Доклад «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через музыкально- ритмические движения и пластику»
материал на тему

Надежда Геннадьевна Клюкач

В докладе описана эффективность работы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через музыкально- ритмические  движения и пластику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_klyukach_n.g.docx28.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей  

у детей старшего дошкольного возраста

через музыкально- ритмические движения и пластику»

Секция №7 «Работа с одаренными детьми»

(выявление, сопровождение и поддержка одаренных детей дошкольного и старшего школьного возраста; управленческий аспект организации деятельности с одаренными детьми)

Надежда Геннадьевна Клюкач

МБДОУ №22 "Журавушка" – педагог дополнительного образования

                                                                        Дети должны жить в мире красоты, игры,   сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

                                                                                                                                       Сухомлинский В. А

Проблема развития творческих способностей ребенка была и остается актуальной всегда,       ведь от того, как эти способности будут развиваться в нем с детства, зависит его успешная самореализация в будущем. Всестороннее развитие средствами музыки, ритмических движений и пластики играет немаловажную роль в развитии творческой, гармонично развитой личности ребенка. Одной из самых привлекательных видов деятельности детей дошкольного возраста является движение под музыку. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души.… Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему, Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим…» я считаю, что на занятиях ритмикой дети не только развивают пластику, выразительность движений, жестов, им предоставляется возможность для творческого самовыражения.

      Наблюдения в процессе исполнения детьми творческих заданий показали, что дети, несмотря на средний уровень развития у них двигательных навыков, тем не менее, оказываются неспособными к выполнению творческих заданий: иногда отказываются от таких заданий, или пытаются выполнить их, не показывая творческого самовыражения. Их двигательные импровизации однообразны, в них используются самые простые движения. Есть дети с хорошо развитой координацией движения, которые просто боятся показать себя в индивидуальном исполнении, но охотно повторяют движения за детьми или педагогом.  

     Вероятно, причина этого  заключается, в том, что:

- в процессе обучения дети имели небольшой опыт движения под музыку,

- механически заучивали движения, не имея представления о том, что эти движения выражают,

- чувствовали неуверенность в своих способностях.    

     Исходя из вышесказанного – одним из главных условий развития у детей дошкольного возраста творческого самовыражения в танцах, пластических этюдах, играх является развитие двигательного опыта движения детей под музыку, осознанное отношение детей к исполнению танцевальных движений. Дети должны  понимать значение этих движений, умение с их помощью выражать настроение свое собственное или изображаемого персонажа. А так же создание положительного психологического настроя для детей, чувствующих неуверенность в своих способностях.

Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – методические условия процесса развития творческих способностей детей дошкольного возраста, через развитие музыкально- ритмических движений и пластики.

Гипотеза исследования – развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через музыкально- ритмические движения  и пластику будет наиболее эффективным, если:

- знакомить детей с лучшими образцами классической, народной, современной музыки, выбирая наиболее высокохудожественные произведения;

- организовать возможность для обогащения двигательного опыта детей в непосредственно образовательной деятельности;

- развивать музыкально- ритмические движения и пластику детей с помощью упражнений, этюдов, творческих игр, танцевальных композиций в непосредственно образовательной деятельности, на развлечениях, праздниках, концертах;

- создавать благоприятную психологическую атмосферу, условия для творческого самовыражения детей в непосредственно- образовательной деятельности, учитывающие индивидуальные особенности детей;

-  формировать осознанное отношение у детей к средствам танцевальной выразительности;

- диагностировать развитие творческого самовыражения у детей и развивать музыкально- ритмические и пластические способности детей дошкольного возраста в соответствии с результатами диагностики.

Цель исследования – выявить методические условия, способствующие развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через музыкально- ритмические движения и пластику.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

-  провести анализ литературы по теме исследования;

- охарактеризовать особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

- выделить средства, способствующие развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

- выявить методические условия, способствующие развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

- экспериментально проверить эффективность работы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через музыкально- ритмические  движения и пластику.

Изучая особенности воспитания детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что именно в дошкольном возрасте ребенок наиболее непосредственен и живет глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, оставляя след в душе ребенка. Ребенок дошкольного возраста наиболее подражателен, значит,  педагог должен быть примером для подражания. Для  меня очень важно обладать «искусством переживания», умением «войти в художественный образ»,  только тогда, ребенок,  поверив в твою искренность, будет стараться  передать  художественный образ эмоционально и  с полной отдачей. Чтобы донести до ребенка красоту музыкального произведения, нужно не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении для детей. Я считаю, что педагог- это посредник, проводник в мир эстетических переживаний. В процессе работы интересно наблюдать, как дети точно копируют мои движения и мимику, стараясь впоследствии, придумать что-то свое, оригинальное. Поэтому нужно стремиться быть как можно выразительнее, постоянно самосовершенствоваться.  Дети дошкольного возраста  обладают естественной грацией и свободой тела, способностью к перевоплощению: они могут изнутри себя увидеть жизнь сказочного героя, животного, растения и т.д. Иногда, кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение, и здесь очень важно  научить ребенка ощущать красоту собственного тела через пластику, выразительные движения, жесты. К 5 годам у  детей  уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности, и в этом возрасте необходимо закрепить у ребенка  уверенность в том, что он сумеет все!

           Реализуя в своей работе «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией   М.А. Васильевой   и    парциальную     программу         эстетического           воспитания  «Красота. Радость. Творчество» Т.С. Комаровой, а именно, раздел «музыкально- ритмические движения», я пришла к выводу о необходимости разработки собственных комплексов занятий, упражнений, этюдов, игр, танцевальных композиций, в дополнение  к предлагаемому материалу в рамках реализуемых программ. Для проведения занятий записываю фонограммы ярких музыкальных произведений, красивой, запоминающейся музыки, которая будет способствовать  формированию осознанного отношения у детей к средствам танцевальной выразительности, совершенствованию умения самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание музыкального произведения, песни, обогащению детей разнообразными музыкальными впечатлениями.  Это должны быть самые разнообразные произведения  как по жанру: плясовые, колыбельные, песни, марши,  так и по характеру: веселые, задорные, изящные, грустные, шутливые и т.д. В музыкальный репертуар, я включаю такие произведения, как:

- классические произведения: «Вальс цветов» П.Чайковского, «В пещере горного короля» Э.Грига, «Аквариум» К. Сен-Санса, «Менуэт» Л.Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта, «Итальянская полька» С.Рахманинова и др.

-  народные мелодии: «Калинка», «Светит месяц», «Барыня» и др.;

- эстрадные мелодии: «Сиртаки» Ф.Гойи, «Цыганские напевы», пьесы Петрова из кинофильмов, музыкальные произведения в исполнении оркестра Поля Мориа и др.;

- детские песни современных российских композиторов: Г. Струве, В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова, В. Пипекина и др.

Разрабатывая комплексы занятий для разных возрастных групп, я стараюсь максимально полно раскрывать пластику детей старшего дошкольного возраста, учитывая в работе индивидуальные способности каждого ребенка. В занятия входят такие упражнения, как развитие пластики рук, построенные на основах движений классического танца (основные позиции), а также движения рук к народным танцам: русским, украинским, молдавским, восточным и др.;  Развитие пластики ног:  полуприседания, притопы, «каблучки», «ковырялочка», «гармошечка» и др.; развитие пластики корпуса в исполнении упражнений в положении стоя, сидя, лежа. Все упражнения связаны между собой, и впоследствии дети могут их легко включать  в танцевальные композиции.

Использование на занятиях раздаточного материала (ленты, шарфы, ткань, варежки, обручи, колокольчики, цветы, музыкальные инструменты, маски, игрушки и другие), способствует развитию образного мышления и помогает детям в перевоплощении, в создании того или иного музыкального образа.

Учитывая тот факт, что танцевальные разработки, предлагаемые в сборниках зачастую однообразны, в них описан минимальный объем движений, я придумываю танцевальные композиции   самостоятельно. Это самые разнообразные по тематике и содержанию танцы: «Топочок», «Как Иван да Марья», «Гармошки-черепашки», «Классики», «Волшебная полянка», «Лели-Лели», «Метелица», «Веселая полечка», «Страна вообразилия», «Гусары», «Мышка-хохоша», «Барбарики», «Гномы-лилипутики», «Ромашки и букашки», «Весенняя фантазия», « Разноцветная радуга», «Шалунишки», «Лягушки-хохотушки», «Ладошки» и др.

Самостоятельно подобрала и разработала этюды, творческие задания, игры на развитие пластики и творческого самовыражения, такие как «Весенняя капель», «Ручейки, ручьи и реки», «Пробуждение», «Угадай, кто я», «Веселый дирижер», «Бабочки и цветы», «Большие и маленькие птички» и другие.

В своей работе я использую словесные,  наглядные, игровые и другие методы и приемы.

Использую в работе с детьми «обратную связь». Прослушивая совместно с детьми новое музыкальное произведение, стараюсь почувствовать эмоциональное отношение детей к данному произведению. Обсуждаем с детьми образы, которые они представляют, когда звучит данное произведение. Затем переходим к практической части, когда дети самостоятельно, без показа взрослого пытаются отобразить в музыкально- ритмических  движениях и пластике музыку. В процессе занятия обязательно дать возможность каждому ребенку для творческого самовыражения в раскрытии музыкального образа. Наиболее интересные движения, упражнения, перестроения в будущем ложатся в основу танцевальной композиции. Так, совместно с детьми были придуманы такие творческие игры как «Ручейки, ручьи и реки», «Пробуждение», танцевальная композиция «Гномики», «Так играют малыши» «Я рисую дождик», «Балетная школа» и другие. С танцевальной композицией «Гномики», «Так играют малыши» дети принимали участие в конкурсе «Рождественские звезды» в исполнении «подтанцовки» для вокалистов.

Таким образом, на начальном этапе работы с детьми  обучение   происходит через подражание педагогу. Затем дети  самостоятельно исполняют упражнения и танцевальные композиции, что способствует обогащению их двигательного опыта, а также  творческому  самовыражению. На последнем этапе дети показывают свою способность к творческому самовыражению через пластику движений, сценическому воплощению музыкальных и хореографических образов на концертах, праздниках, творческих отчетах при исполнении танцевальных композиций.

            На занятиях  создаю  положительный психологический настрой, доброжелательную обстановку. Стараюсь проявлять интерес к любым находкам и задумкам детей в исполнении самостоятельно придуманных движений, поощряю оригинальность и необычность в исполнении какого-либо творческого задания.    

         У детей сформированы навыки выразительного  движения под музыку различного характера, воспитанники умеют выполнять танцевальные движения, отображающие характер музыкального произведения, самостоятельно, инсценировать игровые песни, придумывать самостоятельно варианты образных движений в играх и хороводах. Дети умеют выступать сольно, исполнять танцы в парах и в ансамбле, они эмоционально реагируют на музыку, испытывая при этом радость, активно участвуют в выполнении творческих заданий. Они регулярно принимают участие в танцевальных постановках на утренниках, творческих отчетах, интегрированных занятиях, развлечениях  МБДОУ.

Таким образом,  музыкально-ритмические движения и пластика у детей дошкольного возраста являются эффективными средствами развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Реализуя развитие творческих способностей у ребенка, в будущем мы обеспечим становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство и высокий творческий потенциал.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В докладе мы определим универсальные творческие способности человека, а также рассмотрим вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей....

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

Доклад «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с различными жанрами живописи»

Доклад по работе над проектом по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с различными видами живописи....

Педагогический опыт на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - театрализованной деятельности».

На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования дошкольников., где каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желан...

«Развитие интереса к своему здоровью у детей старшего дошкольного возрастачерез музыкально-ритмические движения»

laquo;Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта,а, прежде всего воспитание человека».В.А. Сухомлинский....

Игра, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

В материале,которым я хочу поделиться, я попыталась показать и рассказать, как можно наиболее интересно, занимательно, развивать в детях творческие способности с помощью игр, музыкальных этюдов., упра...