Методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Карташова Елена Михайловна

Конспект занятия в старшей возрастной группе на тему:"Знатоки родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

«Гусёвский детский сад» Ольховского муниципального района Волгоградской области

Конспект занятия

в старшей возрастной группе (5-6 лет)

Тема: «Знатоки родного края»

Вид: познавательно - игровое

Тип: интеллектуально-патриотическое

                                                                                Составила воспитатель:

Карташова Елена Михайловна.

с.Гусёвка

2014г.

Предварительная работа: Беседы с детьми на темы: «Наша Родина – Россия!»; «Москва – столица нашей Родины»; «Наше село – часть большой страны». Беседа с детьми о родном крае и достопримечательностях села, рассматривание фотографий родного края, экскурсия на тему: «По главным улицам села»,  экскурсия в парк к памятникам погибших солдат. Заучивание стихотворений  местной поэтессы Р.Епанешниковой «Родимая сторонка» и «Милая сердцу глубинка»;  разучивание физкультминутки и девизов команд.

Наглядный дидактический материал: 1)демонстрационный материал: фотографии достопримечательностей села, мультимедийная презентация родных мест.

2) раздаточный материал: разрезные картинки на каждую команду; фотографии родного села для сравнения для каждой команды, фишки, медали.

Мяч для супер игры.

Музыкальное сопровождение: Слова Р.Епанешниковой, музыка А.Доброноженко, Т.Бем. «Родное село».

Цель: Закрепить представление о достопримечательностях села Гусёвки,                     активизировать речь детей.

Развивать мышление, память.

Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о своём селе.

Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание.

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Ход игры:

Воспитатель:- Здравствуйте ребята. У каждого человека есть малая Родина – город или село, где он родился и живёт. Сегодня я предлагаю вам побеседовать про одно самое красивое село, а о каком селе мы с вами будем говорить, вы узнаете из моего стихотворения, послушайте, пожалуйста: (читаю стихотворения и включаю слайд-шоу с фотографиями родного края).

Родное село.

У речки Иловля село красуется,

И лес шумит своей листвой,

Глядишь вокруг, не налюбуешься

Этой дивной красотой.

Поля бескрайние, дороги дальние,

Прямые улицы, свод голубой-

Всё это родина, моя Гусёвочка,

И не найти ещё такой.

А как придёт весна, всё оживляется,

Сады цветут, кругом бело.

И настроенье поднимается,

Да и работать так легко.

Воспитатель:- Кто скажет, о каком селе я прочитала стихотворение? Дети называют (Гусёвка)

Воспитатель:- Правильно! Сегодня я хочу узнать, как вы хорошо знаете своё родное село. Мы разделимся на две команды «Берёзки»  и «Топольки»

Девизы команд (дети):

Берёзки: «Мы берёзки тонкие, да уж очень ловкие!».

Топольки: «Молодые топольки, одолеют ветерки!».

Воспитатель:- Прошу игроков обеих команд занять свои места.

Командам нужно ответить на разные вопросы и выполнить самые разные задания. За каждый правильный ответ и выполненное задание команды будут получать  фишки. В конце игры мы подсчитаем фишки, у кого больше их, тот и  будет победителем. И так наш конкурс “Знатоки родного края” начинается.

1. «Разминка»

Воспитатель: -Люди всегда любят то место, в котором они живут.

 Вы любите своё село? (да)

Воспитатель: Ребята, как называется село, в котором вы живете?

Дети:- Гусёвка

Воспитатель: У каждого села, как и у каждого человека, свой возраст. Кто знает, сколько лет нашему родному селу?

Дети:- 244

 Воспитатель: Как называют жителей нашего села?

Дети: -Гусёвцы.

Значит вы тоже, гусёвцы? (Да)

Воспитатель: Как называется улица, на которой находится наш детский сад? Дети:-Почтовая.

Воспитатель:- Как зовут Главу администрации Гусёвского сельского поселения?

Дети:-Иванищенко Александр Зиновьевич.

Воспитатель: Как называется главная улица нашего села?

Дети:-Почтовая.

Воспитатель: На берегу какой реки находится Гусёвка?

Дети:- На берегу реки Иловля.

Молодцы ребята.

2 задание: «Назовите улицы» 

Воспитатель:-Наше село очень красивое. Много зданий украшают наши зеленые и прямые улицы.

Назовите улицы, которые вы знаете в нашем селе?

(Ответы детей: Почтовая,Кооперативная,Восточная,Специалистов,Южная,Октябрьская,Зелёный Гай, Молодёжная, Дачная и т.д.)

Молодцы! Вы очень хорошо знаете улицы своего села.  

Динамическая пауза

                                                      Кот Тимоша.

Кот Тимоша жил на крыше.          Руки поднять вверх.

Ниже, в доме, жили мыши.            Наклон вперёд, руками дотронуться до

                                                           пола.

По стене взбирались мыши,           Руками «шагать» от щиколотки вверх по

Не боясь кота на крыше.                 голени – к коленям- к бедру.

Караулил кот мышей,                      Руки к ушам, прислушаться.

Вынув пробки из ушей.

Он готовил мышеловки,                  Ладони захлопнуть.

Но мышата были ловки.                  Попрыгать на месте руки на поясе.

Спрятавшись за спину Тишки,       Ладони перед лицом, выглядывать

В прятки с ним играли мышки.      из-за них, то с одной стороны, то с другой.

                                                             

3 задание: «Герб Гусёвки»

Воспитатель: Все города и сёла очень разные. У каждого из них есть отличительный знак – герб. Герб является символом власти нашего села. Ребята, перед вами  расположены гербы нескольких сельских поселений, вы должны указать на герб Гусёвки. (Показывают).

Воспитатель:- Ребята, а кто скажет, что же символизирует то, что нарисовано на гербе? (Ответы детей).

Воспитатель: -Молодцы! Наш герб относится к так называемым говорящим гербам. «Говорящий» - это такой герб, основные изображения которого «говорят» о названии села или города. Два гуся символизируют название поселения и два населённых пункта в его составе. Легенда нашего села гласит о том, что во времена правления императрицы Екатерины 2, много сделавшей для развития нашего края, на эти земли был отправлен управляющий по прозвищу Гусь, с целью выбрать место для поселения. Опытный управляющий сразу определил, что самым лучшим будет то место, где мелкая и тёплая речка Берёзовка впадает в глубокую и спокойную Иловлю. Холмы надёжно закрывают село от холодных ветров, окрестная степь обещала богатые урожаи, заливные луга- хорошее сено. Так и возникло село, которое было названо Гусёвка, по имени его первого поселенца.

Ольховый лист- символ района, а красный конь – это приобщили к гербу, потому что именно в наших местах была написана картина мирового шедевра  Петрова-Водкина «Купание красного коня».

4 задание: «Собери и назови картинку»

Воспитатель:- Ребята перед вами разрезанная картинка, вам  нужно собрать её и назвать, то место какое на ней изображено. Какая команда первая соберет и назовет, тот и выигрывает в этом конкурсе.

(Предлагаю одной команде картинку с изображением Женского монастыря Ахтырской Божией матери, другой команде картинку с изображением памятника погибшим  в Великой Отечественной войне.

После того как команды справятся с заданием спрашиваю детей, что они знают об этом месте.)

Физкультурная минутка.

 

          Зайцы скачут скок-скок-скок,                               Прыжки вокруг себя.

          Да на беленький снежок

          Приседают, слушают – не идет ли волк!              Присели, руку к уху.

          Раз – согнуться, разогнуться,                                Наклон вперёд, выпря-

          Два – нагнуться, потянуться,                                 миться.

          Три - в ладошки три хлопка,                                  Хлопки в ладоши.

          Головою три кивка.                                                 Наклоны головы

                                                                                             вперёд.

5. «Стихи о родном крае» 

Воспитатель: - Ребята, а сейчас каждая команда расскажет нам стихотворение о нашем селе, о малой Родине. (От каждой команды дети читают стихи).

Родимая сторонка.

Ольха уж сбросила серёжки,

Роняет тополь белый пух.

Роднее нет моей Гусёвки,

Хоть обойди места вокруг.

Люблю я светлые восходы

И ало-розовый закат.

А серебряные росы

Меня манят к себе,манят.

Моя родимая сторонка

Люблю тебя до боли я

И не покину никогда

Тебя, мой край, моя земля.

Милая сердцу глубинка.

Милая сердцу глубинка,

Речка, лес, заветная тропинка,

Кусты сирени у дома

Картина эта знакома.

Неповторимый запах свежести

Воздуха, земли и сада.

Чувство тепла и нежности

Для  каждого сердца отрада.

Это всё- село Гусёвка,

В нашей жизни- остановка.

Милая сердцу глубинка

Вторая моя половинка.

Воспитатель: - Ребята все наши задания вы преодолели, вы много знаете о родном крае, месте где вы живете, сейчас мы подсчитаем у кого больше фишек и определим лучшую команду.

Супер игра:

Воспитатель:- Ребята  я буду кидать каждой команде мяч по очереди, а вы должны называть мне слова  какое оно наше село Гусёвка?

Дети: (Красивое, большое, любимое, родное, интересное, славное, богатое, цветущее, развивающееся,).

Итог: Ребята, сегодня нет проигравших и победителей, вы все знаете о том, где вы живете, в каком селе, что наше село богато историей, традициями, интересными людьми. Вы тоже часть этого села и уже очень  скоро напишите свои страницы в летописи Гусёвки. А теперь я хочу вам всем вручить медали «Знатоки Гусёвки», спасибо за интересную игру.

Пояснительная записка.

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас  окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, в селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для духовно-нравственного воспитания, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

 Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребёнка. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего возраста. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.

Патриотическое воспитание – понятие емкое. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. Но как воспитать эту любовь? Чувство патриотизма зарождается на основе любви к Родине, своей семье, обществу. С самого раннего детства ребёнок учится не только ходить, говорить, но и любить. Любить родителей, семью, малую и большую Родину, гордиться сначала своей семьёй, а затем и своей страной. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой  малыш,  чему  он  изумляется  и  что  вызывает  отклик  в  его  душе.  И  хотя многие впечатления еще  не  осознаны  им  глубоко,  но,  пропущенные  через  детское восприятие,  они  играют  огромную  роль  в  становлении  личности  патриота.

           Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Используемая литература:

Газета Ольховского района  «Литературная страничка».

Журнал «Ребёнок в детском саду, 2005». ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».

Журнал «История основания села».

Интернет – источник: nsportal.ru- Социальная сеть работников образования.

М.А.Васильева. В.В.Гербова. Т.С.Комарова «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду». Мозайка- синтез. Москва.2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...