Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста через игры и занятия краеведческй направленности
рабочая программа по окружающему миру на тему

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использование игр

 

и      занятий краеведческой направленности, которые значительно повысят уровень сформированности экологической культуры у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon опыт работы147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Шкуновская средняя общеобразовательная школа»

 Акбулакского района Оренбургской области

 (дошкольная группа)

Формирование основ  экологической культуры

 у детей  дошкольного возраста  посредством игр и занятий краеведческой направленности

Воспитатель первой квалификационной категории Аннова Н.М.

п.Шкуновка

2016г.

Информация об опыте.

Тема опыта: Формирование основ  экологической культуры  у детей  дошкольного возраста  посредством игр и занятий краеведческой направленности

Условия возникновения и становления опыта.

Педагогический опыт формировался и реализовывался в условиях муниципального бюджетного образовательного учреждения Шкуновская средняя общеобразовательная школа, дошкольная группа, Акбулакского района Оренбургской области.

Опыт работы был обобщен на базе группы старшего дошкольного возраста, в период с 2013 по 2016 год. На момент возникновения опыта возраст детей был 4,5 – 5 лет, на конец работы над проблемой 6,5 - 7 лет.

Аннова Надежда Михайловна – воспитатель старшей группы, которую посещает 21 ребенок  из них 10 мальчиков и 11 девочек.

Автор опыта провела ряд наблюдений для выявления уровня сформированности экологической культуры у дошкольников опираясь на диагностику экологических знаний дошкольников Соломенниковой О. [19, 22-32] (Приложение №1)

Таким образом, была обоснована необходимость организации и проведения системы развивающих и обучающих занятий и игр, краеведческого содержания, направленных на формирование экологической культуры у детей  дошкольного возраста.

Актуальность опыта

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определенны направления развития и образования, к которым относится Познавательное развитие. Оно предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Экологическое образование дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к

нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.  

  • настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всѐ больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

  • Оренбургской области так же определены приоритетные направления в сфере инновационной инфраструктуры образования, к которым относится экологическое воспитание подрастающего поколения на краеведческом и этнокультурном материале.

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения  у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития, начиная с раннего дошкольного возраста. Приобщение ребенка к природе способствует воспитанию у  него многих положительных качеств личности.       Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.   В решении данной задачи важная роль принадлежит воспитанию любви к природе. Оно призвано разрешить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы - основы выживания человека и сохранения природной среды. Наша задача (педагогов и родителей) вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом.  Ведь все те, кто приносит вред природе, когда - то тоже были детьми.     

Актуальность воспитания любви к природе через  игры в том, что при решении задач, поставленных в игре, ребёнок учится выделять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам.

 Использование игр и занятий краеведческой направленности помогает активизировать деятельность ребенка, развивать познавательную активность, наблюдательность, поддерживать интерес к изучаемому материалу, развивать творческое воображение, образное мышление, так как все это  делает процесс обучения занимательным для ребенка.

 Следовательно, такие игры и занятия краеведческой направленности  имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого воспитателя.

Поэтому, считаем, что тема исследования достаточно актуальна.

Очевидна необходимость комбинирования и систематизации известных

игр, занятий, методик и технологий краеведческой направленности, а также поиска более новых, эффективных научно-обоснованных путей формирования экологической культуры у детей  дошкольного возраста.

 На основании вышеизложенного возникло противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности экологической культуры у детей и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы в области дошкольного образования.

Теоретическая база опыта

Многолетнее изучение проблем экологического образования позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И.Д Зверева, И.Т Суравегиной, должна быть связана с социально - нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.

Д.В Владышевский сущность экологической культуры связывает с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбережению природы. А это должно быть связано с самоограничением личного потребления и поискам оптимальных норм производственного потребления

Не менее важно мнение Б.С Кубанцева об экологической культуре. Он говорит о необходимости переориентации господствующего в мышлении соотечественников антропоцентрического мышления, когда в центре стоит человек, на экологическое биоцентрическое мышление, когда человек будет рассматривать себя наравне с природой. Такое мышление может сформироваться на основе более глубокого, чем ныне изучения объективных законов живой природы.

Лихачев Б.Т. рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой

Все последние годы ушедшего века продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образования - шло развитие понятия экологической культуры. У философов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (П.Г. Саморукова, С.Н Глазычев, Б.Т Лихачев,Н.М Мамедов, И.Д Зверев, И.Т Суравегина, и др.) сложилось понимание этого явления - понимание того, что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных обще планетарных изменений именно экологическая культура должна стать тем ядром человеческой личности, которое может спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития

Рыжова Н. В. всесторонне изучает процесс становления экологической культуры, где исходной является такая позиция экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, окружающая взаимосвязь человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Центром экологической культуры являются универсальные ценности и такие способы деятельности, которые позволяют сохранить эти ценности.  А критерием сформированности экологической культуры являются обоснованные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и деятельность человека, действия, экологически сообразные социоприродной среде.

Большинство исследователей, рассматривая феномен экологической культуры, опирается на подсистемы понятия, в качестве которых выступают экологическое мышление, экологическое сознание, отношение, экологическая деятельность, т.е. экологическая культура, рассматривается как широкое интегративное свойство личности.

Сформированное экологическое сознание кардинальным образом меняет отношение ребенка к природе.

Экологическое сознание выполняет важные функции:

1 - просветительская;

2 - развивающая;

3- воспитательная; 4 - организующая:

5 - практическая. (Б.Т. Лихачев, 1998).

Эффективная реализация функций экологического сознания ведет к формированию у детей экологической культуры. А многообразие ее аспектов, по мнению Кондратьева Н. Н можно представить, выделив следующие компоненты:

1 - экологическое знание, умение; 2 - экологическое мышление;

3 - ценностные ориентиры;

           4 - экологически оправданное поведение.

Итогом экологического образования, по мнению Зениной Т. Н., должно стать высокоразвитая экологическое сознание, составляющие экологическое мышление и экологическая культура личности, воспитание и формирование у нее чувства прекрасного, чувства любви к природе, и главное, - гармонизация взаимоотношений между человеком и природой.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, к природным богатствам родной земли. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли «читать» книгу природы и передавать накопленные знания детям. Они хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой.

В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение среды обитания и всего живого на земле.

К сожалению, народная культура отношений человека к природе во многом утрачена, а ее возрождение - важная и благородная задача педагогической науки и практики.

Николаева С. Н. предлагает следующие структурные компоненты формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста:

  • циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, растениями в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке). Каждый цикл, включает 4-6 наблюдений, позволяет на сенсорной основе формировать конкретные представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном контакте;
  • ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение календаря природы; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;

  • совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;

  • подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе (в кульминационный период зимы), что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц,

а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре природы;

  • «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними

  • зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;

  • чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е.Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору. Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков;

  • чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в ИОС; знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита - приобщать детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);

  • еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;

  • проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.

Таким образом, экологическая культура  -  это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало оно  берет  в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководство.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в комбинировании и систематизации игр, занятий и технологий краеведческой направленности, создании авторских занятий, игр, методических приемов и вариантов их использования педагогами в работе с детьми дошкольного возраста, направленной на формирование экологической культуры и ознакомление дошкольников с родным краем.

Новизна, теоретическая и практическая значимость данного педагогического опыта состоит в следующем: 
           
апробированы на практике приемы, упражнения, дидактические игры, внедрены в собственную практику;

 разработано перспективное планирование по годам обучения; представлено необходимое методическое и дидактическое обеспечение;

 теоретически обосновано и экспериментально проверено предположение о том, что образовательный процесс дошкольников наиболее эффективен при условии активного использования в процессе обучения материала краеведческого характера;

   педагогом организована систематическая просветительская работа с педагогической и родительской общественностью (консультации, беседы, практикумы, оформление родительских  уголков).

 В своей работе автор опыта старается гармонично сочетать использование современных образовательных технологий, и  Интернет-ресурсов.

Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь этим путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами экологического воспитания. Однако путь этот долог. Поэтому роль взрослого как “ проводника” очень важна и ответственна. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие..      Новизна выполненного педагогического опыта  заключается в том, что в нём демонстрируются многоаспектные возможности межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты деятельности через взаимодействие педагогов дошкольной группы, родителей воспитанников, работников детской библиотеки, работников краеведческого музея МБОУ «Шкуновская СОШ».    Формируя основы  экологической культуры  педагог  знакомит  дошкольников с историей, традициями, культурой, родного края; использует литературный, фольклорный, исторический материал; формирует  личность, способную к успешной социализации.

        Содержание, формы и методы обучения, направленные на формирование основ экологического воспитания  обоснованно выстраиваются с учетом использования в практике педагога регионального компонента;

 Опыт работы заслуживает внимания практикующих и творческих педагогов. Несомненную практическую значимость работы имеют материалы, представленные в приложении к опыту.

Новизна опыта заключается еще и в том, что педагог использует программу, учитывающую региональный компонент;  в которой четко обозначены направления работы, система обучения детей по ознакомлению дошкольников с особенностями и своеобразием природного, социального, культурного-этнического и национального уклада родного края.  Представленный материал рекомендован к использованию на групповых, индивидуальных занятиях в ДОУ.

 Содержание данного опыт в ходе грамотно организованной систематической работы воспитателя у дошкольников совершенствуются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; формируется абстрактное мышление и другие качества интеллекта, а также развивается память, воображение.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использование игр

  • занятий краеведческой направленности, которые значительно повысят уровень сформированности экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Длительность работы над опытом

Работа по формированию экологической культуры у детей посредством занятий и развивающих и обучающих игр краеведческой направленности длилась с 2013 по 2016гг.

Первый этап: констатирующий.

(сентябрь 2013 года – октябрь 2013года)

изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования, подбор диагностического материала

  • выявление уровня сформированности экологической культуры у детей  дошкольного возраста.

Второй этап: формирующий.

(ноябрь 2013 года - январь 2015 года)

Разработка, комбинирование и апробация системы развивающих и

обучающих  игр  и  занятий    направленных  на  повышение  уровня

сформированности экологической культуры у детей  дошкольного возраста.

Третий этап: контрольный.

(февраль 2015 года – апрель 2016 года)

Проведение повторной диагностики. Обработка и анализ полученных данных; оценка эффективности и результативности проделанной формирующей работы; систематизация и обобщение результатов; формулирование выводов и оформление педагогического опыта. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность разработанной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы

Диапазон опыта

В опыте представлены разработки системы развивающих и обучающих игр и занятий краеведческой направленности, которые могут быть использованы педагогами дошкольного образовательного учреждения для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

 ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА.

Цель и задачи педагогической деятельности.

Цель: формирование основ  экологической культуры  у детей  дошкольного возраста  посредством игр и занятий краеведческой направленности

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

  1. Провести экспериментальные исследования по формированию экологической культуры у детей  дошкольного возраста.

  1. Оформить полученные в ходе исследования результаты и провести их анализ.

  1. Разработать систему дидактических игр, занятий краеведческой направленности по формированию экологической культуры у детей  дошкольного возраста.

Реализация опыта началась с констатирующей диагностики на выявление уровня сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста.

Она осуществлялось по методике «Диагностика экологических знаний дошкольников» (автор Соломенникова О.) [1, 22-32] (Приложение №1).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных, мира растений.

Детям предлагалось ответить на ряд вопросов, по ответам на которые

воспитатель отмечала: знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные)? Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов? Знают ли, как обеспечить уход за животными (растениями)?    Могут

ли  определить  стадии  роста  и

развития  животных  (растений)?   Относят

ли животных к живым существам

и по каким признакам?

Умеют

ли устанавливать связи   между

средой обитания  и   внешним

видом, средой обитания и образом

жизни?   Сформированность

понятий

«звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «растения».

Затем  проводилась  беседа

по  картинкам:  Кто это? Что  это?

Как  ты

думаешь, что нужно животным (растениям), чтобы жить и хорошо себя чувствовать? Как нужно ухаживать за животными (за растениями)? Затем детям были предложены цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки.

Воспитатель спрашивала у детей: Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь? Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему? Правильно ли посажено растение? Почему ты так думаешь? Правильно ли дети ухаживают за растением? Почему?

Анализ результатов выполнения заданий позволил выявить существенные трудности у детей: дети часто допускают ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументируют свой выбор; не всегда соотносят представителей фауны со средой обитания; затрудняются назвать характерные признаки; не проявляют интереса и не выражают свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Опираясь на результаты диагностики, был разработан перспективный тематический план по формированию экологической культуры у детей  дошкольного возраста посредством развивающих и обучающих игр, занятий краеведческой направленности (Приложение №2).

Формирующий этап эксперимента был реализован по следующим направлениям работы:

-Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы,

заочные путешествия, викторины).

-Познавательно-развлекательное   направление   работы (праздники,

утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

-Практическое  направление  работы,  (посадка  «зеленой  аптеки»,

озеленение группы, участка ДОО, подкормка птиц).

-Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

Работа по данным направлениям была реализована  во второй половине дня, которая включала в себя: организованную образовательную деятельность с детьми (групповую, подгрупповую и индивидуальную); совместную образовательную деятельность с детьми; самостоятельную деятельность детей; совместную деятельность с родителями и детьми.

На занятиях мы использовали следующие формы работы:

  • Экологические экскурсии и прогулки.

  • Практикумы на экологической тропе.

  • Игры: интеллектуальные, сюжетно – ролевые, имитационные, театрализованная деятельность.

  • Конкурсы рисунков и экологических плакатов.
  • Изготовление поделок из природных материалов.

  • Оформление информационного стенда «Маленький эколог».

  • Экологические акции.

  • Походы.

  • Праздники.

  • Уход за культурными растениями (посадка, посев, полив, рыхление, сбор семян).

  • КВН викторины.

Занятие – наблюдение по познавательному развитию.

Цель: Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке.

Структура занятия - наблюдения:

  1. Вводная беседа (организационный момент).
  2. Наблюдение за растениями участка.
  3. Беседа.
  4. Подведение итогов.

На данном занятии было использовано наблюдение за живой природой - растениями на участке. Наблюдение было организованно как разведывательное, детям было предложено найти цветущие растения на участке, описать их. Для обобщения увиденного воспитателем было выбрана беседа с детьми, где каждый ребенок принимал активное участие, высказывал свое мнение. В ходе беседы воспитатель определила заинтересованность всех воспитанников в наблюдении за осенними цветущими растениями, что на данном этапе работы было результативным и успешным.

Наблюдение.

Тема: «Наблюдаем за насекомыми осенью» Цель: Систематизировать представление детей о поведении насекомых осенью.

Структура

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о насекомых.
  3. Наблюдение за насекомыми.
  4. Подведение итогов.

Для достижения поставленной цели наблюдения предварительно с детьми было проведено занятие о жизни насекомых, знакомстве с ними. Представленное наблюдение является закрепляющим при знакомстве детей с насекомыми.

Беседа о насекомых организованна в форме фронтального опроса для совершенствования знаний детей о насекомых.

Процесс наблюдения предложен детям как разведывательный, ребятам необходимо найти и пронаблюдать за насекомыми, которые приготовились к зиме, пронаблюдать за ними, сделать выводы как насекомые готовятся к зиме.

Результаты наблюдения показали заинтересованность детей жизнью насекомых.

Практическая деятельность

1.Изготовление макетов  села;

2.Оформление альбомов «Мое село», «Животние»..

Практическая деятельность проходила в непринужденной форме, но все дети без исключения приняли в ней активное участие.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения дошкольников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

Задача воспитателя заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На наш взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения.

Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, рассказов, совместных с родителями проектов, выпусков тематических газет, буклетов.

У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе воспитатель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям дошкольников, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы воспитатель опирается на жизненный опыт детей, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, стихотворений, просмотра фильмов.

Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных сообщений дошкольников, игровых моментов, инсценировок, практических заданий.

Для сохранения результатов практической деятельности дошкольников используются: презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);

творческие работы (графические, живописные, литературные) в форме накопительных папок.

Анализ результатов контрольного этапа эксперимента подтвердил обоснованность и продуктивность использования системы игр и занятий краеведческой направленности с целью формирования экологической культуры у дошкольников.

Результат деятельности в рамках опыта продемонстрировал, что использование системы игр и занятий краеведческой направленности позволяет успешно формировать экологическую культуру у дошкольников.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

В результате проделанной работы в рамках формирующего этапа эксперимента проявление экологической культуры у дошкольников будет характеризоваться следующими показателями:

  • Повышение  уровня  информированности;
  • повышение интереса к природе родного края;
  • потребность выразить свой интерес в творческих работах;

  • соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку;

  • ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

  • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

  • ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

Таким образом, повторное диагностирование детей по методике, выбранной на констатирующем этапе эксперимента показало, что исходный уровень сформированности экологической культуры у детей дошкольного возраста заметно отличается от контрольного. Для

подтверждения этого вывода можно воспользоваться результатами отраженными в таблице (см. таблица №1) и графическими данными (см.

рис.1).

Таблица № 1.

Сравнительный анализ результатов диагностики по изучению уровня сформированности  экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Сентябрь 2013

Март 2016

Уровни

Средний

Средний показатель в %

развития

показатель в %

Высокий

7

40

Средний

65

53

Низкий

28

7

Таким образом, автор отметил положительную динамику процесса формирования экологической культуры: дети с высоким уровнем составляют 40 % , на констатирующем этапе эксперимента количество детей с высоким уровнем составляло 7%. Средний уровень с 65% уменьшился до 53% , а низкий уровень с 27% снизился до 7%.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что формирование экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, ирг, коллективных творческих дел и индивидуальную  работу.

Система проделанной работы нашла свое отражение в перспективном плане работы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста (Приложение №3).

Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого дошкольного образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство воспитанников. Причем достигается не только пассивное участие дошкольников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.

Анализ результатов контрольного этапа подтвердил обоснованность и продуктивность работы. Показал эффективность использования системы занятий, развивающих и обучающих игр краеведческой направленности в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.

АДРЕСНАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ  

      Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

ТРУДОЕМКОСТЬ

       Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Организация данной работы не трудоемка при наличии необходимых материалов по ознакомлению дошкольников с родным краем, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – художественная литература, картотеки дидактических игр, картинки для ознакомления детей с природой и др.

Трудности при применении данного опыта  могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе  материалов по ознакомлению с региональными особенностями природы;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»

Задачи

Темы и формы работы

Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ.

Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу

Младший и средний дошкольный возраст

Тема «Добро пожаловать в экологию»

  • «Деревья вокруг нас»
  • «Труд в природе»
  • «Как птицы в селе готовятся к зиме»
  • «Подкормка птиц»
  • «Что такое хорошо и что такое плохо»

Акции

  • Трудовые прогулки-акции
  • Покормим птиц

Содружество с семьей

  • Конкурс «Скворечники для птиц»

Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей села и о проблемах родного края.

Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её

Старший дошкольный возраст

Тема «Добро пожаловать в экологию»

  • Беседа о домашних и диких животных
  • Кто живет в реке Малая Хобда?
  • Для чего человек сажает деревья?(«Деревья родного края»)
  • «Живая, неживая природа родного края»
  • «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных»

Конкурс. Акция. Выставка

  • «Фантазия» /поделки из природного материала/
  • Акция «Вторая жизнь бросового материала»
  •  Выставка рисунков «Природа родного края»

Содружество с семьей

  • анкетирование «Что я знаю о природе Оренбуржья»
  • конкурс семейных традиций
  • туристические походы
  • субботник «Озеленение участка д/сада»

Библиографический список

1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: 1997.

2. Бобылева Л.Н, Дупленко О.В. О программах экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7

3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М.: - 1972.

4. Владышевский Д.В. Экология лесных птиц и зверей.  М.: - 1980

5.Глазачев С.Н. Мамедов Н.М. Суравегина И.Т. Основы экологии – М.: -

2003

6. Зверев И. Д. Отношение дошкольников к природе  М.: - 1988 7. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание. -

2003. № 7. - С. 31-34.

8. Иванова Г.Н.., Курашова В.О.. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - № 7. - С. 10-12.

9. Каменева Л. А.,. Кондратьева Н. Н, Маневцова Л. М.,. Терентьева Е. Ф. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников - СПб.: - 2003. - 319 с.

10.. Кондратьева Н. Н "Мы" - Программа экологического образования детей - СПб: Детство-пресс, - 2003. - 240 с.

11. Лихачев Б.Т. Экология личности//Педагогика.-1993.-№2.

12. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду // Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, - 1984. - 160 с

13. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей/ Учебное пособие для студентов. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", - 2002. - 336 с.

14. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, - 2000.

15. Рыжова Н.А. "Наш дом - природа"/ Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. № 7. - С. 26-34.

16.Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы.// Дошкольное воспитание -2001 -№ 7, .

  1. 4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. -М.: Карапуз, -2000.

  1. Саморукова П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду.- М."Просвещение", - 1992

  1. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2002.

  1. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 2-е изд., испр. -- М.: Издательский центр «Академия», - 2001

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста

В процессе решения задач по экологическому воспитанию можно воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство....

«Формирование основ экологической культуры детей младшего возраста через наблюдения в природе»

С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Формирование основ экологической культуры  детей младшего дошкольного возраста через набл...

Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности.Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деяте...

«Формирование основ экологической культуры детей младшего возраста через наблюдения в природе»

Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру природы;Побуждать в детях желания ухаживать з...

План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...

План по самообразованию «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных вз...