Конспект занятия по экологии в средней группе на тему " Дикие животные»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Огурцова Марина Александровна

Знакомство детей с лесными животными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye.docx27.13 КБ
Файл les.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в средней группе на тему                              " Дикие животные»

Цель.

  • Познакомить детей с лесными животными;
  •  Научить классифицировать их по особенностям пропитания: травоядные, грызуны, хищники, всеядные;
  • Рассказать о лосе, барсуке, кабане (внешний вид, повадки, среда обитания):
  • Подвести к осознанию взаимосвязи живой и неживой природы.
  • Активизировать словарный запас дошкольников.

Материал:

 Иллюстрации, изображающие животных. 

Ход занятия:

Воспитатель:

 Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

Дикие животные с людьми не живут,

Постоянной помощи они от них не ждут.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют

Строят прочные жилища

И лекарства – травы ищут

Кабаны, олени, лоси,

Барсуки, еноты.

Всех их не пересчитать

Обо всех не рассказать

По своим живут законам

Их всем людям надо знать,

Чтобы не вредить животным

А повсюду охранять.

Вопросы к детям:

 - О каких диких животных говорится в стихотворении?

 - Где живут эти животные?

- Как дикие животные добывают себе пищу?

 

Воспитатель:

 Ребята, в настоящий лес мы с вами пойти не сможем, да и животные там очень пугливые, они любят тишину. Но если мы с вами сейчас закроем глазки и представим, что мы невидимки, то тогда мы сможем понаблюдать за обитателями леса.

Ребята мы с вами входим в лес. Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Зима укрыла всё в лесу пушистым снежным покрывалом.

Ежимся от холодного ветра (мимическое упражнение)

• Подул ветер, завыла вьюга: з-з-з (с усилием звука)

• Застонал лес от вьюги: м-м-м (тихим, высоким голосом)

• Шумят ели, сосны: ш-ш-ш

• Стихает вьюга: с-с-с.

Воспитатель:

 Тихо. Где же звери?

Кабан

Опускается туман

Просыпается кабан.

Роет землю у реки,

Точит острые клыки.

(Рассматривание иллюстрации с изображением кабана)

Кабаны крупные животные на высоких относительно на толстых ножках, а клыки торчат из под верхней губы. Кабаны в зимние время покрыты густой толстой щетиной, под которой находится густой подпушь. Цвет щетины у кабана тёмный, тёмно-бурой, к весне и в летние время подпуши нет, щетина токая редкая, что видна кожа.

У кабана - мощное тело, покрытое густой, жёсткой щетиной. Морда самца украшена большими острыми клыками. Удара кабаньих клыков побаиваются даже волки и тигры.

. Спокойный на вид, даже ленивый, он в минуту опасности становится свирепым и опасным зверем.

Отлично плавает. Даже широкие реки для него не преграда. Кабан может быстро бегать. Копыта у него устроены так, что, не проваливаясь, не увязая, он спокойно переходит болотистые места.

Кабан любит искупаться в яме, наполненной водой и жидкой грязью. Совсем, как домашняя свинья. Но он не грязнуля. Просто спасается от жары и насекомых, которые поселились в его жёсткой щетине.

Ближе к зиме у кабана появляется тёплый и густой подшёрсток. А под шкурой накапливается жирок. И зимой он не мёрзнет. Но когда выпадает много снега, ему приходится трудно. Нелегко ходить по глубокому снегу, да ещё и выкапывать из - под него корм.

Кабан ест почти всё, что можно найти в лесу: жёлуди, орехи, семена, корешки и клубни растений, ягоды, грибы, плоды диких яблонь и груш.

Нередко кабаны наведываются на поля и огороды, где выкапывают картофель, репу, свеклу... Конечно, людям не нравится, когда пропадает урожай.

Живут кабаны небольшими группами. Поросята рождаются в укромном месте, в логове. Оно утоплено травами, мхом, ветками.

Малыши лежат, тесно прижавшись друг к дружке, греются. Их спинки украшены светлыми полосками. Такая окраска делает поросят, маленьких кабанчиков, незаметными среди густых зарослей, пятен яркого света и тени.

Подросшие поросята семенят за мамой, учатся рыть землю, добывать корм самостоятельно.

Игра «Кабаниха и поросята».

По сигналу воспитателя: «Вышли подкрепиться»

Игроки- поросята, гуляют по площадке, собирают жёлуди, шишки, ягоды, корешки.

По сигналу «Волк идёт». Все игроки убегают в домик. Волк старается догнать, а кабаниха защищает детёнышей, не позволяя Волку запятнать их.

Лось

В наших лесах живут великаны - не сказочные, а настоящие, лесные великаны. Это лоси. У лося крупная горбоносая голова. Верхняя толстая губа длиннее нижней. Тело массивное, с загривком, похожим на горб.

Во всем облике лесного великана чувствуется мощь и сила. Длинные уши чутко улавливают малейший звук. Теплая густая шерсть защищает животное от морозов.

Ноги у лося - длинные, с широкими копытами. Они позволяют ходить по глубокому снегу, по болоту.

А еще лоси быстро бегают. И не только по открытому ровному месту, но и сквозь лесные чащи, по буграм и трясинам.

Встретится река - лось легко переплывет и ее. И даже может на минуточку нырнуть под воду.

Есть у лося и украшение - большие широкие рога. А чтоб они не мешали бежать через лесные заросли, лось поднимает голову, будто кладет рога на спину.

Правда, зимой лось сбрасывает свое украшение. Ничего, летом вырастет новое!

Иногда лося называют "лесным бродягой". Да, лоси любят путешествовать. Случается им забредать в парки, и даже на городские улицы. Зимой, конечно, лоси путешествуют меньше.

Зимой лось кормится днем, а ночью спит. Летом, же, наоборот. Прячась от жары и мошек, летним днём он отдыхает, а ночью ищет себе пропитание.

Что представляет собой рацион лося? Ветки деревьев и кустарников, калужница, осока, а также болотная растительность. Лоси – большие любители такого растения, как иван-чай.

В жаркий день лоси любят зайти в воду: и прохладно, и спасение от комаров и мошек.

Лоси - сильные и смелые. Крепкие рога, удар копытом остановят врага - волка или медведя.

Весной рождаются малыши. Мама - лосиха нежно вылизывает своего детеныша, кормит его молоком.

Все, кто ходит в лес, знают - если лосиха гуляет с лосенком, лучше к ним не подходить! А лосенок в случае опасности затаится - спрячется. Рядом пройдешь - не заметишь.

Удивительно, но лесных великанов можно приручить! На лосиных фермах лосих доят, словно коров.

Их молоко очень полезное, им лечат некоторые заболевания. Лоси на ферме не живут, они приходят к людям по особому сигналу.

Вот такие удивительные великаны живут в наших лесах.

Барсук

Когда наступает ночь, из своего подземного дома вылезает барсук. Сначала показывается его длинная узкая мордочка. Чутким носом барсук принюхивается: все ли в порядке, нет ли поблизости непрошенных гостей?

Голова зверька светлая, с темными полосами от глаз к небольшим круглым ушам. И вот барсук вылез из норы и спешит на поиски добычи...

Тело его покрыто плотной шерстью. Узкое спереди, оно расширяется к хвосту, по форме напоминая клин - это если посмотреть на него сверху. Лапы сильные, но короткие, с крепкими большими когтями.

Но вот барсук стал раскапывать землю. Тут - то и пригодились сильные когтистые лапы... Наверное, сейчас он охотится за жуками или дождевыми червями. А может быть решил полакомиться личинками земляных ос или медом шмелиного гнезда.

Близится зима, и барсук должен успеть до холодов накопить жирок. Иногда он к зиме увеличивает свой вес почти в два раза! Эти запасы жира ему просто необходимы. Ведь он всю зиму будет спать в своей глубокой норе.

Нора у барсука большая. В ней много "комнат", коридоров и запасных выходов. Бывают норы и "многоэтажными". Только "этажи" уходят глубоко в землю.

Барсук - аккуратный и чистоплотный зверь. Он регулярно выносит из норы подстилку - сухие листья, траву, мох. И все это заботливо проветривает и просушивает на солнышке.

В чистой, сухой и теплой норе рождаются барсучата - слепые и беспомощные. Мама греет их, кормит молоком. И выносит "позагорать" на солнышко. Всем малышам это полезно.

Звукоподражание

Барсук – тихое и молчаливое создание.

Услышать его трудно, разве что изредка барсук произнесет: фыр-фыр-фыр! Это значит – барсук злится, готов вступить в бой. Попробуйте повторить: фыр-фыр-фыр.

Довольный  барсук хрюкает: хыр-хыр-хыр. Попробуйте похрюкать по-барсучьему: хыр-хыр-хыр.

Загнанный в тупик барсук издает страшный рев. Только при поисках пищи слышно бормотание или сопение.

Пальчиковая гимнастика «Нора»

Быстро пальчиком вращаем

И сильнее нажимаем.

Если долго так крутить,

И нору можно прорыть.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и другую сторону. Затем то же самое проделывают левой рукой.

П/и «Барсучья нора»

На полу выкладываются параллельно, но с изгибами  две веревки на расстоянии 40-50 см одна от другой. В начале и конце- дуги. Дети поочередно пролезают на низких четвереньках под дугой и далее между веревками, стараясь не коснуться их. В конце коридора ребенок должен подлезть под дугой и  встать на ноги

Д/игра «Прятки в лесу».

- Ой, мне кажется, что в нашем зимнем лесу кто-то спрятался, а кто же это, мы узнаем, когда откроем конверт, в котором находится изображение

Дети находят карточки-подсказки с изображением частей животного (уши, хвост, морда). Назвав их, открывают конверт с карточками-изображениями диких животных наших лесов (рыси, кабана, лося,  енота, барсука,оленя)

Игра «Кто на каком месте?»

Дети садятся на стульчики. Напротив, детей на столе выстроены в ряд лесные жители.

Воспитатель: А теперь по очереди называйте, каким по порядку стоит каждое животное. Который по счету стоит заяц?

 Детям предлагается назвать, какое животное стоит «перед», «после», «между».

Д/игра: «Будь внимательным».

Воспитатель приглашает детей стать в круг. Показывает детям большой «снежок» — мяч, оклеенный белой бумагой.

Воспитатель: - Узнать больше о жизни диких животных зимой нам поможет волшебный «снежок». Я буду бросать его вам и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав.

Проблемные вопросы:

- Какой внешний вид кабанов?

-Чем питаются?

- Как зимуют?

-Кого называют "лесным бродягой"?

-Кто из зверей самый аккуратный и чистоплотный?

Кто из зверей, как и медведь, ложиться в спячку на зиму?

-По каким признакам можно узнать барсука?

-Что помогает лосю свободно ходить, не проваливаясь, по глубокому снегу, по болоту?

-Какое любимое лакомство у лося?

Молодцы, вы очень -  внимательны и наблюдательны.

Мы знаем, что животные отличаются по внешнему виду, по местам обитания, по способу добывания пищи, но им всем необходима вода и все звери ходят на водопой. Представим, что мы дикие животные и идем на водопой. Громко называйте детенышей животных и показывайте соответствующие движения.

Физкультминутка.

Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой

За мамой лосихой топал – лосенок

За мамой лисой крался- лисенок

За мамой ежихой катился – ежонок

За мамой медведицей шел – медвежонок

За мамой зайчихой косые зайчата

Все мамы и дети напиться хотят.

Дидактическая игра «Скажи какой? »

След оленя – какой? (Олений)

След волка? –(Волчий)

След кабана? (Кабаний)

След лося? (Лосиный)

След мыши? (Мышиный)

След зайца? (Заячий)

След белки? (Беличий)

След барсука? (Барсучий)

След человека? (Человечий)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторы: воспитатели МБДОУ «Солнышко» п. Савинский Адаменко Лариса Алексеевна, Огурцова Марина Александровна Дикие животные

Слайд 2

Кабан

Слайд 6

Лось

Слайд 9

Барсук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: "Дикие животные осенью"

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 4-5 лет Тема: «Дикие животные осенью»...

Конспект познавательно-исследовательской НОД в средней группе на тему «Дикие животные»

расширять и систематизировать знания и представления детей о диких животных; способствовать расширению знаний детей о диких животных и их детёнышах; продолжать развивать мыслительные процессы де...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по теме "Дикие животные зимой".

Познавательное занятие, на котором дети закрепляют жизнь диких животных зимой и узнают какие следы оставляют животные на снегу....

Конспект занятия по экологии в средней группе на тему «В мире диких животных»

Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, все пришли посмотреть на вас. Давайте поздороваемся. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Ребята, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу.Мы с вами на ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме: «Дикие животные зимой»

Зимой спит - летом ульи ворошит?(медведь).Маленький, беленькийПо лесочку прыг-прыгПо снежочку тык-тык(заяц).Не портной, а всю жизнь с иголками ходит(еж)....

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему "Дикие животные зимой"

Конспект занятия по ФЭМП средняя группа Тема «Дикие животные зимой»Образовательные. Формировать навыки счета в пределах пяти. Подготовить к пониманию смысла сравнения множеств с помощью вз...

Конспект занятия по рисованию в младшей группе по теме «Дикие животные». Тема рисования: «Иголочки для ёжика».

Конспект занятия по рисованиюв младшей группепо теме «Дикие животные».Тема рисования: «Иголочки для ёжика»....