Методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия в старшей возрастной группе на тему:"Знатоки родного края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Гусёвский детский сад» Ольховского муниципального района Волгоградской области
Конспект занятия
в старшей возрастной группе (5-6 лет)
Тема: «Знатоки родного края»
Вид: познавательно - игровое
Тип: интеллектуально-патриотическое
Составила воспитатель:
Карташова Елена Михайловна.
с.Гусёвка
2014г.
Предварительная работа: Беседы с детьми на темы: «Наша Родина – Россия!»; «Москва – столица нашей Родины»; «Наше село – часть большой страны». Беседа с детьми о родном крае и достопримечательностях села, рассматривание фотографий родного края, экскурсия на тему: «По главным улицам села», экскурсия в парк к памятникам погибших солдат. Заучивание стихотворений местной поэтессы Р.Епанешниковой «Родимая сторонка» и «Милая сердцу глубинка»; разучивание физкультминутки и девизов команд.
Наглядный дидактический материал: 1)демонстрационный материал: фотографии достопримечательностей села, мультимедийная презентация родных мест.
2) раздаточный материал: разрезные картинки на каждую команду; фотографии родного села для сравнения для каждой команды, фишки, медали.
Мяч для супер игры.
Музыкальное сопровождение: Слова Р.Епанешниковой, музыка А.Доброноженко, Т.Бем. «Родное село».
Цель: Закрепить представление о достопримечательностях села Гусёвки, активизировать речь детей.
Развивать мышление, память.
Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о своём селе.
Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание.
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Ход игры:
Воспитатель:- Здравствуйте ребята. У каждого человека есть малая Родина – город или село, где он родился и живёт. Сегодня я предлагаю вам побеседовать про одно самое красивое село, а о каком селе мы с вами будем говорить, вы узнаете из моего стихотворения, послушайте, пожалуйста: (читаю стихотворения и включаю слайд-шоу с фотографиями родного края).
Родное село.
У речки Иловля село красуется,
И лес шумит своей листвой,
Глядишь вокруг, не налюбуешься
Этой дивной красотой.
Поля бескрайние, дороги дальние,
Прямые улицы, свод голубой-
Всё это родина, моя Гусёвочка,
И не найти ещё такой.
А как придёт весна, всё оживляется,
Сады цветут, кругом бело.
И настроенье поднимается,
Да и работать так легко.
Воспитатель:- Кто скажет, о каком селе я прочитала стихотворение? Дети называют (Гусёвка)
Воспитатель:- Правильно! Сегодня я хочу узнать, как вы хорошо знаете своё родное село. Мы разделимся на две команды «Берёзки» и «Топольки»
Девизы команд (дети):
Берёзки: «Мы берёзки тонкие, да уж очень ловкие!».
Топольки: «Молодые топольки, одолеют ветерки!».
Воспитатель:- Прошу игроков обеих команд занять свои места.
Командам нужно ответить на разные вопросы и выполнить самые разные задания. За каждый правильный ответ и выполненное задание команды будут получать фишки. В конце игры мы подсчитаем фишки, у кого больше их, тот и будет победителем. И так наш конкурс “Знатоки родного края” начинается.
1. «Разминка»
Воспитатель: -Люди всегда любят то место, в котором они живут.
Вы любите своё село? (да)
Воспитатель: Ребята, как называется село, в котором вы живете?
Дети:- Гусёвка
Воспитатель: У каждого села, как и у каждого человека, свой возраст. Кто знает, сколько лет нашему родному селу?
Дети:- 244
Воспитатель: Как называют жителей нашего села?
Дети: -Гусёвцы.
Значит вы тоже, гусёвцы? (Да)
Воспитатель: Как называется улица, на которой находится наш детский сад? Дети:-Почтовая.
Воспитатель:- Как зовут Главу администрации Гусёвского сельского поселения?
Дети:-Иванищенко Александр Зиновьевич.
Воспитатель: Как называется главная улица нашего села?
Дети:-Почтовая.
Воспитатель: На берегу какой реки находится Гусёвка?
Дети:- На берегу реки Иловля.
Молодцы ребята.
2 задание: «Назовите улицы»
Воспитатель:-Наше село очень красивое. Много зданий украшают наши зеленые и прямые улицы.
Назовите улицы, которые вы знаете в нашем селе?
(Ответы детей: Почтовая,Кооперативная,Восточная,Специалистов,Южная,Октябрьская,Зелёный Гай, Молодёжная, Дачная и т.д.)
Молодцы! Вы очень хорошо знаете улицы своего села.
Динамическая пауза
Кот Тимоша.
Кот Тимоша жил на крыше. Руки поднять вверх.
Ниже, в доме, жили мыши. Наклон вперёд, руками дотронуться до
пола.
По стене взбирались мыши, Руками «шагать» от щиколотки вверх по
Не боясь кота на крыше. голени – к коленям- к бедру.
Караулил кот мышей, Руки к ушам, прислушаться.
Вынув пробки из ушей.
Он готовил мышеловки, Ладони захлопнуть.
Но мышата были ловки. Попрыгать на месте руки на поясе.
Спрятавшись за спину Тишки, Ладони перед лицом, выглядывать
В прятки с ним играли мышки. из-за них, то с одной стороны, то с другой.
3 задание: «Герб Гусёвки»
Воспитатель: Все города и сёла очень разные. У каждого из них есть отличительный знак – герб. Герб является символом власти нашего села. Ребята, перед вами расположены гербы нескольких сельских поселений, вы должны указать на герб Гусёвки. (Показывают).
Воспитатель:- Ребята, а кто скажет, что же символизирует то, что нарисовано на гербе? (Ответы детей).
Воспитатель: -Молодцы! Наш герб относится к так называемым говорящим гербам. «Говорящий» - это такой герб, основные изображения которого «говорят» о названии села или города. Два гуся символизируют название поселения и два населённых пункта в его составе. Легенда нашего села гласит о том, что во времена правления императрицы Екатерины 2, много сделавшей для развития нашего края, на эти земли был отправлен управляющий по прозвищу Гусь, с целью выбрать место для поселения. Опытный управляющий сразу определил, что самым лучшим будет то место, где мелкая и тёплая речка Берёзовка впадает в глубокую и спокойную Иловлю. Холмы надёжно закрывают село от холодных ветров, окрестная степь обещала богатые урожаи, заливные луга- хорошее сено. Так и возникло село, которое было названо Гусёвка, по имени его первого поселенца.
Ольховый лист- символ района, а красный конь – это приобщили к гербу, потому что именно в наших местах была написана картина мирового шедевра Петрова-Водкина «Купание красного коня».
4 задание: «Собери и назови картинку»
Воспитатель:- Ребята перед вами разрезанная картинка, вам нужно собрать её и назвать, то место какое на ней изображено. Какая команда первая соберет и назовет, тот и выигрывает в этом конкурсе.
(Предлагаю одной команде картинку с изображением Женского монастыря Ахтырской Божией матери, другой команде картинку с изображением памятника погибшим в Великой Отечественной войне.
После того как команды справятся с заданием спрашиваю детей, что они знают об этом месте.)
Физкультурная минутка.
Зайцы скачут скок-скок-скок, Прыжки вокруг себя.
Да на беленький снежок
Приседают, слушают – не идет ли волк! Присели, руку к уху.
Раз – согнуться, разогнуться, Наклон вперёд, выпря-
Два – нагнуться, потянуться, миться.
Три - в ладошки три хлопка, Хлопки в ладоши.
Головою три кивка. Наклоны головы
вперёд.
5. «Стихи о родном крае»
Воспитатель: - Ребята, а сейчас каждая команда расскажет нам стихотворение о нашем селе, о малой Родине. (От каждой команды дети читают стихи).
Родимая сторонка.
Ольха уж сбросила серёжки,
Роняет тополь белый пух.
Роднее нет моей Гусёвки,
Хоть обойди места вокруг.
Люблю я светлые восходы
И ало-розовый закат.
А серебряные росы
Меня манят к себе,манят.
Моя родимая сторонка
Люблю тебя до боли я
И не покину никогда
Тебя, мой край, моя земля.
Милая сердцу глубинка.
Милая сердцу глубинка,
Речка, лес, заветная тропинка,
Кусты сирени у дома
Картина эта знакома.
Неповторимый запах свежести
Воздуха, земли и сада.
Чувство тепла и нежности
Для каждого сердца отрада.
Это всё- село Гусёвка,
В нашей жизни- остановка.
Милая сердцу глубинка
Вторая моя половинка.
Воспитатель: - Ребята все наши задания вы преодолели, вы много знаете о родном крае, месте где вы живете, сейчас мы подсчитаем у кого больше фишек и определим лучшую команду.
Супер игра:
Воспитатель:- Ребята я буду кидать каждой команде мяч по очереди, а вы должны называть мне слова какое оно наше село Гусёвка?
Дети: (Красивое, большое, любимое, родное, интересное, славное, богатое, цветущее, развивающееся,).
Итог: Ребята, сегодня нет проигравших и победителей, вы все знаете о том, где вы живете, в каком селе, что наше село богато историей, традициями, интересными людьми. Вы тоже часть этого села и уже очень скоро напишите свои страницы в летописи Гусёвки. А теперь я хочу вам всем вручить медали «Знатоки Гусёвки», спасибо за интересную игру.
Пояснительная записка.
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, в селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для духовно-нравственного воспитания, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребёнка. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего возраста. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.
Патриотическое воспитание – понятие емкое. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. Но как воспитать эту любовь? Чувство патриотизма зарождается на основе любви к Родине, своей семье, обществу. С самого раннего детства ребёнок учится не только ходить, говорить, но и любить. Любить родителей, семью, малую и большую Родину, гордиться сначала своей семьёй, а затем и своей страной. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Используемая литература:
Газета Ольховского района «Литературная страничка».
Журнал «Ребёнок в детском саду, 2005». ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
Журнал «История основания села».
Интернет – источник: nsportal.ru- Социальная сеть работников образования.
М.А.Васильева. В.В.Гербова. Т.С.Комарова «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду». Мозайка- синтез. Москва.2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....