Технологическая карта ООД «ВОДА ВОЛШЕБНИЦА»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Денисова Лариса Владимировна

Тема занятия: «Вода волшебница».

Возраст детей: средняя группа.

Занятие проводит: Воспитатель МДОБУ Детский сад № 3 «Радуга» Города Тынды Амурской области, Денисова Лариса Владимировна

Форма ООД: опытно – экспериментальная деятельность.

Форма организации: групповая.

Интеграция: охвачены образовательные области: «Познание», «Социализация»,  «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье»,  «Безопасность», «Труд».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_voda_volshebnitsa.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ООД

«ВОДА ВОЛШЕБНИЦА»

Тема занятия: «Вода волшебница».

Возраст детей: средняя группа.

Занятие проводит: Воспитатель МДОБУ Детский сад № 3 «Радуга» Города Тынды Амурской области, Денисова Лариса Владимировна

Форма ООД: опытно – экспериментальная деятельность.

Форма организации: групповая.

Интеграция: охвачены образовательные области: «Познание», «Социализация»,  «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье»,  «Безопасность», «Труд».

Цель занятия: способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с водой и её свойствами.

Задачи образовательных областей:

Познание:

  • Формировать представления детей о свойствах воды;
  • Помочь выявить свойства воды;
  • Учить устанавливать связи между явлениями и предметами, делать обобщения;
  • Развивать познавательно – исследовательскую активность;
  • Развивать логическое мышление, умение устанавливать элементарные связи;
  • Упражняться в умении анализировать, обобщать;
  • Развивать память, внимание, воображение, любознательность;
  • Учить сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

Безопасность:

  • Приобщать к способам безопасного поведения при использовании раздаточного материала

Социализация:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение договариваться, общаться;
  • Развивать умение достигать намеченного замысла, высказывать свое мнение;
  • Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт

Коммуникация:

  • Осваивать с детьми элементарные навыки речевого этикета;
  • Обогащать словарный запас детей;
  • Развивать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими (в режиме «ребенок – ребенок» и в режиме «ребенок – взрослый»);
  • Воспитывать уважительное отношение детей друг к другу

Труд:

  • Развивать желание участвовать в труде взрослых

Здоровье:

  • Вырабатывать навыки личной гигиены;
  • Создать атмосферу положительных эмоций;
  • Дать возможность получить удовольствие от своих открытий, удовлетворение от своей деятельности

Художественное творчество:

  • Развивать творческий потенциал ребенка (предоставить детям возможность проявить творчество, фантазию в своей деятельности);
  • Развивать эстетический вкус ребенка;
  • Развивать умение слушать музыкальные произведения, понимать смысл песен.

Оборудование:

  • Наглядные: иллюстраций на тему «Вода везде», «Круговорот воды в природе».
  • Мультимедийные: презентации: «Вода в природе», «Вода в быту», «Свойства воды».
  • Литературные: чтение и разучивание потешек: «Журчит, поёт  водица…», «Снежинка – балеринка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Водичка, водичка…». Разучивание пальчиковых и подвижных игр: «Большая стирка», «Весёлые рыбки», «Сосулька», «Снеговик», «Капельки», «Снег кружится».
  • Музыкальные: Г. Свиридов «Дождик», С. Прокофьев « Дождь и радуга», Э. Григ «Ручеек», А. Аренский «Лесной ручей», Н. Римский-Корсаков «Море», М. Равель «Игра воды».

Материал: набор баночек, теплая и холодная вода, гуашь цветная, игрушки, зонт, лед, камушки, глубокий таз, стаканчики, кувшин с водой, цветные ленточки.

Словарь: прозрачная, окрасилась.

Предполагаемый результат:

  • Результаты в образовательных областях в соответствии с поставленными задачами;
  • Развитие интегративных качеств: дети любознательны, активны, интересуются новым, желают экспериментировать, способны самостоятельно действовать, эмоционально реагируют, адекватно используют различные средства общения, конструктивно взаимодействуют с детьми и взрослыми, способны предложить собственный замысел и воплотить его, умеют работать по правилу и образцу, выполнять инструкции взрослого.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Действия педагога

Действия детей

Планируемые результаты

Психологический настрой

Приветствие, установление зрительного контакта.

- Здравствуйте. Сегодня мы отправляемся в путешествие и узнаем много нового.

Создаёт атмосферу психологической безопасности, эмоциональной поддержки ребёнка.

Приветствие

Психологическая готовность детей

Вводно – организационный момент

- В некотором царстве, в некотором государстве жили, были веселые капельки. Они очень любили собираться вместе и играть в путешествия. Сначала они летали облаком по небу, потом дождиком падали на землю, проходили через песок, толщу земли, и выныривали в озеро, в речку, в море. От веселых игр воды все вокруг расцветало. Весело пели птицы, прыгали звери. Они все любили купаться, плескаться, чистить шерстку и перышки с помощью воды.

Вовлекает в слушание. 
Вводит элементы новизны.

Занимают свои места по кругу на ковре.
Слушают.
Получение информации.

Формальная готовность  к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания

Мотивационно – побудительный

-  А теперь, ребята закройте глаза и послушайте звуки.
- Как вы думаете, что это за мелодия?
- Ребята, расскажите, пожалуйста, для кого нужна вода?
- Для человека, для животных, растений, рыб и птиц.

Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность. 
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Выражают собственные мысли, чувства.
Рассказывают, объясняют.

Внутренняя мотивация на деятельность

Динамическая пауза

- Сейчас, каждый превратится в веселую капельку и вместе с другими соберется в облачко  и полетит. Музыкальная подвижная игра «Капельки».

Ставит цель перед детьми.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляе-мость.

Активно играют.
Демонстрируют физическую активность.
Берут на себя роль.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Получение нового игрового опыт

Актуализация

- Давайте вспомним,  для чего нужна вода, как мы её используем? 
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? 
 - Чтобы быть здоровым нужно мыть овощи и фрукты перед едой, иначе микробы попадут внутрь организма и будут ему вредить. Не надо забывать мыть руки и ноги, лицо и тело. Мыло обязательный помощник в борьбе с микробами.

Задает вопросы, стимулирует процесс мышления,
любознательность, интерес.
Поощряет детей к высказываниям.
Отвечает на вопросы детей.
Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное.
Отвечают на вопросы, рассказывают,
объясняют.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Восприятие и расширение представлений

- Ребята давайте расскажем потешку про водичку. «Водичка, водичка».

Вовлекает в совместную деятельность.
Инициирует общее обсуждение.
Напоминает о личной гигиене.

Работают все вместе. Рассказывают.
Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность.
Осваивают последовательность действий.

Осознанные, усвоенные умения, навыки и т.д.
Овладение способами познавательной деятельности.
Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Любознательность и активность.

Практическая работа

А почему воду  называют волшебницей? 
- Потому что у воды есть волшебные свойства. А какие мы сейчас узнаем.
1 опыт:  -Вода жидкая. Давайте проверим.
2 опыт: - Вода прозрачная, без цвета и запаха.
Ставит игрушку около стакана с водой и говорит: 
- Видно игрушку, значит вода прозрачная.

 -Давайте  ее, понюхаем. 
Ничем не пахнет.
3 опыт: «У воды нет вкуса». – Посмотрите вот вода, сделаем по глотку. Какая вода? У воды нет вкуса.
4. Опыт: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей».   Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом теплая. 
-В реках, озёрах и морях тоже бывает вода и тёплая и холодная. Некоторые рыбы, растения могут обитать только в тёплой воде, другие в – холодной
5 опыт: Вода меняет цвет.
- Сейчас мы возьмем и проверим: в стакан воды капает каплю краски.
- Что случилось с водой? 
- Она стала красной или окрасилась, значит вода меняет  цвет.
6 опыт: Вода превращается в лед. – Ребятки, а вы знаете, что вода бывает твердой. Сейчас мы это проверим. Мы с вами цветную водичку вынесем на улицу, там она замёрзнет и превратится в лед.
Только нужно немного подождать. А пока мы с вами поиграем.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Стимулирует любознательность, интерес.
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы.
Вводит элемент новизны.
Предоставляет возможность  детям обсудить, найти конструктивное решение.

Используют материалы, которые можно применить для экспериментальной деятельности.
Наблюдают за действием воспитателя и других детей.
Ищут, находят решение.
Наблюдают за преобразованием.
Выражают собственные суждения.

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.
Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослым.

Динамическая пауза

Проведение, пальчиковой игры. «Снежки».
- А еще вода умеет издавать различные звуки.
Артикуляционная гимнастика. 
- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С
-В кипящем чайнике мы слышим звук воды – Ш-Ш-Ш-Ш. 
-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР. 
- Когда дождик на улице – КАП-КАП-КАП-КАП.

Эмоционально включает в действие.
Вовлекает в совместную деятельность.
Согласовывает с детьми действия, их последовательность.

Активно играют словами.
Осуществляют контроль, взаимоконтроль.
Рассказывают на память стихотворение.
Демонстрируют разнообразное использование языка.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Получение нового игрового опыта.

Практическая работа

- А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать? 
Проходите к тазику с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине. 
7 опыт: «Что сказала водичка? ». Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.  
-Кто у нас самый внимательный волшебник? 
- Что ответила вам водичка? (БУЛЬ) 
 - Волшебница вода умеет издавать разные звуки. Напомните мне какие. 
8 опыт: - А теперь можно проверить наши льдинки. Посмотрите и скажите, что случилось с водой?  Вода замерзла и превратилась в лед

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Стимулирует любознательность, интерес.
Комментирует высказывания.
Предоставляет достаточно времени для изучения, наблюдения.
Использует наглядные, информационные средства.
Активизирует обсуждение.

Ищут, находят решение.
Наблюдают, экспериментируют.
Выражают собственные мысли.
Рассказывают, объясняют.
Сосредотачивают внимание.
Получение информации.
Делятся впечатлениями

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.
Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

рефлексия

- Вот и подошло к концу наше путешествие.
Понравилось вам наше путешествие? 
- Что вы сегодня узнали нового?
- Как путешествует капелька?
- И не забывайте, воду нужно беречь!
- Какие же вы молодцы! Вы много узнали о воде, и ее свойствах, и как вода важна для всего живого на земле.

Инициирует общее обсуждение.
Активизирует обсуждение.
Проявляет уважение к детским высказываниям.
Выражает признательность.
Поощряет детей, за то, что они убирают за собой место после занятия

Слушают.
Выражают собственные мысли.
Обобщают.
Делятся впечатлениями

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.
Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 

Ход организованной образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Сегодня мы отправляемся в путешествие и узнаем много нового. (дети здороваются)

- В некотором царстве, в некотором государстве жили, были веселые капельки. Они очень любили собираться вместе и играть в путешествия. Сначала они летали облаком по небу, потом дождиком падали на землю, проходили через песок, толщу земли, и выныривали в озеро, в речку, в море. От веселых игр воды все вокруг расцветало. Весело пели птицы, прыгали звери. Они все любили купаться, плескаться, чистить шерстку и перышки с помощью воды.

2. Прослушивание музыкального произведения М. Равеля «Игра воды».

-  А теперь, ребята закройте глаза и послушайте звуки.
- Как вы думаете, что это за мелодия? (вода льётся)
- Ребята, расскажите, пожалуйста, для кого нужна вода? (людям, животным, птицам, рыбам)
- Для человека, для животных, растений, рыб и птиц.

3. Динамическая пауза. Музыкально подвижная игра «Капелька»

- Сейчас, каждый превратится в веселую капельку и вместе с другими соберется в облачко  и полетит.

4. Беседа о пользе воды для гигиены людей.

- Давайте вспомним,  для чего нужна вода, как мы её используем? (пьём, умываемся, купаемся)
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? 
 - Чтобы быть здоровым нужно мыть овощи и фрукты перед едой, иначе микробы попадут внутрь организма и будут ему вредить.  Не надо забывать мыть руки и ноги, лицо и тело. Мыло обязательный помощник в борьбе с микробами.

- Ребята давайте расскажем потешку про водичку. «Водичка, водичка».

5. опыты по выявлению свойств воды.

- А почему воду  называют волшебницей? Потому что у воды есть волшебные свойства. А какие мы сейчас узнаем.
1 опыт: 

 -Вода жидкая. Давайте проверим. (переливание воды из одной баночки в другую)
2 опыт:

- Вода прозрачная, без цвета и запаха.
Ставит игрушку около стакана с водой и говорит: 
- Видно игрушку, значит вода прозрачная.(видно, прозрачная) 

- Давайте  ее, понюхаем, ничем не пахнет. (нет)
3 опыт: «У воды нет вкуса».

– Посмотрите вот вода, сделаем по глотку. Какая вода? У воды нет вкуса.
4. Опыт: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей». Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом теплая. 

-В реках, озёрах и морях тоже бывает вода и тёплая и холодная. Некоторые рыбы, растения могут обитать только в тёплой воде, другие в – холодной
5 опыт: Вода меняет цвет.
- Сейчас мы возьмем и проверим: в стакан воды капает каплю краски.
- Что случилось с водой? (стала красной)
- Она стала красной, или окрасилась, значит, вода меняет  цвет.
6 опыт: Вода превращается в лед.

– Ребята, а вы знаете, что вода бывает твердой. Сейчас мы это проверим. Мы с вами цветную водичку вынесем на улицу, там она замёрзнет и превратится в лед.
Только нужно немного подождать. А пока мы с вами поиграем.

6. Динамическая пауза. Пальчиковая игра «Снежки». Артикуляционная гимнастика.
- А еще вода умеет издавать различные звуки.
- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С
-В кипящем чайнике мы слышим звук воды – Ш-Ш-Ш-Ш. 
-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР. 
- Когда дождик на улице – КАП-КАП-КАП-КАП.

7. Опыты с водой.

7 опыт: «Что сказала водичка? ».

 - А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать? (да)
Проходите к тазику с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине. 
Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.  
- Кто у нас самый внимательный волшебник? 
- Что ответила вам водичка? (БУЛЬ) 
 - Волшебница вода умеет издавать разные звуки. Напомните мне какие. (с-с-с, ш-ш-ш, фр-фр-фр, кап-кап-кап, буль-буль)
8 опыт: 

- А теперь можно проверить наши льдинки. Посмотрите и скажите, что случилось с водой? (вода замёрзла)

- Вода замерзла и превратилась в лед.

8. Рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.
Понравилось вам наше путешествие? 
- Что вы сегодня узнали нового?
- Как путешествует капелька?
- И не забывайте, воду нужно беречь!
- Какие же вы молодцы! Вы много узнали о воде, и ее свойствах, и как вода важна для всего живого на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого занятия "Волшебница- вода"

Технологическая карта открытого занятия "Волшебница- вода" для второй младшей группы...

Технологическая карта открытого занятия по экологии "Волшебница вода" (очистка воды разными фильтрами).

Экспериментирование. Знакомство детей с разными способами очистки воды....

Технологическая карта НОД "Вода"

Технологическая карта НОД...

Технологическая карта "Чудеса воды"

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Чудеса воды»Автор конспекта ННОД: Вэнго Валентина Анатольевна, воспитатель, МДОУ «...

Технологическая карта КОП "Водичка не имеет цвет, но мы ее покрасим"

Расширяем представления у детей о свойствах воды через игровые действия с водой (вода прозрачная; у нее нет вкуса и запаха; имеет свойство окрашивания)....

Технологическая карта "Свойства воды"

Цель: создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе эксперементирования....