбирать объекты по двум признакам агрегатному состоянию и цвету.

Игра «Кубики» - (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков” дети составляют модели «Водоем” и т.д.

В подготовительной группе в непосредственно образовательной деятельности по О.О. «Познавательное развитие» при объяснении детям круговорота воды в природе можно использовать сказку.

Приключение дождевых капелек.

«Жили – были в тучке маленькие капельки-человечки. Их было очень много. Они были веселые, непоседливые, легкие. Однажды, разыгравшись, они даже не заметили, что оторвались от тучки и падают на землю. Но и на земле им не захотелось расставаться друг с другом. И те капельки – человечки, что упали далеко, побежали к своим друзьям. А когда собрались все вместе, получился ручеек.  Обрадовались, что они опять все вместе, зажурчали, зашептались и побежали дальше, посмотреть, что там?

Бежали, бежали и прибежали к реке. Хорошо, что река была расположена ниже того места, где упали человечки – капельки, а то бы вверх было очень тяжело бежать, не добежали бы человечки до своих родственников.

А в речке таких же водных человечков еще больше. Обрадовались они встрече и давай веселиться, прыгать, перескакивать друг через друга. Речка забурлила, зашумела. Но постепенно человечки устали и успокоились. Решили отдохнуть. И вдруг почувствовали, как похолодало. Это морозные человечки очень хотели с ними поиграть, но пока водные прыгали, морозные не могли их ухватить, подойти к ним. А теперь, когда водные человечки устали и успокоились, морозные сели рядом, обняли  водных. Водные, почувствовав, что замерзают, стали прижиматься друг к другу чтобы согреть МЧ. Они так тесно прижались, что превратились  в лед. Но человечки не расстраивались. За лето они устали и захотели отдохнуть. Человечки знали что пройдет время и вновь пригреет солнце им станет тепло и можно будет бегать и кувыркаться играть в любые игры. И даже навестить бабушку – тучку. После прослушивания сказки – дети строят изменчивую модель переход из одного вещества в другое.

- А сейчас вы самостоятельно попробуете создать модели, используя ММЧ.

Задание по группам:

 1 группа – создание модели - стакан с водой;

 2 группа- создание модели - стакан воды со льдом;

 3 группа –создание модели- стакан с лимонадом.

Где можно еще использовать ММЧ?

  • в режимных моментах;
  • НОД по О.О. «Познавательное развитие» - формирование элементарных математических представлений. Можно измерять предметы по длине, закреплять понятия «больше - меньше», «тяжелее - легче» и т.д.
  • В изобразительной деятельности – смешивание цвета.
  • В О.О. «Развитие  речи» - детям  предлагается модель из различного сочетания гласных и согласных человечков.
  •  маленькими человечками можно моделировать социальные отношения.

Рефлексия

Название технологии

Технология решения изобретательских задач

Прием технологии ТРИЗ

«Метод маленьких человечков»

Что дает ребенку

  • помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать идеи;
  • регулярная тренировка творческого мышления;
  • осознание зависимости между изменением вещества и тепловыми условиями.

Что дает педагогу

  • знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем;
  • развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления;
  • воспитывает готовность к восприятию нового;
  • обеспечивает профессиональный рост.

Уважаемые коллеги, Вы были благодарными слушателями и прекрасно справились с предложенными играми и игровыми упражнениями. Используйте различные приемы ТРИЗ в своей работе, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

Оценка работы мастер – класса

Я предлагаю оценить свой мастер – класс. На тропинку прилетели листочки.

  • Понравились игры. Буду применять их в своей работе, пусть прилетит желтый листочек.
  • Неплохо было. Но о том, буду ли применять игры в своей работе, не знаю, пусть прилетит  зеленый листик.
  • Ничего не поняла. Было не интересно, пусть прилетит красный листик.

Литература:

  1. Сидорчук Т.А., «Я познаю мир» Методический комплекс для работы с дошкольниками. – Ульяновск, ООО «Вектор – С», 2014г.
  2. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих знаний с дошкольниками/ Науч.-метод. центр развив. образования N242 "Садко". — Ульяновск, 1996.
  3. Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей.
  4. Н.М.Журавлева, Т.А.Сидорчук, Н.В.Хижняк, «ОТСМ – ТРИЗ – РТВ-технологии как универсальное средство формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста», Методическое пособие  для педагогов дошкольных образовательных учреждений, 2007г.
  5. http://volga-triz.org/ (Официальный сайт Волга - ТРИЗ)
  6. www.altshuller.ru (официальный фонд Г.С. Альтшуллера)

C:\Users\Марина\Desktop\Документы\чел-1.jpgC:\Users\Марина\Desktop\Документы\чел-1.jpg

C:\Users\Марина\Desktop\Документы\чел-1.jpgC:\Users\Марина\Desktop\Документы\чел-1.jpg

C:\Users\Марина\Desktop\Документы\чел-1.jpgC:\Users\Марина\Desktop\Документы\чел-1.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"

В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...

МАСТЕР – КЛАСС «Моделирование маленькими человечками»

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Моделирование маленькими человечками».Эпиграфом к нему я хочу взять слова: А.И.Грина -  «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило ...

Мастер-класс Моделирование как одно из средств формирования связной речи.

Актуальность.Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он и...

Мастер-класс "Моделирование в организации познавательно– исследовательской деятельности детей"

Мастер класс знакомит с использование метода моделирования для активизации познавательно-исследовательских способностей дошкольников...

Мастер-класс «Моделирование коммуникативных танцев»

Технология моделирования коммуникативных танцев позволяет не только облегчать задачи ориентирования в пространстве в процессе разучивания танцев, но и развивать коммуникативные навыки детей дошкольног...

Мастер – класс «Моделирование эмоций средствами музыки»

laquo;Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций»  ( Б.М. Теплов)....