Занятие по экологическому воспитанию "Хрупкий мир природы Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петрова Евстолия Анатольевна

Развивать экологическую грамотность, воспитывать бережное отношение к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mkdou_detskiy_sad.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Березка» п. Лиственичный

Воспитатель 1 квалификационной категории Петрова Евстолия Анатольевна

Занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

        

        Тема: «Хрупкий мир природы Севера»

2013 год

Вид: Интегрированное (познавательно речевое + комунникация)

Тип: Повторно-обобщающее

Программное содержание: Цель: Сформировать ценностное отношение к природе

                                          Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать речь детей, обогащать её прилагательными и существительными.
  • Обогащать представления о многообразии видов флоры и фауны севера.

Развивающие:

  • Развивать любознательность, творческое воображение, коммуникативность.
  • Приобщать к культуре родного края.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию ценностного отношения к природе.
  • Воспитывать желание охранять природу и помогать ей.

Ход занятия

Воспитатель: (показывает карту Сибири)- Ребята, вы узнали эту карту, правильно, это карта нашего Округа, а как он называется?

Дети:- Ханты-Мансийский Автономный Округ.

Воспитатель: Правильно, ребята, это удивительный край, со своей особой природой. Здесь у каждого места есть свое название, давайте мы вспомним, как называется вся территория на карте, где мы с вами живем?

Дети:- Сибирь.

Воспитатель:- А как называется наш сибирский лес?

Дети:-Тайга.

Воспитатель:Тайга занимает большую территорию Сибири – это одно из главных богатств нашего края, я вам предлагаю пойти к нему в гости (мультимедийная доска – иллюстрация тайги) воспитатель читает стихотворение Н. Благининой «Лес»

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь? какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

Воспитатель: Леса – это легкие планеты, почему так говорят?

Дети: -Потому, что растения вырабатывают кислород необходимый нам для дыхания.

Воспитатель: - Вы все правильно говорите, а почему же тайга в этом отношении уникальна?

Дети: Потому, что в тайге большинство хвойных деревьев, а они вырабатывают гораздо больше кислорода, чем лиственные.

Воспитатель:- А какие же хвойные деревья вы знаете? Чем они отличаются от лиственных?( иллюстрации на доске)

Дети:- У хвойных деревьев вместо листьев хвоя (иголки), это ель, сосна, кедр.

(воспитатель вместе с детьми рассматривает хвою разных деревьев и  дети определяют, какому дереву она принадлежит – по внешнему виду, длине иголок, цвету и запаху).

Воспитатель:- Ребята, а я вам в начале нашего занятия сказала, что лес это наше богатство, почему же лес нужен человеку?

Дети: - Лес нужен чтобы строить дома, из дерева делают мебель, карандаши, бумагу, топят дровами печки и т.д. В лес ходят за грибами и ягодами, чтобы отдохнуть.

(появляется Старичок- лесовичок)

Старичок-лес.:- Вот-вот, вам бы только брать, да лес губить! Сколько леса вырубает человек, сколько гибнет леса от пожара по вине человека, (иллюстрации на доске лесных вырубок и лесного пожара) а ведь чтобы выросло взрослое дерево ему нужно 100 лет, а вот вы пришли в лес, правила поведения в лесу вы знаете?

Воспитатель: Конечно, Старичок- лесовичок, мы с ребятами знаем. Ребята, давайте расскажем.

Дети:

- Не оставлять мусор в лесу, а собрать мусор и все закопать.

- Не ломать зеленые ветки, не качаться на них.

- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.

- Не рвать больших букетов цветов.

- Не брать детенышей птиц и животных домой.

- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Старичок-лес.: - Чтоб лес сохранить для других поколений нам всем нужно к нему относиться очень бережно, а самое главное сажать новые леса.

Дети:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

     ________________________

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

 Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

__________________________

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

_______________________________

Эту истину знаю от роду, и ее никогда не таю;

 Кто не любит родную природу,

То не любит Отчизну свою.

Старичок-лес.: - Лес –большой дом. Кто в нем живет?

Воспитатель:- Мы с ребятами знаем, что животные севера уникальны, в тайге и тундре живут такие животные, которых не встретишь больше нигде на планете, а чем же они уникальны?

Дети:- Они приспособились к холодному климату, многие животные имеют не только теплый мех, но и защитную белую окраску, так как зима у нас длинная и холодная.

Воспитатель:- Хорошо, назовите этих животных

Дети: (песец, полярная сова, полярный волк).

Старичок-лес.: - Что-то я сомневаюсь, что вы хорошо знаете животных!

 Воспитатель: - А ты нас проверь.

Старичок –лес.: Что ж, загадаю вам загадки: (каждая отгадка появляется на доске)

        Хитрая плутовка, рыжая головка,

        Хвост пушистый – краса,

        А зовут её…    (ЛИСА)

Он как елка весь в иголках,

Ловит смело страшных змей,

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!          (ЁЖ)

Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?    (БЕЛКА)

Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед

А зимой лапу сосет?    (МЕДВЕДЬ)

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы –

Уши больше головы?    (ЗАЯЦ)

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждет добычу.

Не робей, но берегись

В тои лесу, где бродит…   (РЫСЬ)

   

В тундре он бродит большими стадами,
Словно короной, красуясь рогами.
Важен он в жизни полярных народов -
Транспорт надёжный для дальних походов.
(СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ)

Воспитатель:- А о северном олене мы с ребятами много знаем и даже игру (проводится подвижная игра «У оленя дом большой»)

У оленя дом большой,

Он сидит, глядит в окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай!

Лапку мне давай».

(Руки над головой – изображаем крышу дома.

Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой  поддерживаем правую.

Бег на месте.

Топот ногами, руки на поясе.

Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.

Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.

Зазывание движения рукой.

Протягиваем руки с открытой ладонью)

Старичок-лес.: Вижу животных вы знаете, а по следам их узнаете? (проводится дидактическая игра «Узнай чьи следы») Дети по выложенным на ковролине следам узнают кому они принадлежат (заяц, волк, медведь, лось).

 Старичок-лес.: Да, трудно живется животным в наших суровых местах, да еще человек все дольше уничтожает их ради мяса и шкуры, уничтожает леса, осушает болота. Если так и дальше пойдет, то мы в лесу не то что следов зверей не найдем, а и их самих будем видеть только на картинках.

Воспитатель:- Что ты, нельзя этого допустить, ребята, как защитить обитателей леса?

Дети:

  • Нужно подкармливать животных и птиц зимой.
  • Нельзя убивать животных ради забавы
  • Нужно охранять животных занесенных в Красную книгу.
  • Не уничтожать привычные места обитания животных
  • Создавать охранные зоны и заповедники.

Воспитатель: - Ребята, а вы помните, что в народе говорится о лесе (пословицы о лесе)

        Растения – земли украшения.

        Рощи да леса – всему свету краса.

        По лесу ходи – под ноги гляди.

        Лес не школа, а всему научит.

Старичок-лес.: -Таким как вы гостям лес всегда рад и ждет вас снова в гости, а на последок запомните народную мудрость-

                                                 Много леса – не губи,

                                                 Мало леса – береги,

                                                 Нет леса – посади

Воспитатель: - Спасибо тебе Старичок-лесовичок за прогулку, да за науку. Мы с ребятами постараемся быть настоящими друзьями и помощниками леса.

Старичок-лес.: - Вы мне очень понравились и я хочу вас принять в зеленый патруль, вот поэтому знаку (дарит значки виде листочка) вас сразу узнают другие защитники леса. А теперь пора прощаться, до следующей встречи!

Воспитатель: До свидания. Ребята, что вы самое главное сегодня запомнили из нашего путешествия?

Дети: - Нужно охранять лес. Защищать животных и птиц…

Воспитатель:

        Бесценна сибирского леса краса

        Зеленое золото – наша тайга.

        Богатство тайги охраняй, карауль,

        Внимательный, зоркий «Зеленый патруль!»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Роль уголка природы в экологическом воспитании дошкольников Крайнего Севера

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и к...

Занятие по экологическому воспитанию "Враг природы - мусор!"

Занятие по экологическому воспитанию "Враг природы - мусор!"...

Экологический румбокс"Природа Севера"

Экологический румбокс - пособие способствующее познавательному развитию детей...

Окружной экологический фестиваль «Эколята Югры – Друзья и защитники уникальной природы Севера!»

Окружной экологический фестиваль «Эколята Югры – Друзья и защитники уникальной природы Севера!»...

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию «Знатоки природы» для детей подготовительной группы

Цель: Создание условий для  формирования навыков экологической культуры воспитанников, расширение кругозора детей, их знаний по окружающему мируЗадачи:Образовательные:- продолжать уточнять и...