Методическая разработка на тему: Интегрированное занятие «Праздник птиц»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Новикова Наталья Владимировна

Интегрированное занятие "Праздник птиц" разработано с учетом задач "Примерной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой (раздел "Ознакомление с миром природы", "Развитие речи"). На занятии дети учатся различать и называть виды птиц; выделять их характерные особенности; у детей формируются первые связные представления о весне. В конспект включены двигательно-речевые игры, упражнения, сюрпризные и игровые моменты, художественное слово. Занятие повышает у детей познавательную активность, зрительную память и воображение. Занятие по познавательной деятельности проведено в нетрадиционной  форме  с использованием ИКТ, что является инновационной работой в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich.razrabotka_integrirovannoe_zanyatie.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  на тему:

Интегрированное  занятие «Праздник птиц»

Цель занятия:

  1. Продолжать закреплять знания детей о природе.
  2. Обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни.
  3. Развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей.
  4. Воспитывать чувство любви к родной природе; воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
  5. Развивать речь детей, интерес к фольклору (закличкам), обогащать словарь; учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Материал к занятию: видеоролик "В мире птиц", аудиозапись «Голоса природы», маски с изображением птиц для подвижной игры, оборудование для аппликации, иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц.

Ход:

Воспитатель:  светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?   …(весна)

После холодной зимы пришла к нам весна.  А теперь, ребята, представьте, что мы с вами попали в весенний лес. Весной в лесу все оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков.

Давайте послушаем звуки и голоса весеннего леса, и посмотрим фильм о перелетных и зимующих птицах нашего края.

Дети прослушивают музыкальную запись «Голоса природы», просматривают видеоролик "В мире птиц" потом рассказывают, что они услышали, и увидели.

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите – кто там появился на лесной полянке. Это Мудрая Сова, которая живет в лесу (иллюстрация). Ответьте на вопросы совы, а потом мы с ней поиграем.

  • что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
  • что в небе легкое, белое, пушистое? (облако)
  • весной бегут, журчат, поют? ( ручьи)
  • с крыши свисают, капают, тают? (сосульки)
  • весной он тает, оседает, плачет? (снеговик)
  • что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)
  • весной она капает, звенит, поет? (капель)
  • что весной греет, светит, припекает? ( солнышко)

Подвижная игра «Совушка»

Воспитатель: действительно, весной солнышко уже не только светит, но и греет. А вы рады весеннему солнышку?

Солнышко, ребята, давайте позовем,

Пусть согреет нас оно своим теплом.

Разучиваем закличку «Солнышко».

Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко,

Там детки сидят, на тебя глядят.

Им в поле бежать, им весну встречать.

Воспитатель: вот и выглянуло наше солнышко. Стало теплее, стало светлее и веселее.

А вы знаете, что когда вода разольется, когда лес зазеленится, когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.

Посмотрите, а кто это прилетел? (иллюстрация с изображение грача)

Вот я – грач,

Проворный, черный,

Кричу: «Крак! Крак!»

Всем червякам враг!

Я самый первый из птиц прилетаю, зиму ломаю

Вы знаете есть даже такая примета: «Если грач на горе, то весна на дворе», а еще говорят: «Увидел грача – весну встречай».

Грач – «вестник весны», эти птицы первыми прилетают к нам весной. Прилет грачей начинается в конце марта.

Голос грача напоминает вороний, но более высокий. Гнездо строят и самка и самец. В основание закладывают толстые ветки, затем землю, по краям выкладывают тонкие веточки. Выстилают гнездо сухими стеблями, соломой, ватой, бумагой, тряпками. Одно и то же гнездо используется много лет, каждую весну птицы его ремонтируют и достраивают так, что старые гнезда выглядят как многоярусная постройка. Самка в середине апреля откладывает 3-6 яиц, высиживает около 3-х недель, самец ее кормит. Птенцы появляются в начале мая,  в середине июня вылетают из гнезда и около 3-х недель подкармливаются родителями.

Питаются крупными насекомыми, мышевидными грызунами, пищевыми отбросами, из растительной пищи – семена различных растений, овощи, плоды и ягоды.

Проводится игра «Грачи летят».

Воспитатель: я буду говорить, а вы слушайте меня внимательно, поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: «Летят, летят». Да только, чур, не ошибаться: лететь нужно только с теми, кто на самом деле летать может. Кто ошибется, тот выбывает их игры.

Грачи летят, на всю Русь трубят:

«Чу-чу-чу- мы несем весну!»

«Гу-гу-гу – не догнать никому!»

«Летят, летят!» - отвечают дети и машут  руками.

Пчелы летят, гудят, бурчат:

«Жу-жу-жу – медову несем сыту»

«Летят, летят!» -  отвечают дети и машут  руками.

Поросята летят, полосаты визжат:

«Хрю-хрю-хрю – надоело нам в хлеву!

Синицы летят, на всю Русь кричат:

«Дзю-дзю-дзю – не поймать никому!»

«Летят, летят!» -  отвечают дети и машут  руками.

Комары летят, кричат, пищат:

«Ду-ду-ду – не уйти никому!»

«Летят, летят!» -  отвечают дети и машут  руками.

Медведи летят, толстопяты рычат:

«Ру-ру-ру – надоело нам в лесу!»

Выставляется следующая иллюстрация с изображением ласточки.

Воспитатель: Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей:

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Ласточка – одна из самых симпатичных перелетных птиц.У нее длинный раздвоенный хвост с глубоким вырезом, тонкие крылья. В воздухе она совершает головокружительные акробатические трюки. У нее яркое оперение – на спине блестящие перья, а брюшко  - белое.

Ласточка питается летающими насекомыми: мухи, комары и бабочки. Во время холодной или дождливой погоды деревенские ласточки находят мало корма, поэтому, чтобы насытиться, и требуется больше времени. Известно явление, когда при плохой погоде ласточки летают низко над водой – это вызвано тем, что они  в это время ловят насекомых, которые живут у поверхности воды.

В случае недостатка корма ласточка может съесть гусениц и пауков. Кормящая птенцов ласточка в гнездо приносит множество насекомых.

Из Африки в апреле к вам лечу,

Под крышами из глины домик мастерю.

Лечу как самолетик – изящна и легка.

С выемкою хвостик, собой не велика.

А вы знаете, что весну на своих крыльях несут не все птички, а только перелетные.

Вот мы сейчас проверим, хорошо ли вы знаете этих птиц.

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

Дети надевают маски птиц: перелетных и зимующих. В группе прикреплены на расстоянии изображения солнышка и снежинки. Птицы бегают врассыпную под музыку со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички – невелички.

После этих слов музыка заканчивается и «перелетные птицы» должны собраться у солнышка, а «зимующие» - у снежинки.

Воспитатель: (иллюстрацияя с изображением скворца) А это кто?

(читает стихотворение)

А у нас в саду жилец –

Бойкий маленький скворец.

Тихий сад повеселел

Оттого что он запел.

С солнцем скворушка встает,

Ест жуков, росинки пьет.

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день.

С юга скворушки летят,

В новом доме жить хотят.

Все ли здесь для нас готово?

Где бы нам сейчас присесть?

Где попить и где поесть?

Воспитатель: ребята, а как называется домик скворца?

Издавна скворцы считались символом наступления весны и талисманом садоводов, урожай которых скворцы защищали от нашествия насекомых. Недаром название самого распространенного рукотворного домика для птиц – скворечник. Рядом с жильем человека скворцы предпочитают устраивать гнезда именно в них, а если искусственных квартир не хватает, то поселяются в дуплах деревьев. Первыми с зимовок появляются самцы скворцов. Выбрав подходящие скворечники, они целыми днями вдохновенно поют возле них. Вскоре к самцам присоединяются самки, и образовавшиеся пары начинают обустраивать гнезда. С появлением птенцов родители  все светлое время собирают корм. Скворцы ловят жуков, клопов, мух, пауков, дождевых червей.

Давайте поможем скворцам и сделаем для них скворечники.

Коллективная аппликация «Скворечники» их спичечных коробков.

На большущей высоте,

Выше крыши, на шесте

Мы поставим новый дом,

С круглой дверцей и крыльцом.

Воспитатель: а еще весной к нам прилетают жаворонки (иллюстрация).

Даже в далекие времена отмечали такой праздник «Сороки» или по – другому «Птичий праздник». В этот день в каждом доме лепили из теста вот таких птичек (показывает) – жаворонков, пекли их. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее из далеких краев приносят птицы. Детям «птиц» давали, приговаривали: «Жаворонки, прилетите – весну принесите». (Раздает птичек – оригами детям). Я хочу подарить вам не только этих жаворонков, но и много радостных солнечных дней. Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому, счастье приносить. Но вы должны помнить:

Что птиц, ребята, не надо ловить,

Надо птиц всегда любить.

Птичьих гнезд не разорять,

Зимою птицам помогать,

Их жалеть, оберегать.

Воспитатель: А, теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки. Ну, вот мы снова в нашей группе. Понравилось вам наше путешествие? Молодцы, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария к празднику в младших группах «Мы мамин праздник отмечаем!»

В сценарии праздника для младшего возраста "Мы мамин праздник отмечаем!"  раскрыты две темы: тема Весны и День 8 Марта.Действующие лица:Весна - воспитатель;Ручеек - ребенок;Солнышко - ребенок;Лис...

Методическая разработка. Гравюра "Перо Жар - птицы"

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города  Москвы«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»...

Методическая разработка. Педагогический проект "Почему птицы зимой не улетают в тёплые края"

Целью проекта является обогащение и углубление представлений у детей старшего возраста о зимующих (осёдлых) птицах и бережном отношении к ним....

Методическая разработка Тема: «Поможем птицам в зимнюю стужу».

Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц....

Наименование материала: Методическая разработка. Тема: Сценарий казачьего праздника "Покрова Пресвятой Богородицы"

Сценарий данного мероприятия разработан в рамках тематического направления воспитательной деятельности "Патриотическое воспитание дошкольников". Изучение истории родной земли, истории нашего...