Методическая разработка: Конспект-беседа НОД по развитию речи и окружающему миру с использованием ИКТ в подготовительной группе детского сада «В лесу»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Лебедева Мария Николаевна

Конспект-беседа НОД по развитию речи и окружающему миру в подготовительной  группе детского сада. Тема: «В лесу». В конспекте-беседе подобраны стихотворения, загадки про лес. Используем презентации "Съедобные грибы" и "Несъедобные грибы", карточки со знаками для дидактической игры, карточки для игры «Узнай дерево по листку" , карточные макеты несъедобные и съедобные грибы .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект-беседа НОД по развитию речи и окружающему миру в подготовительной  группе детского сада

«В лесу»

Цели:

  • Пробудить интерес к лесу и его обитателям.
  • Познакомить с правилами сбора грибов.
  • Познакомить с правилами поведения в лесу.
  • Вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу.

Демонстрационный материал: 

  • Плакаты о лесе
  •  карточки для игры «Узнай дерево по листку»
  • карточные макеты несъедобные и съедобные грибы
  • презентация «Съедобные грибы»
  • презентация «Несъедобные грибы»
  • конверт с письмом от Старика-Годовика
  • Карточки со знаками для дидактической игры: «Не разводить костёр», «Не шуметь», «Не ломать ветки», «Не рвать растения», «Не разорять птичьи гнёзда», «Не портить кору деревьев», «Не брать с собой собаку», «Не топтать грибы», «Не трогать детенышей зверей», «Не мусорить».

Содержание организованной деятельности детей.

Организационный момент.

Воспитатель:

         Ребята, отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.

(ЛЕС)

(ответы детей)

Воспитатель:

Ребята, вы были в лесу? (ответы детей)

Вы  любите гулять в лесу? (ответы детей)

Что вы видели в лесу? (ответы детей)

Чем запомнилась прогулка? (ответы детей)

Знаете, какие деревья растут в лесу? (ответы детей)

Воспитатель:

        Нам с вами пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно!?

        А письмо нам прислал Старик-Годовик. (открываем письмо)

        Старик-Годовик пишет нам (читаем письмо):

«Вы детки разумные, умные. У меня случилась беда, злой волшебник заколдовал мой лес. Мне нужна ваша помощь, что бы расколдовать мой лес. Вам нужно разгадать вот такие  загадки:

(воспитатель читает загадки, а дети отгадывают)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка)

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту – в высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличии от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница).

Она весну встречает,

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платье в полоску

Ты узнаешь ….. (березку)?

                        Я из крошки-бочки вылез

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз ни туч.

Я накормлю свиней и белок,

Ничего что плод мой мелок. (Дуб)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Будто снежный шар бела

По весне она цвела.

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха)

Хоть он совсем хрупкий,

А спрятался в скорлупку,

Заглянешь в серединку, увидишь сердцевинку.

Из плодов он тверже всех,

Называется ….. (орех)

Что дерево стоит-

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные коралы.

(Рябина)

Воспитатель:

Вот мы и помогли Старику-Годовику разгадать загадки и расколдовать лес.

Давайте, ребята, поиграем в игру «Узнай дерево по листьям».

Воспитатель показывает детям карточки с изображением листьев деревьев, дети называют их.

Воспитатель:

Много разных деревьев растёт в лесу. Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, и нуждаются в защите и бережном отношении.

Родился маленький дубок

И я стою и не дышу

Родился маленький дубок,

Он по колено ландышу.

Он под защитою травы

И в землю не глубок

Из жёлудя родился,

И в жёлудь бы укрылся-

В тень листиков дубок.

Л.Николаенко.

Воспитатель:

 Какую роль играет лес в жизни животных и человека?

Лес - защитник человека.

Лес - родной дом растениям и животным.

Лес - помощник земледельца.

Лес - украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.

Воспитатель:

Как, ребята, вы понимаете эти слова?

Не зря о лесе говорят:

Лес богатство и краса,

Береги свои леса.

Враг природы тот,

Кто леса не бережёт!

(ответы детей)

Воспитатель:

Да лес - это богатство нашей страны. Он нужен всем нам для отдыха, он украшает нашу землю. Кормит людей, животных. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.

Воспитатель:

Дети, а зачем, с какой целью вы ходите в лес?

Дети:

         Отдохнуть,  полюбоваться цветами,  подышать чистым воздухом.  Послушать голос леса: тишину, шелест листвы, пение птиц.  Полакомиться ягодами,  собрать грибы. Погулять.

Воспитатель:

Как вы думаете, о чём дальше пойдёт речь?

Спрячется за пень,

Шапка набекрень.

Кто подходит близко-

Кланяется низко.

(Гриб)

 Воспитатель:

А сейчас мы с вами посмотрим про грибы. (просмотр презентаций: «Съедобные грибы» и «Несъедобные грибы»)

Воспитатель:

Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие грибы вы знаете? Отгадайте загадки о грибах.

 (дети отгадывают загадки, а воспитатель показывает карточные макеты съедобных и несъедобных грибов)

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - ...(боровик)

***

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – ...(подосиновик)

***

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются ...(опята)

***

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок ...(масленок)

***

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы ...(волнушки)

***

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые ...(лисички)

***

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ...(мухомор)

***

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые ...(поганки)

***

Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети, –

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)

***

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой

Ты их бери, не мешкай, ведь это – ...(сыроежки)

***

Под осиною ребятки бегают, играют в прятки.

Где один покажется – там и другой окажется. (Подосиновики)

***

Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.

Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)

***

Он в лесу стоял, никто его не брал,

В красной шапке модной, никуда не годный. (Мухомор)

***

Что за ребятки на пеньках столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках, застигнутые тучкой? (Опята)

***

Шоколадно-бурый гриб – к скользкой шляпке лист прилип.

Воротник ажурный тонок – гриб такой зовут ...(маслёнок)

***

В шляпке розовой мохнатой, – но не выглядит растяпой.

Будто плюшевое ушко, для соления ...(волнушка)

Дидактическая игра «Найди знак».

Воспитатель читает короткое стихотворение, а ребенок, правильно ответивший, подходит к столу и показывает карточку.

Карточки со знаками:

- «Не разводить костёр»,

- «Не шуметь»,

- «Не ломать ветки»,

- «Не рвать растения»,

- «Не разорять птичьи гнёзда»,

- «Не портить кору деревьев»,

-«Не брать с собой собаку»,

-«Не топтать грибы»,

-«Не трогать детенышей зверей»,

-«Не мусорить».

Стихотворения:

1

Что бы лес дружил с тобой,

Мусор уноси с собой!

2

НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева- деточка.

3

НЕ порть кору деревьев
Автографом своим,
Что ты тут был, поверим,
Но лучше б ты не был!

4

НЕ бери собаку в лес:
Видишь, пёс в гнездо полез.
Он не понимает,
Что птенцов пугает!

5

Ёж пыхтит и морщится:
«Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту»!

6

Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.

7

Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери! 

8

Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши! 

9

НЕ рвите в лесу букеты,
Запомнить надо про это.
Пусть цветы растут в лесу!
Леса береги красу!

10

Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!

11

НЕ топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Несъедобный - оставляй!

12

Увидел детеныша,

Ты отойди,

С собою его - ты не бери!

Итог НОД:

Ребята, лес – это большой дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. Хозяин всего этого огромного лесного царства – Старик-Годовик. Он следит за порядком в лесу, за чистотой, охраняет лес от браконьеров и пожаров.

Если вы знаете правила поведения в лесу, то Старик-Годовик всегда вам будет рад.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ

Слайд 2

МОХОВИК

Слайд 3

БЕЛЫЙ ГРИБ

Слайд 4

ПОДОСИНОВИК

Слайд 5

РЫЖИК

Слайд 6

ЛИСИЧКИ

Слайд 7

МАСЛЯТА

Слайд 8

ВОЛНУШКИ

Слайд 9

СЫРОЕЖКА

Слайд 10

ПОДБЕРЕЗОВИК


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ

Слайд 2

ЛОЖНОДОЖДЕВИК

Слайд 3

ПОГАНКА

Слайд 4

МУХОМОР

Слайд 5

САТАНИНСКИЙ ГРИБ

Слайд 6

Паутинник фиолетовый

Слайд 7

СВИНУШКА

Слайд 8

ЛОЖНЫЕ ОПЯТА

Слайд 9

ВАЛУЙ

Слайд 10

РОГАТИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Кроссворд: "Инструменты".

Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста знакомятся со строительными инструментами....

Конспект занятия по теме «Библиотека» Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада

ЦеЦЦель: Сформировать у детей представление о библиотеке.Задачи:1. Дать знание, что такое библиотека.2. Познакомить с историей создания книги.3. Познакомить с работой библиотекаря.4. Обогащение речи н...

Методическая разработка Речевая гимнастика - как средство развития речи на физкультурном занятии в детском саду

laquo;Азбука речегимнастики для дошкольников»:поквартальное распределение речевой гимнастики и речетативов...

Авторская методическая разработка "Проведение комплексных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с использованием дидактики программы: «Разговор о здоровье и правильном питании»

ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИКИ ПРОГРАММЫ:«РАЗГОВОР О ЗДОРОВЬЕ И ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»...

Конспект методической разработки занятия совместной деятельности по развитию речи в средней группе детского сада

laquo;Составление описательного рассказа Поздняя осень с элементами мнемотехники»....