Конспект занятия "В гостях у капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель: Формирование познавательной мотивации и активности у дошкольников в познании окружающего мира.
Задачи:
 1) Познакомить детей со свойствами воды (вкус,цвет,запах,текучесть).
2) Уточнить знания о значении воды для всего живого.
3) Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное и заботливое    отношение к воде и всему живому. 
Предварительная работа:изготовление из бумаги рыб  и растений, изготовление пруда, отгадывание загадок о воде, водных животных, рассматривание иллюстраций про обитателей водного мира.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 198.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«В гостях у капельки»

воспитателя  корп.4 ГБОУ «Школа№305»

Зубовой Ларисы Станиславовны.

         

Цель: Формирование познавательной мотивации и активности у дошкольников в познании окружающего мира.

Задачи:

 1) Познакомить детей со свойствами воды (вкус,цвет,запах,текучесть).

2) Уточнить знания о значении воды для всего живого.

3) Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное и заботливое    отношение к воде и всему живому.

Предварительная работа:изготовление из бумаги рыб  и растений, изготовление пруда, отгадывание загадок о воде, водных животных, рассматривание иллюстраций про обитателей водного мира.

Материалы и оборудование: аудио-запись «Звуки воды»; инвентарь для опытов: стаканы с водой, стаканы с молоком, пустые стаканы, сахар, гуашь зеленого, синего цвета, ложечки, банки.

Ход НОД

1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Сюрпризный момент

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла.

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит:

«Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли! »

И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем! »

Капелька заулыбалась

И у нас в саду осталась.

 Входит девочка в костюме капельки:- Здравствуйте дети!  Я – Капелька, и очень была рада узнать, что вы бережете воду..

Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть?

Дети: Везде. В ручье, в луже, в воде, в аквариуме, в океане и др.

Воспитатель:  Значит, капелька - это частичка чего?

Дети: Воды.

 Воспитатель: Зачем  нужна вода? Для чего?

Дети: Чтобы пить, готовить еду, вытирать пыль, поливать цветы, умываться и др.

Капелька 1: Правильно, ребята!  Вода необходима всему живому на земле. Я очень  много путешествовала по всему свету и много могу рассказать вам о воде, но для этого нам придётся совершить небольшую экскурсию в научную лабораторию, где работают мои сестрички-капельки. Согласны?

Дети: Да.

Капелька: А вы знаете, что такое лаборатория?

Ответы детей,

Капелька: Молодцы, правильно, но для начала я хочу , чтобы вы выбрали  и надели себе на руку один из этих разноцветных браслетов. (дети одевают браслеты) Ну что все готовы? Тогда начнём.

Дети заходят в лабораторию. Воспитатель предлагает поприветствовать других капелек, работающих за столами. Напоминает, что здесь нужно вести себя тихо, не мешать  научной работе.

Капелька 2: Ребята, подходите к 1 столу. Какого цвета цифра «1» (красного). Посмотрите на свои браслеты, у кого они красного цвета и будут проводить первый опыт. Остальные дети будут зрителями и присядут на стульчики. Начнём.  Я вам сейчас загадаю загадку и если вы её отгадаете, то узнаете , с кем я бегала на перегонки.

  Звонкий, громкий, озорной

Появляется весной

И бежит до моря.

Звонко тараторя.

Дети: Ручей.

Капелька 2:  Правильно!  Там-то я и узнала, что вода это жидкость, потому что её можно налить, перелить, отлить . Хотите это проверить?

Капелька 2: Посмотрите на столы , что вы видите на них?

Дети: стаканчики, лейки, блюдца.

Капелька 2: Верно. Дорогие помощники,  налейте воду из лейки в стакан №1, а теперь перелейте воду из стакана №1 в стакан № 2 , теперь отлейте немного воды из стакана №2  в блюдце.

Капелька 2: Итак,  делаем вывод. Вода - это жидкость. А как вы думаете почему?

Дети: Потому что её  можно налить, перелить, отлить.

Капелька 2: Молодцы!

Капелька 3: А теперь прошу к моему столу №2. Моими помощниками будут ребята с зелёными браслетами, а зрители сядут на стульчики.

И я загадаю вам загадку. Отгадав её вы узнаете где мы побывали с сестричками – капельками.

Дождь прошёл – а я осталась

Воробьи во мне купались

А до завтрашнего дня

Солнце высушит меня.

Дети: Лужа.

Капелька 3: Совершенно верно. И при помощи следующего опыта мы убедимся, что вода прозрачная и не имеет цвета. У нас на столе стоят стаканы с молоком, с водой и лежат ложечки.

Воспитатель: Интересно, для чего же здесь молоко?

Капелька 3: А вот для чего, Ребята, опустите ложечку в стакан с молоком. Скажите, видно ли ложечку? (нет)

А теперь опустите ложечку в стакан с водой. Теперь видно ложечку? (да)

Какого цвета молоко?

Дети: Белого.

Капелька 3:А вода какого цвета?

Дети: Бесцветная. Нет цвета, прозрачная.

Капелька 3: А как вы поняли, что она прозрачная.

Дети: Видно ложечку в стакане с водой.

Капелька 3: Правильно, это и доказывает, что вода прозрачная и не имеет цвета.

Капелька 3: Ребята, а  вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться?

Дети: Да.

На столе стоят два стакана с водой, гуашь зеленого и синего цвета.

Капелька 3: Я сейчас в воду добавлю волшебную капельку, и мы посмотрим, что произойдет с водой. ( добавляет краску в воду) Изменила свой цвет вода?

Дети: Да.

Капелька 3: А теперь вы ,помощники, добавьте в воду другую волшебную капельку. Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет. Дети делают вывод: (вода может менять цвет,  в зависимости от того, что в нее добавили, но, на самом деле,  вода бесцветная).

Капелька 1: Устали, ребята? Давайте немножко поиграем. Предлагаю вам игру « Рыбаки и рыбки». Перед началом игры нужно выбрать двух водящих сделать можно с помощью любой детской считалки. Эти двое детей берутся за руки. Они «невод». Остальные ребята-рыбки.

«Невод» стоит на месте, подняв руки как воротца. «Рыбки» берутся хороводом за руки и проходят под воротцами. При этом говорят:

Рыбки по морю гуляют,

Рыбки хвостиком виляют.

Осторожно берегись!

На крючок не попадись!

Как только произносят последнее слово, «невод» опускает руки. Та «рыбка» которая оказалась пойманной, присоединяется к «неводу». Играют до двух последних «рыбок».

Проводится игра.

Капелька 1:Отдохнули? Тогда продолжим.

Капелька 4: Подходите ко мне ребята ,те из вас у кого жёлтые браслеты, будут мне помогать. Послушайте мою загадку.

Из земли, да на свободу

Вылез, льёт на землю воду

Речку он на свет родит

Называется?

Дети: Родник.

Капелька 3: Правильно, попробовали мы с сестричками воду из родника и узнали, что вода-то без вкуса. Предлагаю и вам это проверить.

Капелька 4: Ребята, отпейте, пожалуйста, немного водички из стакана. Вода, которую вы пили, была сладкая? Кислая? Горькая? Соленая? А какая она вкус?

Дети: Без вкуса.

Капелька 4: Давайте продолжим наш опыт. Положите в стакан  с водой вещество (сахар) которое находится у вас на столе. (дети берут по 1 кубику сахара и кладут в воду )

 Кап.4: Размешайте, а теперь попробуйте воду.

Кап.4: Какая она стала на вкус?

Дети: Сладкая.

Кап.4: Как вы думаете, что мы добавили в воду?

Дети: Сахар.

Кап.4: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее положили. Но на самой деле у воды нет вкуса.

Капелька 5: Подходите сюда , ребята. Моими помощниками будут ребята с синими браслетами. Вот какую загадку я для вас приготовила.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А - широкий в море.

Дети: Река.

Капелька 5: Точно. И там мы побывали с сестричками и знаете,  что мы заметили, оказывается, вода-то не имеет запаха. Вот это-то нам и предстоит сейчас проверить.

Капелька 5: А теперь ,уважаемые помощники, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? Можно предложить понюхать воду и зрителям (Дети нюхают воду, пытаются определить есть ли запах у воды.)

Дети: Нет.

Кап.5: Есть ли у воды запах, если она ничем не пахнет?

Дети: У воды нет запаха.

Капелька 5:Что и требовалось доказать.

Воспитатель: Капельки, какие вы все умницы, сколько интересного мы узнали сегодня, благодаря вам.

Ой,  а что это у вас рыбки в тазике делают? Смотрите ребята (показывает детям рыбок)

Капелька 1: Мы их спасли из сетей браконьеров и собираемся выпустить их в реку.

Воспитатель: А у нас с ребятами есть замечательный прудик с красивыми лилиями. Давайте выпустим ваших рыбок туда.

Капелька 1: Это было бы здорово.

Воспитатель: Тогда давайте отправимся туда.

 Сначала нужно пройти по мостику. Ой, здесь аккуратней не наступите в лужи. А через ручеёк мы перейдём по камушкам.

 Вот мы и на месте, но что случилось с нашим прудиком? (подходят и видят, что пруд грязный, заваленный мусором)  Как же там наши рыбки, они, наверное, погибли. (достаёт из пруда банку с грязной водой) Посмотрите,  какой грязной стала вода. Кто же это сделал, ребята?

Дети: ответы детей.

Капелька 1: А  я знаю кто. Это сделали безответственные, не уважающие окружающих и саму природу люди. Ребята, надеюсь, вы так не поступаете?

Дети: НЕТ.

Кап.1: А почему нельзя загрязнять водоёмы?

Ответы детей

Воспитатель: Нужно срочно очистить воду. Как это можно сделать, знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю сделать фильтр. Для этого нам понадобятся воронка и ватный диск.( делает фильтр) Через этот фильтр мы пропустим грязную воду и посмотрим,  поможет ли это очистить её. (переливает воду через фильтр  в другую банку) Что получилось?

Дети: Вода снова стала чистой, прозрачной.

Воспитатель  предлагает детям убирать мусор из пруда и прудик предстаёт в первозданном виде.

Капелька 2: Давайте  уже запустим рыбок в прудик. (запускают рыбок)

Капелька 5: Ой, сестрички, давайте прощаться с ребятами, нам уже пора.

Капелька 3: А на память о нашей экскурсии мы дарим вам папку о свойствах воды, со схемами опытов.

Капелька 2: По ним вы сможете повторить все опыты, какие мы проделали сегодня.

Воспитатель  и дети благодарят капелек и прощаются с ними.

Воспитатель: Понравилась вам экскурсия? (ответы детей)

             О каких же свойствах воды вы узнали сегодня? (ответы детей)

              Как нужно относится к окружающей  нас природе? (ответы детей)

Воспитатель : Вы молодцы! Вы даже можете провести  все эти опыты дома и познакомить своих родных со свойствами воды .

 Ну, давайте положим папку  в нашу картотеку опытов и экспериментов. На этом наша экскурсия заканчивается. ВСЕМ СПАСИБО.

Список литературы.

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.г. Воронеж:

ТЦ. Учитель 2000г.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991г.

3. Волчкова В. В., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе

детского сада. Воронеж: ТЦ. Учитель, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "ГДЕ ЖИВЕТ КАПЕЛЬКА?"

Задачи занятия: формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют; обучение бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, разви...

Конспект занятия по экологии "Капелька воды" для второй младшей группе

Целью конспекта занятия по экологии "Капелька воды" для второй младней группе является:  познакомить детей, со свойствами воды, рассказать  и дать представление о роли воды в жизни и че...

Конспект занятия "Путешествие с капелькой"

Цели: 1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении; 2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса); 3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе; 4. Вос...

Конспект занятия по экологии "Капелька воды"

Цель:Познакомить детей со свойствами воды,рассказать и обьяснить какую важную роль имеет  вода в жизне человека и природы....

Конспект занятия Тема: «Ходят капельки по кругу».

НОД в старшей группе (область  Познавательное развитие)...

Конспект занятия по экологии «Капелька»

Конспект занятия по экологии «Капелька» в младшей группе....

Конспект занятия по ОП "Капелька"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим«Капелька»Средняя группаЦель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.Задачи:Развивающие:Формировать у детей интерес к явлениям весенне...