Конспект проведения занятия в мини-музее "Город Мастеров"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Знакомство детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, причиной и историей возникновения, развитием и ролью в культуре русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glavnyy_konspekt_k_muzeyu.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Город Мастеров

Цель: Познакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, причиной и историей возникновения, развитием и ролью в культуре русского народа.

Образовательная -Расширить представление детей о народных промыслах.

Развивающая-Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, причиной и историей возникновения, развитием и ролью в культуре русского народа: Хохлома, Гжель; Филимоновская, Дымковская , Городецкая игрушки, Матрёшки.

Воспитательная- Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о народных промыслах. Рассматривание предметов д.п.и.

 Подготовка рассказов для детей, играющих роль экскурсоводов.

Поездка в музей ДПИ г. Москва.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением различных народных промыслов. Посуда и игрушки: Гжель, Хохлома. Городец. Дымковские игрушки, Матрёшки. Картинки с изображением Филимоновских свистулек.

Ход занятия:

Воспитатель (в русском народном костюме):

- Проходите гости дорогие, рассаживайтесь на скамеечки.

Слава нашей стороне, слава нашей старине

И про эту старину, я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, мастерили.

-Ведь преданья старины забывать мы не должны.

Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Материалом для творчества народного художника служило все; что его окружало: камень, кость, ткань. Более всего наш далекий предок любил дерево, потому что он жил в окружении леса. Лес доставлял и давал ему кров и пищу. Из дерева он строил себе жилье, делал все необходимое. Тесно связанный с лесом русский человек считал его живым существом, воспевал в сказаниях и песнях.

Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.

В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), крынки для хранения молока,  разных размеров чугуны и  делалась она своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали. Любой труд был почетен: взрослый и детский. Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением

Искусство возникло тогда, когда у человека все больше и больше появлялась тяга к прекрасному - потребность украсить все, что его окружало. Началось это очень давно. Наш далекий предок еще жил в каменных пещерах, одевался в звериные шкуры, охотился на зверя, чтобы пропитаться, но находилось у него время и для творчества. Он наводил узоры на предметах повседневного обихода, лепил фигурки людей и животных, выбивал на скалах целые картины. На протяжении долгого времени искусство продолжало развиваться. Каждое поколение художников оставляло лучшее, добавляло свое. И поскольку результаты такого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей, его стали называть “народным”.

 Предметы, созданные руками мастера, рассказывают нам, каким художник представлял мир, как умел соединить назначение вещи с ее красотой.

Что же изображали люди на своих предметах? ( Показ картинок)

- А изображали люди то, что окружало их

В виде круга древний человек изображал солнце небо. По народным представлениям жизнь зависит от сияния солнца, творческая, плодородная сила которого заключается в его ярких весенних и летних лучах. А вот землю – в виде квадрата, иногда с точками, изображавшими зерна, т.е. засеянное поле. Вода обозначалась волнистой зигзагообразной линией. Ну и конечно трава, цветы, ягоды, которые человек собирал в лесу, листья деревьев.

В России народных художественных промыслов великое множество… И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества,

а называется наша выставка « Город Мастеров»

ХОХЛОМА

 Воспитатель: Был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будто, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез… Это сказка, да в ней намек, а не из этой ли сказки появилась удивительная красота?

 1 Ребёнок   В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная. А из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина.  Или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

Ребенок читает стихотворение:

Все листочки как листочки,

здесь же каждый золотой,

красоту такую люди

называют…

(хохломой)

Воспитатель с детьми рассматривает хохломские изделия.

 Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И, я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге- Городец.

4 ребёнок

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Есть  на реке Волге старинный город- Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные кони. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами

Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке.

Воспитатель: Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись.

Скажите пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия? Правильно! Все вещи сделаны из дерева.

 Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные? Городецкий растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.

В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок.

Раньше предметы расписывались в мастерских. Сейчас это делают художники на фабрике .

2 ребёнок Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

П.Синявский

 Воспитатель: Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад.

Недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

3 ребёнок : Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

 Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы здесь видите? Да, здесь и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.

Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне.

Воспитатель :

Ребята, эта посуда очень хрупкая и иногда случается так, что она бьётся, вот и у меня случилось так, помогите мне « склеить» её

( складывание пазла)

Продолжаем наше удивительное путешествие.

Воспитатель: Полюбуйтесь ребята, какая красота!

И сейчас мы услышим рассказ о Дымковской игрушке.

5 ребенок: Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами.  Зимой, когда топят печки, летом, когда туман в пасмурные дни, слобода вся - будто в дыму, дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую нежно и ласково называют – дымка. Много лет назад придумали лепить из глины игрушки: индюков, баранчиков, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, коз. Вылепят мастерицы, обожгут для крепости в печках, побелят мелом, на молоке замешенном, и наступает главная пора – роспись игрушки.

 Воспитатель: Весёлая игрушка выходит, всем на радость.  Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «свистуньей». Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму.

Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины. Для этой росписи используют сочетания ярких цветов: красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и, конечно, черного. Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.

Воспитатель: Я предлагаю вам побыть немного мастерами и украсить  фартук для барышни, используя элементы  росписи.

Филимоновские свистульки

6 ребёнок

 Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут,

А добро там не простое,

И не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой называется оно.

 Ребёнок

 С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Говорят, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.

Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.  Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек.

 Воспитатель : Вы уже знаете как делают дымковскую игрушку.

- Посмотрите внимательно, похожи ли эти игрушки? Как и у дымковской игрушки у Филимоновской есть своя отличительная особенность.

-Какая? Может, кто из вас догадался?

-Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

-Роспись яркая, и в основном преобладает жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий и белый цвета. Сочетая простые элементы (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звёзды), мастерицы создают удивительные орнаменты, которые красиво ложатся на юбки и фартуки фигурок.

Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины, дерева, ткани. А эта игрушка живет в России более ста лет.

-Отгадайте про кого я говорю.

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не петрушка,

Красавица-девица,

Каждая сестрица,

Для меньшей темница.

 

Матрешки.

Матрёшка давно стала одним из символов России

А знаете ли вы сколько лет матрешке? Кажется, она пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности? 

 Ей всего немногим больше 100 лет. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума,  ( показ картинки) которую привезли из Японии в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. 

Токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Самым распространённым на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным. Родиной русской матрёшки считается подмосковный Сергиев Посад – крупнейший центр по производству игрушек в царской России. В самой большой матрёшке России – 100 фигурок, а самая маленькая – всего пару миллиметров в высоту.

Уже более 100 лет матрешке, а она и не думает стареть.

Всели матрешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга?

Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. К нам пришли матрешки из города Семенова, Загорска, Полховского Майдана.

Эта гостья из города Семенова Семеновские лицом взрослее. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий.

Теперь посмотрите на эту гостью.

-Что можете вы сказать о ней? Эта матрешка изготовлена в городе Загорске. Сдержанная, моложавая. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды глубоко контрастный: нарядный русский сарафан с несложным геометрическим орнаментом из полосок и скрещивающимися мазками. На темно-зеленом фоне платка оранжевые «кругляши» - горошек

А эта красавица приехала к нам из города Полховский Майдан. Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. У них яркие, капризные лица. Волосы уложены колечками. Одежда яркая, ярмарочная: малиново-красная, ярко-желтая, сочно-фиолетовая. Чаще всего в центре цветок шиповника.

Вот земля наша - земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты. У мастеров были ученики, они смотрели как мастера работают, и тоже учились делать такие же красивые предметы. Ученики становились мастерами и учили других. И так много-много лет подряд и до сих пор русские мастера делают вот такие красивые предметы.

- Всё, что вы тут видите, делают только в нашей стране — России. Когда в нашу страну приезжают люди с других стран, они обязательно на память о России вот такие красивые предметы.

- Ребята, вам понравилось в нашем музее, а предметы каких мастеров вам запомнились и понравились больше?

- Мы хотим на память о посещении нашей выставки подарить вам раскраски о народных промыслах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения занятия во 2 младшей группе «Путешествие в сказочный лес».

В младшем дошкольном возрасте совершенствование содержания и методов всестороннего воспитания обеспечивается путем формирования системы знаний, упорядочения разрозненных сведений и представлений об ок...

Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим.

 Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе.Тема:«Только смелым покоряются моря»Программное содержание:Закрепить представления и знания о службе моряков гражданского фло...

Конспект проведения занятия по экологии в подготовительной группе. Тема «Волшебница вода»

Программное содержание :Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода это «дом» для многих растений и жи...

Конспект проведения занятия по конструированию Тема: Конспект занятия «Теремок» со строительным материалом в средней группе

Конспект проведения занятия по конструированию Тема: Конспект занятия «Теремок» со строительным материалом в средней группе...

Конспект проведения занятия по лепке Планирование и проведение ООД в средней группе по лепке «Ёжик»

Конспект проведения занятия по лепке  Планирование и проведение ООД в средней группе по лепке «Ёжик»...

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория «Вера».Тема занятия «Радость послушания».

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория «Вера».Тема занятия «Радость послушания»....