Итоговая аттестационная работа "Развитие любознательности у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с зимующими птицами родного края"
проект по окружающему миру по теме

Cавенкова Галина Анатольевна

Содержание современных программ дошкольного образования обеспечивает целостное развитие личности ребенка. Задачи познавательного развития занимают центральное место и ориентируют дошкольника на целостное представление о мире.

Основной задачей образовательных реформ сегодня является полноценное развитие личности, способной не только умело ориентироваться в информационном пространстве, но и активно, творчески преобразовывать окружающую действительность. При этом большое значение имеет ярко выраженная познавательная активность детей, реализующаяся через ряд личностных свойств, одним из которых является любознательность.

По мнению многих педагогов и психологов, любознательность, как общая познавательная направленность личности ребенка, может яв­ляться основой возникновения устойчивого познавательного  интереса, направленного на определенный предмет и опреде­ленную деятельность. Направленность ребенка на познавательный материал приводит к любознательности. Данное качество позволяет ребенку расширить представления и углубить понимание окру­жающей действительности. Особенностью  любознательности яв­ляется тот факт, что она  может быть условием успешной активной умственной деятельности, в то же время способствует  снижению утомляемости, повышая работоспособность ребенка.

В связи с этим становится актуальным вопрос о специально организованной работе, направленной на развитие любознательности детей среднего  дошкольного возраста.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл аттестационная работа83.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Братский педагогический колледж»

                                                                                                                                               ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ…….…………..

  Руководитель МРЦ………………………. .

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ  РАБОТА

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЗИМУЮЩИМИ ПТИЦАМИ РОДНОГО КРАЯ


Савенковой Галины Анатольевны                            ____________________

Дополнительная  профессиональная программа переподготовки «Воспитание образование и развитие детей дошкольного и раннего возраста»

Форма обучения:  очно-заочная

Оценка:

Усть-Илимск, 2015г

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………….…4

  1. Сущностная характеристика понятия  «любознательность»……………4

  1. Проблема развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………..….…. 6

Глава 2. Развитие любознательности у детей среднего возраста через проектную деятельность по теме «Зимующие птицы родного края»……….. .8

Заключение ……………………………………………………………………... 18

Список  используемой  литературы ……………………………………….. ... .20

Приложения……………………………………………………….…………… .21

Введение

Содержание современных программ дошкольного образования обеспечивает целостное развитие личности ребенка. Задачи познавательного развития занимают центральное место и ориентируют дошкольника на целостное представление о мире.

Основной задачей образовательных реформ сегодня является полноценное развитие личности, способной не только умело ориентироваться в информационном пространстве, но и активно, творчески преобразовывать окружающую действительность. При этом большое значение имеет ярко выраженная познавательная активность детей, реализующаяся через ряд личностных свойств, одним из которых является любознательность.

По мнению многих педагогов и психологов, любознательность, как общая познавательная направленность личности ребенка, может являться основой возникновения устойчивого познавательного  интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Направленность ребенка на познавательный материал приводит к любознательности. Данное качество позволяет ребенку расширить представления и углубить понимание окружающей действительности. Особенностью  любознательности является тот факт, что она  может быть условием успешной активной умственной деятельности, в то же время способствует  снижению утомляемости, повышая работоспособность ребенка.

В связи с этим становится актуальным вопрос о специально организованной работе, направленной на развитие любознательности детей среднего  дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста

  1. Сущностная характеристика понятия  «любознательность»

В толковом словаре В.И. Даля понятие «любознательность» определяется как отдельное любопытство, любовь к наукам, к познанию, желание поучаться. С.И. Ожегов предлагает свою трактовку этого понятия: «любознательный  склонный к приобретению знаний, пытливый». В России и за рубежом этому уделялось немаловажное значение и этой проблемой занимались многие выдающиеся ученые. И в настоящее время этот вопрос не потерял своего актуального звучания.

Наиболее часто любознательность интерпретируется как познавательная потребность и познавательный интерес. (С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Проколиенко).

Ряд исследователей рассматривают любознательность в рамках познавательной мотивации.  (Д.Е. Берлайн, А.И. Сорокина).

Следующая группа исследователей относят любознательность к интеллектуальному чувству (П.И. Иванов, А.И. Аржанова, В.В. Давыдов и д).

Заслуживает внимания направление, рассматривающее любознательность как черту характера или свойство личности. Данный подход имеет место в работах Б.Г. Ананьева, Н.А. Погореловой и др.

Н.Т. Лобова считает, что любознательность означает готовность субъекта к активной познавательной деятельности, в которой и проявляется. При этом побудителем является познавательная потребность (познавательный интерес).

Вывод: Таким образом, вопрос о понятии  любознательности в педагогических работах относительно природы любознательности окончательно решен так и не был. Любознательность рассматривается различными авторами как синоним познавательного интереса, как активное познавательное отношение к действительности, как активное стремление к знаниям, как источник познавательного развития, как причина возникновения познавательного интереса и низшая его ступень.

  1. Проблема развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста

Задача формирования познавательного интереса у дошкольников была и остаётся актуальной. Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека. Однако, периоду дошкольного детства в ней отводится особое место. В этом возрасте формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы; происходит эмоционально – чувственное постижение окружающей действительности.

Детям дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме «зачем?», « почему?».

К сожалению, у многих детей наблюдается неустойчивый интерес к познанию, потому что взрослые подавляют детей грузом своих знаний, а не создают условий для самостоятельного нахождения ответов на вопросы «почему?».    

  Педагогам и родителям надо включать ребёнка в осмысленную деятельность, в процессе который он сам бы смог делать какие-либо выводы; в активное изучение объектов живой природы. Не отмахиваться от детских вопросов, не давать сразу  готовые ответы, а предоставить  возможность приобрести их самостоятельно.

Таким образом, задачей педагога и родителей является, прежде всего, создать зону интеллектуальных впечатлений для ребёнка, где формируется острая любознательность и стойкий  познавательный интерес.

Можно сделать следующие выводы об особенностях развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста.

  • Любознательность дошкольников выражается в их многочисленных вопросах. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является возникновение перед ребёнком неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного.
  • Пробуждению вопросов и практической познавательной активности, а, следовательно, любознательности содействует такая форма работы с детьми, как вовлечение их  в новый материал, в новые ситуации.  
  • Познавательная деятельность дошкольников отличается яркой эмоциональной окрашенностью. Эмоциональные воздействия на ребенка стимулируют его познавательную активность, развивают любознательность.


Глава 2. Развитие любознательности у детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность по теме «Зимующие птицы родного края»

      Природная любознательность присуща всем детям. Путем бесконечных вопросов и исследований ребенок расширяет свои представления об окружающем мире. При этом данное качество можно и нужно воспитывать. Во многом от взрослого зависит, будут ли познавательные интересы ребенка крепнуть и развиваться или останутся незамеченными.

       В работе педагога возникает вопрос: с помощью каких методов и приёмов в развитии любознательности можно достичь успеха? ФГОС дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Педагогу необходимо выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. 

        Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения. Поэтому  и была выбрана именно эта форма работы по развитию любознательности у  дошкольников среднего возраста.                                                                                                             

      Одним из примеров работы в данной форме является проект по лексической теме   «Зимующие птицы».

      Как только наступили холода, к нам на участок прилетели удивительные птицы. Дети средней группы «Улыбка» в это время дышали свежим воздухом  на прогулке. Они с восторгом любовались ими. Но что же это за пернатые? На всем известного воробья, вроде как, и не похожи. Ребята также обратили внимание на то, что  питаться им совсем нечем, кроме ягод рябины, которых тоже осталось на дереве мало. А зимняя пора для птиц – самая суровая. Лютому холоду противостоять пернатые могут, но только если корма будет достаточно. Таким образом, и возник проект «Зимующие птицы родного края», который позволил сформировать представления о зимующих птицах, воспитать бережное и заботливое  отношение к живому.

Разработчики проекта: воспитатель Савенкова Г.А.

Тип проекта: информационно-ориентированный, краткосрочный, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

Цель проекта: формирование  познавательной  активности,  любознательности, расширение  представлений о жизнедеятельности зимующих птиц, их строении, видах.

Задачи проекта:

Для детей

- формировать у детей элементарные представления о зимующих птицах.

- уточнять, активизировать и расширять  словарный запас.

-развивать любознательность, наблюдательность, коммуникативные навыки, когнитивные функции:  внимание, логическое мышление, зрительную память.

- воспитывать чувство бережного отношения к зимующим птицам, желание помогать им.

Для педагогов

- изучить и систематизировать методическую литературу по развитию любознательности.

- составить перспективный план работы по развитию любознательности с детьми и родителями.

- повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

Для родителей

- повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста.

- взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для развития любознательности у  детей.

Этапы проекта

Подготовительный этап. Определение целей и задач проекта. Поиск и изучение методической литературы. Подборка художественной литературы, музыкальных произведений, подвижных и дидактических  игр. Подборка  материала по данной теме в информационный уголок для родителей. Приобретение иллюстрированного материала, книжных пособий  для детей по теме «Зимующие птицы».

 Основной этап. Реализация проекта, который подразумевает непосредственное проведение наблюдений, игр, прогулок, организация художественно – творческой деятельности детей. Совместная работа детей, родителей и педагогов по теме проекта.

 Заключительный этап. Организация выставки кормушек. Проведение итогового мероприятия с показом  мультимедийной презентации «Зимние заботы» для педагогов.

Результат:

-   У детей расширились представления о зимующих птицах родного края, возросла познавательная активность, любознательность, коммуникативные навыки,  творческие способности.

- Повысился уровень компетентности родителей по вопросу развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста.

-   Обогатили предметно-развивающую среду.

      На подготовительном этапе была проведена поисковая работа по подбору - иллюстративного материала по теме: «Птицы – наши друзья»;

- художественных произведений, фольклора, загадок о зимующих птицах, народные приметы;

- в центр изодеятельности были приобретены трафареты птиц, книжки-раскраски «Птицы»;

- для родителей были разработаны консультации «Развитие любознательности у дошкольников», памятка «Десять советов родителям по развитию любознательности у детей», даны рекомендации  в буклете «Совместная деятельность родителей и детей по теме: «Гости у кормушки».  

- совместно с музыкальным руководителем подобраны музыкальные произведения, ритмические упражнения;

- подобрана картотека подвижных игр, прогулок, физминуток,  пальчиковой гимнастики и дидактических игр.

Проделанная предварительная работа дала возможность приступить к основному этапу. Для детей были выложены для самостоятельной деятельности настольные игры «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы», что позволяло расширять представления о зимующих птицах, их внешнем виде. В центре изодеятельности мы поместили трафареты, тетрадки – раскраски, где воспитанники могли не только раскрашивать, но и посмотреть, как раскрашивать, каким цветом, в каком направлении. Всё это способствовало развитию у детей интереса к такой деятельности. Дети с вопросами подходили к педагогу, чтобы узнать, что это за птица, чем питается, обитает ли она в наших краях.

       Также были оформлены тематические стенды для детей и их родителей  «Птицы – наши друзья». В уголке с информацией для родителей была размещена консультация «Развитие любознательности у дошкольников» (приложение 1), памятка «Десять советов родителям по развитию любознательности у детей» (приложение 2), перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников (приложение 3), рекомендации в буклете «Совместная деятельность родителей и детей по теме: «Гости у кормушки».  

       Для наиболее эффективной и результативной работы над проектом осуществлялось тесное взаимодействие с родителями. С их помощью мы смогли обогатить предметно-развивающую среду не только в группе, но и на участке. Совместно с детьми родители изготовили кормушки, скворечники. Они получились такие разные – большие и маленькие, яркие и красочные; из картонных пакетов и пластиковых бутылок. Был и классический вариант – деревянный домик. Видно было, что потрудились  на славу. Подошли к делу ответственно, проявили фантазию, творчество, мастерство.  

        Дети совместно с родителями и педагогами повесили кормушки в лесной зоне, насыпали корм и с большим удовольствием по сегодняшний день наблюдают за пташками во время прогулок. И птицам помогли, и сами остались довольны. Ведь кормушки, сделанные своими руками вместе с папой или старшим братом  - это не только полезное, но и интересное, увлекательное занятие!

     В работе над проектом также уделялось немало времени экспериментированию и наблюдению на прогулках (приложение 5). «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Дети с восторгом следили за освоением кормушек птицами. Первыми прилетели синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дрались, кричали, спорили из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда даже подходили к детям.

      На экскурсии в берёзовой роще мы видели дятла. Ребята с блеском в глазах наблюдали за тем, как он долбил  клювом по дереву. Воспитанники сами задались вопросом, зачем и почему он это делает? Здесь детям была дана возможность найти ответ на этот вопрос самостоятельно. В итоге детьми был сделан вывод, что дятел – птица непростая. Его ещё называют трудягой, лесным врачом. Он стучит по дереву, очищает его от вредителей (жучков, червячков), но вреда самому дереву не причиняет.  

       В результате наблюдений дети узнали, какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму; как различить птиц по окраске; какие корма они предпочитают.

       В своей работе по развитию любознательности был сделан вывод, что  детям необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.

      В образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации активно велась работа по формированию представлений детей о зимующих птицах родного края. Дети  учились передавать в разных техниках особенности внешнего облика птиц.  Кроме того, пополнялся и активизировался словарный запас: зимующие птицы, корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т.д. Уделялось особое внимание на формирование связной речи: дети  составляли описательные рассказы с опорой на иллюстрации, пересказывали короткие тексты, заучивали стихотворения.

      В режимных моментах ребята с удовольствием рассматривали иллюстрации зимующих птиц, вместе с воспитателем старались рассуждать, делать выводы в беседах.

        Много информации для себя дети взяли посредством дидактических игр (приложение 6). Например, во время игры с мячом «Назови птиц ласково», девчонки и мальчишки учились образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В игре «Чей хвост» ребята узнали у какой птицы, какой хвост. Во всем знакомой игре «Четвертый лишний» с использованием иллюстраций дети думали, выделяли характерные признаки, анализировали и делали выводы, какая же птица лишняя. Самое главное, что дети сами  стремились вступить в игру, проявляя при этом активный игровой интерес.

         Художественная литература, загадки, пословицы (приложение 7) также играют немаловажную роль в развитии любознательности, они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

       Детская художественная литература  воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Нами были прочитаны произведения Максима Горького «Воробьишко», А.Н. Толстого «Сорока», С.Снегирева «Как птицы и звери к зиме готовятся», Н.Сладкова «Вежливая галка», Е. Трутнева «Воробей», «Ворона», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел».

       Используя картотеку пальчиковых игр (приложение 8), дети с удовольствием выполняли упражнения, согласовывая их с речью, при  этом развивая мелкую моторику рук.

       Подвижные игры  также имеют немаловажное значение в формировании любознательности у детей (приложение 10). Например, «Птички в гнездышках», «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка».  Здесь  мы также продолжали формировать представление о птицах и их повадках. Развивали двигательную активность.

     На заключите этапе в работе над проектом  было подготовлено и проведено итоговое открытое мероприятие на муниципальном уровне (приложение 11), которое назвали «Зимние заботы». Занятие было интегрированным, затронуло все виды детской деятельности. К нам в гости приходил зайчишка-трусишка, он испугался в лесу какого-то неизвестного стука.  Ребята решили не оставлять зайца в беде, а отправиться вместе с ним в волшебный лес, который полон таинств и чудес. Они с восторгом, наперебой рассказывали зайчишке о зимующих птицах родного края, вместе играли, превращались в синичек, веселились и кормили птичек пшеном. После этого, заяц перестал бояться стука дятла, он узнал, что зимой на деревьях не растут яблоки, это снегири прилетели к нам на зиму. В завершении ребята на память зайцу и его зайчатам подарили различных птиц, изготовленных своими руками из солёного теста и раскрашенных гуашью.  Ребята смогли удивить гостей и показать хорошие знания по данной теме.

     В завершении  гостям была представлена презентация под названием «Мы – юные исследователи».

       Вывод: таким образом, в результате проектной деятельности было отмечено, что у детей  сформировались элементарные представления о зимующих птицах, расширился  словарный запас, дети уверенно могут отвечать на вопросы по данной теме. Это свидетельствует о том, что любознательность развивать необходимо. Это качество ребёнка является условием успешной активной умственной деятельности, в то же время способствует  снижению утомляемости, повышая работоспособность.

Заключение

 Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Одним из перспективных видов такой деятельности является проектная деятельность. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектирование развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.

 На основании проделанной работы в рамках проектной деятельности был сделан вывод о том, что любознательность может являться основой возникновения устойчивого познавательного  интереса, она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. При наличии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования.

 Пробуждению вопросов и практической познавательной активности содействует такая форма работы с детьми, когда они оказываются в новой ситуации или сталкиваются с новым материалом,  с необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

Таким образом,  необходимо продолжать работу по реализации педагогических условий, направленных на развитие любознательности у дошкольников, поскольку дальнейшее повышение уровня любознательности, познавательного интереса оказывает благоприятное влияние на общее развитие детей, расширяет их кругозор, повышает интерес к окружающему миру.  На этапе завершения дошкольного образования дети смогут достигнуть результата, представленного по ФГОС, в целевых ориентирах.


Список используемой литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2014 г. – М.: Эксмо, 2014. – 208 с.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» .
  3. Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации [Текст] / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии.  2006. №3.  С. 54-60.
  4. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. - СПб., 2007, – 25 с.
  5. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский.   М.: КноРус, 2011.    256 с.
  6. Гусева, Н.В. Построение образовательного пространства ДОУ [Текст] / Н.В. Гусева // Дошкольное воспитание.  2009.  №6.  С. 11-13.
  7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль.  М.: Рипол Классик, 2006.   256 с.
  8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов.  М.: Оникс, 2008.  976 с.
  9. Попова, Е.В. Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников [Электронный документ] / Е.В. Попова.  Режим доступа: http://festival. 1september.ru
  10. Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей [Текст] / В.С. Юркевич. // Вопросы психологии.   2008.   №2.   С. 83-92.

Приложение 1.

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

(консультация для родителей)

          В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности.

      Давайте вместе вспомни, когда вы играли с детьми в лото, домино, складывали пазлы. Можно ответить, что дети этого не просят, а можно вспомнить, сколько раз вы говорили, что вам некогда, иди посмотри телевизор. Все больше родители заняты. Дети начинают раньше взрослеть. Родители уже в средней группе спрашивают, когда мы начнем изучать буквы. Кажется, без знания букв ребенок вырастет неполноценным.  Хочется задать встречный вопрос: «Зачем ребенку буквы в 4 летнем возрасте?»

         О чем говорят родители с детьми? Чаще идут молча, думая о своем. Как важно по дороге с ребенком обращать внимание на все: первые зеленые листочки, одежда прохожих, щебет птиц. Придумывайте загадки с детьми, соревнуйтесь в счете машин. Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.

       Дети должны постоянно задавать вопросы и знать, что мама с папой ответят и не будут отмалчиваться. Многие дети на вопрос: «Откуда ты это знаешь?» Отвечают , что смотрели телепередачу .

         Как горят интересом глаза детей, когда рассказываешь им про деревья, о жизни растений, о природных явлениях. Чувствуешь себя волшебником при проведении опытов: таяние снега, закрашивание воды, смешивание воды с молоком, гуашью и маслом. Часто дети задают вопрос: «Откуда вы столько знаете?» Значит, родители не знают ничего? Нет, просто не хватает времени, нет желания, оставляют разговор на потом. Пока дети не умеют читать, они стараются почерпнуть знания из того, что окружает их. Внимательно слушают, смотрят, спрашивают. Их все интересует. Они развивают свою фантазию, рассматривая рисунки в книге и объясняя их по своему. Не надо родителям исправлять рассказы детей грубо, высмеивать. Пофантазируйте с ними, тактично исправьте. Все насмешки взрослых делают детей неуверенными, скрытными, заставляют замкнуться, дети начинают стесняться фантазировать. Мы, взрослые, перестали сочинять сказки. Слишком рано мы стараемся сделать детей взрослыми, почти с пяти лет начинаем их готовить к школе. Детство – это миг в нашей жизни, а все остальное серьезное и трудовое время.

          Да, современные дети тянутся больше к компьютеру, игровым приставкам, к телефонам, к телевизорам. Но это взрослые подталкивают их с года жизни, а потом забывают о своих действиях, обвиняя во всем современные технологии . А еще в 20 веке нам так часто читали и бабушка, и мама. Какая любовь, нежность была в их голосе. А потом они просили почитать им .  Эти минуты остаются в памяти навсегда.

        Уважаемые Мамы и Папы, гуляйте больше с детьми, говорите им обо всем по нескольку раз, загадывайте загадки, считайте все, что видите, слушайте своих детей.

       

Приложение 2

 «Десять советов для родителей по развитию любознательности детей»

  1. Внимательно относитесь к детским  вопросам.
  2. Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.
  3. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
  4. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
  5. Научите его играть в шашки и шахматы.
  6. Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.
  7. Организуйте совместные походы в театр, на выставки, в музеи.
  8. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.
  9. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.
  10. Поощряйте экспериментирование детей.

Любите своего ребенка!

Приложение 3

 Перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников

  1. Общение с ребенком.
  2. Прогулки и экскурсии в природу.
  3. Наблюдение за природой и окружающим миром.
  4. Беседы с ребенком.
  5. Посещение музеев, выставок, зоопарка, театров.
  6. Чтение познавательной литературы.
  7. Просмотр телевизионных передач о природе.
  8. Опытническая и экспериментальная работа с детьми.
  9. Загадывание загадок, решение кроссвордов, ребусов.
  10. Игра в шашки и шахматы.
  11. Проведение викторин и конкурсов.
  12. Подвижные игры.

 

Приложение 4

Цикл наблюдений за зимующими птицами на прогулках в средней группе 

Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?»

Цель: уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум - трём характерным признакам: воробьи маленькие, серенькие или серо – коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо – чёрная, летает одна; голуби крупнее воробьёв, серо – голубые, кормятся стаей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку, предлагает поискать  глазами других птиц,  которые  летают вокруг, наблюдают за кормушкой и её посетителями.  Просит назвать, откуда вороны ведут свои наблюдения (с забора, с деревьев, с крыш соседних домов и т. д.)

Наблюдение 2. «Какая ворона и какой воробей?»

Цель: учить детей замечать характерные  особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела, напомнить названия птиц, прилетающих на кормушку. В свободное время можно разучить с детьми стихи.

Воробышки

На дворе морозище –

Градусов под сорок.

Плачут воробышки,

Что весна не скоро,

Что в морозы лютые

Плохо греют шубки…

Я принёс воробышкам

На тарелке крупки:

-Кушайте, воробышки,

Кушайте хорошие.

Я бы вам и валенки

Подарил с калошами.

Но сказала мама:

-Воробей ведь маленький-

Сразу, как запрыгает,

Потеряет валенки.

Наблюдение 3. «Как птицы кормятся на кормушке?»

Цель: учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвёртые  лишь наблюдают за событиями на кормушке).

Наблюдение 4. «Какие звуки издают птицы?»

Цель: учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей), наблюдать поведение птиц и  объяснять,  в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

Предложить детям разучить стихотворение.

Скачет, скачет воробей.

Кличет маленьких детей:

-Киньте крошек воробью-

Я вам песенку спою:

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень –

Буду петь вам целый день: чик-чирик!

Наблюдение5. «Сколько ног у птиц и как они ходят?»

Цель:  уточнить представления детей о количестве ног у птиц и их функциональном значении: с помощью ног пернатые ходят по твёрдой поверхности (дороге, крыше),  сидят на ветках, птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи скачут.

Воспитатель даёт детям задание для самостоятельного наблюдения; в конце прогулки обсудить их наблюдения.

Наблюдение 6. «Птичьи следы на снегу».

Цель:  развивать у детей интерес  и наблюдательность, умение определять птиц по их следам (размер «крестиков», характер « цепочки»), читать по следам события («цепочка» оборвалась – значит, птица взлетела; «крестиков» много и они в беспорядке – значит, несколько птиц кормилось на этом  месте); уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на плотном снегу следов не видно.

Наблюдение 7. «Сколько крыльев у птиц и как они летают?»

Цель:  уточнить представления  детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении , об особенностях  крыльев  (раскрываются  - тогда хорошо видны, складываются и прижимаются к телу  - в этом случае незаметны), птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев – они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; птицы могут летать  и не размахивая крыльями – планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются; садясь на землю, деревья, крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали;  у  человека нет  крыльев, он летать не может.

Наблюдение организовать в тот момент, когда в небе появляются летящие птицы. Предложить детям изобразить полёт птиц. Обсудить с детьми, как выглядит птица в полёте и на земле, почему птицы летают, а человек нет.

Наблюдение 8. «Когда птицы бывают заметны?»

Цель:  познакомить детей с явлением  затаивания  птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда они летят или ходят;  их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.

Приложение 5

Аппликация «Снегири синицы».  Показать детям, как составлять аппликацию в виде птицы; закрепить представление об их названии, особенностях строения, форме тела, крыльев, хвосте, отличительных чертах разных видов птиц; воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам; закрепить умение аккуратного пользования клеем; развивать мелкую моторику пальцев, умение слушать и слышать пение птиц; развивать наблюдательность, внимание;  упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Конструирование «Голуби» (оригами). Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях. Воспитывать у детей бережное отношение к птицам.

Рисование «Как мы кормили птиц». Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения.

Приложение 6

Картотека дидактических игр

« Птицы»- учить узнавать и называть перелетных птиц.

« Назови одним словом»- учить обобщать по признакам.

 «Птицы и их детеныши»- учить называть существительные множественного и единственного числа.

« Составь рассказ о птице»- развивать связную речь.

« Чей хвост?»- учить по хвосту находить знакомую птицу.

« Сколько птичек?»- учить считать до десяти.

«Чей хвост длиннее?»- учить сравнивать по длине.

«Четвертый лишний»- учить группировать по признакам.

«Опиши, я отгадаю»- развивать связную речь, память.

«Кто как голос подаёт»- учить звукоподражать, развивать память.

«Кто что ест» - развивать память, быстроту реакции.

«Какой, какая, какие» - развивать умения подбирать прилагательные к существительным.

«Назови ласково»-развивать умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Приложение 7

Стихотворения  

Зимующие птицы

Что вы ищете под снегом.

 Может быть, большого червяка?

 Глупые, ну разве он под снегом.

 Он уж под землей наверняка!

Воробьишки

Бела крупа

Сыплется в сад.

И воробьи обедать летят.

 Стайкою сели.

Стали клевать...

Что за еда, не могут понять.

Это не крупка, не творожок.

Это холодный белый снежок.

Воробей

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек-пташка,

Серая рубашка

Откликайся, воробей.

Вылетай-ка, не робей!

          (И. Демьянов)

Снегири

На ветвях, украшенных

 Снежной бахромой.

Яблоки румяные

Выросли зимой.

Яблоки на яблоньке

Весело снуют.

 Гусениц мороженых

Яблоки клюют.

Птицы

Точки, крестики, кружочки.

 Кто рассыпал на снегу

 Под окном и на снегу

 Длинные цепочки?

Мне понятны эти строчки,

 Кто рассыпал на снегу

 Прочитать я их могу.

Крестики и точки?

Это мне письмо прислали  

  Это птицы на бегу

На заре друзья мои.

 Оставляют на снегу

«С добрым утром!»—написали

 Длинные цепочки,

 Непоседы-воробьи.

Крестики и точки.

Первая прогулка

Воробьиха Воробьенка

Выводила полетать.

По дороге

Потихоньку

 Стала мама объяснять:

Это — кошка!

— Это — кошка.

Это — Лешкино окошко.

Лешка

Любит нас с тобой.

Лешка

Кормит нас зимой.

 (В. Левин)

Покормите птиц

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну

Кормушка.

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зёрна, семечки и крошки –

Прилетайте на опушку,

Угощенье ждёт в кормушке.

Загадки

Кто глядит на тротуар

И кричит нам с ветки: «Карр!»?

Покроши кусок батона –

Прилетит поесть…(ворона)

Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут ее… (синичка)

Маленькая птичка скачет по дорожки,

Семечки клюет и крошки.

«Здесь не страшно, не робей!»-

Крикнул другу … (воробей)

Эта птица все стрекочет,

Замолчать никак не хочет.

С черным хвостиком она,

У нее белые бока.

Как зовут ее? (сорока)

Черный жилет, 
Красный берет, 
Нос как топор, 
Хвост как упор. 
(Дятел) 

Это кто там на дорожке 
Испугался нашей кошки? 
Это кто там поднял крик — 
Чик-чирик да чик-чирик? 
(Воробей)

Чернокрылый, красногрудый, 
И зимой найдет приют: 
Не боится он простуды, 
С первым снегом 
Тут как тут! 
(Снегирь) 

Пословицы и поговорки

Воля птичке дороже золотой клетки.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Знает птица, что без Родины не годится.

Всякая птица по-своему поет.

Всякая птица своим клювом сыта.

Мала синичка, да коготок остер.

Немного синица ест, пьет, да весело живет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Приложение 8

Список пальчиковых гимнастик

Птички

Маленькая птичка

Принесла яичко.

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим-

Мы яичко отдадим.

Детям раздаются маленькие шарики,

они катают их между ладошками.

Птички прилетали

Птички прилетали, Пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз. Сжать пальцы в кулачок.

Крыльями махали.

Сели. Посидели

И дальше полетели.

Дятел

Вдруг в лесу раздался стук. Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья лечит.

Прогулка.

Раз, два, три, четыре, пять загибать пальчики, начиная с большого

Мы во двор пришли гулять. идем средним и указательным пальцами, остальные поджаты

Бабу снежную лепили, круговые движения ладонями, как будто лепим шарик

Птичек крошками кормили, поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто крошим

С горки мы потом катались, ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись. переворачиваем ладошки вверх-вниз

Все в снегу домой пришли. потрясти опущенными вниз кистями рук

Съели суп и спать легли. движения воображаемой ложкой, руки под щёки

 

Покормите птиц

Покормите птиц зимой! Изображают как сыплют крошки

Пусть со всех концов Разводят руки в стороны

К нам слетятся, как домой Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями

Стайки на крыльцо. Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома

Сколько гибнет их – не счесть Держатся за голову и качают ей

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть Прижимают руки к сердечку

И для птиц тепло. Обнимают и гладят себя

Приучите птиц в мороз  Изображают как сыплют крошки

К своему окну,   Соединяют руки кольцом, над головой

Чтоб без песен не пришлось Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»

Нам встречать весну.

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, на каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. Ритмично сжимают и разжимают кулачки

 Приложение 9

«Птички в гнездышках»

 «Воробушки и кот»

 «Воробушки и автомобиль»

 «Найди свое гнездо»

«Воробьи и кошка» 

 «Снегири»

 

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

(По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку)

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

(На первое слово каждой строки – частое потряхивание руками,

на второе – один хлопок по бокам)

Головой вертят,

Улететь хотят.

(По 2 поворота головы на каждую строку)

- Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(Бегать, изображая полёт птиц)

«Воробушки»

О чем поют воробушки

(шагать на месте)

В последний день зимы?

(руки в стороны на пояс)

— Мы выжили!

(хлопать в ладоши)

— Мы дожили!

(прыгать на месте)

— Мы живы! Живы мы!

(шагать на месте)

     

«Вороны»

Вот под елочкой зеленой

(встать)

Скачут весело вороны:

(попрыгать)

Кар-кар-кар!

(хлопать над головой в ладоши)

Целый день они кричали,

(повороты туловища влево-вправо)

Спать ребятам не давали:

(наклоны туловища влево-вправо)

Кар-кар-кар!

(Громко.) (хлопать над головой в ладоши)

Только к ночи умолкают

(махать руками как крыльями)

И все вместе засыпают:

(сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)

Кар-кар-кар!    (Тихо.) (хлопать над головой в ладоши)

Приложение 10

Модель

образовательной  деятельности по ознакомлению

с окружающим миром и развитию речи детей ЗПР  по теме  

«Зимние заботы»

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, чтение художественной литературы, двигательная, игровая, трудовая,

 Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций «Дикие птицы», раскраски «Птицы», подвижные игры, лото, чтение художественной литературы, беседы о диких птицах, дидактические игры, рассматривание энциклопедии о птицах, наблюдение за птицами на прогулке, изготовление кормушек совместно с родителями, кормление птиц.

Оборудование и материалы: ватные палочки, краски (гуашь), влажные салфетки, клеёнчатые салфетки, тарелочки под чистые и использованные ватные палочки, заготовки птиц, ели (3 штуки), образцы дятла, снегиря, синицы, музыкальное сопровождение. 

Методы обучения: художественное слово, сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игровой прием, показ, рассматривание макетов птиц, объяснение, вопросы, напоминание.

       Цель: формировать знания и представления о зимующих птицах, их образе жизни, повадках.

      Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнять, активизировать и расширять  словарный запас;

- формировать умение образовывать существительные во множественном числе;

- побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;

-закрепить умение считать предметы в пределах трёх, при счёте согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже;

- формировать умение отвечать на вопросы педагога, развивать диалогическую речь;

-  формировать умение детей рисовать ватными палочками методом «тычка»,  

Коррекционно-развивающие: 

- развивать артикуляционную моторику, дыхание;

- развивать когнитивные функции: непроизвольное внимание, логическое мышление, зрительную память,

- развивать любознательность, наблюдательность;

- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство бережного отношения к зимующим птицам, желание помогать им.

Ход занятия

Дети играют в уголке, воспитатель  просит их подойти.

                       -  Собирайтесь дети в круг

                         Я твой друг и ты мой друг.

                         Крепче за руки возьмёмся

                         И друг другу улыбнёмся!

Вдруг стук в дверь.

-  Ой, ребята, кто это к нам так стучит? Вы знаете, кто это может быть? (ответы детей) Кто же там? (воспитатель подходит к двери)

Вбегает заяц.

 Заяц: Здравствуйте детишки,

           Девчонки и мальчишки!

(Здравствуй, заяц!)

- Зайчик, что случилось? Чем ты так напуган?

Заяц: Я живу в лесу густом,

         Под малиновым  кустом.

         Было тихо там… и вдруг

        Я услышал громкий стук.

-  И кто же так мог испугать зайца? (обращение к детям. Ответы детей)

- Не переживай, мы тебе поможем, заяц! Правда, ребята? Отправимся с зайцем-трусишкой в волшебный лес, который полон таинств и чудес? (отправимся) 

- А помчимся мы с вами туда на лошадке быстрой.

- Как лошадка цокает? (артикуляционная гимнастика:  растягиваем подъязычную связку языка, кончик языка к небу присасывается). Звуковое сопровождение.

- Отправляемся в путь! (скачем как лошадки, поднимая высоко колени)

Звучит музыка зимнего леса, вокруг стоят ели.

- Ребята, посмотрите как тут красиво! А какой воздух… (дыхательная гимнастика) Вдохните глубоко! Только помните, чем  мы дышим зимой на улице? (носом, выдыхаем через рот) А почему на улице зимой надо дышать носом? (чтобы не заболеть.  Нос согревает воздух и внутрь он попадает тёплым)

-  Какой здесь воздух? (Свежий, чистый…)

- Ой, слышите, кто-то стучит? (Стук дятла) Слышите? Кто это, ребята? (ответы детей)

- Хорошо, я вам могу помочь. Но для этого вам надо отгадать загадку.

                                               Целый день в лесу: тук-тук...

                                              Кто там, среди веток спрятан?

                                               Всем деревьям лучший друг,

                                              врач лесной, трудяга... (Дятел)

Правильно, ребята! Молодцы! Конечно же это дятел. А найдите его на ёлочке. Как вы догадались, что это он? (Красный хохолок, длинный клюв ,длинный хвост, белая грудка)

- Зайка, запоминай, что тебе рассказывают детки.

- Ребята, а расскажите ещё зайчику, зачем дятел стучит по дереву? (лечит деревья, вытаскивает оттуда разных вредителей – жучков, червячков).

- Верно говорите, ребята. Ещё дятла называют трудягой, лесным врачом. Он стучит по дереву, очищает его от вредителей, но вреда самому дереву не причиняет.  

Вдруг воспитатель на рядом стоящей ели увидела птиц.

- Посмотрите, ребята, какие красивые яблоки висят на елке! Давайте, угостимся!  (это не яблоки, а   птицы – снегири и синицы)

- А как узнать, где снегирь, а где синица? (у снегиря грудка красная, у синицы – желтая)

- Давайте представим, что мы с вами снегири и поиграем… и ты, зайчик, повеселись с ребятами.

Физминутка (музыкальное сопровождение)

Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири. (Показывают грудки)

Распустили перышки (Руки слегка в стороны)

Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят. (Взмахивают руками)

Кыш, Кыш, Кыш, улетели!

- Молодцы! Как настоящие снегири!

- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Зима) А легко ли птичкам в эту пору? (нет) Почему? (Земля покрыта снегом, жучки и червячки глубоко спрятались под землей,  зимой  очень много птиц погибает)  А как мы им можем помочь? (делать кормушки и подкармливать птиц)

- Кормушки у нас уже есть. Большое спасибо вашим родителям. Вы вместе сделали такие разные, красивые кормушки.  

- Давайте теперь покормим.  (Кормушка стоит на пеньке, рядом ведёрко с пшеном)

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением. Дети поют и пальчиками пшено насыпают в кормушку.

                    Мы насыплем зёрнышек

                    Для синичек наших.

                    У этих птичек маленьких

                    Нет зимою крошек.

                    Чив-чив-чив (проигрыш)

                    Чив-чив-чив.

                    К нам лети, воробей,

                    К нам лети, не робей.

                    Птичкам зёрен не жалей,

                    Сыпь в кормушку поскорей.

                   Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик.

- Ну вот, зайчик, теперь не стоит тебе бояться. Это ведь друзья наши – зимующие птицы!

Заяц: Спасибо вам, девочки и мальчики!

          Мне пора, меня ждут зайчики!

          Под кустик свой я побегу

           И сюда их приведу!

- Хорошо, зайчик, беги! А мы пока с ребятами нарисуем птичек для твоих зайчат. Согласны, ребята? (согласны) 

- Когда вернётесь на эту полянку,(обращение к зайцу) вас будут ждать много снегирей и синичек. Заяц скачет за дверь.

- Помчимся скорей в детский сад, будем там птиц рисовать для зайчат! (цокая, скачем как лошадки)

- Вот мы и на месте. Присаживайтесь за столы.

- Сейчас  мы будем продолжать раскрашивать наших птичек – снегирей и синичек.

- Посмотрите, у нас на столе нет кисточек. А чем же мы тогда будем красить? (Ватными палочками)

- Правильно, мы будем продолжать работать с ватными палочками. Раскрашивать грудки птиц методом «тычка». Давайте вспомним, как это делать. Посмотрите все на меня. Я буду раскрашивать грудку снегиря. Значит, какую краску надо набрать? (красную)

Показ воспитателя.

- А сейчас принимаемся за работу.  

Дети рисуют, воспитатель тихо к каждому подходит и помогает. Как только все закончат работать, находим каждой пташке место на веточках ели.

- Какие вы молодцы, ребята! Какие красивые, яркие птицы.

  Сколько птиц к кормушке нашей прилетело – мы расскажем.

 Сколько синиц? Давайте посчитаем. Одна синица, две синицы, три синицы. Сколько снегирей? (Дети вместе считают, затем один из них отвечает. На ели, например, три снегиря)

- Ой, ребята, скоро ведь зайцы прибегут на лесную полянку. Давайте тихонечко отойдём от нашей ели,  чтобы не напугать птиц. Пусть они летят на ту самую полянку.

Отходим в сторонку, становимся в кружок.

-  Вам понравилось наше путешествие в волшебный лес? Кого мы там встретили? А что больше всего тебе, Костя, понравилось? А ты, Алёна, что запомнила?

 - Ребята, вы сегодня так хорошо работали, старались, рисовали. И зайчику так много рассказали о птицах. Он теперь не будет бояться их, а вместе с зайчатами будет за ними наблюдать.

 Спасибо вам!

 (Предложить ребятам собрать использованные ватные палочки в корзиночку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

«С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...

«Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»

Управление образования, молодежной политики и спортаАдминистрации Шелеховского муниципального районаМУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБР...

Презентация "Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через любовь к родному краю"

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественн...

Выступление на заседании педагогического Совета №3 (2018-2019 уч. год) ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЗНАМЕНИТЫМИ ЛЮДЬМИ РОДНОГО КРАЯ

         Пословица гласит: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Но национальное высыхает, исчезает, если нет н...

Проект. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем. Тема: «Мой край донской»

Мой проект направлен на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников.  Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического...