Конспект открытого занятия "«Не перевелись на Руси Богатыри!» для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Багина Татьяна Анатольевна

Представлен конспект НОД для детей старшей группы по патриотическому воспитанию. На занятии используются разные формы работы с детьми: игровая, мотивационная, подвижная, беседа, применение ИКТ в педагогическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность

для детей  в старшей группе

«Не перевелись на Руси Богатыри!»

             Подготовила и провела воспитатель 1 категории Багина Т.А.

Цель: Формировать представление  детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, о великих русских богатырях – защитниках земли русской. Способствовать развитию интереса к языку былин. Закрепить названия древнего оружия богатырей. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам. Желание им подражать.

Активизация словаря:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
Оборудование: Иллюстрации картины В.Васнецова «Три богатыря»; оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат), картина В.М Васнецова « Богатыри», мультимедийное оборудование, слайды с изображением камня на распутье. Три дороги, могучего дуба, реки, густого леса, Кащея,  канат, камушки из линолеума.

Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картины  Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», « Как Илья богатырем стал»
Заучивание пословиц о Родине, смелости, отваге, стихов о богатырях.

Ход НОД:
Дети проходят в зал под музыку «Богатырская наша сила»
Воспитатель:

Звучит музыка Э. Грига «Утро»
Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри.

Воспитатель:
Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: 
Богатыри - это люди , которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель:
Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

Ребенок: Силен, как вольный ветер, могуч как ураган,

                  Он защищает землю от злобных басурман!

                  Он силой доброю богат, он защищает стольный град.

                  Спасает бедных и детей, и стариков, и матерей!

Воспитатель:
Ребята, а каких богатырей вы знаете? (Ответы детей)    

Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине и прославились своими прославились своими подвигами и делами? ( Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.)

А что такое былина? ( Былина произошла от слова быль, было)

Кто слагал былины о богатырях? (Сказатель)

 Как сказатель рассказывал былину?

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их великие подвиги?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелегкий путь, где нас будут ждать необычные приключения. Не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, как выглядел русский богатырь?

- Ребята, мы посмотрели, как выглядели русские богатыри, теперь давайте выберем одежду для богатырей.

Дидактическая игра «Одень богатыря» (из набора одежды нужно выбрать богатырскую).

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)

 Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

 Метко палицу бросал,

На границе стоял, Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём мы, и смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

 Станем, как богатыри!

Давайте вспомним,  что предстояло выбрать богатырю, перед тем как отправится в дальний путь.

Дети: Дорогу.

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня.

(Слайд №1 Изображение трех дорог и камня на распутье)

Воспитатель:  Пойдешь на право деньги и слава,

                           Пойдешь на лево, друзей потеряешь и не будешь смелым,

                           Двинешься прямо, ждет опасность и богатырская застава.

Воспитатель вместе с детьми идет по дороге перед ними первое препятствие.

(Слайд №2 изображена пропасть и надпись)

Для начала разомнитесь, по веревочке пройдитесь,

Со ступать с нее нельзя, пропасть ждет вас там друзья.

(на полу разложен канат, по которому детям надо пройти с закрытыми глазами, руки на поясе).

(Слайд №3  изображена преграда)

Вот преграда на пути, ее так просто не пройти,

Надо быстро вспоминать и пословицы сказать.

Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге, и Родине.

(Слайд №4 бурлящая река).

Вот и речка на пути, не проехать, не пройти.

Соловей  - разбойник злой, мост сломал здесь над рекой.

(Нужно пройти через реку, по камушкам. На полу разложены камни, вырезанные из картона).

(Слайд №5 изображение Кащея Бессмертного).

Здесь преграда, здесь Кащей, ест он много, много щей,

Чтобы дальше вам пройти, нужно доказать что вы сильные, ловкие как богатыри.

Эстафеты.

 Игра « КТО С КЕМ БИЛСЯ?»

(Слайд №6 изображение современного оружия и оружия, с которым воевали богатыри).

Все преграды покорились, дальше в путь вы все пустились.

Но, увы, не тут - то было, вихрем все вдруг закружилось!

Змей Горыныч трехголовый, повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи! Но ребята, не зевай, оружие скорей выбирай!

Задание: Назовите правильно оружие, которое богатырь возьмет с собой в сражение.

Дети называют,  богатырское оружие.

Воспитатель: Молодцы ребята отправляемся дальше в дорогу.

Дети с воспитателем идут дальше по дорогу, и навстречу им выходит гусляр ( Звучит гусельная музыка.)

Воспитатель:
Кто ты?
Гусляр:
Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
Воспитатель:
А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!

Гусляр: А сейчас я проверю хорошо ли вы знаете русские былины.

- Кто автор картины «Богатыри» (Виктор Васнецов)

- Почему Илью назвали Муромцем? (Родом из Мурома).

- Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили).

- Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие)

-О чьей силе говорится в былине: «Борозды кладет, как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни – валуны в сторону отбрасывает» (2) (Микула Селянинович)

-Из какого города был родом  Добрыня Никитич? ( Из Рязани)

-Какие способности проявил Никита в детстве? (Научился Добрыня бойко книги читать и пером владеть, на гуслях играл, песни складывал.)  

-Город, где родился богатырь Алёша ?( В славном городе во Ростове.)

-Какое прозвище получил Алёша? Почему? (Попович, Отец его – соборный поп Левонтий)

-Какие подвиги совершил? (Из беды-невзгоды стольный город  вызволил. Он годами молод,

да смелостью и ухваткой взял.)

- Юный богатырь, в 15 лет со своей дружиною уничтоживший огромную Салтанову силу в Золотой орде? (1)(Вольга Всеславьевич)

- Какому богатырю передал Святогор свой меч – кладенец? (7) (Илья Муромец).

Гусляр:  Молодцы! Хорошо знаете былины и их главных героев. А теперь давайте вернемся в наше время.

Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла -то застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул - Алёша - поповский сын.
(Выходят три мальчика, одетых богатырями
.)

Илья Муромец:

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.
Но срубил я ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

Звучит музыка.

Добрыня Никитич:

Поехал я к славной речке -
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Аи Змеинищо да то Горынищо,
Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу,
Захочу - сожру».

Изловчился я, ударил Горынище,
Ан упал-то Змей на сыру землю,
На сыру землю, на ковыль-траву.
Запросил пощады, душегубище.
Звучит музыка.

Алеша Попович:

Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
И что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,
Как хлестнул я его по голове,
А как упал он на сыру землю,
То вскочил я ему на черну грудь,
И отрезал ему голову прочь,
И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».

Гусляр:

Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.

Воспитатель:
Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах.

- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

- Что нового вы узнали?

Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию элементарных математических представлений у детей старшей группы «Путешествие в страну Математика»

Развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей зависит от того, насколько мы, взрослые, сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям,, воспитали привычку...

Конспект открытого занятия по ПДД: «Школа пешеходных наук» для детей старшей группы

Программное содержание:Дать представление о работе сотрудника ГИБДД;Закрепление знаний о транспорте, его назначении, правилах поведения на дороге, о сигналах светофора, о предупреждающих и запрещающих...

Конспект открытого занятия на тему: "Удивительный мир космоса" для детей старшей группы

Занятие поможет  углубить   познавательный интерес детей к космосу,  к работе космонавтов,    развивать фантазию, воображение детей, в воспитании чувства гордости за исто...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представления для детей старшей группы.

Цель:-Учить детей делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть- Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначить число цифрами, развивать представление о...

Конспект открытого занятия общеразвивающего вида"Путешествие к морю" для детей старшей группы

Конспект  занятия  "Путешествие к морю" это совместный проект педагога психолога и инструктора по физической культуре. Не покидая детский сад дети совершают путешествие где получают знания о...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающем миром для детей старшей группы по теме «Мир насекомых»

Цель:Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от враговЗадачи:В...

Конспект открытого занятия на тему «Путешествие в прошлое» для детей старшей группы № 2

-углубить изучение исторического прошлого;-дать понятия «ледниковый период», «первобытный человек», «бивень»; - познакомить детей с мамонтами, их внешним ...