МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Городилова Татьяна Николаевна

Данная разработка включает в себя технологическую карту и конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

НП ОДПО «Институт направленного профессионального образования»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЛУШАТЕЛЯ

курсов повышения квалификации по программе

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК

(КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ)

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»

Срок обучения: с 01.12.2015 – 21.12.2015

тема: Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общественных отношений  в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

 (Коллекция «Развитие автомобильного транспорта от древности до современности».

Основание - историческое).

Выполнили: 

Городилова Т.Н.

№200 Волшебный башмачок», МООД корпус 5, б-р Гая 29

Матвеева Н.В.

№200 Волшебный башмачок», МООД корпус 5, б-р Гая 29

Михалёва Т.В.

№200 Волшебный башмачок», МООД корпус 5, б-р Гая 29

Тольятти 2015 г.


Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста

на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

Коллекция «Развитие автомобильного транспорта от древности до современности». Основание - историческое)

Группа старшая

1. Ценностно-ориентационный шаг

Цель: развитие у детей интереса к миру общественных отношений, отраженному в коллекциях.

Задачи работы с детьми

1. Обозначить проблемные ситуации, связанные с коллекционированием, доступные пониманию детей и связанные с их опытом общественных (семейных) отношений.

2. Сделать подборку открыток, альбомов, с изображением исторических автомобилей, машинок.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика

 Цель: заинтересовать детей темой.

Комплекс ОРУ « Мы машины »

I. Стройтесь быстро на зарядку     ( дети строятся)

Рассчитайтесь по порядку. (Расчет по порядку)

Превращу я вас сейчас

Всех в машины в этот час.

Мотор заводится, гудит, (руками круговые движения)

Тук-тук, тук-тук, тук-тук — стучит.

Как лев, мотор на всех рычит

И завестись скорей спешит: р-р-р-р-р-р.

Сначала медленно машины едут. (ходьба)

Куда назначено — приедут.

Затем быстрее и быстрее, (бег)

Чтобы приехать поскорее.

Мы на проспект большой въезжаем.  (ходьба)

Машин здесь много — все мы знаем.

В три ряда они едут  (перестроение в три колонны)

И друг на друга не наедут.

Затормозим у светофора,

Поедем дальше очень скоро.

Руль держим крепко мы, друзья,

Ведь выпускать его нельзя.

II.

  1. Руль влево, вправо повернем. (повороты вправо, влево)

Дорогу, верно, мы найдем. ( руки перед собой)

Закапал дождь, залил стекло,

Совсем не видно ничего.  (6 раз)

2.Мы очистители включаем   (махи руками вправо)

И стекла быстро очищаем:  (влево)

Туда-сюда, туда-сюда —

Не будет нам мешать вода. (6 раз)

3.Чтоб по дороге не петлять. «упражнение «насос»

Нам надо шины подкачать.  (Наклоны вперед-вниз)

Насосы быстро в руки взяли

И шины туго накачали: ш-ш-ш-ш   (6 раз)

4.Машину надо осмотреть.  (приседания)

На корточки прошу присесть. (Поворачиваем голову вправо,)

Посмотрим сзади и с боков,  (влево)

Теперь — вперед. Осмотр готов! (6-7раз)

5.Мы можем дальше отправляться.  (Прыжки на двух ногах)

Теперь уж можно разогнаться.

Но только кочки впереди.

Подпрыгивай легко, смотри.

6.Машины так мы разогнали,  (лежа на спине упражнение)

Что все в аварию попали,  «велосипед»

Мы вверх колесами лежим

И по инерции гудим: би-би-би-би.  (6 раз)

III.

Пришла к нам помощь, наконец.

Мучениям пришел конец.

Пора машинам всем в гараж.

Я покажу, куда сейчас.

Теперь совсем не разгоняйтесь  (ходьба друг за другом)

И ехать медленно старайтесь.

Держите крепко руль, крутите,

Внимательно вперед смотрите.

Прогулка

 Цель прогулки: формировать умение детей определять свое отношение и отношения своих родственников к истории развития автомобиля.

Наблюдение за транспортом

Цель:

- расширять знания детей о наземном транспорте, их классификации, назначении;

- закреплять умение определять материал, из которого сделан автомобиль (металл, стекло);

Закреплять умение отличать грузовой автомобиль от легкого, правильно называть машины специального назначения.

Иллюстрированные книги: «Машины спешат на помощь», «Для чего нужны машины?»

Развивающее лото «Чудо-техника»

Раскраски «Автомобили»

Предложить родителям принять участие в создании коллекции

«Развитие автомобильного транспорта от древности до современности»

2. Содержательный шаг

Цель: овладение детьми с помощью взрослого способами действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного (общественного и семейного) опыта в процессе работы с коллекциями.

2.1 «Ознакомление»

Цель: обогащение опыта детей представлениями о мире общественных отношений, расширение границы познания мира общественных отношений, осознание детьми мира общественных отношений через установление духовной взаимосвязи ребенка между собой и предметами коллекционирования (идентификацию), через приобщение детей к коллекционированию

Задачи работы с детьми

1. Обогащать опыт детей представлениями о мире общественных отношений (мире взрослых, мире семьи и др.), расширить границы познания мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи и др.).

2. Транслировать детям культурный опыт поддержания традиций и обычаев (в своей семье, в своей группе).

3. Формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (ребенок – предмет коллекции, предмет коллекции – общественное (семейное) событие).

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

ООД

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Познавательное развитие

Тема: История развития автомобильного транспорта

Программное содержание:

1. Закреплять знания детей о современном транспорте.

2. Познакомить детей с историей развития автомобильного транспорта.

3. Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, поведения на улице.

4. Развивать познавательно-мыслительную активность детей: производить мыслительные операции (сравнение, обобщение); развивать творческое мышление.

5. Совершенствовать диалогическую речь. Способствовать обогащению и активизации словаря (колесница, карета, паровая машина, «самодвижущийся автомобиль»). Закреплять знания  видов транспорта (наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, железнодорожный, сельскохозяйственный).

Материал:

Панно с набором картинок различных видов транспорта, рисунки «История автомобильного транспорта», индивидуальные карточки с заданием (рисование по точкам), макет улицы города, выставка автомобильного транспорта.

Предварительная работа:

1. Чтение книг В. Зубкова «От колеса до робота», «Машины вокруг нас», «Великие открытия».

2. Занятия «Пещерные люди», «Гиганты прошлого», «Крестьянское подворье», «История колеса».

3. Экскурсии по улицам города.

4. Изготовление макета «Улица города».

Утро

Беседа на тему «строение автомобиля»                                                                      Цель: Создание условия для формирования первоначальных представлений о  транспорте  

Задачи:

  • формировать представления детей о  строение автомобиля  
  • активизировать в речи детей слова: «кабина, кузов, руль, колеса, шофер, салон, пассажир»;
  • помочь детям понять содержание картины;
  • формировать умение составлять рассказ по картине;
  • упражнять в умении отвечать на вопросы воспитателя по содержанию картины;

Физминутка «Едем на машине»:

Цель: формировать умение детей ассоциировать себя с машиной.

Еду - еду я в машине.

Руль туда-сюда кручу.

Ты быстрей езжай, машина!

На педали я давлю.

Что-то стало вдруг темно

И не видно ничего

Я включу скорее фары.

Чик - и стало все светло

Не пойму, что же случилось

Вдруг машина покосилась

У нее спустилась шина -

В этом есть и вся причина

Я насос скорей возьму,

Колесо качать начну.

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш

Руки чисто отряхну

И опять свой путь начну.

(Выполнять движения руками в соответствие со словами) .

Прогулка

Цель: формировать интерес и умение определять свое отношение к машинам, как объектам пользования в жизни человека.

Наблюдение за работой по ремонту машины.

Ребята посмотрите за тем, как дядя ремонтирует, что берет для ремонта своей машины.

Ответы на вопросы:

Зачем он ремонтирует машину?

Что и как не надо делать?

Труд:

Цель трудовой деятельности: формировать положительное отношение к работе по ремонту машин.

Воспитатель спрашивает у детей, как надо ухаживать за машинами, что мы сделать, когда она ломается.

Подвижная игра « Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки! » - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

 

Вечер

Чтение художественной литературы. Геннадий Черненко «Как пролётка стала автомобилем». Цель: продолжать знакомить детей с историей автомобилестроения с помощью художественной литературы.

Сюжетно-ролевая игра «Водители. Гараж».

Цели: формировать умение детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, побуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память , речь детей.

Подборка картинок и фото с изображением исторических автомобилей, карет.

Иллюстрированная книга Суслова «Колёса».

Внести инвентарь для работы по уходу за машиной и т.д.

Внести атрибуты для игры

(рули)

Иллюстрированная книга Геннадия Черненко «Как пролётка стала автомобилем»

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры: рули; планы, карты, схемы дорог; различные документы (права, технические паспорта автомобилей); наборы инструментов для ремонта автомобилей; дорожные знаки, светофор; автомобильные аптечки, телефоны.

Предложить родителям принять участие в создании  альбома

 «Наша семейная машина»

Консультации для родителей «Коллекционирование от  «А до Я»

Цель: познакомить родителей с видами и способами коллекционирования; показать значение коллекционирования для развития ребенка и  укрепление семейных связей»

2.2 «Освоение»

Цель: активизация детей на осознание ими мира общественных отношений и присвоение определенных характеристик мира общественных отношений, как объекта идентификации в процессе сбора коллекций.

Задачи работы с детьми

1. Расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений в (обществе, в семье), диапазоне ценностей мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи) на примере предметов коллекционирования.

2. Формировать у детей представление о ценностях мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи), закрепленных в предметах коллекционирования.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

ООД

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Тема:  «Карета для золушки»

Цели: Продолжать знакомить детей с транспортом прошлого – каретой. Продолжать развивать умение рисовать сангиной. Развивать лёгкие, сложные движения при графическом изображении предмета. Закрепить умение рисовать крупно, располагать изображение на листе. Развивать творческие способности.

Материалы: Книга Шарля Перро «Золушка» с изображением кареты, бумага, сангина.

Методы и приёмы:

Словесные:

Чтение сказки,

Разгадывание загадки: «так быстро от принца она убежала, что туфельку даже одну потеряла»,

Ответы на вопросы по содержанию.

Наглядные:

Рассматривание изображения кареты.

 Продуктивная деятельность детей.

Рефлексия.

Утро

Дидактическая игра Дидактическая игра «Что было, что будет»

перед вами карточки с различными видами транспорта. Вопросы к детям. Какой у тебя вид транспорта? Где передвигаются твои транспортные средства? На дорожке выложите из них ряд, слева направо, от самых первых, древних до современных видов транспортных средств.

  1. Физкультминутка:

Завели машину: ш-ш-ш. Вращения руками перед грудью

Накачали шину: ш-ш-ш."Насос".

Улыбнулись веселей

И поехали скорей. (2 раза).Вращение воображаемого руля.

Едем-едем мы домой Движения имитирующие поворот руля

На машине легковой

Въехали на горку: хлоп, Руки вверх, хлопок над головой

Колесо спустилось: стоп. Руки через стороны вниз, присесть

Прогулка

Наблюдение за работой шофера

Цели:

Уточнять представления о работе водителя, управляющих разными видами машин; развивать познавательную деятельность; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

Ход наблюдения

Встаём мы очень рано.

Ведь наша забота –

Всех отвозить

По утрам на работу.

Воспитатель задаёт детям вопросы.

- Для чего нужна такая профессия?

- Должен ли водитель знать правила дорожного движения?

- Что должен знать водитель, чтобы хорошо водить машину?

Какими машинами могут управлять водители? 

Трудовая деятельность

Постройка автомобилей, гаражей, дорог с лабиринтами и тоннелями для автомобилей.

Подвижные игры

«Цветные автомобили»

Цель: воспитывать внимательность и организованность.

Ход игры: Дети стоят вдоль стен комнаты. Это автомобили в гараже. Каждый играющий держит в руках флажок (кольцо, картонный диск синего , жёлтого или зелёного цвета). Воспитатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него 3 флажка соответствующих цветов. Он поднимает один из флажков , а можно 2 или все 3, дети, имеющие предмет этого цвета, разбегаются по площадке, подражают езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавливаются, разворачиваются и направляются в свои гаражи. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

Вечер

Сюжетно-ролевая игра «ГИБДД»

Цели: развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их назначении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор – водитель», «инспектор – пешеход». Развивать диалогическую речь.

Разгадывание загадок о транспорте

      Была телега у меня.

Да только не было коня

И вдруг она заржала,

Заржала, побежала.

(Грузовик)

На такси, на самосвале,

На пожарной и на «скорой»

- Вы, конечно, их узнали –

- Трудятся весь день…

( шофёры)

Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит автомобиль.

 

Создание выставки детских рисунков

«Машины на улицах города»

Пополнение уголка для мальчиков атрибутами с/р игры «Шоферы»

Наборы открыток «Исторические автомобили Газ»

«Автомобили ВАЗ»

Раскраски для мальчиков «Автомобили»

Флажки синего, жёлтого, зелёного цветов, рули.

Рули, маски-эмблемы, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки для самостоятельной деятельности детей.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры:

Жезлы, свистки, дорожные знаки, светофоры, рули, водительские права.

Участие в мини-проекте по созданию коллекции на тему: «Маленькая история моих машин»

Предложить папам и дедушкам принять участие в создании коллекции поделок из бросового материала на тему « Современный автомобиль»

2.3 «Проживание»

Цель: формирование у детей стремления к «проживанию» мира общественных отношений и интериоризации (присвоению) определенных характеристик мира общественных отношений, как объекта идентификации, через проекцию в предметах коллекционирования.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение  проживать литературную ситуацию через различные формы ее внешнего воплощения.

2. Формировать у детей умение понимать и оценивать переживания и мотивы поведения.

3. Формировать у детей мотивацию сбора семейных коллекций.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Беседа по теме:  «Тольяттинская ЛАДА»

 Задачи:

 - расширить представление детей о разнообразии автомобилей;
- развивать стремление к созданию новых автомобилей из различного материала;
- формировать представление о родном городе – как о крупном центре автомобилестроения;
- воспитывать чувство уважения и благодарности к людям создающим своим трудом лучшие автомобили;
- вызывать положительные эмоции от причастности к общему делу;

Настольная игра «Собери машину» состоит из плоскостных частей транспортных средств (кабина, кузов, колёса, груз), выполненных из фанеры.

Цель игры: закреплять у детей названия транспортных средств, учить называть их части, различать вид транспортного средства (легковой, грузовой и пассажирский), активизировать в речи детей названия цветов.

Правила игры: детям предлагается из предложенных им частей собрать транспортные средства; показать и назвать эти части: кабина, кузов, колёса; назвать цвета частей транспорта; назвать назначение транспортных средств (для перевозки грузов – грузовые машины, для перевозки пассажиров – пассажирский транспорт).

Прогулка

Трудовая деятельность

Сооружение снежной клумбы.

Цель: учить сгребать снег лопатами в определенное место.

Подвижная игра «Автомобили».

Цель: закреплять умение реагировать на сигнал.

Ход игры: Каждый играющий получает руль (картонный или фанерный). По сигналу воспитателя (подняв зелёный флажок) дети разбегаются врассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (подняв красный флажок) автомобили останавливаются. Игра продолжается.

Вечер

Дидактическая игра

Прошлое и настоящее

Программное содержание:

Развивать умение детей ориентироваться в прошлом и настоящем машин.

Материал : мяч.

Методические приёмы:

Дети стоят в кругу. Ведущий называет предмет из прошлого и бросает мяч одному из игроков. Тот, кто поймал мяч, называет предмет настоящего времени. (карета- «жигули», телега- грузовик)

Инсценировка рассказа Н.Носова «Автомобиль»

Цель: формировать умение выполнять роль в сценке, создавать образ, используя различную интонацию, жесты. Воспитывать желание участвовать в сценках.

Исторические книги «История тольяттинской ЛАДЫ»

Мини-коллекция моделей ВАЗа в группе, собранная воспитателями и родителями

Настольная игра «Собери машину»

Рули, флажки красного и зелёного цветов

Атрибуты из театрального центра к инсценировке рассказа.

3. Рефлексирующий шаг

Цель: формирование у детей осознанных представлений о мире общественных отношений и собственного отношения к миру общественных отношений; укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения к миру общественных отношений на основе представлений, полученных в ходе знакомства с предметами коллекционирования.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение проецировать эмоциональное отношение к предметам коллекционирования на отношение (сочувствие, поддержку) других людей (взрослых, сверстников, членов своей семьи).

2. Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в свободной (самостоятельной) деятельности.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Рассматривание альбома «Наша семейная машина»

 Цель: вызвать у ребенка желание рассказать о своём автомобиле в семье.

Рассказ из личного опыта «Коллекция моей семьи»

Цель: вызвать желание у детей желание рассказать о традициях своей семьи, реликвиях и обычаях.

Прогулка

пальчиковая гимнастика  «Машины»

На улице нашей (двигайтесь из одного конца комнаты в другой, держа в руках воображаемый руль)

Машины, машины.

Машины-малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые, (двигайтесь в противоположную сторону)

Фырчат легковые.

Торопятся,мчатся,

Как будто живые.

Вечер

 Воспитатель предлагает детям игровую ситуацию “Дорожное движение”. Дети играют в игру с мини моделями собственных автомобилей на игровом поле, соблюдая правила дорожного движения.

Фотографии членов своей семьи и своих семейных автомобилей

Материал для продуктивной деятельности

Анкета для родителей

Цель: выявить представление родителей о связях между миром семьи и миром предметов коллекционирования

Экспресс-опрос «Можно ли привлечь к коллекционированию дошкольника»

4. Шаг совершенствования

Цель: формирование у детей умения реализовывать представления о мире общественных отношений, полученные в ходе знакомства с предметами коллекционирования, в разных видах детской деятельности.

Самостоятельная деятельность детей по преобразованию мира общественных отношений.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при решении проблемных ситуаций.

2. Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций.

3. Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах творческой деятельности.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Оформление стенгазеты «История моей коллекции машинок»

Цель: прививать детям навыки культуры оформления своей коллекции.

Вечер

Введение новой групповой традиции «Расскажи о своей коллекции»

Цель:  формировать у детей умение применять знание и опыт, полученный в коллекционировании; развивать творческие и коммуникативные навыки детей в оформление коллекции.

Фотографии членов семьи, семейных коллекций.

Природно-бросовый материал для создания коллекции

Материал для продуктивной деятельности

Коллекции детей

Заседание родительского клуба в обсуждении семейного опыта сбора коллекции

Цель: развивать творческие способности и самостоятельную авторскую деятельность родителей и детей при подборе предметов коллекционирования


КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей

по теме « Путешествие в прошлое автомобиля »

Возрастная группа: старшая

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:  

  • литературно-познавательная,
  • коммуникативно-познавательная
  • коммуникативно-игровая
  • художественно-эстетическая

Дидактические единицы:

  • Представление о машинах от древности до современности
  • Представление о строении машин

Образовательные задачи (по ОО):

1 познакомить с историей создания, предпосылками возникновения автомобиля, его изменениями за время существования;

2 Рассмотреть предпосылки возникновения автомобиля, его изменения за время существования;

3 Формировать навыки исследовательской работы (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени);

4 Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира;

5 Развивать познавательно-мыслительную активность детей: производить мыслительные операции (сравнение, обобщение); развивать творческое мышление.

6 Совершенствовать диалогическую речь, обогащение и активизацию словаря: колесница, карета, паровая машина, «самодвижущийся автомобиль»

7 Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (езда) и строением, понимать, что человек создает автомобили для облегчения передвижения людей; развить ретроспективный взгляд на автомобиль (ориентироваться в прошлом).

 Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:  картинки, иллюстрирующие прошлое и настоящее транспорта.

2. Материалы для деятельности детей:

Материалы для представления заданий и результатов деятельности

Панно с набором картинок различных видов транспорта, рисунки «История автомобильного транспорта», индивидуальные карточки с заданием (рисование по точкам), выставка автомобильного транспорта, индивидуальные карточки «пазлы».

Материальные средства для деятельности детей:

изобразительные материалы: листы формата А4, простые карандаши (на каждого ребёнка).


3. Дидактический материал: наглядные алгоритмы деятельности, серии картинок,пазлы.

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:табло для демонстрации результатов.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Предварительная работа:

  • Беседы: «На чем люди ездят? », «Какой бывает транспорт? »
  • Игры-путешествия в музей колеса
  • Чтение и рассматривание детских энциклопедий  «Автомобили», «Транспорт»
  • Чтение художественных произведений Н. Носов «Автомобиль», рассказ из книги К. Нефедовой «Откуда взялся автомобиль»,  Чтение книг В. Зубкова «От колеса до робота», «Машины вокруг нас», «Великие открытия».
  • Дидактические игры: «Какой бывает транспорт», «Продолжи цепочку», «Кто больше назовет», «Четвертый лишний», «Загадки и отгадки».

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Воспитатель загадывает загадку:

Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит. (автомобиль) .

Верно, это машина – верный друг и помощник человека. Сегодня на дорогах можно увидеть различные марки автомобилей. Какие марки автомобилей вы знаете?

Плохо было бы человеку без машин. Для чего нужна машина?

А в далёком прошлом не было автомобилей, человек не знал что это такое. Как же появился автомобиль?  

Сегодня мы с вами будем учёными исследователями и узнаем, как появился автомобиль.

Как в прошлом передвигался человек?

Ребята, закройте глаза, сейчас мы перенесемся из настоящего в прошлое, когда человек ещё не придумал автомобиль. (Звук машины времени).

  • Дети сидят полукругом на ковре и отгадывают загадку.

  • Ответы детей

  • Варианты ответов детей (ездить, быстро передвигаться, перевозить грузы, путешествовать и др.)

  • Предположения детей.

  • Ответы детей (Пешком, верхом на лошади)

Содержательно-деятельностный

Рассказ воспитателя о предпосылках создания автомобиля и об изобретении первых автомобилей.

Мы оказались с вами в глубокой древности. Скажите, вы знаете, как жил первобытный человек?

Давным-давно в древности первобытный человек жил в пещере, носил шкуру животных вместо одежды, жарил еду на костре и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги. Человеку приходилось догонять животных во время охоты, а иногда и убегать от хищников. Трудно было ему соревноваться с животными в беге.

Шли годы. Древний человек думал, как же ему облегчить себе жизнь? И однажды он приручил дикую лошадь, и она стала для человека другом и помощником. С помощью лошади человек охотился, пахал землю, перевозил грузы, она стала для него первым транспортом.

Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал? КОЛЕСО - великое изобретение, которое изменило жизнь людей.

Люди стали делать повозки на колёсах. В них стали запрягать лошадей, быков. Появился первый транспорт на колёсах.

Прошло много лет, но весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес. Сможет ли машина двигаться без колёс?

Физ.минутка с обручем.

Обруч имеет такую же форму как колесо, может катиться.

Предлагаю вам посоревноваться. Вы должны пробежать до кубика и вернуться, катая обруч.

Молодцы ребята, продолжим наше путешествие.

Долгие годы лошадь оставалась самым распространённым видом транспорта. Лошадей запрягали в телеги, в сани. Знатные люди ездили в каретах. В кареты запрягали не одну, а несколько лошадей.

Очень любили на Руси кататься на тройке лошадей, запряжённой в сани или повозку. Под дугой подвешивали колокольчик и слышно далеко, да и ехать веселей.

Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее, на дальние расстояния. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошади, которая тянула повозку с тяжёлым грузом и в жару, и в мороз. Он думал: как сделать, чтобы тележка поехала сама? И вот наступило время создания автомобиля.

Первые автомобили были похожи на кареты или повозки, поэтому их так и прозвали – «безлошадные повозки».

Что же приводит в движение автомобиль?

Первый автомобиль с паровым двигателем. Котёл с водой поставили на повозку, пар приводил в движение автомобиль.

Первый автомобиль с бензиновым двигателем

Генри Форд - первый человек, создавший доступный для всех жителей планеты автомобиль( 1908 г) .

Машин на дорогах становилось всё больше и больше, не стало на улицах лошадей с повозками. Началось время автомобилей.

Игра «Найти сходства и отличия»

Воспитатель показывает две картинки с лошадью, запряжённой в тележку, и автомобиль. Что общего? В чем отличие?

Ребята понравилось вам путешествие в прошлое?

Пора возвращаться в наше время.

Закройте глаза, мы возвращаемся. (Звук машины времени.)

Ребята, мы с вами вернулись в наше время.

В настоящее время по дорогам ездят разнообразные модели автомобилей, с каждым годом появляются новые и новые: спокойные и надежные машины, удобные и скоростные, с хорошей проходимостью и безопасные. В современных машинах есть навигаторы...Что ещё есть в современных машинах?

Человек чувствует себя уютно в своём автомобиле, он может ездить на далёкие расстояния, без особого труда, давит на педаль, немного поворачивает руль, и автомобиль едет сам. Автомобиль это великое изобретение человека, но всё ли так хорошо?

Игра «Хорошо-плохо»

Ребята, а сейчас поиграем в игру «Хорошо-плохо».

В любом предмете есть хорошее и плохое. Автомобиль – это хорошо, почему? (Хорошо: автомобиль используют для передвижения людей, перевозки груза, он быстро может довезти в нужное место, в нём тепло, уютно.)

Автомобиль – это плохо. Почему? (Плохо: автомобиль загрязняет воздух выхлопными газами при сгорании топлива, попадает в аварии, надо заправлять бензином, а он дорогой, пробки бывают.)

Человек постоянно хочет сделать автомобиль всё лучше и лучше.

Ребята, каким вы представляете автомобиль будущего? Давайте пофантазируем.

Уже сегодня учёные, изобретатели, дизайнеры работают над машинами будущего. Они разрабатывают автомобили, работающие на солнечных батареях, от электричества и не загрязняют воздух; автомобили амфибии, которые могут ездить по дорогам и плавать по воде, во время плавания колёса убираются и автомобиль превращается в катер; летающие автомобили уже стали не из мира фантастики, их тоже разрабатывают и представляют на выставках, они проходят первые испытания. Пройдёт немного времени, и мир автомобилей изменится. Без автомобиля мы не можем себе представить жизнь, ведь теперь он - друг и помощник человека.

Игра «Пазлы»

Составить из частей автомобиль будущего.

Игра «Река времени»

Вы очень много узнали об истории создания автомобиля, предлагаю вам игру «Река времени». Возьмите по одной картинке и расположите на макете «Реки времени» что было сначала, что потом.

Вот так человек на протяжении всего времени пришёл к созданию автомобиля, и сейчас продолжает делать его всё лучше.

Ребята, вы знаете, что сотрудникам музея, часто приходится разгадывать тайны старинных предметов, вещей, картин. Мне кажется, этот конверт хранит какую-то тайну.

Попробуем её разгадать? (зашифрованные картинки.)

  • Ответы детей

  • Дети рассматривают иллюстрации

  • Ответы детей ( колесо)

  • Дети рассматривают иллюстрации

  • Ответы детей

  • Дети выполняют физ.минутку

  • Дети рассматривают иллюстрации

  • Дети рассматривают иллюстрации

  • Ответы детей (двигатель, мотор)

  • Дети рассматривают фото материал

  • Дети рассматривают фото материал

  • Дети играют в игру

  • Ответы детей

  • Ответы детей (подушки безопасности, кондиционеры и многое другое.)

  • Дети играют в игру

  • Дети фантазируют

  • Дети рассматривают фото материал

  • Дети играют в игру.

  • Дети выполняют задание.

  • Дети выполняют задание (Задание – соедини по точкам.)

Оценочно-рефлексив ный

Воспитатель дает положительную оценку работе детей.

Ребята понравилось вам путешествие? Что нового интересного вы узнали? Как появился автомобиль? Что же люди изобрели, чтобы исполнить свою сказочную мечту о чудо-машинах? (сначала колесо, потом двигатель, его поставили на повозку, и появился автомобиль)

Ребята, я предлагаю дома подумать и нарисовать свой автомобиль будущего и рассказать нам о нём в следующий раз.

  • Дети высказывают свое мнение

  • Ответы детей

Методы и приемы:

Методы стимулирования и мотивации

  • Чтение загадки об автомобиле
  • Вводная беседа

Методы организации и осуществления деятельности

словесные:

  • Беседа о машинах
  • Вопросы к детям

наглядные:

  • Рассматривание иллюстраций и фотоматериала
  • Вопросы по картинкам

практические:

  • Игра «Найди сходства и различия»
  • Игра «Хорошо-плохо»
  • Игра «Пазлы»
  • Игра «Река времени»
  • Игра «Рисование по точкам»

Методы контроля и самоконтроля

  • Вербальная оценка результатов – словесное поощрение
  • Коллективный просмотр и обсуждение
  • Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общестенных отношений в ходе реализации технологии культурых практик (коллекционирование) «Коллекция магнитов «Города России».Основание - культурное наследие

Формирование у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений  в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)( Коллекция «Магниты - города ...

Формирование у детей младшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) ( Коллекция «СЕМЕЙСТВО ЛАДЫ». Основание - ИСТОРИЧЕСКОЕ)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ)В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»...

Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общественных отношений  в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) Коллекция «Магниты». Основание – пут...