ОСЕННИЕ ЗАБОТЫ ЖИВОТНЫХ Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие», старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Долгих Наталья Ивановна

Во время НОД дети закрепляют знания  о диких животных наших лесов, их внешнем виде, образе жизни, о том, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях, о правилах поведения в природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dolgih_ni.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №35 «Родничок»

города Губкина Белгородской области

ОСЕННИЕ ЗАБОТЫ ЖИВОТНЫХ

Конспект НОД по образовательной  области

«Познавательное развитие»,

старшая группа

Подготовила:

Долгих Н.И. воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №35 «Родничок»

2015 г.

ОСЕННИЕ ЗАБОТЫ ЖИВОТНЫХ

Конспект НОД по образовательной  области

«Познавательное развитие»,

старшая группа

Подготовила:

Долгих Н.И. воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №35 «Родничок»

Программное содержание:

-Закрепить знания детей о диких животных наших лесов, их внешнем виде, образе жизни, о том, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

- Закреплять знания детей о правилах поведения в природе.

- Продолжать знакомить детей с техникой рисования мятой бумагой.

- Развивать зрительное восприятие.

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать элементы логического мышления на основе отгадывания загадок.

- Воспитывать культуру поведения в лесу, бережное отношение к природе.

- Воспитывать умение внимательно слушать ответы сверстников.

- Закрепить умение пользоваться красками (гуашью);

-воспитывать аккуратность, интерес к изобразительной деятельности.

Оборудование: Конверт оклеенный осенними листочками; запись Старичка-лесовичка; деревья; пеньки; кустарники; сугроб; шапочки животных; следы животных;  трафареты диких животных; презентация.

Ход НОД:

 Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Ребята кто это к нам там пришёл? Смотрите, почтальон принес нам письмо. (Дети рассматривают конверт, оклеенный осенними листочками).

Куда: Детский сад «Родничок»

Кому: Детям группы №7

От кого: от Лесовичка

Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки!

Я – Старичок Лесовичок, живу на поляне, со своими лесными друзьями – дикими зверями. Но мои друзья, где-то заблудились. Помогите, пожалуйста, найти моих друзей.

Воспитатель: Поможем Лесовичку? 

Дети: Да

Воспитатель: А где живёт Старичок Лесовичок? 

Дети: В лесу. 

Воспитатель: Сейчас мы совершим путешествие в лесное царство. Закройте глаза и произнесите волшебные слова:

Влево, вправо повернись

И в лесу ты очутись.

В сказке мы среди чудес                                                                                                                                                                                          А вокруг осенний лес. (слайд №1)  

Воспитатель: Вот мы и попали в сказочный осенний лес! Посмотрите как красиво вокруг, сколько кругом разноцветных листьев! Осень- очень красивое время года. Все кругом словно золотое!

Ребенок:

Все вокруг как на картинке

И березки и осинки

В золотых стоят нарядах

Значит с осенью мы рядом!

Воспитатель: Лес – большой дом для растений, птиц, животных. В этом доме есть свои правила, надо их знать и выполнять. Давайте составим правила поведения в лесу: (слайд №2)

1. Не разоряй гнёзда

2. Не шуми в лесу

3. Не оставляй после себя мусор

4. Не разводи огонь

5. Не ломай ядовитые грибы

6. Не обижай животных

Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете, как надо себя вести в лесу.

Если в лес пришёл гулять, (Идут по кругу, взявшись за руки)

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй.

Только чур не забывай, (Останавливаются)

Что в лесу нельзя шуметь, (Поочерёдно загибают пальцы рук)

Даже очень громко петь!

Ветки дуба не ломай,

Из рогатки - не стреляй

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость. (Идут по кругу)

Здесь хозяин – дуб и лось.

Воспитатель: А где же Старичок Лесовичок?

Дети: Старичка Лесовичка здесь нет.

Воспитатель: Ой, ребята, здесь какое-то письмо

Он предлагает помочь найти своих друзей – лесных жителей.

Посмотрите внимательно и скажите, какие животные здесь спрятались (слайд №3 – зашумлённое изображение диких животных)

(Белка, заяц, волк, лиса, медведь)

- Какие это животные? (дикие)

- Почему их называют дикими? (живут в дикой природе, сами о себе заботятся)

Воспитатель: Если вы отгадаете загадки, то дикие животные появятся.

(Загадки загадывают дети)

1. Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубке летом (белка) (слайд №4)

Воспитатель: Какая белка? (заботливая, трудолюбивая, хлопотливая, маленькая, быстрая, рыжая, серая, хозяйственная).

2. Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (лиса) (слайд №5)

Воспитатель: Какая лиса? (хитрая, рыжая, вороватая, осторожная, ловкая, хищная).

3. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной

А когда придёт весна,

Пробуждается от сна (медведь) (слайд №6)

Воспитатель: Какой медведь? (неуклюжий, косолапый, большой, лохматый, бурый).

4. В густом лесу под ёлкой,

Осыпанной листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой (ёж) (слайд №7)

Воспитатель: Какой ёж? (колючий, отважный, храбрый, маленький, заботливый, осторожный).

5. На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть (волк) (слайд №8)

Воспитатель: Какой волк? (злой, серый, зубастый, голодный, хищный).

6. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора (заяц) (слайд №9)

Воспитатель: Какой заяц? (трусливый, боязливый, пугливый, маленький, быстроногий, длинноухий, серый, белый).  Кого боится заяц? (волка, лисы)

А сейчас мы все с вами превратимся в лесных жителей.

 (Дети стоят по кругу, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки.

Раз, два, три, четыре — (Дети поочередно разгибают пальцы, начиная с указательных и кончая мизинцами.)

Заяц уши оттопырил (дети поднимают согнутые руки к голове (изображают «уши»)

Вот он серый волк, волк (двигаются по кругу большими шагами)

Он зубами щелк, щелк! (хлопки перед собой – «волк щелкает зубами»)

Зайка, я, и ты, и ты, (пружинящие полуприседания.)

Быстро прячемся в кусты (приседают).

Воспитатель: А вот и Лесовичок. (слайд №10).

Голос лесовичка (благодарит ребят  за то, что помогли найти его друзей  и спрашивает: «Что делают сейчас его друзья в лесу? Почему он их так редко видит?»)

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Осень (слайд №11)

Воспитатель: А какое время года придёт за осенью?

Дети:  Зима (слайд №12)

Воспитатель: Зима – очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. Давайте посмотрим, как звери готовятся к зиме. Смотрите, чьи – то следы. Давайте пойдем по этим следам и узнаем, чьи это следы. Дети по следам животных подходят к дереву, пеньку, кусту, сугробу.

Рассматриваем дерево. Там есть дверца. Открываем и видим белочку.

 Воспитатель: Где живёт белка?

Дети: На дереве в дупле, там у неё тепло и сухо.

Воспитатель: Как белка готовится к зиме?

Дети: Делает запасы: сушит грибы, собирает ягоды, орехи, семена шишек и прячет их в дупло.

Воспитатель: А почему белка не рыжая, а серая?

Дети: Поменяла цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов – ястреба и куницы. В серой шубке на дереве её не видно.

Воспитатель: А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Дети: Заяц летом был серым, а к зиме постепенно белеет.

Воспитатель: Ребята, а чьи же эти следы ведут к кусту? А под кустом – заяц.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

Дети: В белой шубке на белом снегу зайцу легче спрятаться от волка и лисы. Он бегает очень быстро и запутывает следы.

Ребёнок

Кто теперь заметит зайку

В белой шубке на снегу?

Ну-ка, где он? Угадай-ка!

Под кустом иль на лугу?

Воспитатель: Чем питается заяц зимой?

Дети: Ест ветки, упавшие с дерева, обгладывает кору.

Воспитатель: А кто враги зайца? (выставляю модели волка и лисы.)

Дети: Волк и лиса – хищники. (Днём они спят, а ночью охотятся.)

  Воспитатель: А каких животных встретить зимой в лесу нельзя? Почему?

 Дети: Ёжа и медведя потому что они зимой впадают в спячку.

Дети рассматривают следы медведя, которые ведут к сугробу. Находят медведя.

Воспитатель: Что это?

Дети: Берлога медведя.

        Воспитатель: А вы знаете, как медведь готовится к зиме?

Дети: Все лето и осень он готовится к зиме: ест много, ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, такое место называется валежник, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.

Дети рассматривают следы ежа и подходят к пеньку.

Воспитатель: Кто здесь спрятался?

Дети: Ёж.

Воспитатель: Как ёж готовится к зиме?

Дети: Ёжик свернулся в клубок и приготовился спать. Он питается мелкими грызунами, змеями. Добычу стало трудно добывать и он тоже спит, заготовив запасы.

 Воспитатель: А вот и Старичок Лесовичок

  Голос лесовичка (благодарит за интересный рассказ о том, как лесные жители готовятся к зиме и дарит волшебный конверт.) (слайд №13)

Дети достают картинки с трафаретами животных.

- Заяц зимой какого цвета? (белого)

-Каким цветом шубка у белки зимой? (серого)

- Каким цветом шуба у лисы зимой? (рыжая)

- Каким цветом медведь? (Коричневый)

- Каким цветом волк ( серого)

- Давайте мы оденем зверей.

- Возьмите листок бумаги и сомните его так, чтобы у вас получился бумажный комочек (сопровождаю слова действиями, окуните его в гуашь и приложите к изображению).

- Какие у нас получились красивые звери!

- Нам пора возвращаться в детский сад.

- До свидания, лес! До свидания, Лесовичок!

Голос лесовичка: «До свидания», ребята и просит, чтобы бережно относились и к лесу и к животным. (слайд 14)

Рефлексия:

- С кем мы сегодня встречались в лесу? Кого видели?

(Встречались со Старичком Лесовичком, видели диких животных )

- Чем занимаются дикие животные осенью?

- О чём мы ещё говорили? (о правилах поведения в лесу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «Осенние листочки» (образовательная область «Познавательное развитие»). Старшая группа

Планируемые результаты:1.Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями2. Имеет элементарное представление о строение листа;3. Проявляет интерес к природе....

ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ. Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие», средняя группа

На занятии дети закрепляют и уточняют  знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;  знания о подготовке к зиме животных,  водоплавающих и перелетных птицах; упражняют...

Конспект НОД На тему: «Чтобы помнили». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» Старшая группа.

Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ; побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников.Воспитывать уважение к п...

"По следам Осени"конспект занятия познавательное развитие старшая группа

Цель: Формировать представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Технологическая карта ООД Познавательное развитие Старшая группа Развитие познавательного интереса к природе родного края.

Тема: «Как Дед Мороз весну встречал»Цель:  создание условий для развития  познавательного интереса к природе родного края. Программные задачи: 1. Расширение представлений о ...

Конспект занятия "Королева осень" познавательное развитие старшая группа

Закрепить знание прзнаков осени, уточнить , как ведут себя животные осенью.Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к природе....