Экологический проект «ОСЕНЬ – ЧУДНАЯ ПОРА»
материал (старшая группа) по теме

Кульпанович Галина Васильевна

Экологический проект  «ОСЕНЬ – ЧУДНАЯ ПОРА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.odt34.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«ОСЕНЬ – ЧУДНАЯ ПОРА».

      Организационно-подготовительный этап

  1. Тема проекта и её происхождение. К ребятам в группу приезжает слоненок из Африки. Он рассказывает о своих близких друзьях, которые остались дома. Они очень хотят узнать о временах года, ведь в Африке всегда только лето. Дети предлагают слоненку погостить и знакомят с временем года осень.
  2. Автор проекта: воспитатели Кульпанович Г.В., Чернушенко Т.А.

      Исполнители: воспитатели Кульпанович Г.В., Чернушенко Т.А., музыкальный        

      работник Баженова Н.А.

  1. Вид проекта: познавательно – творческий.
  2.  Характер контактов: внутри одной возрастной группы.
  3. Форма организации: фронтальная.
  4. Количество участников: 18 детей, 2 воспитателя, музыкальный руководитель, родители группы.
  5. Продолжительность: краткосрочный.
  6. Цель проекта: дополнить знание детей о признаках осени и способствовать развитию творческих способностей в работе с природным материалом.
  7. Предполагаемый продукт: оформление выставки «Сказочный мир природы».
  8. План достижения цели:

п/п

Мероприятие/вид деятельности

Кто осуществляет

Сроки

Примечание

1

Родительское собрание. Определить цели  и задачи, пути реализации проекта «Времена года» (мини-проекты

1 «Осень - чудная пора»

2 «Зимушка - зима»

3 «Весна идет – весне дорогу»)

Воспитатели:

Кульпанович Г.В.

Чернушенко Т.А.

Сентябрь

При участии родителей

2

Беседа «Унылая пора! Очей очарованье!»

Воспитатель:

Кульпанович Г.В.

Октябрь

3

Наблюдение в природе осенью

Воспитатели:

Кульпанович Г.В.

Чернушенко Т.А.

Сентябрь – Ноябрь

4

Осенние игры для детей – картотека

Воспитатели:

Кульпанович Г.В.

Чернушенко Т.А.

Сентябрь – Ноябрь

5

Выставка детских поделок из природного материала на тему «Сказочный мир природы»

Воспитатели:

Кульпанович Г.В.

Чернушенко Т.А.

Родители

Октябрь

При участии родителей

6

Консультация для родителей «Витамины осенью»

Воспитатель:

Чернушенко Т.А.

Октябрь

При участии родителей

7

Конспект НОД «Осень, осень  гости просим»

Воспитатель:

Чернушенко Т.А.

Ноябрь

8

Развлечение «Красавица Осень!»

Воспитатели:

Кульпанович Г.В.

Чернушенко Т.А.

Муз.руководительБаженова Н.А.,

дети

Ноябрь

При участии родителей


Технологический этап

  1. Беседа с детьми по проекту. Что дети знают о характеризованных признаках осени? Где можно узнать? (наблюдение за сезонными изменениями в природе, спросить у взрослых, посмотреть познавательные передачи, узнать из книг), какие дары приносит осень? Какие стихи, загадки знают дети об осени?
  2. Обсуждение темы с родителями. На родительском собрании обратились с просьбой принять участие в реализации проекта «Времена года», состоящих из трех мини – проектов «Осень – чудная пора», «Зимушка - зима», «Весна идет – весне дорогу». Чем могут помочь своим детям в реализации первого проекта «Осень – чудная пора». Принять участие в изготовление поделок из природного материла, в подготовке осеннего праздника.
  3. Непосредственно образовательная деятельность. Тематическая беседа «Унылая пора, очей очарованье», НОД «Осень, осень в гости просим», проведение наблюдений в природе.
  4. Продуктивная деятельность. Изготовление осенних поделок из природного материала.
  5. Сбор наглядно – дидактического материала.

       • Пополнение библиотеку книгами на осеннюю тематику.

       • Приобрели аудиозапись «Осень» А.Вивальди, из цикла «Времена года» П. Чайковского «Осенняя пора октябрь».

       • Составили картотеку осенних игр.

       • Собрали коллекцию раскрасок «Дары осени».

  1. Информационно – консультативная деятельность.

       • Провели консультацию для родителей о пользе витаминов осенью.

  1. Игровая деятельность

       • Закрепили знакомые и разучили новые подвижные и малоподвижные игры.

  1. Театрализованная и досуговая деятельность.

       • Провели развлечение «Красавица осень».

  1. Чтение художественной литературы стихов, загадок, примет, разучивание песен.

Заключительный этап

   Подведение итогов с детьми. Проведение заключительной беседы по теме проекта.

         Поведение итогов работы с родителями. В индивидуальных беседах выяснили мнение родителей о данном проекте. (чем понравился, что нового узнали дети, следует ли продолжать проектную деятельность).

 Оформление результатов проектной деятельности. Рабочие материалы и фотоматериалы собираются для оформления презентации проекта.

 Презентация и защита проекта. Проект завершается развлечением «Красавица осень!» при участии детей.  

                      Беседа на тему: «Пора! Очей очарованье!»

                Автор: Кульпанович Г. В.

          Цель: закрепить представление детей о золотом периоде осени;

          Задачи: формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память, воображение, связную речь: воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

          Материал: модели признаков осени, «Для чего дереву лист? », репродукции картин, кроссворд для каждого ребёнка.

          Ход беседы

        Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю вам красивое стихотворение, в вы скажите, о каком времени года идёт речь?

(Чтение стихотворения А. С. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье. »)

       Дети: Об осени.

       Воспитатель: Правильно. А какое сейчас время года? Как вы догадались?

       Воспитатель: Стало очень холодно, деревья и кусты стоят голые, даже иногда выпадает снег. А как люди одевались в начале осени? Как одеваются сейчас? Почему люди носят с собой зонты? (Модели).

Каким был лес в начале осени? Как можно назвать тот период, когда все деревья и кусты окрашены в красные, жёлтые, оранжевые цвета? (Выслушивает и уточняет ответы детей).

       Воспитатель: Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора. Это время любят все, и взрослые, и дети. Композиторы пишут песни об осени, поэты – стихи, художники - картины.

       Воспитатель: А кто знает стихотворение об этой прекрасной поре?

(Дети читают стихи)

      Воспитатель: Дети, помните, однажды мы гуляли с вами в парке, вдруг подул ветер и на нас полил золотой дождь. Мы все радовались, махали руками. Что за дождь это был? (Листопад) .

        Физкультминутка «Игра с листочками».

      Воспитатель: Ребята, а какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение Е. Благининой «Лист качается узорный», И. Бунина «Листопад»).

      Воспитатель: Почему листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели: долгота дня, осеннее солнце, «Для чего дереву листья? »)

      Воспитатель: Дети, люди любят осень ни только за ей красоту, а за что же ещё?

      (Ответы детей)

      Воспитатель: Осень очень щедра своими дарами: и огороды, и сады, и поля дарят нам много вкусного, полезного. Давайте вспомним, какие же дары даёт нам осень?

      (Ответы детей с использованием моделей).

      Воспитатель: Как сейчас выглядят поля и леса? Слышно ли в лесу пение птиц? Почему они улетели? (Игра «Птичка»)

      Воспитатель: У каждого времени года свой цвет. Какой любимый цвет у осени, мы узнаем, если решим кроссворд.

      (Решение кроссворда)

      Воспитатель: Ребята, мы узнали, что цвет у осени золотой. А. С. Пушкин очень любил осень, в это время года у него рождались красивые стихи.

П. И Чайковский под впечатлением красоты золотой осени написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем с вами «Октябрь».

       Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (в раздевалке заранее развешены репродукции на тему осени). Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, воспитатель называет названия картин, кто их нарисовал. Выясняет, какую бы картину хотели нарисовать дети, если бы были художниками.

                  Литература.

1.  Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой.// Владимир, ВОИУУ, 2001.

2.  Под редак. Прохоровой Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.// М., 2008.

     

3.  Под редак. Зубкова В.Н. Организация эколог развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.// Ставрополь, 2009.

4.  Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников.// М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

5.  Рыжова Н.А. Я и природа. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников.// М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996.

6.  Рыжова Н. А. Что у нас под ногами (Блок «Песок. Глина. Камни»). М., Карапуз.2006.

7.http://www.logoped.ru/mat.htm-книги, статьи конспекты занятий, материал для автоматизации звуков, фонетическая зарядка.

8.http://vospitatel.com.ua/-сайт для работников дошкольного образования.

     

        

                                     

                                     Наблюдения в природе осенью.

                                      (Прогулка в старшей группе)

Авторы:  Кульпанович Г. В., Чернушенко Т. А., воспитатели

                                           

                                           СЕНТЯБРЬ

                                                Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Осмотр цветника на участке. Отметить, какие растения хорошо цветут в цветнике, какие уже отцветают, есть ли семена? Учить определять степень зрелости семян. Рассказать о том, что семена собирают только зрелыми.

2-я неделя: Обойти вокруг сада, отметить, какие произошли изменения. Обратить внимание на чистоту территории. Спросить, кто заботится об этом.

3-я неделя: Наблюдение за одуванчиком. Рассмотреть его цветы и семена. Рассказать о том, почему семена одуванчика имеют такую форму. Закрепить знания о размножении растений.

4-я неделя: Спросить детей, полезен ли дождь растениям? Подвести детей

к установлению связи между ростом растений и необходимым количеством влаги.

                                            Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение неба. Рассказать, что небо – это воздух, который окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные, растения. Воздух можно услышать, если его выпустить из воздушного шара и увидеть, если опустить комочек земли в воду – пойдут пузырьки.

2-я неделя: Познакомить детей с термометром, прибором, с помощью которого измеряют температуру воздуха. Рассказать, как это делается. Расширить представление детей об окружающем мире.

3-я неделя: Измерить высоту стояния солнца при помощи условной мерки. Вспомнить, где находилось солнце во время прошлого наблюдения. Формировать элементарную поисковую деятельность.

4-я неделя: Продолжить наблюдение за сокращением продолжительности дня и высотой стояния солнца. Использовать постоянный ориентир за точку отсчета.

                                            Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за шмелями. Рассказать, что осенью все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые, перезимовав, весной создадут новые гнезда. Гнезда шмелей находятся в земле.

2-я неделя: Наблюдение за птицами. Они покинули свои гнезда в поисках корма, летают, объединившись в стаи, откармливаются. Воспитывать заботу о птицах. Учить не жалеть для них корма, не прогонять из сада.

3-я неделя: Наблюдение за бабочками. Они ловят последнее солнечное тепло, скоро отложат личинки, которые весной превратятся в гусениц. Отметить красоту и разнообразие этих насекомых.

4-я неделя: Наблюдение за стрижами. Они сбиваются в стаи, готовясь к отлету. Беседа о том, почему птицы улетают на зимовку, а возвращаясь выводят птенцов.

                                            Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение труда взрослых в саду. Спросить, у кого есть дачи, какие работы на них сейчас производятся? Воспитывать уважение к труду взрослых, желание помочь им.

2-я неделя: Договориться о содержании работы на следующие дни (выкопать георгины, собрать семена, пересадить для уголка природы астры, бархатцы).

3-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. По утрам надевают кофты или ветровки. С чем это связано? Установить взаимосвязь явлений природы и жизнедеятельности людей (похолодало – люди надели теплые вещи).

4-я неделя: Беседа о профессиях. Людей каких профессий можно встретить в детском саду. В чем заключаются их обязанности. Знают ли дети о. и. заведующего, методиста, других воспитателей?

                                           Наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдения за школьниками проходящими мимо детского сада. Рассказать о том, что у них сегодня праздник. Напомнить, что через год, ребята тоже станут школьниками.

2-я неделя: Сказать детям, что они будут вести календарь погоды. Сказать, на что обратить внимание: солнце, осадки, ветер и т. д. отметить погоду за день. Развивать наблюдательность.

3-я неделя: Осмотреть огород на участке. Учить определять, какие овощи уже поспели по определенным признакам (жухнет ботва, овощи меняют цвет) подвести детей к выводу, что большинство растений закончили свой рост. Вспомнить, какие они были летом.

4-я неделя: Полюбоваться красотой осенней листвы на деревьях. Отметить, что начинают желтеть березы, липы, краснеть осины. Деревья начинают менять свою окраску с вершин, это потому, что они меньше всего защищены от холода и ветра.

                                            ОКТЯБРЬ

                                            Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение листопада. Чуть подул ветер и листья кружатся вокруг веток, а потом медленно падают на землю. Предложить подумать и объяснить причину падения листьев. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

2-я неделя: Наблюдение за созревшими семенами, ягодами калины, сирени, березы, ясеня. Объяснить, что эти семена необходимы для зимней подкормки птиц. Учить детей различать и называть семена. Воспитывать любовь к природе.

3-я неделя: Наблюдение за растениями на участке. Почти не видно цветов, трава пожухла, т. к. стало холодно. Учить детей самим искать и находить причины наблюдаемых явлений.

4-я неделя: Собрать зрелые семена плодов (настурции, бархатцы, георгины, петуньи). Спросить, могут ли дети по внешнему виду семян определить, какому растению они принадлежат.

                                             Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за ветром. Ветер – это движение воздуха, отметить, что чаще стали дуть холодные ветры. Выяснить, какие еще приметы осени знают дети. Договориться, что самые яркие приметы осени будут занесены в календарь. Систематизировать представления о последовательности сезонных изменений осени.

2-я неделя: Наблюдение тумана. Это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе. продолжить формировать представления о ярких явлениях природы.

3-я неделя: Наблюдение за дождем. Дожди идут часто. Учить определять характер дождя: затяжной, мелкий, моросящий, холодный, скучный. На земле грязь, лужи. Наступают заморозки и лужи покрываются льдом. Формировать понимание связи между нарастанием холода и сменой времени года.

4-я неделя: Наблюдение за солнцем. Оно ниже над горизонтом, поэтому стало раньше смеркаться. Сравнить продолжительность дня летом и осенью.

                                            Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за муравьями. Их не видно, они спрятались в глубине муравейника и закрыли вход в него. Им там будет тепло.

2-я неделя: Спросить, куда делись насекомые. Показать. Что они спрятались под листву, в землю. Подвести детей к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного тепла и света.

3-я неделя: Наблюдение лошади. Рассмотреть ее внешний вид: сильная, красивая, привязывается к человеку. Осенью домашних животных переводят в теплое помещение, почему? Воспитывать любовь к животным.

4-я неделя: Наблюдение за птицами. Можно ли еще увидеть перелетных птиц или они все отправились в теплые края? Закрепить знания о перелетных птицах и о причинах, по которым они улетают.

                                           Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за работой садовника. Они на зиму сгребают к деревьям сухие листья, укрывают кусты. Спросить о том, зачем это делается. Что может произойти с садом, если деревья замерзнут.

2-я неделя: Наблюдение за электромонтажной машиной. Беседа о том, в каких видах работ она используется.

3-я неделя: Наблюдение за пожарной машиной. Почему она красного цвета? Вспомнить правила пожарной безопасности и телефон пожарной службы. Рассказать о пожарной сигнализации в детском саду.

4-я неделя: Наблюдение за работой плотника. Прийти к нему в фургончик

                                           Наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдение за дождем. Подобрать эпитеты к осеннему дождю. Беседа о том, какое настроение у ребят, когда идет дождь, почему?

2-я неделя: Наблюдение за осенней листвой. Рассмотреть буйство красок. Обратить внимание, что на разных деревьях листва имеет разную окраску.

3-я неделя: Наблюдение за пешеходами. Повторить правила поведения на улице.

                                                   

                                            НОЯБРЬ

                                        Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Рассмотреть березу, осину. Учить делать выводы о раннецветущих деревьях. Осина, ольха, береза уже приготовили свои почки к весне. А сейчас они находятся в зимнем покое. Систематизировать знания детей о растительном мире.

2-я неделя: Наблюдение хвойных деревьев. Сравнить ель и сосну. У сосны хвоя сизо-зеленая, каждая иголочка заостренная, сидит пучками по 2-3 иголки, окружена чешуйками. У ели хвоя темно-зеленая, иголки короткие.

3-я неделя: Наблюдение за растениями на клумбе. Они все пожухли, листья осыпались, семена тоже. Рассказать о том, что весной семена, упавшие в почву прорастут и появятся новые цветы.

4-я неделя: Наблюдение за деревьями. Они все сбросили листву. Рассказать о том, что к зиме деревья «засыпают»: прекращается сокоотделение, следовательно, листья засыхают и опадают.

                                             Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за небом. В ноябре оно почти всегда затянуто тучами, хмурое, часто идет дождь, холодно. Все это приметы осени. Подводить детей к обобщению накопленных представлений.

2-я неделя: Наблюдение за солнцем. Обратить внимание какая длинная тень в полдень в солнечную погоду. Путь солнца все короче. Дни уменьшаются, рано темнеет. Продолжить формировать начальные представления о движении солнца.

3-я неделя: Продолжить учить определять температуру воздуха с помощью термометра. Привлечь внимание детей к понижению температуры. Формировать элементарную поисковую деятельность. Учить делать выводы, развивать умственную активность.

4-я неделя: Наблюдение тумана. Предложить детям войти в полосу тумана. Дать почувствовать сырость. Спросить, почему так много сейчас воды? Земля перенасыщена влагой, погода все время меняется: то снег, то дождь, то выглядывает солнце. Развивать наблюдательность.

                                              Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за поползнями. Они уже прилетели из леса в город. Рассмотреть их серую окраску и черную головку. Предложить подумать, почему они так называются. Воспитывать любовь к птицам.

2-я неделя: Наблюдение за синицами. Они прилетели из леса в поисках пищи. Рассмотреть их окраску. Рассказать о том, что свое название они получили из-за своего пения: «Синь – синь».

3-я неделя: Наблюдение за собаками. Почему собак называют «друзьями человека»? спросить, у кого есть собаки, какие у них клички? Побуждать детей к высказыванию о повадках своих питомцев.

4-я неделя: Наблюдение за кошками. Вспомнить животных семейства кошачьих. Чем питаются кошки, какие у них повадки? Попросить ребят вспомнить и рассказать стихи о кошках.

                                               Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за общественным транспортом. Вспомнить правила поведения в автобусе, правила дорожного движения. Закрепить знания об общественном транспорте.

2-я неделя: Наблюдение за работой воспитателя и няни. Какие еще профессии необходимы в детском саду. В чем заключаются особенности каждой из них?

3-я неделя: Наблюдение за работой сантехников. Они проверяют готовность труб к отопительному сезону. Предложить детям подумать, откуда в трубах берется горячая вода и для чего она нужна?

4-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Ближе к зиме и взрослые и дети надели теплые вещи. Спросить, с чем это связано. Закрепить названия зимней одежды.

                                              Наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдение почвы. Спросить детей, что с ней стало? Она замерзла. Лужи и грязь на дорогах тоже твердые. Становится холоднее. Воспитывать любовь к природе в любое время года.

2-я неделя: Отметить, что лужи покрыты льдом, он тонкий и кажется черным. Сделать выводы, что ноябрь последний осенний месяц, скоро наступит зима. Познакомить с пословицей: «В ноябре зима с осенью борется». Учить понимать смысл пословиц.

3-я неделя: Обойти территорию детского сада. Отметить изменения, произошедшие в окружающем пейзаже. Как изменилось все вокруг по сравнению с летом? Игра на развитие внимания «Найди отличия».

                           

                                                Литература

1.   Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников.

2.
   Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. // М., ЗАО «Элти-кудиц», 2014.

3.   Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения.// Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92.

4.  Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений.// М.: ТЦ Сфера, 2005. (Программа развития).

5.  Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание 2004/8.

6.  Кондратьева Н.Н., «Мы». Программа экологического образования детей.// СПб., 2000.

7.http://www.logoped.ru/mat.htm-книги, статьи конспектызанятий, материал для автоматизации звуков, фонетическая зарядка.

8.http://vospitatel.com.ua/-сайт для работников дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Осень- чудная пора"!!!

Проект групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени....

Экологический проект "Осень-чудная пора!"

v   Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В лю...

Экологический Проект «Осень - чудная пора !»

1. Полное название проекта: «Развитие интереса к изучению природыу детей старшей группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».2. Кадры: воспитатели старшей группы.  ...

Экологический проект "Осень-чудная пора"

·         Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуман...

Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».

laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудна пора". Цель  проекта: исследовательская деятельность по изуче...

Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».

laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».Краткое содержание проекта:  - накопление информ...

Проект "Осень золотая-чудная пора"

Краткосрочный проект в ясельной группе "Осень золотая-чудная пора"Вид проекта:Познавательно-творческийТип проекта:Групповой, совместный с родителямиДлительность проектаКраткосрочный (10.09.2...