Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Русские богатыри» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бабыкина Любовь Ивановна

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Русские богатыри» (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 14 Сказка»,

г.Ногинск, Московской обл.

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

на тему «Русские богатыри»

(образовательные области: социально-коммуникативное,

физическое развитие)

(старшая группа)

Подготовила и провела

воспитатель первой квалификационной категории:

 Бабыкина Л.И.

Май, 2016 г.

Цель: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, через

           ознакомление с историей Руси и знакомство с русскими богатырями.

Задачи: 

  • Познакомить детей с прошлым России, нашими предками.
  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
  • Оживить представление о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
  • Обогащение словаря:: предки, русичи, славяне, гусляры, доспехи: кольчуга,  копьё, лук и стрелы, гусли, застава.
  • Воспитывать в детях гордость за своих предков, уважение к русским воинам, желание им подражать.
  • Развивать двигательную активность детей.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Аника воин»; просмотр отрывков из мультфильмов: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей». Рисование на тему: «Богатыри».

Оборудование: презентация на тему «Русские богатыри», оборудование для игр-соревнований.

 

Ход НОД.

Воспитатель. Ребята, приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны – День Победы в Великой Отечественной войне. Война началась 22 июня 1941 года. Длилась она 4 года. Враг напал на нашу родную землю внезапно, когда все мирно спали. Врагу хотелось завоевать богатую землю нашей страны, ее огромные территории. Но им это не удалось. На защиту своей Родины встал весь народ,  и мы победили. 9 мая 1945 года  - эта дата считается днем Победы.  

          Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Как вы думаете, какая она?

Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая.

Воспитатель. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. А людей, которые жили на Руси, называли русичи. Почему их так называли?

Дети. Они  жили на Руси.

           Русичи - это наши предки. Кто такие предки? Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это прадедушки и прабабушки наших дедушек и бабушек. Наши предки называли себя славянами. (Слайд 2 крестьяне) Почему они так себя называли? Слово «славяне» похоже на слово «слава».  А это значит - славный народ.  Они пахали землю, охотились,  были добрые, гостеприимные, смелые и очень любили свою родину землю – Родину.

         Богата Русь лесами, животными. Вот и привлекали все эти богатства врагов. Они хотели завладеть этими богатыми землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги соседей хазаров и монголо-татар. (СЛАЙД 3 нападение)  Они разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Кто же защищал Русь от врагов? Как их называли?

Дети. Богатыри.

Воспитатель. Кто такие богатыри?

Дети. Силачи, воины, защитники, борцы.

Воспитатель. А какие они были?

Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

Воспитатель. Вот они какие. (Слайд 4 воины)

           Когда надвигалась опасность, русичи  становились отважными воинами. Собиралась дружина (войско) и шла на защиту своих земель, своей Родины. (Слайд 5 дружина).

Воспитатель. Ребята, на Руси был такой обычай. Перед сражением был поединок самых сильных воинов с каждой стороны. И чей воин побеждал, то войско считалось сильнее. (Слайд 6 поединок).

Воспитатель. Ребята, обратите внимание на доспехи (одежду) и оружие богатырей. (Слайд 7). Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи, вы отгадайте.

  • Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
  • Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

  • Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
  • Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит) (Слайд 8 доспехи).

Воспитатель. Как называется одежда богатырей?

Дети. Доспехи.

Воспитатель. Про подвиги русских богатырей слагали песни, былины, сказания. Слагали их гусляры – бродячие певцы (Слайд 9 гусляры). Они ходили  из деревни в деревню, из города в город и рассказывали о подвигах  славных воинов-богатырей.

Воспитатель. Кто воспевал о подвигах богатырей?

Дети. Гусляры – бродячие певцы.

 Воспитатель. Великий русский художник Виктора Михайловича Васнецов написал знаменитую картину о богатырях. Как она называется? Кто на ней изображен? (Ответы детей). (Слайд 10 богатыри)

        Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. Писал он эту картину В.М.Васнецов  много лет (17лет). Эта картина "Богатыри" – стала памятником воинской славы русского народа. А каких еще богатырей вы знаете?

Дети. Аника- воин. Садко.

 Воспитатель. Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена. А вы хотели бы быть похожими на русских богатырей? Что для этого надо сделать?

Дети. Укреплять здоровье, заниматься физкультурой, быть храбрыми и любить свою Родину и уметь ее защищать.

Воспитатель. А вы сможете защитить на землю, если враг захочет на нее напасть?

Дети. Да!

Воспитатель. А вот сейчас мы это проверим и устроим небольшие соревнования, на которых узнаем вашу ловкость, меткость, силу.

Далее проводятся игры-соревнования: «Кавалеристы»,  «Самые меткие».

Воспитатель. Мы с вами сегодня говорили о былинных русских богатырях и о том, что они не раз спасали Русь от набегов хазаров и монголотатар. И сегодняшние русские солдаты охраняют границу нашей страны, помогают другим народам сохранить мир на Земле. Русский солдат считается самым сильным, смелым, отважным защитником. Он ничего и никого не боится. Давайте, ребята, споем любимую нашу песню о русском парне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме одежда в старшей группе

Конспект занятия по речевому развитию по теме:Одежда, головные уборы, обувь  Цель:- систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы».Задачи:упра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Русские традиции» Старшая группа (5 - 6 лет).

Конспект непосредственно  образовательной деятельности по теме:«Русские традиции»Старшая   группа (5 - 6 лет)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме русской народной сказки в старшей группе «Крылатый, мохнатый да масленый»

Конспект НОД по теме русской народной сказки в старшей группе "Крылатый, мохнатый да масляной"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему "Знакомство с русским народным костюмом"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему "Знакомство с русским народным костюмом"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Пожароопасные предметы » Старшая группа

Цель: познакомить детей с пожароопасными предметами, сформировать чувство опасности огня, довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно....

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Хоккей"в старшей группе.

Знакомство с зимним Олимпийским видом спорта — Хоккеем, врамках опытно—экспериментальной работы по Олимпийскому движению...