Статья на тему: "Характеристика развития деятельности экспериментирования детей раннего возраста"
статья по окружающему миру на тему

Михайлова Екатерина Николаевна

Тема: ”Характеристика развития деятельности экспериментирования детей раннего возраста”

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_harakteristika_eksperimentirovaniya_detey_r.v.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

        

Составила: Воспитатель ГБДОУ

детский сад №1  СПб., Колпино

Михайлова Е.Н

Тема: ”Характеристика развития деятельности экспериментирования детей раннего возраста”

"Самое лучшее открытие- то, которое  ребенок делает сам"

     Ральф Уолдо Эмерсон.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже от рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

 Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования. Но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

 Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

 В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В экспериментаторстве четко представлен момент саморазвития: преобразование объекта, получение новых знаний об объекте. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

 При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

 В процессе экспериментирования младший дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если...?), почувствовать себя первооткрывателем, исследователем.

 Процесс познания - творческий процесс, и задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

 Опыт показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста. Они с удовольствием обследуют песок, камешки, предметы; плещутся в воде, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают кораблики, знакомятся с плавающими и тонущими предметами: ловят ветерок и пускают самолетики; пробуют делать пену и пускать мыльные пузырьки.

 Изучаемые предметы и явления дети должны не только наблюдать, но и подвергать их воздействиям, видоизменяя, выделять в них новые свойства и отношения. Знания о том или ином предмете, явлении ребенок должен получать не как голый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений.

При организации экспериментальной детской деятельности необходимо создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. Обеспечение самостоятельного проведения опыта детьми при повторном возвращении к нему (с небольшой помощью или подсказкой воспитателя), соблюдение техники безопасности.

Почти вся работа проводится совместно с воспитателем:  взрослый знакомит детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость... С детьми играет с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдает за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и др., используя предметы детского экспериментирования и доступные для детей данного возраста. Например, зимой на прогулке дети набирают снег совочками и насыпают в ведерки с водой. Снег тает. За время прогулки вода замерзает, образуется лед. Дети заносят ведерки в группу и наблюдают за таянием льда. Детям всегда интересно наблюдать. Делаются элементарные выводы. Показсопровождается  активными действиями ребенка (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.).

 Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, побуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно- экспериментальной деятельности ребенок раннего возраста учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно- следственные связи, соблюдать правила безопасности. Ребенок может сам проводить несложные опыты. Эксперименты проводятся не только кратковременные, но и длительные. Детям необходимо наблюдать как прорастает растение, как появляются первые листочки. Можно сеять  траву, замачивать семена бобовых, наблюдать, как они набухают, и появляется росток.  Детям интересно экспериментировать с луком не только его "раздевать", отделять листочки друг от друга, но и самим его проращивать и пробовать плоды своих экспериментов.

 Познавательные занятия, с элементами экспериментирования с детьми раннего  возраста следует  строить на стремлении вызвать удивление от открытий. Дети этого возраста, как правило, задают множество вопросов (Отчего? Почему? Зачем?).

 При организации опытно- экспериментальной деятельности детей раннего возраста, учитываются возрастные особенности детей, поэтому:

 1. Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

2. Для детей раннего  возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам  необходимо постоянно возвращаться в процессе работы.

3.Использование игрового метода (сюрпризный момент, игрушка, сказочный персонаж и т.п.)

Вывод:  Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность,  мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

 В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Список использованной литературы.

Павлова Л.Н. «Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание». Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004 год.

Платохина Н.А. «Как познакомить малыша с окружающим миром в процессе игры»// Ж. «Детский сад от а до я» № 2-2009 год, стр. 122.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания

      Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и является одним из основных направлений в воспитательной работе детского сада. Это важн...

Статья. «Создание условий для благоприятной адаптации детей раннего возраста со зрительной патологией как следствие успешной подготовки к школе»

«Преемственность в работе детского сада и школы по здоровьесбережению воспитанников/обучающихся»...

Статья: «Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста»

 В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразитель...

Конспект организованной деятельности с элементами экспериментирования ( дети раннего возраста) «Осенняя прогулка»

Создание благоприятных условий для детей в период социальной адаптации.Дать элементарные представления по экспериментальной деятельности (ветер дует (сильно, слабо), вода холодная теплая, камушки тяже...

Обобщение опыта работы по теме "Экспериментирование детей раннего возраста с водой"

Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – это один из видов практики, с помощью которого ребёнок учится познавать всё, что его окружает. Дети, знакомясь с окруж...

Доклад из опыта работы «Развитие детского экспериментирования детей раннего возраста».

Дети раннего возраста - пытливые «исследователи», любопытные и энергичные. Они познают окружающий мир «играючи» и полны восторгов по поводу каждого своего нового «открыти...