Методический семинар на тему: «Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Данный методический семинар "Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности" был проведён на зональном этапе конкурса профессионального мастерства "Учитель Оренбуржья - 2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

3 (зональный) этап

 конкурса профессионального мастерства

работников системы образования Оренбургской области

«Учитель Оренбуржья – 2016»

Методический семинар

на тему:

«Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

                               

                                          Подготовила: воспитатель

                                                                  1 квалификационной категории

                                                                   МБДОУ « Детский сад №7 «Теремок»

                                                                   Акбулакского района

                                                                   Оренбургской области

                                                                   Тахирова  О.В

                                                        2016 г.

   1слайд       

 Добрый день, уважаемые коллеги! Зовут меня Тахирова Ольга Валерьевна. Работаю я в детском саду «Теремок» Акбулакского района.

    2слайд

     На протяжении последних лет я углубленно работаю над темой «Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности », так как считаю, что поисково-познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий играет существенную роль в формировании представлений о физических свойствах объектов окружающего мира.

      3 слайд

     Я считаю, что путь к успеху лежит через организацию моей работы  по данной теме в соответствии с требованиями ФГОС.

      4 слайд

  В стандарте определено: «познавательное развитие предполагает развитие интересов  детей, любознательности и познавательной мотивации; формировании  познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях

     В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. В связи с пересмотром приоритетных направлений деятельности в дошкольном образовании преобладает деятельность, направленная на развитие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Одним из таких направлений является опытно – экспериментальная деятельность.

      5 слайд

         Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

               Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

         6 слайд

Новизной моего опыта является исследование и структуризация практического материала на основе комплексного использования элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, таких как Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников», О.В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Иванова А.И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения»

7 слайд

 Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель:

 -практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

8 слайд

Для ее реализации я поставила перед собой следующие задачи: 

        -Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности;

        -Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать;

        -Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования;

      -  Развитие эмоционально-целостного отношения к окружающему миру;

      -  Формирование у детей умений целенаправленно отыскивать ответы на вопросы, делать предположения, определять средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы

Стратегию моей деятельности определяют основные принципы дошкольного образования, которые представлены на слайде

          9 слайд

1. Принцип научности - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

2. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

3. Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

4. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников

5. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

6. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

7. Принцип креативности: - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

 9. Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

     

         10 слайд

Моя модель развития экспериментирования включала в себя несколько этапов:

  1. Информационно-аналитический; адаптационный

1.1.Мониторинг (методика «Маленький исследователь», методика Ивановой А.И.)

1.2.Разработка плана работы

1.3.Создание предметно-развивающей среды

       2. Формирующий. Основная работа.

Цель: формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

  1. Констатирующий.

Мониторинг

Цель: выявить уровень сформированности познавательных интересов в экспериментальной деятельности.

  На 1-этапе  я провела мониторинг  с целью изучения условий развития познавательной активности  через экспериментальную  деятельность детей в старшей группе. Провела диагностику по методике «Маленький исследователь.   Разработанная методика «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изодеятельности, игровой). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3,4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2 балл, за четвертый-1 балл.

 Результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности показали, что предпочтения детей на начало эксперимента в группе распределились следующим образом:

1 место – игровой уголок (40%)

2 место – уголок изодеятельности (25%)

3 место – чтение книг (20%)

4 место - экспериментирование (15%)

Т.е. экспериментирование заняло последнее место. 

 По результатам  диагностики  15% детей отдали предпочтение  экспериментальной деятельности. По методике  Александры Ивановны Ивановой выявила причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

  • Познавательный интерес неустойчивый;
  • Не всегда дети видят проблему;
  • Малоактивны в выдвижении идей;
  • Стремление к самостоятельности не выражено;
  • Пользуются доказательствами с помощью взрослого.

Данные диагностики  наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети  испытывали затруднения по многим параметрам: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель. 

Затем составила  перспективное планирование по опытно-экспериментальной  деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

  11 слайд

    Создала предметно – развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

          12 слайд       

      Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована  детская мини – лаборатория «Эврика», где представлены все материалы для исследования,  отвечающая всем требованиям организации уголка экспериментирования.

     2- этап формирующий (основной),  это вся моя работа с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.

  По развитию  познавательных способностей у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности использовала следующие формы работы:

13 слайд

  организованная образовательная деятельность (занятия);

  совместная деятельность взрослого и детей;

  взаимодействие ребенка со сверстниками в процессе самостоятельной деятельности;

  • проблемные ситуации;
  • эвристические задачи;
  • проведение опытов – экспериментов (создана картотека).

При подготовке и проведении занятия-экспериментирования пользуюсь алгоритмом, который представлен на слайде.

 14 слайд

 Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования  представлен на слайде:

  • 1.  Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
  • 2. Определение типа, вида и тематики  занятия-экспериментирования.
  • 3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  • 4.  Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
  • 5.  Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий в мини-лаборатории.
  • 6.  Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  • 7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи,  фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек», «Свет»,  и другие.

     Словесные игры:  "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", и др. развивают у детей внимание,    воображение, повышают знания об окружающем мире.

     Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации.

        15 слайд

         Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.

              16 слайд

          В ходе организованной образовательной деятельности (занятий) важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А предлагаемые мной опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия. Если они открыли для себя что-то новое - «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия- удивления». После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Например, опыт «Опусти стакан вверх дном в воду»  - это настоящий фокус в воображении детей, который направлен на удивление детей, на чудо. Этот опыт проводится самим воспитателем, как демонстрационный.

         Наряду с работой с детьми продумала и работу с родителями. Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования. Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье. Для просвещения родителей  провела  консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой.

     В целях обобщения опыта работы по детскому экспериментированию я  провела для воспитателей открытые занятия: «Какая бывает вода?», «Этот удивительный воздух».

   На 3-этапе – констатирующем провела итоговую диагностику сформированности  познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

           17 слайд

            При повторном проведении диагностики детям были предложены аналогичные задания.

    Для того чтобы выявить предпочитаемый вид деятельности использовали также методику «Маленький исследователь».  

           Результаты исследования предпочитаемого вида деятельности показали, что предпочтения детей распределились следующим образом:

Виды деятельности

Количество баллов (в% соотношении)

На начало эксперимента

На конец эксперимента

Экспериментирование

15%

39%

Чтение книги

20%

23%

Изодеятельность

25%

22%

Игровая

40%

16%

 

          18 слайд

   Таким образом, по диаграмме  мы видим, что предпочтения в выборе деятельности дети изменили в сторону экспериментирования (в 2,5 раза). Экспериментирование, как вид деятельности, стал для детей одним из любимых.

           19 слайд

     Для оценки результативности формирования навыков экспериментирования использовала методику диагностики А.И. Иванова. На начальном этапе исследовательской деятельности  45% детей могли провести эксперимент и сделать вывод.

По завершении работы, согласно диагностике  60% детей могут самостоятельно провести эксперимент, проанализировать его и сделать вывод.

        При диагностировании детей стало видно, что у них  имеются широкие представления о свойствах и качествах различных материалов и их назначении:

       Таким образом, если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый — умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что-нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир — это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые.

        В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

А закончу я свое выступление китайским изречением:

То, что я увидел, я помню. То, что я услышал, я забыл. То, что я сделал, я знаю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Развитие познавательных способностей детей посредством опытно - исследовательской деятельности"

В данном материале хочу поделиться опытом своей работы в развитии познавательной активности детей в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром, активного экспериментирования с ним. Ка...

Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности объектами окружающей среды

Образовательная область "Познавательное развитие", прописанная в ФГОС, особенно значима для формирования личности ребенка, т.к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотив...

Отчет по самообразованию педагога на тему: «Развитие познавательных способностей детей в процессе исследовательской деятельности».

Педагог выбрал эту тему, потому чтоу детей всё чаще наблюдается интеллектуальная пассивность, ограниченность познавательных интересов. А ФГОС ДО предлагает  развиватьв детях познавательный интере...

Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Презентация на  тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»      Полноценное развитие личности соврем...

План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...

"Развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности"

Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все...