Наши друзья – комнатные растения
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Образовательная область: познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_druzya_-_komnatnye_rasteniya.docx469.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наши друзья – комнатные растения»

Образовательная область: познавательное развитие. 

Экология с элементами труда (дети старшей группа)

Цели: формировать позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, умений и навыков экологически – ориентированной деятельности.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы совместной деятельности

1.Познание

2.Познавательно – исследовательская

3.Коммуникативная

4.Восприяие художественной литературы

5. Двигательная

6. Социально – коммуникативная

7.Музыка

- Познакомить детей с новым комнатным растением – Бальзамином, дать его бытовые названия (огонек, Ванька – мокрый); алоэ – (столетник);

- Закрепить название комнатных растений;

- Знать условия жизни этих растений;

- Систематизировать и обобщить знания детей о комнатных растениях: их частях (корень, стебель, листья, цветок);

- Уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями;

- Закрепить количественный и порядковый счет.

- Формировать у детей определенные навыки: учить правильно держать лейку, вытирать пыль на крупных листьях влажной тряпочкой, мелкие опрыскивать из пульверизатора , с шероховатых сметать мягкой кисточкой.

- Развивать монологическую идеологическую речь, умение точно выражать свои мысли.

- Загадка о растениях; чтение сказки Б. Вовк «Чьи цветы лучше»?

- Физминутка «Цветы»

- Развивать сотрудничество, умение слушать других детей во время беседы;

- Воспитывать отвечать за порученное дело;

- В игровой форме проверить раннее приобретенные знания о комнатных растениях.

- Музыкальное сопровождение.

Приветствие и физкультминутка

Оборудование: комнатные растения (фикус, хлорофитум, герань, бальзамин, алое), инвентарь для ухода за растениями (леки, пульверизаторы, кисточки, тряпочки, фартуки, тазики с водой), презентация «Комнатные растения».

Предварительная работа: наблюдение за развитием и ростом растений в уголке природы; рассматривание корней, рассматривание листьев и стеблей у разных растений; обучение приемам ухода за различными растениям, труд в уголке природы.

Место проведение: групповая комната.

Вводное слово воспитателя. Есть хорошая примета всем с утра дарить привет:

Солнце красному … (привет)

Небу ясному …(привет)

 Люди взрослые и малыши

Всем привет от всей души!

Каждый новы день надо начинать с хорошего настроения. А чтобы настроение было хорошим, добрым и веселым, давайте станем вкруг, возьмемся за руки, закроем глазки и передадим друг другу ту искорку тепла и любви. Что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта (воспитатель берет в руки звездочку – светильник, дети открывают глаза).

- Сейчас я вам загадаю загадку.

Встречаешь их везде: и в клумбе и в горшке,

 И в парке, и в саду, и даже на пруду.

 Поднимут настроение зеленые …(растения)

Воспитатель: - Где мы встречаемся с растениями? (Ответы детей).

Воспитатель читает сказку Б.Вовк «чьи цветы лучше?»

- Для чего нужны растения?

- А как называется растения, которые растут дома, в группе д/с? (комнатные)

- А чем же они отличаются от других растений, которые растут на улице? (они растут в комнате, в группе, в цветных горшках круглый год, за ними ухаживает человек)

- Поднимите руки, у кого есть комнатные растения. Какие? А кто за ними ухаживает? А вы помогаете  ухаживать за комнатные растениями? Как?

- А как вы думаете, почему комнатные растения, не смотря за изменения не в живой природе с  наступлением зимы по-прежнему остались зелеными и даже цветут?

- Правильно, для них созданы условия, чтобы они себя хорошо чувствовали. (Свет, тепло, вода, земля и воздух.)

 G:\DCIM\103_FUJI\DSCF3803.JPG

- А теперь посмотрим на экран и все хором повторим. Помощников растений 5 - как пальцев на руке.

Презентация «Пять условий  для жизни растений»

В нашей группе очень много комнатных растений, давайте познакомимся с ними поближе и вспомним их название (Фикус, хлорофитум, Герань).

Воспитатель: А что общего у этих растений? Они зеленого цвета, у них есть листья, корни,  они живые, дышат, пьют).

- А чем они отличаются? (Фикус похож на дерево, Хлорофитум похож на траву, Герань на кустик, у них разные листочки, у Герани есть цветы, у него сильный запах).

- Давайте теперь рассмотрим, из чего состоит комнатные растение, назовем его основные части. (Корень, стебель, листья, бывают цветы)

Показ презентации «Строение комнатного растения»

Воспитатель: для чего нужны растению Корни? Стебель? Листочки?

А раз растения растут, дышат, пьют, питаются - значит, они живые, как мы с вами.

- сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы покажите горшок с этим цветком.

О бальзамине:

 Хрустит за окошком морозный денек.

Стоит на окошке цветок - огонек.

Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду зажглись огоньки.

G:\DCIM\103_FUJI\DSCF3774.JPG

- Бальзамин называют «огонек» за яркие красные и малиновые цветки. А еще в народе он получил шутливое - ласковое название «Ванька мокрый» за свои прозрачно - водянистые стебли. Родина бальзамина - тропические леса Африки. Неприхотливое обильно цветущее растение. Из корней бальзамина делают желто - красную краску – хну. Бальзамин светолюбивое растение, но не выносит прямых солнечных лучей.

Об алое:

 Говорит – алоэ, алоэ, интересно, что это такое?

 Какое оно алоэ – алое, голубое?

Доброе или злое? – Маленькое или большое?

Хорошее или плохое?

G:\DCIM\103_FUJI\DSCF3804.JPG

- Алое – вечнозеленое многолетнее растение (суккулент), распространенное в диком виде в Африке. В России алоэ известен как «столетник», само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищать от болезней. Листья алоэ мясистые, зеленовато – сизые, сочные. Само название переводиться как «горький», потому что сок растений имеет горький вкус. Мягкость листов обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и десен и другое.

Физминутка «Цветы»

Воспитатель: давайте представим себе красивыми цветочками и сделаем специальную зарядку для цветов.

Движения в соответствии со словами:

Говорит цветку цветок:

Подними свой лепесток,

Выйду на дорожку,

 Да притопай ножкой,

Да головкой покачай –

Утром солнышко встречай.

 Стебель наклони слегка –  

Вот зарядка для цветка.

Д/и «Что изменилось

Воспитатель: Сейчас мы опять будем играть. У меня на столе стоят растения. Сосчитайте, и скажите, сколько их? (четыре)

Назовите растение, которое стоит первое по порядке? (Фикус) Второе по порядке? (Хлорафитум) Третье по порядку? (Герань) Четвертое по порядку? (Бальзамин) Пятое по порядку (Алоэ).

А теперь скажите, каким по порядку стоит Бальзамин? Герань? Хлорафитум? Алоэ? Фикус? (  в обратном порядке).

А теперь я вас прошу запомнить расположение растений и закрыть глаза.       Я поменяю растения местами, а вы откроете глаза и скажите, что изменилось, какие растения переставлены?  Какими по порядку они были раньше, какими стали теперь? Только не поглядывать! (Играем 2-3 раза)

Труд (уход за комнатными растениями)

Воспитатель: ребята, вы сегодня узнали, что Бальзамин или Ванька – Мокрый очень любит воду, да и другие растения без нее не обходиться. А еще от сухих листьев остаются мусор, который нужно убирать, на листиках собираются пыль. Поэтому за растениями нужно ухаживать. Давайте подойдем поближе и посмотрим, какой уход требуется сейчас нашим растениям.

Какая у них земля в горшках? (Сухая)

 Как вы догадались? (Серая, потрескавшаяся)

 Что с ней нужно сделать? (Полить из лейки)

А почему у нас в лейке уже налита вода? (Цветы нужно поливать оставшейся водой комнатной температуры)

 Теперь обратите внимание на листочки, какие они? (Пыльные)

 Чтобы мы будем использовать, чтобы убрать пыль с крупных, гладких листьев? (Влажную тряпочку)  Правильно, листья фикуса можно протереть влажную тряпочкой. А листья Хлорофитума можно протирать? (Нет)

 А как нам удалить с них пыль? (Опрыскать из пульверизатора) Верно.

 А вот мягкие, ароматные листья Герани нельзя ни протереть, ни опрыскивать. С них будем удалять пыль мягкой кисточкой.

 А чтобы не намочить и не запачкать одежду, нужно всем надеть фартуки.

Мы сейчас должны разделиться на две группы, чтобы помочь нашим растениям. Я приготовила значки с изображение комнатных растений. За которыми мы будем ухаживать. А вы должны будете отыскать тот цветок, который вам достанется.

Д/и «Найди такой же»

 Воспитатель руководит трудом детей, напоминает приемы по уходу за растениями.

Воспитатель: Вот теперь наши растения чувствуют себя хорошо. Вы молодцы!

Проведение итогов:

Сегодня мы с вами много говорили о комнатных растениях. Повторили условия необходимо для них роста, вспомнили части растений. Хорошо потрудились для того, что бы наши цветы стали чистые и довольные. А главное, вы поняли, что растения живые, и к ним нужно относиться, как к живым существам.G:\DCIM\103_FUJI\DSCF3805.JPG

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтобы рвать или срезать

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

 С.Вургун


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в младшей группе « Наши друзья - комнатные растения».

. Закреплять знания детей о комнатных растениях (бальзамине, китайском розане) и их существенных признаках ( корнях, листьях, стеблях, цветках). Учить сравнивать растения по их признакам, выделяя сход...

конспект "Наши друзья - комнатные растения"

Создать здоровьесберегающую среду, которая способствует здоровью и развитию наших детей....

Экологический проект Наши друзья – комнатные растения.

Тип проекта:   краткосрочный (3 недели), групповой.  Проблема:Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими ...

Познавательный практико-ориентированный проект "Наши друзья-комнатные растения"

«Чтобы жить, нужны  солнце, свобода и маленький цветок».Г. – Х. Андерсен.Большую часть года дошкольники проводят  в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растения...

Конспект НОД "Наши друзья-комнатные растения"

закрепление представлений о комнатных растениях и их существенных признаках....

Экологический проект «Наши друзья – комнатные растения»

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатно...

Экологический проект "Наши друзья - комнатные растения"

Экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение природных закономерностей и нормативов поведения, при которых во...