Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми 4-5 лет "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Климович Ирина Викторовна

Конспект занятия   по  ознакомлению детей 4-6 лет о  происхождением дымковской игрушки .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya_detey_4-6_let_dymkovskaya_igrushka.docx108.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга

 имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина

Конспект

 непосредственно – образовательной деятельности

с детьми 4-6 лет

«Дымковская игрушка».

                                                                                                Материал подготовила

воспитатель Климович И.В.

Санкт-Петербург

2015

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

( Ознакомление с предметным окружением)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Дымковская игрушка».

Цель:  продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить и расширить представления детей о происхождении дымковской игрушки;

- закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

- закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи при украшении заданной формы;

- совершенствовать речь как средство общения;

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.

Развивающие:

 - продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора; развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию;

- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками;

- развивать всесторонние познавательное и творческие способности детей.

Воспитательные:

 — воспитывать у детей уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа;

— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Предварительная работа: сбор произведений устного народного творчества; чтение книг, стихов, потешек; рассматривание иллюстраций, эскизов, игрушек; знакомство с декоративными приемами рисования; используя шаблоны.

Оборудование: компьютерная презентация, фонограммы с записями русской народной музыки, дымковские игрушки, силуэты фигурок (из бумаги), материалы для продуктивной деятельности (кисти нескольких размеров, гуашь, салфетки).

 CD –плеер,  мультимедийный проектор.

Интеграция образовательных областей:   художественное – эстетическое развитие, социально -  коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие.

Используемые технологии: игровые, обучающие

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

Воспитатель: Сегодня мы совершим с Вами путешествие в сказочный мир красоты, добра, в мир ярких красок и удивительных творений народных умельцев – мастеров Дымковской игрушки.

Откуда же такое удивительное название Дымковская игрушка? (Слайд 1)

 Давным-давно, отсюда и не видно как далеко, на берегу реки стояла деревенька. Поначалу и названия у неё не было.  Жили в той деревеньке люди добрые и весёлые. Летом они в поле работали, песни пели. А зимой на печи лежали, пироги да баранки жевали, на санях катались, от души баловались! (Слайд 2)  

А ещё в той деревеньке глина была красная.  И, научились люди из неё игрушки лепить – оленей, индюков, нянек с младенцами и барынь в пышных юбках.  Но особенно любили мастера лепить свистульки в виде птичек. Вылепленные игрушки зимой обжигали в печи. И над всей деревенькой стелился дым из печных труб. Со временем эту деревеньку так и прозвали – Дымково. А игрушку назвали – Дымковской. (Слайд 3)

Берет мастер кусок глины  и начинает лепить из нее фигурку. А глина мягкая. Мягче, чем пластилин! (Слайд 5,6) Слепят игрушки и   в печь, обжигать (Слайд 7,8)

После обжига игрушку белили мелом, который разводили на молоке - и она становилась белой. (Слайд 9).  И стали мастера думать и спорить, какими красками расписать игрушку.  Долго они думали и спорили, до самой весны!  А весной зазвенела капель, застучали по крышам капельки дождя, затем выглянуло солнышко, и в небе над деревенькой появилась радуга.  Так и повелось расписывать Дымковскую игрушку яркими полосками, весёлой клеткой, украшать кружочками и точками, используя яркие краски радуги – синюю, красную, зелёную, жёлтую. Полюбились мастерам и другие цвета – особенно малиновый и розовый.(Слайд 10,11,12)  

 А весной в Дымково народ отмечал праздник – «Свистопляску».  Все – от мала до велика, свистели в свистульки, пели песни, шутили, веселились, дарили друг другу игрушки и угощали сладостями. И я предлагаю Вам посмотреть на весёлые Дымковские игрушки, созданные волшебными руками мастеров. (Слайд 14-21)

Физминутка:

 

Воспитатель: Из чего же мастера делали дымковскую игрушку?

Дети: игрушки делали из глины

Воспитатель: но глина красная не красивая, как же игрушки получились такие веселые, нарядные?

Дети: покрывали белой краской и расписывали.

Воспитатель: посмотрите какие элементы росписи использовали мастера для игрушки?

Дети:  кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки

Воспитатель: как вы думаете, что означали элементы, которыми расписывали игрушки?

Ребята как вы думаете что, по вашему мнению, мог означать круг? (Солнце), а как вы думаете, что могла означать волнистая или ломаная линия? (Воду). А что же могла означать клетка? (Поле)

Каждое изображение, используемое в дымке это передача природы окружающей человека.

Воспитатель: какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки?

Дети:  красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

Воспитатель: а как одним словом можно сказать про эти цвета краски?

Дети: теплые, яркие, нарядные, веселые, праздничные.

 Воспитатель: А как вы думаете, почему  сначала покрывали игрушку белой краской?
Дети: На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель:  А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Если они  любили такие яркие цвета то, какие люди  были по характеру?

Дети: веселые, задорные.

Воспитатель:  да, они любили повеселиться и изображали это в игрушках. 

Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, индюк, медведь, барышня.

Воспитатель: и они очень яркие и нарядные, например,  козёл мог быть одет в смешные штаны, дымковский конек необычный, сказочный.

Мы встречаем наиболее распространённые сюжеты:

барыня, барышня, водоноска, модниц  в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках, и даже карусель.  Весной в Дымково народ отмечал праздник – «Свистопляску».  Все – от мала до велика, свистели в свистульки, пели песни, шутили, веселились, дарили друг другу игрушки и угощали сладостями.

Я предлагаю вам  повеселиться и сыграть в веселую игру «Карусель».

Игра «Карусель»

Рефлексия

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки. ( Дети выбирают трафарет по желанию и приступают к его росписи).

Готовые работы выкладывают на общий стол, дети их рассматривают. Воспитатель хвалит детей, отмечает что все «игрушки» получились очень разные, не похожие друг на друга.

Все игрушки – не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

http://www.playing-field.ru/img/2015/051721/1802578

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2797000/2796185-6b886b899f845131.jpg

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2797000/2796186-4c43a6397ffb7f2b.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (2-3 года) по сенсорному воспитанию Тема: "Игрушки"

познакомить детей с новой формой – шар;-закрепить знания цветов (красный, синий, желтый, зелёный), побуждать называть цвета;-закрепить знания геометрических фигур;-закрепить понятия большой - ма...

«Игрушка-погремушка». Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы

«Игрушка-погремушка». Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы«Игрушка-погремушка»Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой млад...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы в технологии ситуация по теме «Игрушки»

Формирование умения подбирать слова,  более точно отражающие особенности игрушек (цвет, форму., величину)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте "Спички детям не игрушки"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию  в старшем дошкольном возрасте  «Спички детям не игрушки»Дать детям понятие какую опасно...

"Игрушки" Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы.

                             "Игрушки"  Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Описание игрушки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Описание игрушки»...