Доклад «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с различными жанрами живописи»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Доклад по работе над проектом по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с различными видами живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kiseleva_lyubov_ivanovna.docx54.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением  деятельности по художественно-эстетическому  направлению

развития детей»

Тема «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

через ознакомление с различными жанрами живописи»

Секция «Использование инновационных технологий и вариативных форм (ТРИЗ, ГПО, интеграция воспитательно-образовательного процесса, ИКТ)  - основа личностно-ориентированного подхода к детям дошкольного возраста»

Выполнила: Любовь Ивановна Киселева,

воспитатель МБДОУ  №22 «Журавушка»

г. Шарыпово,  2015 г.

«В период детства мыслительные процессы  должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…
Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества»

В.А.Сухомлинский.

Актуальность. Одной из задач воспитания детей дошкольного возраста является  формирование общей культуры личности детей, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Особая роль в этом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности ребенка, его развитие очень велико.

Исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста изобразительного искусства говорят о том, что у детей уже с раннего детства появляются интересы к различным видам и жанрам искусства, и на их основе развиваются познавательные потребности как структурные компоненты творческого потенциала ребенка.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста мною было отмечено, что дети испытывают трудности в   осознании восприятия произведений искусства. Им сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине. С технической стороны ребенку сложно видеть линию перспективы своего рисунка  и правильно ее использовать в своей работе. Составление описательных рассказов по картинам пейзажной, натюрмортной и портретной живописи, использование эмоционально окрашенной  лексики в своей речи, последовательное изложение своих мыслей и чувств также вызывает у детей затруднения.

Исходя из актуальности, целью моей работы стало создание педагогических условий, способствующих формированию эмоционально - целостного восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста и развитию их творческого потенциала.

Для достижения цели определила следующие задачи:

- Изучить научно-методическую литературу по заявленной теме.

- Разработать проект по данной теме.

- Обобщить опыт работы.

На начальном этапе я изучила научно – методическую литературу по заявленной теме: «Основы ознакомления дошкольников с пейзажной, натюрмортной и портретной  живописью» Н.А. Курочкиной; «Методика ознакомления дошкольников с пейзажной живописью» Р.М. Чумичевой; «Дошкольникам о живописи» Р.М. Чумичевой; «Принципы и подходы работы по развитию композиционных навыков» Н.В. Трофимовой; «Методика обучения дошкольников составлению рассказов по пейзажной живописи» Л.В. Компанцевой; «Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество» Т.С. Комарова;  «Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей» Т. Комарова.

Опираясь на методические материалы выше перечисленных авторов, наметила основные направления своей педагогической деятельности:

- ознакомление детей старшего дошкольного возраста с произведениями искусства;

- развитие связной речи при составлении рассказов по картинам;

- изобразительная деятельность дошкольников.

Учитывая, что в свете реализации ФГОС ДО в работе с детьми большое место отводится проектной деятельности, как форме, наиболее полно отражающей и сочетающей интеграцию всех направлений развития детей, я пришла к выводу о целесообразности ее использования.  

В связи с этим мною был разработан и реализован долгосрочный  познавательно - творческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Картинки с выставки».

Участниками проекта стали дети старшей группы № 6 «Колокольчик», педагоги и родители.

Цель:  развитие творческих способностей и формирование эмоционально - целостного восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить детей с жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет);

- учить понимать замысел произведения, его содержание;

- развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи      чувств и настроений;

- развивать креативность мышления, воображение, творческие способности;

- обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими терминами;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений живописи;

- воспитывать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

Ожидаемые результаты:

- Систематизированы у детей знания о художниках и их произведениях;

- Сформированы у детей умения эмоционально передавать настроение увиденного произведения;

- Развиты у детей творческие способности;

- Увеличилась активность участия детей в различных конкурсах по изобразительному искусству.

Проект состоял из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Содержанием работы подготовительной этапа проекта стали, следующие мероприятия:

  • Проведение мониторинга развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по методу И.В. Штанько.
  • Консультация для родителей на тему «Как развивать творческие способности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания мира живописи»
  • Разработка перспективного плана работы по ознакомлению дошкольников с живописью.

В рамках реализации подготовительного этапа на основе наблюдений за детьми, опросов, я пришла к выводу, что у детей небольшой запас знаний в области ознакомления с искусством, дети испытывают трудности при составлении описательных рассказов и т.д.

Мною был разработан перспективный план работы, который включил в себя:

  • цикл  занятий;
  • предварительную работу для педагогов группы, родителей;
  • подбор наглядно – демонстрационного  и дидактического материала, репродукций живописи и аудио-видеотеки по произведениям классической музыки и живописи.

Основной формой работы составленного перспективного плана стала образовательная деятельность, которая включила в себя знакомство с картинами: И.И. Левитана «Золотая осень», Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», И.Е. Репина «Стрекоза», А.К. Саврасова «Зима», И.И. К.С. Петрова - Водкина «Утренний натюрморт»,  Крамского «Неизвестная», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», Е.В. Пикунова «Натюрморты с цветами», В.А. Серова «Мика Морозов».

Работу в основном этапе проекта я выстроила в трех направлениях (блочным методом): рассматривание картины и знакомство с автором произведения, составление описательных рассказов в соответствии с тематикой картины и в завершении работы воспитанники прорисовывали картину  с целью  передачи эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту.

Большое значение перед проведением образовательной деятельности имела предварительная работа, которая охватывала всех участников проекта. Целью предварительной работы было привлечение педагогов и родителей к активному партнерству. Осуществлялась работа в двух аспектах: работа родителей с детьми (поиск информации о картине, художнике, рассматривание картины с ребенком, передача чувственного опыта, настроения, эмоционального отношения к героям) и работа  педагога с воспитанниками (наблюдение за изменениями в природе; разучивание стихотворений о жанрах живописи; проведение дидактических игр; игровых упражнений; рассматривание наглядно – методических пособий, энциклопедий; составление с детьми описательных рассказов по картинам разных жанров живописи; рисование отдельных элементов картины вне занятий).

На познавательных занятиях по знакомству с живописью использовались различные методы и приемы, которые помогали воспитанникам  более полно воспринять содержание картины (словесные, наглядные, практические, игровые). 

Исходя из того, что детская природа требует наглядности, я широко в своей практике использовала ИКТ.  Применение и использование инновационных технологий в работе с дошкольниками помогало мне готовить дидактический материал  красочным и  эстетическим. Используемый мной  мультимедийный материал  был  самым разнообразным: презентации, слайды, игры – тренажеры, электронные игры на закрепление полученного материала, игры – викторины, благодаря чему процесс подачи знаний  для детей становился более современным, разнообразным, насыщенным, информация подавалась мной  живо и легко.

В своей педагогической деятельности я использую различные средства: проектор, ноутбук, принтер, сканер, телевизор, видео, DVD, CD, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат.

Большое внимание отводила использованию на занятиях дидактической игре, потому как дидактические игры, как известно, способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Если дидактическая игра включена в процесс обучения, то она совершенствует его знания. Я включала игры практически в каждое занятие. Использовала такие игры, как «Волшебный круг», «Придумай пейзаж», «Составь портрет», «Художники - реставраторы», «Найди картину художника», «Угадай картину», «Живой портрет», «Расскажи о настроении человека», «Занимательная палитра». Они помогали эмоционально воспринимать содержание занятий,  осознавать игровые образы их эстетический характер, способствовали развитию образного мышления, воображения.

Аспект речевого развития дошкольников через ознакомление с искусством признан  ведущими педагогами и психологами как один из самых эффективных и действенных приёмов речевой работы с детьми. Особое внимание я отводила составлению описательных рассказов  по картинам пейзажной живописи, потому как, рассматривая пейзажную картину, дети учатся находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость; приобретают умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Свою работу по ознакомлению с картиной выстраивала  по следующему плану:

  1. Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями, беседа о них;
  2. Чтение художественной литературы, близкой по содержанию к картине, с которой собираемся знакомить детей;
  3. Нацеливание детей на знакомство с новым произведением;
  4. Выставление картины или репродукции на «Полочку красоты» для самостоятельного рассматривания её детьми;
  5. Индивидуальные беседы с детьми: «Понятен ли сюжет?», «Понравилось ли произведение в целом?»;
  6. Творческая речевая деятельность детей по картине;
  7. Продуктивная деятельность (рисование, составление коллажей и т.д.)

Творческую речевую деятельность выстраивала по определённому алгоритму:

Этапы

Описание

1 этап. «Определение состава картины»

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображённые на картине. Все объекты моделируются схемами, картинками, буквами, цветом и др. средствами обозначения.

2 этап. «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязь между объектами. Она может быть установлена на уровне физических связей (касание) или на уровне эмоциональных связей (нравится - не нравится)

3 этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины различными органами чувств»

У человека 5 органов чувств. Каждый орган даёт возможность воспринять один и тот же предмет с разных сторон. Можно представить, как этот предмет звучит, какой у него вкус,  какой он на ощупь. Работая с картиной, начинаем с фразы: «Я слышу, как ...», «Я чувствую запах ...», «Когда я трогаю руками ...»

4 этап «Определение местонахождения объектов на картине»

Каждый объект на картине имеет своё местонахождение. Чтобы его описать, необходимо активизировать соответствующий словарный запас: «центральная часть», «левая - правая часть картины», «ближе - дальше, между» и т.д.

5 этап «Эмоциональная и смысловая характеристика картины»

Проводим параллели с литературными и музыкальными произведениями.

Для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой е деятельности по картине, я использовала  различные творческие задания:  игры с «подзорной трубой», «Ожившие предметы», «Волшебный гость», «Живые картинки»,  «Да – нет», которые были направлены   на обогащение словарного запаса дошкольников, мною  был составлен словарь,  куда вошли слова всех частей речи по временам года,  их можно использовать при рассматривании пейзажа и при составлении рассказов по картине.

Составляя описательные рассказы по картинам, дети  в основном пользуются монологической речью, но для полноценного  развития связной речи детей необходима и вторая  ее составляющая – диалогическая речь, развитие которой тоже возможно при рассматривании другого жанра живописи портрета. Моя работа над рассматриванием портретной живописи строилась таким образом, что я постепенно подводила  детей к самостоятельному оформлению диалогических реплик.

Для развития  диалогической речи мною использовались игровые приемы, но направлены они были на развитие коммуникативных навыков. Такие игры и упражнения как «Мы журналисты», «Интервью», «Обращение с просьбой», «Ответь на просьбу», в ходе которых дети учились задавать вопросы, правильно отвечать на них, вести диалог между собой.  А для необходимого запаса слов при составлении рассказа очень эффективны игровые приемы с «подзорной трубой» и «Охота за подробностями», а во время использования приема «Вхождения в картину», дети с помощью речевых зарисовок передавали свое отношение к окружающему, изображенному на картине от лица персонажа картины.  Затем дети выбирали объект картины и представляли себе, о чем они могли бы говорить и думать  на какую-то тему в игре «Кто, о чем говорит». Вся предшествующая работа способствовала тому, что придуманные детьми тексты-репортажи по картине  отличались разнообразием содержания, эмоциональной окраски и творчеством.

Использование игровых приемов  позволяет сохранить интерес к картине  в течении всего  занятия, активизировать всех детей, развивать мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка  посредством системы игровых упражнений  развивается способность  создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине.

Необходимый объем знаний для целостного восприятия произведений живописи дети  получали в процессе познавательной и речевой деятельности.  На специально организованных мною занятиях воспитанники в    доступной, игровой форме, узнавали  о выразительных средствах живописи, изобразительных материалах, об их возможностях,  что помогало им передавать и выражать свои впечатления, мысли и настроение. Дети познакомились с понятиями: рисунок, колорит, цвет, линия.

Практический этап реализации начинался с создания детьми набросков карандашом в соответствии с тематикой картины. Завершением работы служила  передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту. На этих занятиях я применяла такие методы и примы как:

Методы и приемы

Описание

«Рассказ об увиденном с закрытыми глазами»

Развивает образную память детей. Приём используется, если у детей уже имеется  навык восприятия картины.

«Коллективного обсуждения

произведений искусства»

Очень эффективен прием, предполагающий построение занятия в дискуссионном плане. При этом формируются навыки общения, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

«Застывшие картинки»

Движение руки или всего тела: игры-имитации; показ рукой, где и как ребёнок хочет расположить предметы.

В отдельных случаях я использовала упражнения в рисовании отдельных предметов, т.к. некоторые предметы ребенку трудно нарисовать сразу, поэтому я  давала возможность поупражняться. Особенно эффективен этот способ в изображении натюрмортной и портретной живописи.

В результате такой работы в группе организовывались творческие выставки «Осенние этюды», «Зимняя сказка», «Весенняя капель», «Ах, уж этот натюрморт!», «Портрет еще портрет!».

В ходе реализации проекта воспитанница Захарова Валерия однажды принесла в группу необычную картину Кандинского и убеждала всех сверстников, что это тоже живопись. Самим своим появлением абстрактная картина, представленная Лерой вызвала недоумение детей и могла бы стать новой темой для проектной деятельности, но учитывая, что картины абстракционистов  написаны в ярких красках, несут положительный эмоциональный заряд и располагают на поиски скрытых смыслов и полет фантазии, мы с детьми решили, создать в группе  альбом «Страна Вообразилия», потому как многие картины могут использоваться как методический материал для обучения цветоведению и формообразованию.

Созданный альбом приобрел большую популярность в группе и нашел свое отражение в игровой деятельности на основе картин с геометрическими формами можно составить множество упражнений в композиционном построении, игр закрепляющих сенсорные эталоны и помогающих формировать эталоны художественные.  В коммуникативной деятельности детей беспредметную живопись используем в играх на развитие воображения и развитие речи, проводили творческие эксперименты, такие как «Волшебная палитра», «Теплые и холодные».

Промежуточным итогом работы по реализации проекта стала открытая образовательная деятельность в рамках работы БМП по художественно – эстетическому развитию дошкольников в феврале 2015 года на тему «Приключение в Радужной стране», которая была проведена совместно с педагогом дополнительного образования. Мероприятие получило высокую оценку педагогического сообщества, признано как передовой педагогический опыт и внесено в муниципальную базу данных «Передовой опыт».

Активными участниками проекта являлись родители воспитанников, по ходу работы помимо запланированной в проекте консультации были проведено родительское собрание на тему «Художественно – эстетическое воспитание детей в ДОУ»; проведен мастер – класс на тему «Нетрадиционные изобразительные техники»; выставлялись папки – передвижки «Поэтический образ природы в детском рисунке», «Искусство и воспитание», «Учимся наблюдать за природой».

В результате реализации проекта также значительно пополнилась развивающая предметно – пространственная среда группы наглядно - демонстрационным материалом:

- приобретены печатные  альбомы художников И.И. Шишкина, » И.И.Левитана, Платова, Серебрянникова, Грабаря, где описана биография художников и истории создания их знаменитых картин;

- пополнена методическая копилка конспектами занятий: «Составление описательных рассказов по картине И.И. Левитана «Золотая осень», «Рисование наброска по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», «Составление описательных рассказов по картине И.И. Крамского «Неизвестная», «Рисование портрета по картине И.Н. Крамского «Неизвестная», «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима», «Рисование наброска по картине А.К. Саврасова «Зима», «Завершение работы по картине А.К. Саврасова «Зима» и т.д.;

- подготовлены тематические презентации: «Здравствуй осень золотая», «Приметы Осени», «Осень глазами художников», «Русская пейзажная живопись», «Натюрморт», «Первобытное искусство», «Пейзажная живопись. Русские художники пейзажисты» и др.;

- созданы электронные игры: интеллектуальная игра-тренажер «Кто хочет стать искусствоведом?», игра – викторина «Знатоки искусства», «Художники - реставраторы»;

- создан виртуальный музей  «Волшебный мир живописи», где подобраны  картины разных художников, рекомендованных к рассматриванию в рамках ООП и ФГОС ДО;

- сформирован электронный каталог произведений живописи.

На заключительном этапе реализации проекта в группе организовывался мини-музей по временам года: «Осенняя страничка», «Зимняя страничка», «Весенняя страничка», где не только ещё раз закреплялся пройденный материал, но и устраивались выставки детских работ; оформлялись детские рассказы по пейзажам.

Результатом проделанной работы также считаю то, что воспитанники нашей группы являлись активными участниками творческих выставок разного уровня. В течение реализации проекта «Картинки с выставки» воспитанники стали победителями конкурсов в номинации «Изобразительное искусство»:

- 1 место Жуковская Валерия в конкурсе «Снежные фантазии» («Шаг в искусство»);

- 1 место Гурьева Арина в конкурсе «Снежные фантазии» («Шаг в искусство»);

- 2 место Котикова Ксения Всероссийский творческий конкурс на сайте «Арт - талант» «Доблесть. Мужество. Отвага», в номинации «Открытка к празднику»;

- 1 место Шпилько Никита в конкурсе «Профессии такие разные» («Шаг в искусство»);

- 1 место Захарова Валерия в конкурсе «Профессии такие разные» («Шаг в искусство»).

В завершении реализации   проекта в результате наблюдений, опросов, анализа детских работ можно отметить положительную динамику  в  освоении детьми знаний по различным жанрам живописи. У детей систематизированы знания о художниках и их произведениях; они умеют эмоционально передавать настроение от увиденного на картине, выражая его через речевые зарисовки; дети легко различают жанры живописи,  их отличительные особенности используют в речи искусствоведческие термины, а так же умеют выделять средства выразительности.

В изобразительной деятельности дети тоже достигли  хороших результатов, могут выделять планы картины, линию своего рисунка, делать карандашный набросок, оформлять фон своей работы, испытывают удовольствие от своего творчества.

На заключительном этапе реализации проекта мною был проведен мониторинг развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, с использованием методики И.В. Штанько, критериями которой стали такие разделы:

  • формирование эстетического отношения к искусству и окружающему миру;
  •  основы художественных знаний;
  •  художественно – эстетическая деятельность.

Показатели были следующими:

Начало проекта (09.2014г.)

Окончание проекта (05.2015г.)

Высокий

7%

Высокий

26%

Средний

45%

Средний

52%

Низкий

48%

Низкий

22%

Вывод: Исходя из показателей диагностики и анализа  результатов, можно прийти к выводу, что последовательная и системная работа в рамках реализации проекта, и созданная система педагогических условий  стала эффективным дополнением в освоении детьми старшего дошкольного возраста знаний в области ознакомления с изобразительным  искусством и развитию их творческих способностей.

Практическая значимость: Данный материал  может представлять интерес  для педагогов дошкольных учреждений и использоваться в практической работе по развитию творческих способностей с детьми старшего дошкольного возраста через ознакомление с различными жанрами живописи.

В завершении хочу сказать: любовь к искусству нельзя передать, если сам ею не обладаешь. Любите искусство! Спасибо за внимание!

Список используемой литературы.

1. Н.А. Курочкиной «Основы ознакомления дошкольников с пейзажной, натюрмортной и портретной  живописью», 2001 г.;

2. Н.В. Трофимовой «Принципы и подходы работы по развитию композиционных навыков»;

3. Р.М. Чумичевой «Методика ознакомления дошкольников с пейзажной живописью»;

4. Л.В. Компанцевой «Методика обучения дошкольников составлению рассказов по пейзажной живописи»;

5. Р.М. Чумичевой «Дошкольникам о живописи», 1992 г.;

6. Т. Комарова «Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей», 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В докладе мы определим универсальные творческие способности человека, а также рассмотрим вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей....

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

Доклад «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через музыкально- ритмические движения и пластику»

В докладе описана эффективность работы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через музыкально- ритмические  движения и пластику....

Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе

-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в работе с бумагой в различных видах детской деятельности"

Творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае – детей. Поэтому я выбрала именно творческое развитие детей в процессе конструирования...

Статья: «Развитие творческого конструирования у детей старшего дошкольного возраста с использованием различных видов конструкторов».

Статья: «Развитие творческого конструирования у детей старшего дошкольного возраста с использованием различных видов конструкторов»....