Конспект непосредственной образовательной деятельности "Воздух вокруг нас" (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Смирнова Наталия Геннадьевна

Конспект по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Воздух вокруг нас»

ГБОУ Школа № 851

ЮАО г. Москвы

Смирнова Н.Г.

 ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 Образовательная область «Познавательное развитие»

Пополнять, обобщать и систематизировать знания детей о воздухе, его свойствах значении для жизни и здоровья человека. Учить устанавливать связи между различными явлениями, делать выводы. Формировать естественно-научные представления. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Образовательная область «Развитие речи»

Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; развивать диалогическую речь.

Развивать образное мышление детей путем включения в ход НОД стихотворений, загадок.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Упражнять детей в ритмичном движении под музыку, развивать активность и творчество в двигательной деятельности при изображении летящих и падающих дождевых капелек.

Образовательная область «Физическое развитие»

Формировать представления о вреде загрязненного воздуха для здоровья человека. Воспитывать желание заботиться о чистоте окружающего пространства и окружающей среды.

Развивать двигательную активность детей.

Активизация словаря.

Дать понятие о слове атмосфера. Активизировать в речи слова: газ, кислород, углекислый газ, выхлопные газы, ураган, смерч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 Рассматривание иллюстраций с изображением ветреной погоды, различных видов ветра; чтение стихов и загадок о свойствах воздуха, описание изображенных на картинках явлений природы; надувание воздушных шаров, проведение других опытов на тему «Воздух»; слушание духовой музыки, рассматривание духовых инструментов; заучивание стихотворений.

Материал.

Демонстрационный: Глобус, Плакаты: «Сила ветра», «Ветер – помощник человека», «Разрушающая сила ветра».

Раздаточный: емкости с водой, стаканы, фрукты, веера, свистки.

Технические средства: Телевизор, магнитофон

 Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие, развитие речи, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

 ХОД ООД

- Здравствуйте, ребята! Представляете, сегодня к нам, в детский сад, пришла посылка от доброго волшебника. Давайте ее откроем. Интересно, что там? Открытка. А больше ничего. Сейчас посмотрим, что здесь написано. По-моему, это загадка. Слушайте:

Он вокруг, а мы не видим.

Он спокоен – мы не слышим.

Отсутствуют запах и цвет.

Вроде здесь и его нет.

Но ни ночью и ни днем

 Без него не проживем.

Полон им и дом, и лес,

И в посылку он залез.

Что же это? Есть ответ?

 (Г. Байрамукова) .

- Воздух.

-Так что же, кроме открытки с загадкой оказалось в посылке?

- Воздух.

-А вы догадались почему? Наверное, он хочет, чтобы вы поняли, что в нашей жизни важнее всего.

Вы знаете, где мы живем?

- В Сургуте, в России, в Югре и т. д.

-Все верно! Но еще мы можем сказать, что живем на дне воздушного океана, который называется атмосферой. (Атмосфера – газообразная оболочка, окружающая Землю и другие планеты) .

Посмотрите, как она окружает Землю со всех сторон. (рассматривают изображение Земли)

Воздух – это газ. Вы знаете из чего он состоит?

- Кислород, углекислый газ.

- Правильно. Только в воздухе есть и другие газы, капельки воды, пыль, цветочная пыльца и т. д.

А как вы думаете, откуда берется воздух?

- Его выделяют растения.

-Верно. Леса даже называют легкими планеты.

-А вы догадываетесь, что может случиться, если вдруг исчезнет воздух?

Опыт 1.

Закроем ладошками рот и нос.

Что происходит с нашим организмом?

-Мы начинаем задыхаться.

-Давайте сделаем вывод: Можем мы прожить без воздуха?

-Без воздуха нет жизни ни людям, ни животным, ни растениям.

Только этот опыт самим не нужно повторять. Это опасно.

Ребята, а можем мы назвать свойства воздуха?

- Чистый, прозрачный, без запаха, газообразный.

- Правильно, но у воздуха есть еще и другие свойства. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

Для этого нам нужно превратиться в ученых исследователей.

- Как вы думаете, чем они занимаются?

Дети отвечают

-Ну, конечно же, прежде всего они экспериментируют, чтобы постичь тайны природы.

Я хочу вам напомнить, что исследователи – люди очень дисциплинированные. Ведь они имеют дело и с опасными предметами и веществами.

Поэтому прошу вас все действия проводить только по моей команде.

Дети подходят к столам, на которых подготовлен материал для опытов.

Опыт 2. Давайте начнем с самого простого. Попробуем обнаружить воздух.

Подуйте на свои ладошки. Что вы ощущаете?

- Ладошке тепло и она становится немного влажной.

- Значит, каким может быть воздух?

-Теплым, влажным.

- А теперь возьмите вееры и помашите перед собой. Ваше лицо обдувает ветерок. Он такой же теплый?

- Нет, он прохладный.

-А на улице сейчас какой воздух?

- Холодный.

-Значит, воздух может менять температуру.

Опыт 3.

– Приступим к следующему опыту. Возьмите в руки стаканчики. Как вы думаете, они пустые? Внимательно посмотрите, что там есть?

- На дне кусочек салфетки.

- Потрогайте пальцем. Салфетка сухая?

- Да.

- А больше ничего нет в стакане?

- Нет. (Да) .

- Что ж, давайте проверим. Переворачиваем стакан вверх дном и опускаем в банку с водой. Только держать его нужно очень прямо. Вынимаем также прямо стакан из воды. Попала вода в стакан? Почему нет?

- В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Это значит, что воздух занимает место.

Опыт 4.

Давайте снова отпустим стакан в банку с водой, но держим его не прямо, а чуть наклонив. Что мы видим в воде?

- Пузырьки воздуха.

- Откуда они взялись?

- Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

Потрогайте сейчас салфетки. Они остались сухими?

- Нет! Вода заняла место воздуха и намочила салфетки.

И вода, и воздух занимают место.

Опыт 5.

– А сейчас закройте глаза.

 (Кладу на стол апельсин) .

Вы чувствуете какой-то запах?

- Да, пахнет апельсином.

- А как вы думаете, почему вы чувствуете запах. Ведь апельсин я не подношу к вашему носу. Благодаря чему запах доходит до вас?

Дети отвечают.

- Конечно, это воздух доносит до нас запах.

А что еще кроме запахов может передаваться по воздуху?

-Вирусы.

И чтобы не заболеть, не нужно без необходимости находиться в одной комнате с больным человеком.

Опыт 6.

Со свистками.

-Давайте возьмем в руки свистки и дунем в них 3 раза.

Вы слышали свист?

А почему он возникает, знаете?

Посмотрите, что есть внутри свистка.

- Шарик.

-Правильно. Когда мы дуем, он движется. Воздух, встречая препятствие, дрожит. И получается звук.

Свойство воздуха издавать звуки использовали люди, создав духовые музыкальные инструменты. Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит. Получаются звуки. В отличие от свиста – музыкальные.

Какие духовые инструменты вам знакомы?

-Дудочка, флейта, кларнет, саксофон, труба.

-Правильно. Сейчас я предлагаю вам послушать звучание флейты.

Вам понравилась музыка? Звуки флейты чудесны.

Но и в мире природы много звуков, приятных для слуха.

Давайте превратимся с вами в дождевые капельки и поиграем в уже знакомую вам игру «Капельки». (Каждый ребенок берет со стола вырезанные их картона разноцветные капельки)

Мы дождевые капельки. (Дети бегут по кругу с картонными

 Летим, летим, летим, капельками в поднятых руках)

Мы землю очень любим.

И сад полить спешим.

Кап-кап-кап. Кап-кап-кап. (Наклоны с капельками в руках)

Нет покоя нам никак.

Но подул вдруг ветерок.

Гонит тучку на восток. (Дети бегут дальше)

Тучка дальше побежала,

С собой капельки забрала.

В лесу травку поливала.

Кап-кап-кап. Кап-кап-кап. (Наклоны. Дети касаются

 Нет покоя нам никак. капельками пола)

 (Г. Байрамукова)

А теперь снова превратимся в ребятишек и сядем на стульчики.

Скажите, что произойдет, если дождик будет лить только в одном месте?

-Засохнут леса, трава, сады.

- Конечно, вы правы. Хорошо делает ветерок, что гоняет тучки по небу?

-Да.

-А теперь, давайте подумаем, а сам-то ветерок отчего возникает?

-В одних местах воздух теплый, а в других – холодный. Теплый устремляется вверх, холодный - вниз, вот и подул ветер.

- Воздух движется с разной силой и скоростью. Давайте посмотрим картинки на этом плакате.

Определите, какой силы ветер они изображают. Сначала найдем самый слабый, потом самый сильный. Как называется сильный ветер?

- Смерч, ураган.

- А теперь посмотрим, что они приносят людям. Это последствия смерча и урагана. (рассматриваем плакат) .

- Но ведь ветер не всегда приносит разрушения. От него бывает и большая польза.

Посмотрите на этот плакат и объясните, на какие добрые дела способен ветер, кроме того, что он гоняет тучи.

- Разносит семена растений, вращает крылья мельницы, приносит с моря чистый воздух.

- Но, к сожалению, даже самый чистый воздух содержит в себе много пылинок, различных вредных веществ.

Сейчас мы с вами вспомним о них, поиграв в игру «Загрязняет - очищает».

Вы должны взять на столе картинку, объяснить, что на ней изображено и сказать, загрязняет это воздух или очищает.

Дети играют.

Вот видите, как много всего, что загрязняет воздух, которым мы дышим.

Взрослые люди должны заботиться о том, чтобы воздух стал чище, а вы болели реже.

А как мы все в группе: няня, воспитатели, дети – заботимся о том, чтобы воздух стал чище и микробов – меньше.

- Проветриваем, протираем пыль, пылесосим, кварцуем, сажаем комнатные растения, которые очищают воздух; заботимся о них, моем игрушки.

- Молодцы, ребята! Вы все знаете.

А сейчас давайте поиграем еще в одну игру: «Я начну, а ты продолжи» и повторим то, о чем вы узнали или вспомнили сегодня. Готовы?

-Да.

1. Наша планета окружена воздушной оболочкой – атмосферой.

2. В воздухе содержатся: кислород и углекислый газ.

3. Без воздуха жизнь на Земле была бы невозможна.

4. Вырабатывают кислород растения.

5. Воздух передает запахи и звуки.

6. Когда воздух дрожит, возникают звуки.

7. Воздух невидим, потому что он прозрачен.

8. Воздух занимает место.

9. Ветер – это движение воздуха.

10. Воздух загрязняют: дым пожаров, дым заводских труб, выхлопные газы автомобилей, дым сигарет курильщиков.

11. Самый надежный природный очиститель воздуха – растения.

- Спасибо вам, ребята за умные ответы. Думаю, когда вы вырастете, то придумаете много различных способов, чтобы сделать воздух, которым мы дышим, чище, а вас всех – здоровее.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2002

 2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010

 3. Вострухина Т. Н. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет / Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская. – ТЦ Сфера, 2012

 4. Костюченко М. П. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012

 5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2008

 6. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Пилотный вариант. Мозаика-Синтез, М. 2014

 7. Тугушева Г. П., Чистякова А. К. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. «Путешествие с Красной Шапочкой». Приоритетная образовательная область: познание.

Систематизировать  элементарные  математические представления у детей,    дать  понятие о ломаной линии, через виды деятельности:  игровую, двигательную (путешествие); ко...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми страшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема «Парусные гонки» Образовательная область «Познание

Абдулина Гуяйда АхатовнаТема занятия "Парусные гонки"Цели данного занятия  является выявление и обобщение знаний, умений и навыков  детей при формировании познавательных  исследовательс...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""

Тема: «Насекомые».Направление: познавательно-речевоеЦель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.Интеграция и задачи образовательных областей:Коррекционно-образо...